Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ УПРАЖНЕНИЙ





Упражнения начинаются с того, что, начиная произносить сокращенные и сжатые формулы, слушатель обращает свой взгляд внутрь себя и вверх, как это практиковалось в ста­рых методиках погружения.

Близоруким при этом следует соблюдать осторожность. Им рекомендуется смотреть на кончик своего носа. Как только возникают неприятные ощущения, от этого вспо­могательного метода следует отказаться.

Формула упражнений на всех семи (или восьми) заня­тиях, продолжающихся по два часа, одинакова:

„Спокойствие - тяжесть - тепло (я спокоен, расслаблен, мне тепло). Сердце и дыхание совершенно спокойны и равномерны. По телу разливается тепло. Лоб приятно прохладный. Мышцы лица расслаблены. Спокойствие углубляется. Перед моим внутренним взором разворачивается картина... Спокойствие все глубже и глубже. Краски и образы становятся четче — краски и образы совершенно ясные".

 

Снятие происходит всегда одним и тем же образом:

„Краски и образы постепенно отодвигаются - краски и образы становятся менее четкими - краски и образы совершенно исчезают".

Я снимаю:

„Выпрямиться - потянуться - вытянуть все конечности - громко зевнуть".

 

При таком снятии, которое применяется в медитативной форме психогигиенической тренировки, за многие годы не было случая, чтобы после медитации зрительные образы ос­тавались дольше, чем на 1-3 минуты. Разумеется можно использовать и старую, более длинную формулу снятия из аутотренинга: „Я считаю до шести. При счете „шесть” я буду свободен, свеж и здоров - Один: мои ноги легкие - Два: мои руки легкие - Три и четыре: сердце и дыхание совершенно нормальные - Пять: лоб имеет нормальную температуру - Шесть: руки напряжены, глубоко вздохнуть, открыть глаза”. В целом тренировка продолжается от 10 до максимум 20 минут. Снятие проводится немедленно при появлении неприятных ощущений. На наших курсах ни у кого не возникало желания тренироваться дольше 15 минут, но лежа это время часто превышается. Так, например, Шульц рассказывал о своем пребывании в состоянии погружения на протяжении 30-60 минут.

Первый час занятий мы начинаем с очень известного упражнения, предложенного К.Хаппихом, которое играет важную роль и в символической драме под названием „ка-татимное переживание образов”. В этой методике психиатр из Геттингена Х.Лёйнер предлагает представить себе зеле­ный луг, обращая при этом внимание на погоду, время года, животных и людей и, прежде всего, на ограждения. Слушателей просят пройти от луга к ручью, искупаться в нем и затем следовать по течению до самого источника.

Приведем два примера. 16-летняя девушка рассказала: „Луг был полностью огорожен колючей проволокой”. Ей посоветовали в следующий раз попытаться найти проход, но на этот раз она увидела, что луг был огорожен высоким дощатым забором. На третьей тренировке она смогла, наконец, найти маленькую калитку и добраться до ручья. В конце курса ей представлялся уже ничем не огороженный луг, и она чувствовала себя „свободной и раскрепощенной”.

17-летний школьник писал: „Луг оказался сплошным болотом... я бросился в ручей, не раздеваясь... источник оказался настоящей клоакой". Как можно понять из этих образов, он не хотел обнажаться, то есть в переносном смысле раскрывать свою душу, и после этой тренировки больше не появлялся.

Уже из этих двух примеров даже непосвященному ста­новится ясным символический характер всего того, что можно увидеть и пережить во время медитации. Образная медитация является хорошо зарекомендовавшим себя ме­тодом относительно быстрого оказания помощи при пси­хических расстройствах.

В качестве следующего задания предлагается отыскать свой любимый цвет. Он не обязательно должен быть иден­тичен с тем цветом, который вам больше всего нравится в реальной жизни.

Второе занятие начинается опять с упражнения из обла­сти символической драмы. При этом может быть, например, поставлено задание исследовать пустой дом от подвала до чердака. Вот, например, переживания студента, проходившего в то время службу в бундесвере: „В доме я нашел сейф, разрезал его автогеном и увидел внутри множество малень­ких золотых фигурок. Я вытащил их, засунул в карман, вышел из дома и взорвал его". Такие упражнения достаточ­но несложны, участники очень быстро обучаются толковать символическое содержание своих образов.

В качестве следующего упражнения слушателям предлага­ется как можно рельефнее и объемнее представить себе кон­кретные предметы: цветы, фрукты, горящую свечу, якорь, людей или пейзаж. Иногда при этом рекомендуется ждать до тех пор, пока на экране закрытых век появится „что-то”. На третьем занятии мы переходим к рассмотрению аб­страктных понятий. К. Томас попытался систематизировать упражнения высшей ступени. Он различает упражнения, в которых слушатели образно представляют такие понятия, как мир, покой и тишина; упражнения на представление сущностных ценностей типа свободы, гармонии, силы, здо­ровья, жизни, радости и т.д.; упражнения на представле­ние духовных ценностей - счастья, справедливости, добро­ты, красоты и т.д. и, наконец, упражнения на представле­ние религиозных ценностей - любви, веры, милости и др. Религиозные образы обычно очень часто встречаются у глу­боко верующих людей, но нередки они и у атеистов.

Четвертое занятие имеет целью формирование характе­ра и личности. При этом под характером понимаются скорее статичные представления, а под личностью динамичные. Уже при освоении упражнений низшей ступени могут оказать помощь правильно подобранные формулы: „Я спо­коен и расслаблен. Я уважаю себя и других” - „Пусть дру­гие делают, что хотят, я руководствуюсь совестью” - „Обя­занность - это радость” - „Я пробьюсь” - „Я принимаю решения быстро” и т. д.

Многим помогла формула: „Я смел, свободен и весел. Я спокоен и расслаблен. Так держать”.

Формула „я уважаю других” может при психических расстройствах иногда вызывать неприятные реакции. В этом случае ее приходится изменять на „Я не забываю о ближних” или „Я такой же, как ты”. Может быть исполь­зовано и библейское „Возлюби ближнего своего, как самого себя” или, в вольном переводе: „Я с уважением отношусь к другим, они такие же, как я”.

Однако на высшей ступени эти образы необходимо „уви­деть”. В упражнениях, направленных на углубленное са­мопознание, которые проводятся на четвертом занятии, нужно представить себе образы, показывающие, „кто я такой", „как я должен измениться". Перефразируя девиз „Познай самого себя", можно назвать это упражнение: „Я познаю самого себя" или „Кто я?"

В качестве ответа на указанный вопрос можно увидеть образы, представляющие символических животных, людей или предметы. Один начальник отдела кадров увидел кра­дущуюся кошку, школьник - своего знаменитого деда, до­мохозяйка и школьница независимо друг от друга - рако­вину, в которой была большая жемчужина.

Очень важно при выполнении всех упражнений, чтобы из увиденного делались выводы. Без выводов, без после­дующих действий любая медитация в аутотренинге оста­ется искусством ради искусства.

В ходе других упражнений четвертого занятия, посвя­щенных самоутверждению, можно увидеть образы, пока­зывающие, „как я охватываю мир в самом себе”, „как мне стать таким или иным”, „кем мне надо быть”, „кем мне надо стать” и т. д.

На пятом занятии слушателям предлагается „путеше­ствие на дно моря”. Ввиду грозящих на этом пути опас­ностей, слушателям говорится, что в правой руке у них волшебная палочка, которая отводит любую опасность, превращает любых чудовищ и устраняет любые преграды. Также с помощью палочки слушатели могут добывать свет, освещающий любую тьму. При необходимости они могут также воспользоваться водолазными костюмами или ми­ниатюрными подводными лодками. Таким образом, они настолько хорошо подготовлены к путешествию вглубь моря, что могут ничего не бояться на этом пути.

Из многих положительных впечатлений в ходе этого упражнения следовало бы прежде всего упомянуть о выхо­де агрессивности. Многие участники с успехом участвуют в подводных битвах, обращают в бегство гигантских спрутов, распарывают брюхо нападающим на них акулам и даже топят корабли. У некоторых эта агрессивность, в том чис­ле и направленная на самих себя, находит более мирный выход. Они собирают под водой водоросли или кораллы.

„Путь на вершину горы” на шестом занятии, так же как и морское путешествие, направлен по вертикали, что обыч­но легче всего реализовать. В качестве дополнительного задания выступает исследование пещеры, перед которой сидит старый отшельник. После того, как одного поч­тальона при входе в пещеру атаковала свора собак, я по­рекомендовал ему захватить с собой волшебную палочку. Ему удалось добраться до вершины.

Беседа со старым мудрецом часто оказывает исключитель­но благотворное влияние, особенно на молодых людей. Одна 15-летняя девушка перед принятием всех своих личных ре­шений советовалась с отшельником, который представлял­ся ей воплощением собственной совести. „Он единственный, с кем я могу поговорить откровенно", — рассказывала она. 17-летний ученик, принявший участие в занятиях из-за психических особенностей своего характера, описывал вершину горы как „темную липкую массу, из которой вырастал желтый конус, а на вершине его стоял крест”. Последнее занятие мы посвящаем фрустрациям, напря­женным состояниям, являющимся истинными причинами расстройств, на которые жалуются слушатели. При этом возникают, например, следующие зрительные образы: „Перед моим внутренним взором разворачивается картина, показы­вающая мне причины моих страхов (разочарований и т. д.)”. Далее можно воскресить в памяти ситуации из прошло­го, например, родительский дом, или представить себе начало своей болезни, ее первое проявление, или понаб­людать за извержением вулкана, или увидеть себя в зер­кале, или вступить в беседу со „Сверх-Я”, то есть провести внутренний диалог со старым мудрым человеком. Имен­но это последнее упражнение мы проводим дважды, что­бы участники как следует освоили его и при необходимо­сти могли обратиться к данному методу.

Тот, кто хочет разглядеть сам себя, познать свои поло­жительные и отрицательные стороны, вряд ли сможет сде­лать это каким-либо более эффективным способом, чем методика высшей ступени аутотренинга, затрагивающая глубины психологии. Это действительно „чистая форма глубинного психологического познания человека в его от­ношении к другим и к себе самому”, по словам гамбургс­кого врача Х.Хенгстмана. С ним нельзя не согласиться, так как далее он пишет: „Заблуждения аутотренинга та­ятся не в том, что он говорит, а в том, о чем он умалчи­вает. Его возможности значительно шире, чем мы предпо­лагаем”.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Заболеваемость вряд ли снизится, если мы не будем про­водить в жизнь действенные меры по воспитанию здоро­вого образа жизни. Так называемые болезни цивилизации будут существовать и в будущем. Как мы увидели, ауто­тренинг может оказывать здесь разнообразную помощь. Он может поправить пошатнувшееся здоровье или восполнить его нехватку. Он может, прежде всего, привести человека к пониманию самого себя и, таким образом, дать ему ключ для облегчения общения с другими людьми. И что еще важно: он может модернизировать „устаревшего” челове­ка и позволить ему легче приспособиться к техническим достижениям современности.

РОДСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ

Жизнь, как и наука, развивается непрерывно. Новые идеи всегда основываются на мыслях других людей. Однако это не умаляет заслуг исследователей. Шульц никогда не скры­вал, что аутотренинг ведет свое начало от гипноза. Он также никогда не отрицал, что на него оказали влияние исследования О.Фогта. Здесь не представляется возмож­ным отметить точки соприкосновения аутотренинга со всеми родственными методиками, основанными на внуше­нии и разрядке. Ограничимся самыми известными из них.

КУЭИЗМ

Люди старшего поколения еще хорошо помнят систему французского аптекаря Эмиля Куэ (1857-1926). Она от­носится к „пассивным методам самовнушения и разрядки”, которые ранее играли очень большую роль. Значение ме­тода Куэ основано на том, что он в очередной раз обратил внимание на важность самовнушения для здоровья. Он добился, вне всякого сомнения, больших успехов, оказы­вая влияние на пациентов своей сильной личностью и формулами, которые они повторяли про себя перед засы­панием, а также в других ситуациях, так же как и в ауто­тренинге. Его фразы: „День за днём и во всём мне стано­вится все лучше и лучше" или “Все пройдет, все пройдет” - обошли весь мир.

Как и все „массовые целители", он не обращал внима­ния на характер болезни. В этом заключался большой недостаток, от которого я уже предостерегал: начинающи­еся тяжелые болезни могут таким путем оставаться нерас­познанными в течение длительного времени, а благопри­ятное время для операции может быть упущено.

Куэ постоянно подчеркивал старую известную истину: „Не учитесь лечить себя. Вы это уже умеете. Я никогда никого не вылечил. Эта возможность заложена в вас са­мих. Призовите на помощь свой дух, поставьте его на службу вашего телесного и душевного здоровья, и он из­лечит вас. Вы будете сильны и счастливы”. Тот, кто ве­рит в себя, содержит в себе „инструмент выздоровления”, утверждал он. Хотя все эти мысли и не новы, его заслуга заключается в том, что он убеждал людей самих заботиться о своем здоровье. Такой импульс, направленный на вос­питание здорового образа жизни, не исходил ни от одного из его многочисленных критиков.

Врач Э.Йолович попытался избежать упущений Куэ. Он считал, что сначала необходимо поставить диагноз и лишь затем лечить болезнь с помощью формул цели, которые по содержанию очень напоминают формулы аутотренинга.

ПРОГРЕССИВНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ

Имеется множество коллективных, а еще больше индиви­дуальных методов пассивного самовнушения и релаксации, но они не представляют для нас особого интереса. Среди активных же упражнений аутотренинг в немецкоязычных странах играет ведущую роль. В английском языковом пространстве известен метод „прогрессивной релаксации" профессора Эдмунда Джекобсена из Чикаго. Под прогрес­сивной релаксацией понимается распространяющееся по телу расслабление мышц.

Целью метода релаксации Джекобсена является освое­ние систематического расслабления, вследствие которого происходит гармонизация вегетативной нервной системы. Важным показанием для этого метода являются наруше­ния сна. Релаксация происходит в шесть этапов, начиная с рук, за которыми следуют ноги, дыхание, лоб, глаза и, наконец, мышцы органов речи. Благодаря этой релаксации, исчезают многие симптомы и болезни, так как психичес­кие расстройства зачастую сопровождаются повышенным

напряжением мышц. Однако и отдельные упражнения ме­тода прогрессивной релаксации подобно изометрическим упражнениям в рамках аутотренинга могут применяться для быстрейшей реализации ощущения тяжести, как уже упоминалось. Чтобы почувствовать тяжесть при расслаб­лении мышц, имеется испытанный метод, при котором предплечья на 4-5 секунд прижимаются к бедрам, а затем сразу же ощущается реактивное расслабление мышц.

ТРЕНИРОВКА ПСИХОГИГИЕНЫ

Некоторым слушателям занятий по аутотренингу с трудом даются упражнения на расслабление. Для этой группы лиц я в начале семидесятых годов разработал метод, позво­ляющий эффективнее и легче осваивать аутогенную трени­ровку. Давайте вспомним: аутотренинг - это главным об­разом метод самовнушения. Психогигиена также основана на самовнушении, но здесь расслабление усиливается бла­годаря специальной методике психогигиенического дыха­ния, а также благодаря более интенсивному обращению к собственному телу, которое в похожей форме практикует­ся в нидра-йоге. В отличие от аутотренинга, психогигиени­ческое дыхание является единственным методом расслаб­ления, который может незаметно и в то же время с успехом применяться непосредственно в ходе воздействия стресса, например, на экзамене, на сложных переговорах или на конференции. Точно также психогигиеническое упражнение на ощущение тела может делаться изолированно, в част­ности при нарушениях сна. Можно рассматривать психо­гигиеническую тренировку как модернизированный аутот­ренинг. Многие рекомендации психогигиены могут с боль­шим успехом использоваться и в аутогенной тренировке.

Я выбрал название „психогигиеническая тренировка” потому, что долгие годы читал в Боннском университете лекции по данной теме. При этом в центре рассмотрения было, с одной стороны, учение о психическом здоровье, а с другой - умение самостоятельно расслабляться, которое и получило впоследствии название „психогигиена”. Во всех релаксационных методиках цель одинакова: расслабление. Но пути к этой цели различны. Одному больше подходит аутотренинг, другому психогигиена. Люди, склонные к сво­бодному образу жизни, лучше чувствуют себя в рамках пси­хогигиенической тренировки. Тем же, кому требуется нагляд­ность и уверенность, больше нравится строгая методика аутотренинга. Однако все это общие советы, так как окон­чательный выбор метода релаксации зависит в большей сте­пени от конкретной личности, чем от руководителя курсов.

ЛЕЧЕБНАЯ ГИМНАСТИКА

О том, что благодаря релаксационным гимнастическим упражнениям можно „стать другим человеком", известно не только инструкторам лечебной физкультуры. „Закрепо­щенный человек изолирован”, - с полным правом гово­рил один инструктор лечебной физкультуры при любой воз­можности. Лечебная гимнастика поддерживает способность поддерживать контакт с другими людьми. Физическое рас­крепощение становится духовным.

Расслабление мышц сказывается, как нам уже известно, на всем организме. Человек становится другим. Раскрепо­щаются не только мышцы, но и весь организм. Оказание влияния на какую-то конкретную часть тела невозможно. Поэтому на своих курсах я постоянно рекомендую допол­нительно к аутотренингу посещать занятия лечебной физ­культуры. Сегодня почти нет таких групп физкультуры, где не применялись бы упражнения йоги на расслабление.

ЙОГА

У аутотренинга намного больше общего с йогой, чем про­сто релаксация. Что такое йога? Санскритское слово „йога" имеет общее происхождение с нашим словом „иго”, оно означает груз, тяжесть. Все, что давит на человека, лишает его свободы - влечения, страсти, невротические представления, - должно устраняться с помощью йоги. Йога развилась из индийской философии и, не в последнюю очередь из вед. Веда означает знание. Учения вед были пер­вым индийскими литературными памятниками.

Йога представляет собой индийское духовное направле­ние. Она нацелена на то, чтобы с помощью определенных поз тела и внутренней концентрации добиться более вы­сокого состояния сознания и избавить йога от влияния окружающего мира. Индийский специалист А. К. Бхакти-веданта Свами пишет по этому поводу: „Йога - это связую­щее звено между душой и сверхдушой, между высшим и крохотным существом”. Далее у него говорится: „Суще­ствуют различные виды йоги. Йога означает систему, а йог - это человек, придерживающийся этой системы. Окончательная цель йоги состоит в познании Кришны”.

В текстах йоги можно найти упоминание о ее различ­ных ступенях - „анга”. Последняя ступень — это погру­жение, „самадхи”, в котором человек объединяется с объек­том своих мыслей, своей концентрации и медитации. Этой стадии достигают лишь немногие. Аутотренинг также может служить путем к ней. Я достиг этой последней сту­пени, когда в конце своего плавания через океан вследствие постоянной аутогенной тренировки, а также, возможно, из-за большой потери веса и сильного шторма оказался в состоянии, в котором не мог больше ничего слышать и видеть, не чувствовал боли, полностью лишился собствен­ного „Я” и не помнил даже своего имени. Я был в состоя­нии нирваны, как она именуется в буддизме, я стал еди­ным целым с океаном.

 

ДЗЭН

В японской школе дзэн эта высшая цель медитации на­зывается „сатори”. Это просветление, „достижение нового угла зрения". Последователь дзэн умеет концентрировать­ся, как никто другой. Часами, днями, целыми неделями

он сосредоточивается ни на чем. В дзэн концентрация и покой являются очень интенсивным занятием и достиже­нием. Это та самая знаменитая „тишина, которая пронза­ет любой шум”.

Однако вот уже многие годы японские спортсмены го­товятся к соревнованиям, в том числе и к Олимпийским играм, чаще всего с помощью аутотренинга. Что интерес­но, индийские психиатры, как правило, тоже пользуются аутотренингом, а не йогой, как утверждают знатоки ин­дийской жизни.

Многие методы имеют общие черты с низшей и высшей ступенями аутотренинга. „Вопросы, обращенные к подсоз­нанию”, можно задавать и на низшей, и на высшей ступе­ни. Они известны из психологии религии. Те, кто имел опыт постановки подобных вопросов, часто соглашается с ответами, полученными из подсознания, словно они сни­зошли из высшего мира. В книге „Психология религиоз­ной мистики” Джеймс X. Лейба пишет: „Лишь когда че­ловеческая воля перестанет стремиться куда-то и подчи­нится божественной воле, Бог сможет послать весть”.

Позволю себе еще раз напомнить, что во время плава­ния на лодке через океан я на протяжении многих недель задавал своему подсознанию вопросы: „Доплыву ли я?”, „Оправдано ли это плавание?” Ответом мне было „косми­ческое” чувство безопасности. Это, видимо, сможет понять лишь тот, кто пережил нечто подобное. Я „знал”, что доберусь до противоположного берега живым. Поэтому счи­таю целесообразным указывать слушателям курсов на воз­можность сознательного установления контакта с подсоз­нанием в случае возникновения тяжелых жизненных про­блем. Многие слушатели подтверждали, что им помогал такой способ заглядывания внутрь себя.

Точно так же, как йогой или дзэн надо заниматься всю жизнь, аутогенные тренировки должны проводиться на протяжении всей жизни. Они служат совершенствованию каждого отдельного человека, а тем самым и всего общества.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.