Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 2. Характеристика права и правового регулирования





Общественных отношений

 

Вопросы

 

1. Понятие, признаки и сущность права.

2. Источники права и их виды. Система права.

3. Правовые нормы.

4. Характеристика правового отношения.

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте характеристику признаков права и его отличий от других социальных норм.

2. Что такое система права, из каких элементов она состоит?

3. Дайте характеристику источникам права и их видам.

4. Назовите виды нормативных актов.

5. Приведите примеры локальных нормативных актов.

6. Дайте характеристику правового регулирования общественных отношений и его механизма.

7. Из каких элементов состоит правовая норма?

8. Какие виды правовых норм в зависимости от характера содержащегося предписания существуют?

9. Из каких элементов состоит система права?

10. Как действуют нормативные акты во времени, в пространстве и по кругу лиц?

11. Что такое юридические факты? Почему они называются юридическими?

12. Дайте определение правоотношения и его элементов. Приведите пример.

13. Чем отличается правоспособность от дееспособности субъектов правоотношений?

14. Назовите виды и формы реализации права.

15. Чем отличаются результаты правотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов? Приведите примеры.

 

Практические задания

 

Задание 1. Какие функции выполняет право?

1) Экономическую;

2) Воспитательную;

3) Регулятивную;

4) Государственную;

5) Охранительную.

Задание 2. Разместите данные нормативные акты в зависимости от их юридической силы?

1) Конституция РБ;

2) Кодекс законов о труде;

3) Указ Президента РБ;

4) Закон о собственности;

5) Постановление Кабинета Министров;

6) Решение горисполкома;

7) Правила внутреннего трудового распорядка предприятия;

8) Устав акционерного общества.

 

3) Гражданин, вошедший в троллейбус, обязан приобрести талон, в противном случае он будет оштрафован за безбилетный проезд.

Задание 4. Как называется обязанность субъекта претерпевать неблагоприятные для себя последствия, предусмотренные правовыми нормами?

1) Правонарушение;

2) Юридическая обязанность;

3) Деликтоспособность;

4) Юридическая ответственность;

5) Наказание.

Задание 5. Как называется правило поведения, соблюдению которого государство придает такое большое значение?

1) Юридическая обязанность;

2) Юридический факт;

3) Норма права;

4) Юридическая ответственность;

5) Правомерное поведение.

Задание 6. Какие из перечисленных источников права относятся к законам?

 

1) Конституция РБ;

2) Указы и распоряжения Президента РБ;

3) Кодекс о браке и семье РБ

4) Постановления и распоряжения Кабинета Министров РБ.

Задание 7. Какие черты являются характерными для правонарушения? Ответ:

1) Умысел;

2) Вредность;

3) Неосторожность;

4) Виновность;

5) Обоснованность.

Задание 8. Назовите элемент юридической нормы, который указывает на условия, при которых данная норма вступает в действие:



1) Гипотеза.

2) Диспозиция.

3) Презумпция.

4) Санкция.

5) Преамбула.

Задание 9. На какие виды юридических норм по характеру содержания правил поведения (предоставительно-обязывающие, разрешающие, запрещающие) подразделяются приведенные действия граждан? Ответ:

1) Плата за проезд в транспорте;

2) Получение студентами стипендии ;

3) Жестокое обращение с животными;

4) Подача потерпевшим иска в суд ;

5) Злоупотребление властью должностным лицом;

6) Покупка в магазине продуктов питания.

Задание 10. К каким видам юридических фактов относятся:

1) Разрушение дома Ивановых в г. Чаусы при урагане;

2) Хулиганское поведение Широкова в транспорте;

3) Получение высшего образования Петровой;

4) Выход на пенсию Жигалина;

5) Переход улицы на зеленый свет светофора.

Задание 11. Когда наступает правоспособность гражданина?

1) Со дня рождения;

2) После получения паспорта;

3) Со дня совершеннолетия.

4) С момента устройства на работу;

5) С момента регистрации брака.

 

ТЕМА № 2. КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

План лекции:

1. Понятие, признаки, виды Конституции РБ.

2. Парламент РБ.

3. Понятие института президенства. Порядок выдвижения, кандидаты на пост Президента, его избрание. Основания смещения и досрочного прекращения полномочий Президента .

Литература:

Основная:

1. Основы права. Учебное пособие. С.Г. Дробязко., Т.М. Шамба, Г.А. Василевич и др. Мн.ГГЭУ, 2002 г.

2. Конституционное право. Учебное пособие (Демичев Д.М. – Мн.: Выш. Шк., 2004.

3. Конституция. Человек. Государство.сения «Право», приложение к журналу «Право и экономика», - МН, Право и экономика. 2000, Василевач Г.А.

4. Конституция Республики Беларусь. (научно-практический комментарий) – 2-е изд.- Мн.: издат. «Право и экономика» 2001. Василевич Г.А.

5. Конституционное право Республики Беларусь.:учебник.- Мн.; книжный дом; интерпрессервис, 2003. Василевич Г.А.

Дополнительная:

1. Органы государственной власти. (конституционно-правовой статус) учебное пособие (Г.А.Василевич.- Мн. «Бип -с.», 2 изд. доп. , 1999.

2. Институт и механизмы государственной власти: учебно-методическое пособие.- Могилев: МГУ им. Кулешова, 2000. Канашевич Н.М.

Твардов. Г.Т. Политология: учебное пособие.- М.: ФАИР-Пресс, 2000.

1. ВОПРОС. Понятие, признаки, виды конституции РБ.

За всю историю развития Беларуси как самостоятельного независимого государства было принято пять Конституций (в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994 гг.). Причем первые четыре носили явно классовый характер, закрепляли господство лишь одной идеологии, исключали многопартийность, многообразие форм собственности. В них все было подчинено интересам коммунистического строительства. Недостатком текстов Конституций было то, что в них, как правило, не получали отражение положения важнейших международных документов о правах и свободах человека и гражданина, не закреплялся принцип разделения властей, многие нормы носили декларативный характер, не имели прямого, непосредственного действия на практике. Порой под конституционные акты имели реальное преимущество перед Конституцией.

В 90-е годы остро встала проблема принятия новой Конституции, базирующейся на общечеловеческих ценностях, опыте конституционного строительства стран с устойчивым развитием. Почти четыре года шла работа над ее текстом.

Новая Конституция была в итоге принята Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 г. (вступила в силу 30 марта 1994 г.).

Конституция Республики Беларусь составляет ядро правовой системы, является базой для развития всего законодательства. Не случайно второе сопутствующее название Конституции Республики Беларусь - Основной Закон (сейчас это название содержится в преамбуле Конституции).

 

Отличительными признаками Основного Закона Беларуси являются:

1) деидеологизированный характер;

2) закрепление в качестве экономической основы многообразия форм собственности;

3) установление равенства государства и гражданина, наличие у них взаимных обязательств;

4) закрепление в качестве вектора для развития текущего законодательства приоритета общепризнанных принципов международного права;

5) разделение и взаимодействие властей;

6) прямой характер действия норм Конституции.

"Демократия в Республике Беларусь, - гласит ст. 4 Конституции, - осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан". В ст. 6 (символично, что в Конституции 1978 г. ею закреплялась руководящая и направляющая роль компартии) речь идет о функционировании государственного механизма на основе принципа разделения властей.

В Основном Законе, исходя из отказа от заранее данной идеологической направленности, как и принято в Конституциях цивилизованных стран, не говорится о строительстве социализма, коммунизма или капитализма. Сказано, что Республика Беларусь - унитарное, демократическое, социальное, правовое государство (ст. 1). Подчеркивается (ст. 13) равенство всех форм собственности и их защита.

В новой Конституции нашли отражение политические и социально-экономические перемены, предусмотрена программа совершенствования демократии, содержатся гарантии прав и свобод. В ст. 8 закреплено положение, согласно которому Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. При этом не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции. Эта фундаментальная норма свидетельствует о стремлении законодателя строить независимое государство на правовых демократических принципах. Здесь есть несколько аспектов. Признание приоритета общепризнанных принципов международного права означает не что иное, как определение вектора развития всей правовой системы. Именно в этом смысле следует понимать запись "обеспечивает соответствие им законодательства". С учетом общепризнанных принципов международного права должно осуществляться "наполнение" конституционных норм, определение их содержания.

По Конституции 1978 г. государство наделялось явно выраженным тоталитарным характером. Начиная с 1989 г. прежнюю Конституцию приходилось беспрерывно обновлять, причем не только отдельные статьи, но и разделы, и главы. Особенно это коснулось основ общественного строя Беларуси, положений, касающихся организации и деятельности органов государственной власти, статуса политических организаций. Раздел же о правах и свободах граждан оставался до принятия новой Конституции практически неизменным. В этом разделе явно прослеживался патерналистский характер государства.

Огромное значение для принятия новой Конституции имела Декларация о государственном суверенитете, которую Беларусь из 15 бывших союзных республик приняла восьмой, то есть в золотой середине (25 июля 1996 г.). Провозгласив суверенитет республики, Декларация закрепила обязанность государства охранять и защищать национальную государственность белорусского народа. Демократической была запись о том, что лишь насильственные действия против национальной государственности, от кого бы они ни исходили, могут преследоваться по закону. Как и в Конституции 1978 г., в Декларации было закреплено, что единственным источником государственной власти является белорусский народ. 25 августа 1991 г. Декларации был придан статус конституционного закона, положения которого обладали даже более высокой юридической силой, чем сама Конституция 1978 г. (этот конституционный закон утратил юридическую силу с принятием 15 марта 1994 г. новой Конституции).

.

Около 50 % статей Конституции посвящены правам и свободам. Дальнейшее их развитие, наполнение новым содержанием, их гарантированность - задача всех государственных органов, в том числе судов.

Конституция Республики Беларусь является "жесткой". Некоторые, наиболее важные, положения (разделы I, II, IV, VIII) могут быть изменены только путем референдума, иные вправе корректировать Парламент. В п. 1 ст. 97 Конституции специально выделено правомочие Палаты представителей рассматривать проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции. При этом следует иметь в виду, что указанные проекты эта палата может рассматривать лишь по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Таким образом, в данном случае требуется инициатива от специально уполномоченного на то субъекта. Органы и лица, указанные в ст. 99 Конституции, которые обладают правом законодательной инициативы, не могут в порядке реализации этой инициативы ставить вопрос перед Палатой представителей о корректировке Конституции либо ее толковании.

Процедура внесения Президентом в Палату представителей проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции в принципе аналогична внесению проектов других законов. Согласно ст. 167 Регламента Палаты представителей, если предложение о внесении изменений и дополнений в Конституцию вносится в Палату представителей гражданами Республики Беларусь, оно рассматривается в соответствии с Регламентом, за исключением визирования, согласования с субъектом права законодательной инициативы и приложения к законопроекту необходимых материалов.

Согласно ст. 139 Конституции закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее 3 месяцев.

Положение о том, что изменение или дополнение Конституции может осуществляться только после двух обсуждений и одобрений (голосований) с обязательным промежутком времени между ними, известно мировой конституционной практике. Такой порядок внесения изменений в Конституцию получил название "двойной вотум". Смысл этой процедуры в том, что депутаты должны еще раз подумать, необходимы ли те изменения, за которые они первый раз проголосовали, не являются ли они конъюнктурными и, возможно, недостаточно продуманными.

Интервал между окончанием первого и началом второго чтения проекта закона, которым вносятся изменения и дополнения в Конституцию, должен быть не менее 3 месяцев. Данное правило считается соблюденным, если проект как при первом, так и при втором обсуждении идентичней. В противном случае происходит нарушение указанного конституционного требования.

Согласно Регламенту Палаты представителей проект закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию, подготовленный для рассмотрения, должен быть направлен депутатам Палаты представителей и другим субъектам, обладающим правом законодательной инициативы, не позднее чем за 20 дней до рассмотрения на заседании Палаты представителей.

Законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о введении в действие указанных законов, о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от полного состава каждой из палат Парламента. Это правило должно действовать при проведении требуемых двух обсуждений и одобрений (голосований).

В целях исключения какого-либо давления на волю депутатов предусмотрена норма о недопустимости изменения и дополнения Конституции в период чрезвычайного положения. Особые условия (военная угроза, стихийные бедствия и т.п.) не должны влиять на конституционную стабильность.

Запрет на изменение Конституции в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей предотвращает принятие решений в угоду сиюминутным интересам (например, исходя из оценки предвыборной ситуации в стране).

ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН

Конституция Республики Беларусь закрепила новую концепцию взаимоотношений личности и государства. Сейчас не классовые интересы, а человек является высшей ценностью общества и государства. Можно говорить о том, что идет преодоление сложившихся ранее деформаций, когда все подчинялось интересам государства или коллектива. Пришло понимание необходимости оптимизации отношений между индивидуумом и государством.

Конституция Республики Беларусь различает права человека и гражданина. Предметом особой заботы государства являются неотъемлемые, неотчуждаемые права человека, то есть те, которые изначально не носят нормативный характер, не дарованы государством, а наоборот, государство в этой сфере имеет ограничения. Именно естественные права выступают в качестве критерия прав позитивных, то есть исходящих от государства и закрепляемых в нормативных актах.

Среди неотъемлемых прав и свобод человека, которые закреплены в Конституции, можно назвать:

- право на жизнь (ст. 25),

- право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности (ст. 26),

- право на презумпцию невиновности в совершении преступления (ст. 27),

-право на частную жизнь (ст. 28),

- право на свободу передвижения и выбор места жительства (ст. 30), право на вероисповедание (ст. 31),

- свободу мнений, убеждений и их свободное выражение (ст. 33),

- право на сохранение национальной принадлежности и др.

В целом содержание закрепленных в Конституции прав и свобод отвечает международным стандартам, хотя и имеются свои особенности.

В соответствии со ст. 26 Конституции каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления, и только согласно приговору суда.

Право на жизнь не следует понимать в узком смысле этого слова - лишь как недопустимость посягательства на жизнь человека, невозможность существования смертной казни в государстве. Это более широкое и емкое понятие. Оно включает право на здоровую окружающую среду, предполагает обязанность государства не допускать экологические катастрофы и принимать меры по устранению или смягчению их последствий. С этой проблемой тесно связана проблема абортов, эвтаназии и др.

 

Конституция не запрещает смертную казнь.

Во-первых, в соответствии с законом она возможна лишь за особо тяжкие преступления;

во-вторых, носит исключительный характер, то есть тем самым подчеркивается вынужденность ее применения, пока в обществе не сформированы все условия для ее отмены;

в-третьих, смертная казнь допускается лишь согласно приговору суда. Уголовным кодексом Республики Беларусь предусмотрено, что применение смертной казни (расстрела) в виде исключительной меры наказания впредь до ее полной отмены допускается за некоторые особо тяжкие преступления, предусмотренные в Особенной части Уголовного кодекса. Не могут быть приговорены к смертной казни лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста до совершения преступления, а также женщины (ст. 22 УК).

В Республике Беларусь ежегодно приговаривалось к смертной казни 20-30 человек. Эта цифра в отдельные годы увеличивалась (в 1998 г. более сорока человек было приговорено к исключительной мере наказания), а в 1999 г. она вновь снизилась. В 2000 г. приговорено 4, в 2001 г. - 6 человек. Все лица, приговоренные к смертной казни, имеют право на помилование Президентом. Независимо от того, обращаются ли такие осужденные по данному поводу, все материалы в отношении приговоренных к смертной казни рассматриваются главой государства.

В Конституции много внимания уделено политическим правам, таким, как право на управление делами государства, на объединение, на публичные мероприятия, на обращения в государственные органы и к должностным лицам и др. Основой для их реализации и развития является содержащееся в ст. 4 Конституции положение о многообразии политических институтов, идеологий и мнений (ст. 4).

В соответствии с Основным Законом Республика Беларусь - это социальное, правовое государство. Поэтому ее социальная политика должна быть спутницей экономической политики.

Социальная политика является инструментом всемерного развития человека. Здесь действует принцип, согласно которому современное общество тогда функционирует удовлетворительно, когда его члены могут наиболее полно развивать и применять свои способности и навыки. Именно с этих позиций следует оценивать содержание социально-экономических прав, закрепленных в новой Конституции.

Среди них можно назвать:

- право на труд, недопустимость принудительного труда (ст. 41),

-на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда (ст. 42),

- право на отдых (ст. 43),

- право частной собственности и гарантию ее неприкосновенности (ст. 44),

- право на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права (ст. 46),

- право на социальное обеспечение (ст. 47),-

право на образование (ст. 49). (Содержание последней статьи вызвало большие споры, и она была одобрена лишь в день принятия Конституции - 15 марта 1994 г.)

В Конституции имеются нормы, предусматривающие судебные гарантии прав и свобод граждан.

К числу важнейших из них следует отнести:

- защиту прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом;

-принцип презумпции невиновности;

-освобождение от обязанности свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи и близких родственников;

- право человека в любой момент воспользоваться помощью адвоката и других своих представителей в суде и в иных органах.

 

В Конституции закреплены и обязанности граждан:

-соблюдать Конституцию и законы, уважать национальные традиции (ст. 52);

- принимать участие в финансировании государственных расходов (ст. 56);

- защищать Республику Беларусь путем прохождения воинской либо альтернативной службы (ст. 57) и др.

 

2 ВОПРОС. Парламент Республики Беларусь.

Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 90) Парламентом является Национальное собрание Республики Беларусь - представительный и законодательный орган республики.

Выборы нового состава палат Парламента Республики Беларусь назначаются не позднее 4 месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение 3 месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области, г. Минска не менее 5 лет.

Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией.

Одно и то же лицо не может быть одновременно членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов.

Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства.

Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

Срок полномочий белорусского Парламента - 4 года. Полномочия могут быть продлены на основании закона только в случае войны.

С прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть также прекращены полномочия соответственно Совета Республики или Палаты представителей.

Так, полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения ими Конституции.

Президент принимает решения по этим вопросам не позднее чем в 2-месячный срок после официальных консультаций с председателями палат.

Палаты не могут быть распущены:

• в период чрезвычайного или военного положения;

• в последние 6 месяцев полномочий Президента;

• в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности.

Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.

Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

В составе Палаты представителей 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Совет Республики является палатой территориального представительства. Избрание осуществляется тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и г. Минска. Таким образом избирается по 8 членов Совета Республики, а еще 8 членов назначаются Президентом Республики Беларусь.

Каждая из палат Парламента обладает самостоятельными полномочиями. Конституция не предусматривает вопросы совместного ведения палат. Основная функция Парламента -законотворческая. Помимо права вносить изменения в отдельные разделы Конституции и давать ее толкование Парламент принимает законы.

В п. 2 ст. 97 Конституции к компетенции Палаты представителей отнесено:

-рассмотрение проектов законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь;

- военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав,

-свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства;

- о правах национальных меньшинств;

-об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов;

-о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты;

- о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении;

- об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов;

-об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства;

-о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей;

- об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира;

- о правовом режиме военного и чрезвычайного положения;

-об установлении государственных наград; о толковании законов.

 

Таким образом, в Конституции в основном реализована идея об определении предмета законодательного ведения Палаты представителей (а значит, и Парламента в целом).

 

 

В связи с закреплением в ст. 97 Конституции перечня проектов законов, которые рассматриваются Палатой представителей, можно сделать несколько выводов.

Во-первых, к компетенции Палаты представителей (а значит, и Парламента в целом) отнесено принятие нормативных актов в виде законов в сфере наиболее важных общественных отношений;

во-вторых, факт формулирования данного перечня означает, что в данной сфере общественные отношения могут быть урегулированы лишь таким видом нормативных актов, как закон.

 

 

Правительство.

Это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и Руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

В отличие от некоторых других государств (например, США), Конституция Беларуси прямо предусматривает образование и деятельность Правительства как коллегиального органа государственной власти, осуществляющего функции управления. Его основные полномочия закреплены в Конституции, а также в Законе "О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах".

Что касается влияния Президента на деятельность Правительства, то оно вполне типично для президентских республик. Президент, хотя формально юридически и не входит ни в одну ветвь власти, обладает рядом конституционных полномочий в сфере исполнительной власти, которые свидетельствуют о том, что он является реальным главой этой ветви власти.

Конституция Республики Беларусь не содержит исчерпывающего перечня лиц, входящих в состав Правительства.

В ч. 4 ст. 106 Основного Закона лишь указано, что Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители республиканских органов управления. В соответствии с п. 7 ст. 84 Конституции структуру Правительства определяет Президент. Он же назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства.

Работой Правительства руководит Премьер-министр.

Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. По поручению Президента Правительство, заявившее о сложении полномочий, до сформирования нового Правительства продолжает осуществлять свои полномочия.

Формирование Правительства обычно начинается с назначения Президентом Премьер-министра. Оно осуществляется с согласия Палаты представителей.

Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Премьер-министра. Не допускается и внесение альтернативной кандидатуры. У депутатов Палаты представителей есть лишь одно право - обсудив предложенную кандидатуру, согласиться или не согласиться с предложением Президента.

Решение о даче согласия на назначение на должность Премьер-министра принимается Палатой представителей тайным голосованием с использованием бюллетеней и должно быть оформлено постановлением.

В случае если между Президентом и Палатой представителей по поводу назначения Премьер-министра возникают разногласия, то они преодолеваются в соответствии с процедурой, установленной Конституцией. Так, согласно ч. 5 ст. 106 Конституции при двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

В законодательстве нет запрета на повторное внесение в Парламент кандидатуры на должность Премьер-министра. Поэтому не исключается ситуация, когда двукратный отказ в даче согласия на назначение Премьер-министра может последовать относительно как одной и той же, так и иной (новой) кандидатуры.

В законодательстве Республики Беларусь специально не предусматривается необходимость получения со стороны Парламента вотума доверия составу Правительства или его программе для того, чтобы приступить к исполнению обязанностей. Наоборот, действующая Конституция предоставляет Правительству больше гарантий для его спокойной и целенаправленной работы, хотя и допускает возможность влияния Парламента на курс Правительства. Так, согласно п. 3 ч. 7 ст. 106 Конституции Премьер-министр обязан в 2-месячный срок после назначения представить Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения - также в течение двух месяцев представить повторную программу деятельности Правительства. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 97 Конституции Палата представителей заслушивает Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет ее; повторное отклонение программы означает выражение вотума недоверия Правительству. Безусловно, что при одобрении программы Парламент фактически выражает доверие Правительству и его курсу.

В случае отклонения программы деятельности Правительства Палата представителей определяет в постановлении срок Для заслушивания повторной программы деятельности Правительства, но не позднее 2 месяцев со дня отклонения программы.

В Конституции предусмотрено, что если программа деятельности Правительства все же была одобрена, то вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после ее одобрения (п. 7 ст. 97). Речь идет об определенной зависимости Правительства от Парламента и даже ответственности Правительства (но в течение определенного периода деятельности).

Что же касается главы государства, то, исходя из его конституционных правомочий, он может привлекать к ответственности (включая и освобождение от должности) членов Правительства и до окончания вышеназванного срока.

 

Конституционный Суд Республики Беларусь.

Он включен в главу "Суд" Конституции Республики Беларусь, тем самым подчеркивается принадлежность Конституционного Суда к судебной власти - самостоятельной ветви государственной власти.

Прежде всего хотелось бы обратить внимание на формулировку ч. 1 ст. 116 Конституции контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь. В этой связи можно сделать несколько выводов:

• эта норма предполагает активное воздействие Конституционного Суда на правотворческий процесс, и прежде всего его результат - принятые нормативные акты;

• реагирование на обнаруженные недостатки, противоречия между Конституцией и всеми иными подконституционными нормативными актами возможно в допустимых для Конституционного Суда формах, не только путем принятия заключений, но и иных его решений;

• часть первая, как, впрочем, и часть седьмая ст. 116 Конституции является базой для развития компетенции Конституционного Суда, которая определяется не только Конституцией, но и законом; в силу того что Конституционный Суд - это один из государственных органов, осуществляющих специфическую контрольную функцию, направленную на обеспечение верховенства Конституции и иерархической соподчиненности всех остальных нормативных актов, правовая позиция Конституционного Суда должна быть решающей при рассмотрении подобного рода споров, в том числе и в случае осуществления правовой экспертизы Министерством юстиции, Министерством иностранных дел о соответствии Конституции подлежащих регистрации ведомственных нормативных актов, ратификации - международных договоров.

Отличительной особенностью конституционного контроля, осуществляемого Конституционным Судом, является отсутствие у него системы подчиненных ему органов. Осуществление им своих полномочий опирается на авторитет принятого решения (этому может способствовать его правовая аргументированность, а не политическое обоснование). Исполнение решений зависит от поддержки других властных структур - Президента, Парламента, Правительства, судов, органов прокуратуры, а также общественной поддержки.

Конституционный Суд - единственный орган судебной власти, порядок формирования которого и некоторые другие вопросы прямо оговорены в Конституции. Относительно организации и деятельности иных судов (общих, хозяйственных) в Конституции сформулированы лишь принципы и указана их основная функция - осуществление правосудия. При этом компетенция Конституционного Суда, как отмечено в ч. 7 ст. 116 Конституции, определяется специальным законом о Конституционном Суде.

В этой связи следует сделать несколько выводов:

1) конституционные положения могут быть развиты в законе (без посягательства на юрисдикцию других органов);

2) недопустимы "размывание" Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь", попытки закрепить нормы о статусе судей Конституционного Суда в других законодательных актах без их непосредственного закрепления в Законе "О Конституционном Суде". Именно в Законе "О Конституционном Суде", как того требует Конституция, могут развиваться и конкретизироваться ее принципы и нормы, касающиеся деятельности Конституционного Суда;

3) Законом "О Конституционном Суде" предусмотрено, что порядок конституционного судопроизводства, правила процедуры и этикета регулируются принимаемым Конституционным Судом Регламентом, который должен быть основан на положениях названного закона. Конституционный Суд -единственный судебный орган, который самостоятельно определяет порядок конституционного судопроизводства. Конечно, процессуальные аспекты деятельности нельзя смешивать с чисто статутными.

 

Согласно Основному Закону Конституционный Суд формируется из 12 судей - высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

В соответствии с действующим законодатель









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.