Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Музыкальные способности. Музыкальный ритм





 

К сенсорным музыкальным способностям относится и чувство музыкального ритма. Оно имеет связь с обычным (не музыкальным) чувством ритма, который характерен для всех процессов мироздания - от ритмов вселенной до биоритмов внутри живых организмов - и одновременно отличается от него. Если чувство ритма - «способность воспринимать и воспроизводить ритмические процессы», то чувство музыкального ритма предполагает реакцию на специфику временных процессов в музыке и их воспроизведение.

Существует множество определений музыкального ритма. Согласно одному из них, «ритм - временная структура любых воспринимаемых процессов, один из трех (наряду с мелодией и гармонией) основных элементов музыки, распределяющий по отношению ко времени... мелодические и гармонические сочетания» (Холопова В., 1978, с.657). Или: «Ритм - временная организация в музыке; в более узком смысле - последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты...» (Харлап М., 1991, с.463).

Отличительной особенностью музыкального ритма является то, что он включает не только понятие времени, но и понятия динамики, темпа, артикуляции, так как он зависит от темпа - скорости движения, ритмической плотности, артикуляции, динамики. Как видим, чувство музыкального ритма тесно взаимодействует с динамической и артикуляционной сторонами музыкального слуха.

В создании музыкального ритма большую роль играют все элементы музыкальной речи - от звуков и пауз до мотивов, периодов, фактуры и т.д. фактурный ритм образует своего рода полиритмию. Понятие «музыкальный ритм» неотделимо от категории метр. Это - «ритмическая форма, служащая мерой, в соответствии с которой музыкальные и поэтические тексты делятся, кроме смыслового членения, на метрические единицы» (там же, с.34). С метром связано наличие сильных и слабых долей. Метр бывает регулярный и нерегулярный.

На все эти свойства музыкального ритма человек реагирует благодаря чувству музыкального ритма. Некоторые исследователи вводят такое понятие как «ритмический слух». Ритм имеет моторную природу, и музыкальный ритм прежде всего апеллирует к телесно-мускульному началу в человеке. Реакция на музыкальный ритм проявляется в активных мышечных сокращениях, в которых задействованы не только голосовые связки, но и внешние телесные мышцы. Поэтому не случайно в древнерусских музыкально-педагогических пособиях давались строгие наставления по ритмической природе пения, чтобы ритмика была спокойной, незаметной, не отвлекала от пения.

Уже в XIII веке отмечалось два вида ритма: строгий ритм, основанный на единстве пульсации, и свободный. И если строгий ритм более мускульно- моторен по своей природе, то свободный ритм предполагает обращение к эмоционально-интеллектуальному началу, активнее взаимодействует с аналитическим слухом.

К этому следует добавить, что музыкальному ритму присуща яркая эмоциональная природа, которой нет в каких-либо других ритмических процессах. Он является выражением некоего эмоционального содержания.

Чувство ритма относится к тем основным музыкальным способностям, которые, как свидетельствует практика, начинают развиваться наиболее рано, на подсознательном уровне.

В европейской музыке чувство музыкального ритма немыслимо без звуковысотного движения. В чувстве музыкального ритма ярче, нежели в музыкальном слухе проявляется сенсорная природа этой музыкальной способности.

 

Интерпретация музыки

 

Принято считать, что проблема интерпретации в музыке возникла к 18—н. 19 века, когда в европейской музыкальной культуре в основном завершается разделение функций композитора и исполнителя. Предполагается, что именно с этого момента проявляется тот антагонизм (противоречие) между автором музыкального произведения и артистом, интерпретирующим это произведение, исполняющим.

Понятие «музыкальное произведение» предполагает определённую степень полноты отображения музыки в нотной записи. Между тем, первые попытки нотирования в европейской музыкальной культуре, возникшей ещё в Древней Греции, сводились к фиксированию лишь звуковысотной стороны.

Для музыкально-исполнительской практики, начиная с конца 18 века и на протяжении первой половины 19 века, характерно с одной стороны - всё более полное закрепление композитором своего сочинения в нотной записи, призывающее исполнителей к возможно более точному воспроизведению авторского замысла, с другой стороны - стремление артистов к свободе и художественной самостоятельности.

В исполнительском искусстве понятие «интерпретаци я» выступает в особом смысле - для обозначения истолкования, то есть произведения артиста.

Интерпретации в узком («исполнительская интерпретация», а также в широком («восприятие») смысле, подлежит любое произведение искусства, независимо от того, является ли оно современным слушателям, или принадлежит искусству прошлого.

Особенно важными являются различные источники для музыки отдалённых эпох, живая традиция исполнения которых прервалась. Исполнителям приходится обращаться к историческим и теоретическим исследованиям, чтобы почерпнуть в них сведения о характере и формах музицирования, принятых в ту или иную эпоху, о значениях отдалённых элементов нотации.

Интерпретация (истолкование) - новые качества исполнительского искусства. В ней важна роль психологической установки на соблюдение деталей авторского текста и субъективного отношения к нему. Существует два типа интерпретации:

- объективный (воля автора доминирует);

- субъективный (для исполнителя важны и собственные мысли и чувства).

Проблема объективной и субъективной интерпретации возникла из-за противоположных психологических установок:

- интеллекта (эмоционального склада исполнителя);

- психологического климата;

- специфики и уровня развития культуры, носителем которой является исполнитель.

В процессе интерпретации воссоздается то, что было задумано композитором, но с привнесением своего личного отношения. Без этого невозможна интерпретация, в том числе и при объективном подходе.

Интерпретация предполагает сочетание и личной творческой свободы исполнителя, и исполнение композиторского замысла, зафиксированного в нотных знаках. При интерпретации важна роль ассоциаций жизненных и музыкальных. К.Н. Игумнов выделяет три вида ассоциаций:

- построение определённой смысловой концепции;

- стремление у артиста вызвать у себя настроение, выраженное в музыке;

- зрительные пейзажные представления.

Ассоциативные связи возникают и при концертном исполнении. На ранней стадии ученик подражает, копирует либо педагога, либо других музыкантов.

Интерпретация, то есть процесс истолкования музыкального произведения, представляет собой обобщение и кристаллизацию эстетических идеалов, исполнительских вариантов и стилей исполнения, характерных для своего времени, которые каждый раз преломляются через индивидуальное сознание того или иного исполнителя.

Интерпретация - творческое истолкование музыкального произведения и его воплощение в звучании, в соответствии с эстетическими принципами и индивидуальностью исполнителя.

В связи с интерпретацией следует подчеркнуть, что она не сводится только к профессиональным достоинствам и мастерству исполнения, являясь выражением всех сторон личности, способность к глубокому и правдивому истолкованию музыкального произведения. Тесно связаны с мировоззрением, идеями направленности и общей культурой музыкального исполнителя.

Каждое значительное исполнение большим музыкантом вносит свои коррективы (изменения) в созданное композитором произведение. Особенно они заметны, если сочинение и исполнение произведения расходятся во времени, причём при неизменности нотного текста его интерпретация может значительно отличаться у разных исполнителей, представляя собой вариантную множественность (много вариантов) звучания данного музыкального произведения.

Благодаря временной «текучести», каждое новое исполнение у одного и того же исполнителя будет также несколько видоизменённым.

Особая трудность заключается в том, чтобы каждое новое исполнение обладало свежестью, увлечённостью первого. В вопросах интерпретации исключительное значение принадлежит воображению - психическому процессу складывания образа будущей деятельности, или созданию нового образа в форме общей идеи, или более конкретного представления конечного результата продукта.

Воображение бывает:

- воссоздающее - построение образов, на основе нотного или литературного текста, чертежа или эскиза. Воссоздающее воображение - психологическая основа создания музыкально- исполнительской интерпретации.

- Творческое - создание новых представлений и образов.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.