|
В отличие от последних, основной единицей телевидения является не отдельное произведение, а именно программа одного дня, внутри которой и существуют эти разнородные неупорядоченные элементы. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Представители иного направления исследований, обозначенного в диссертации как журналистиковедческое, в отличие от искусствоцентристского, отождествляли телевидение с тележурналистикой, изучая его исключительно в аспекте журналистской деятельности и сопоставляя с другими СМИ. В результате они расширительно толковали саму журналистику, превращая телевидение в ее род. Появлению подобной точки зрения, по мнению диссертанта, с одной стороны, способствовала тогдашняя относительная «бедность» телепрограммы, еще не вбиравшей в себя такие компоненты, как реклама и PR. С другой, сказывалась недооценка значения многих развлекательных форматов, готовившихся к эфиру журналистами, но ничего общего журналистикой не имевших. Сегодня, однако, проблема выглядит с точностью до «наоборот»: тележурналистика, прежде отождествляемая со всем телевидением, порой утрачивает самостоятельность, Недаром появился даже особый неологизм - «пиарналистика». В рамках культурологического подхода телевидение рассматривалось совсем иначе: уже не как искусство или журналистика, а как зрелище. При этом интересно, что зрелищность напрямую связывалась с программностью. Формой бытия телевидения является программа. Программа - совокупность аудиовизуальных текстов, выстроенных в определенной пространственно-временной последовательности. В этом смысле ТВ оказывается весьма сходным именно с древнейшими фольклорно-мифологическими воплощениями культуры, насыщенными зрелищностью, такими как карнавал, цирк, балаган. Телевидение даже способно заменить собой эти исчезающие из жизни зрелищные формы.
По мнению автора, благодаря телеэкрану в жизни людей возрождается карнавальное мироощущение, которое также основано на синкретизме. Между телевидением и карнавалом есть немало сходства, близость телевидения к карнавальному мироощущению очевидна. Она заложена в самой природе зрелища и типе коммуникации -игровой, драматической, театральной. Но очевидны и различия. Карнавал был как бы реальной, периодически повторяющейся формой жизни. Телевидение также буквально «вросло» в повседневность. Без «всевидящего телеока» и его «зримого сопровождения» не обходится ни одно событие в жизни людей. Сегодня зрители не просто наблюдают. Люди и сами активно включаются в происходящее, существуя по обе стороны экрана, становясь очевидцами и участниками эфирного действия, наблюдателями и исполнителями, вовлеченными и в праздник, и в обмен информацией, и в познание новых сторон реальности, и в самодемонстрацию жизни. Бытовое поведение соединяется с творчеством; своя жизнь проживается параллельно, если не внутри экранной. Как и карнавал, телевидение – есть, по существу, сама жизнь, только оформленная особым игровым образом. Однако в карнавале человек все-таки осуществлял себя реально, как бы заново, и, главное, свободно. Телевидение же само по себе не только виртуально, оно еще и закабаляет, разъединяет людей, убивает общение, стандартизирует поведение. М.М.Бахтин (культуролог концепция карнавального мироощущения) писал о глубоком духовном смысле праздника. В средневековом карнавале высока была доля народности, духовности и освобождающей, возрождающей силы. Телевидение очень часто играет роль виртуального суррогата, лишь компенсирующего человеку то, чего он лишен в своей повседневной жизни. Но, так или иначе, аналогия с карнавалом ведет к открытию в телевизионной природе древнейших культурных констант, мотивов, форм, коммуникационных моделей, идущих из глубины веков и отвечающих конкретным социальным потребностям человека нашего времени. Достаточно вспомнить современные реалити-шоу, игровые программы, все формы интерактивной связи, телесериалы. Последние определяются диссертантом как игра в жизнь и ее моделирование.
Основное сущностное свойство телевидения синкретизм. Ярчайшими проявлениями его являются: · прямой эфирв сочетании с возможностью многообразных монтажных вставок и интерактивнымповедением аудитории; · программностькак регулярное чередование разнородных элементов содержания и формы: смыслов, жанров, форматов; · гипертекстуальностькак межканальные переходы, что делает просмотр нелинейным. Морфология телевидения Если программа с ее постоянными рубриками – фактор переменный, то морфологическая структура, воплощаемая в ней,есть фактор более или менее стабильный. То есть заданная композиционная схема реализуется в самых разных программных вариантах. По существу, здесь выражен закон конструирования телепрограммы: это периодически повторяющаяся система, состоящая из постоянного набора композиционных элементов. К ним относятся: функции (направления вещания, определяемые видами телевизионной деятельности) · сюжетные формы (жанры, форматы, проекты, разовые передачи). Причем, направлений вещания, определяемых видами телевизионной деятельности, даже на универсальных каналах можно обнаружить не так уж и много; форм же внутри них возникает куда больше, и постоянно появляются новые. « Кинопросмотр предполагает существование отдельного произведения в виде зрелища, несущего в себе целостную, законченную модель мира. На телеэкране зритель получает повседневный поток и художественной, и нехудожественной информации; словесно-визульное общение (контакт) человека с человеком («глаза в глаза»), наконец, клиповую, сиюминутно рождающуюся на наших глазах, подвижную, часто спонтанную модель мира. Для телепросмотра же необходимо наличие разнообразного потока информации в виде зрелища, как правило, опосредованного комментарием (как основной формой телеобщения), содержащего незаконченную картину мира.
Виды или направления вещания: Направления вещания, которые связаны с ведущими видами телевизионной деятельности: · массово-коммуникационное, куда входят журналистика, пропаганда, реклама, PR; · развлекательно-рекреативное; · художественное · познавательно-адаптивное.
Ключевые позиции в нем, по сути, призвана занимать деятельность журналистская. Однако это сегодня не совсем так. Заметно теряет вес аналитика. Кроме того, подчеркнута ангажированность аналитики. еще хуже, по наблюдению автора, обстоят дела с художественной публицистикой, то есть с публицистикой, основанной на образе и обращенной к искусству. Данное направление вещания серьезно урезано на многих федеральных каналах.
Сегодня нередко смешивают пропаганду, PR и политическую рекламу. Реклама все больше стремится выполнять новые для себя функции: мифотворческую и аксиологически-объединяющую. По наблюдению автора диссертационного исследования, ее мифологизм проявляется в том, что, в отличие от постоянно выходящих в эфир пугающих, криминальных материалов, она привлекательна и эстетична, активно несет идею безопасности и рядом с современной российской «депрессивной» журналистикой по существу занимается психотерапией. Сегодня направление телевещания – развлекательно-рекреативное. В работе подчеркивается, что при всех издержках развлечение – давняя и естественная человеческая потребность, которая благотворно сказывается на психике. В развлечении заключается немалый смысл человеческого существования. Потому-то, по мнению автора, присутствие развлечения в телеэфире не следует воспринимать столь однозначно негативно, как это нередко делается. Сложнее, чем с повседневной, массовой, фольклорной, игровой культурой, складываются сегодня отношения телевидения с традиционными искусствами, связанными с художественнымнаправлением вещания. Нынешняя проблема состоит в том, что российское художественное вещание сегодня явно не поспевает за информационным и развлекательным, утратив прежние свои позиции.
Те или иные виды телевизионной деятельности заимствуют сущностныечерты друг друга: публицистичность у журналистики, паблицитность у PR, рекламность у рекламы, эстетическое наполнение у искусства. Виды деятельности перекрещиваются, оказывая прямое влияние на контент и лишний раз подтверждая синкретическую сущность изучаемого нами феномена. Между тем, в определенные периоды существования телевидения отдельные функции и виды его деятельности могут доминировать. Сегодня это, безусловно,развлекательная, экономическая и адаптивно-моделирующаяфункции. Присутствие последней, между прочим, обнаруживается во всех видах телевизионной деятельности.
Свое определение телевидения как адаптивно-моделирующего феномена диссертант дает на основе понятий: «адаптация» и «моделирование». И далее поясняет, что телевидение сегодня все более различимо ведет себя именно как адаптивно-моделирующий механизм, поставляющий реципиенту некую воображаемую, мифологическуюмодель мира, которая нередко принимается им за реальность, однако ею в полном смысле слова никогда не является. То есть, телевидение «творит новую реальность», «делает новости», компонует картину мира, а не отражает ее. При этом диссертант подчеркивает, что объективность телевидения относительна всегда. Даже не занимаясь сознательным манипулированием, оно передает чей-то взгляд и выражает чьи-либо интересы. То есть, говоря об адаптивно-моделирующей функции телевидения, можно обнаружить два разных вектора его воздействия на аудиторию: так сказать, объективный и субъективный, порой выступающие как «нравственный» и «безнравственный». С одной стороны, в силу своей природы и тех средств, которыми оно располагает, телевидение объективно занимается моделированием жизни и адаптацией к ней своей аудитории. С другой, электронное СМИ зомбирует и программирует человека, манипулирует его сознанием и поведением, исходя из конкретных интересов своих учредителей, идеологов и спонсоров. В результате, такой новый элемент телезрелища, как «игрореализация», становится чуть ли не единственным средством социальной коммуникации; современная карнавализация, понимаемая как клиповость, праздничность и чистое развлечение, выступает заменой художественной, а подчас и подлинно духовной составляющей; мифологизация же превращается в инструмент «принуждающей» социализации и политической ориентации аудитории в строго определенных направлениях.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|