Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 4. Педагогическое взаимодействие





1. Своеобразие педагогической деятельности.

2. Сущность и структура педагогического мастерства.

3. Сущность, функции и структура педагогического общения.

4. Типы педагогического стиля отношения и взаимодействия, и их влияние на развитие личности.

5. Педагогический такт. Пути овладения современными методами педагогического общения.

6. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

 

Педагогическая деятельность – это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающих поколений. Ей присущи специфические формы организации, содержание, способы взаимодействия с воспитанниками. Как и каждая деятельность, педагогическая включает следующие компоненты: цель, средства, объект, субъект, отличающиеся своей спецификой. Прежде всего, специфична цель педагогической деятельности. В чем она?

Цели работы педагога определяются обществом, т.е. он не свободен в выборе конечных результатов своего труда, его действия должны быть направлены на всестороннее развитие личности воспитанников. Педагогическая деятельность способствует осуществлению социальной преемственности поколений, включению молодежи в существующую систему социальных связей, реализации природных возможностей человека в овладении общественным опытом. Но конкретные задачи, исходящие из цели, педагог должен выдвигать сам, сообразуясь с педагогическими условиями. Таким образом, цель педагогической деятельности всегда социально задана в конечном результате (есть определенный стандарт, как писал А.С. Макаренко, в понимании того, кого мы должны воспитать) и нестандартна по задачам в конкретных педагогических действиях. Уже это обстоятельство требует от педагога творческих решений, умения видеть цели, сопоставлять их с реальной конкретной обстановкой.

Деятельность педагога есть всегда деятельность по управлению другой деятельностью. Это своеобразная мета-деятельность, как бы подстраивающаяся под деятельность учащихся. Таким образом, специфика цели педагогической деятельности в том, что она должна стать и целью педагога, и целью ученика.

Управление воспитанием, обучением сложно потому, что цель педагога всегда объективируется в будущем воспитанника. Эта цель близка и понятна педагогу, он требует: «Ты должен знать, уметь, делать». В то же время дети живут сиюминутной жизнью, одолеваемые проблемами сегодняшнего дня, а будущее для них слишком отдалено. Это противоречие называют «основой трагедии воспитания». Педагог живет в современности, а строит будущее. Это сложно.

Итак, специфика цели педагогической деятельности требует от педагога личностного принятия социальной задачи общества, когда цели общества «прорастают» в педагогической позиции педагога; творческого понимания целей и задач конкретных действий; умения учитывать интересы ребенка и преобразовывать их в заданные цели учебной деятельности.

Объект педагогического труда – человек, «тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание», по выражению В.А. Сухомлинского. Специфика объекта педагогической деятельности заключается в следующем:

1. Человек – не мертвый материал природы, а активное существо, с неповторимыми индивидуальными качествами, с собственным отношением и пониманием происходящих событий. Это соучастник педагогического процесса, обладающий своими целями, мотивами, личным поведением. Таким образом, объект педагогической деятельности одновременно является и субъектом ее, деятелем, который может по разному относиться к педагогическому воздействию, ибо воспринимает его через свой внутренний мир, свои установки.

2. Педагог имеет дело с постоянно меняющимся, растущим человеком, к которому не применимы шаблонные подходы и стереотипные действия. А это сложно, требует постоянного творческого поиска.

3. Одновременно с педагогами на ребенка, подростка, юношу действует вся окружающая его жизнь, часто стихийно, многопланово, в различных направлениях. Поэтому педагогический труд предполагает одновременно корректировку всех воздействий, в том числе исходящих от самого воспитанника, т.е. организацию и воспитания, и перевоспитания, и самовоспитания личности.

В целом, современная педагогика, педагогика сотрудничества, направлена на демократизацию отношений и стремится к активизации воспитанников, к тому, чтобы сделать их соратниками, соучастниками педагогического процесса, субъектами педагогического взаимодействия.

Субъект – тот, кто воздействует на воспитанника, – педагог, родители, коллектив. Основной инструмент воздействия на воспитанника – личность педагога, его знания и умения. Если учащиеся не принимают личность педагога, критически относятся к его знаниям, поступкам, то они воспротивятся его воздействию. Подлинным воспитателем становится тот, кто оказывает позитивное нравственное влияние на личность, а это возможно лишь при условии постоянного нравственного самосовершенствования педагога.

Главные средства воспитания – различные виды деятельности, в которые включаются воспитанники: труд, общение, игра, учение.

Комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности называют педагогическим мастерством. К таким важным свойствам относят гуманистическую направленность деятельности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику.

Педагогическая направленность личности каждого учителя многогранна. Ее составляющие ценностные ориентации следующие:

1) на себя – самоутверждение чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего учителя;

2) на средства педагогического воздействия;

3) на учащегося, учебный коллектив;

4) на цели педагогической деятельности – гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств, объекта деятельности.

Для педагога важна ведущая направленность на цель (гуманизация деятельности) при гармонично скорректированных всех видах направленности (достойное самоутверждение, целесообразные средства, учет потребностей воспитанников).

Профессиональные знания педагога обращены, с одной стороны, к науке, предмет которой он преподает, с другой стороны – к учащимся, которые приобретают их. Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии. Важной особенностью профессионального педагогического знания является его комплексность, что требует способности педагога синтезировать изучаемые науки. Стержень синтеза – решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций, вызывающих необходимость осмысления психологической сущности явлений, выбора способов взаимодействия на основании познанных законов формирования личности. Решение каждой отдельной педагогической задачи актуализирует всю систему педагогических знаний, которые проявляются как единое целое.

Профессиональное знание педагога-мастера характеризуется и такой важной особенностью, как личностная окрашенность. Знание науки, весь багаж культуры, окрашенные интересом, уверенностью педагога, воспринимаются как его собственная позиция. Мастерство педагога – в «очеловечивании», одухотворении знания, которое не просто передается из книг в аудиторию, а излагается как свой взгляд на мир.

Ha основании профессионального знания педагога формируется педагогическое сознание – принципы и правила, лежащие в основе действий и поступков. Эти принципы, правила, каждый большой педагог строит на основе своего опыта, но осмыслить его, увидеть его закономерности можно с помощью научных знаний, которые требуют постоянных приращений.

Но скорость приобретения мастерства не регламентируется жестко ростом профессионального знания.

Способности к педагогической деятельности указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности. Можно вычленить следующие шесть ведущих способностей личности к педагогической деятельности:

- коммуникативность, включающая расположенность к людям, доброжелательность, общительность;

- перцептивные способности – профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция;

- динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

- эмоциональная устойчивость — способность владеть собой; оптимистическое прогнозирование;

- креативность — способность к творчеству.

Способности к педагогической деятельности, как и к другой, можно обнаружить в том, как быстро идет профессиональное обучение, насколько глубоко и прочно будущий педагог овладевает приемами и способами педагогической деятельности.

Педагогическая техника включает две группы умений – умение управлять собой и умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач. Первая группа умений – владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи. Вторая – дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия и др.

Высокий уровень мастерства дает новое качество всей работе педагога: формируется профессиональная позиция, аккумулирующая в себе высшие уровни направленности, знаний и готовности; развитые знания дают инструмент для самоанализа работы педагога и выявления резервов самодвижения; высокий уровень способностей стимулирует все более яркое самораскрытие личности, а совершенствование педагогической техники – обретение результата, адекватного замыслам.

Критериями мастерства педагога могут выступать:

- целесообразность (по направленности);

- продуктивность (по результату – уровню знаний, воспитанности учащихся);

- оптимальность (в выборе средств);

- творчество (по содержанию деятельности).

Общение – важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности. Исследования А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой, В.А. Кан-Калика, А.А. Леонтьева, А.Н. Мудрика, А.И. Щербакова и др. доказали большое значение общения в труде педагога.

Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, нарушение динамики речи и, как следствие, появление стереотипных высказываний учащихся, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно, увеличивается конформность поведения, В конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение к педагогу, а потому и к предмету. Педагогическое общение должно снимать такого рода эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содействовать «социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса» (А.А. Леонтьев).

Педагогическое общение как социально-психологический процесс характеризуется следующими функциями:

- познание личности,

- обмен информацией,

- организация деятельности,

- обмен ролями,

- сопереживание,

- самоутверждение.

Информационная функция общения, обеспечивая процесс обмена материалами и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий.

Образуя социальное поле деятельности личности, общение через роли, выполняемые личностью, программирует у нее тот или иной шаблон социального поведения (учитель и ученик). Смена социальных ролей способствует как многосторонним проявлениям личности – «сбрасыванию масок», так и возможности войти в роль другого, содействуя процессу восприятия человека человеком. Педагоги вводят личностно-ролевую форму в учебно-воспитательный процесс: подключают учащихся к ведению отдельных элементов урока, дают возможность каждому ученику побывать и в роли организатора, и в роли исполнителя.

Функцией общения выступает и самоутверждение личности. Задача педагога – способствовать осознанию учащимся своего «я», ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня ее притязаний.

Реализация такой важной функции общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности стать на точку зрения другого, что нормализует отношения в коллективе. Педагогу важно понять ученика, его потребности, чтобы осуществлять взаимодействие исходя из его представлений.

Структура процесса профессионально-педагогического общения (по В.А. Кан-Калику), включает:

- моделирование педагогом предстоящего общения с учащимися (прогностический этап);

- организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака);

- управление общением в ходе педагогического процесса;

- анализ осуществленной системы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность.

Этап моделирования требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Этап, называемый «коммуникативной атакой», говорит за себя: нужна техника быстрого включения класса в работу, нужно владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия. На этапе управления общением необходимо умение поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия. И, наконец, анализ общения направляется на соотнесение цели, средств и результата.

В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие. В целом вычленяют три основных стиля отношения педагога к учащимся: устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый. Но встречаются и такие учителя, у которых отмечаются черты отрицательного стиля отношения к детям – ситуативно - отрицательного и даже устойчиво - отрицательного.

Главный вывод о роли стиля отношения педагога к учащимся делает А.А. Леонтьев, отмечая, что и «отрицательные», и «неустойчивые» педагоги вызывают отрицательное отношение к себе. А это значит – они работают и против школы, и против общества.

Рассмотрим вкратце три основных стиля руководства, обращая внимание на вторую сторону общения взаимодействие. Авторитарный стиль («разящие стрелы»). Педагог единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся, учащиеся живут в мире догадок. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор.

Демократичный стиль («возвращающийся бумеранг»). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива. Педагог старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы; видит свою задачу не только в контроле и координации, но и воспитании; каждый ученик поощряется, у него появляется уверенность в себе; развивается самоуправление. Демократичный педагог старается наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого; поощряет активность, развивает инициативу. Основные способы общения у такого учителя – просьба, совет, информация.

Либеральный стиль («плывущий плот») – анархический, попустительский. Педагог старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим подчас противоречивым влияниям. Фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете тут речи не может быть.

Авторитарный стиль руководства может обеспечить кажущуюся эффективность групповой деятельности и создает крайне неблагоприятный психологический климат. При таком стиле задерживается становление коллективистских качеств. По данным социологов, именно в таких коллективах формируются невротики. У учащихся возникает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми.

Лучший стиль руководства – демократичный. Хотя количественные показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном, но желание работать не иссякает и в отсутствие руководителя. Повышается творческий тонус, развивается чувство ответственности, гордость за свой коллектив. Наихудшим стилем руководства является либеральный стиль; при нем, работа, как правило, выполняется меньше и качество ее хуже.

Стиль отношений и характер взаимодействий в процессе руководства воспитанием создают в совокупности стиль педагогического общения. Так, В.А. Кан-Калик выделяет: а) общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью; б) общение на основе дружеского расположения; в) общение – дистанция; г) общение – устрашение; д) общение – заигрывание.

В основе общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью лежит устойчиво-положительное отношение педагога к учащимся и делу, стремление совместно (а значит, и демократично) решать вопросы организации деятельности. Увлеченность совместным творческим поиском – наиболее продуктивный для всех участников педагогического процесса стиль общения.

Стиль педагогического общения на основе дружеского расположения тесно связан с первым, – по сути, это одно из условий становления стиля общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

К сожалению, довольно распространенным является стиль общение-дистанция. Суть его в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся постоянно в качестве важного ограничителя фигурирует дистанция: «Вы не знаете – я знаю»; «Слушайте меня – я старше, имею опыт, наши позиции несравнимы». У такого педагога в целом может быть положительное отношение к учащимся, но организация деятельности ближе к авторитарному стилю, что снижает общий творческий уровень совместной работы с учащимися. В конечном итоге, несмотря на кажущийся внешний порядок, этот стиль общения ведет к педагогическим неудачам.

Крайняя форма общения-дистанции – такой стиль, как общение - устрашение. Он соединяет в себе отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации деятельности. Такой стиль обычно создает на уроке атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на ее ограничения и запреты.

Проявлением либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении к детям является стиль общение-заигрывание. Оно вызвано стремлением завоевать ложный, дешевый авторитет. Причиной проявления этого стиля является, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться, а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности.

Итак, продуктивная педагогическая деятельность происходит в атмосфере положительного отношения педагога к учащимся, демократической организации дела, увлеченности совместной творческой деятельностью.

Мера педагогически целесообразного воздействия на учащихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения называется педагогическим тактом. Педагогический такт не допускает крайностей в общении с воспитанниками.

Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения педагога (выдержка, самообладание, в сочетании с непосредственностью в общении). Он предполагает доверие к человеку, подход к нему с «оптимистической гипотезой». Педагогический такт предполагает и гибкость поведения педагога – тактику. Ведь педагог выступает перед учащимися в разных ролях, которые требуют проявления такта в различных тональностях. На занятии – четкость, корректность, строгость и суховатый тон обращения, когда учащиеся не готовы к занятию. Вне занятий – непринужденность, задушевность, раскованность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии; дружеское общение во время игры, доверие в свободное вечернее время или в походе у костра. Поэтому разные формы общения: собрание, диспут, досуг – требуют от педагога специфики стиля общения, смены его тональности.

Выбор тактики в общении связан с умением пользоваться ролевыми позициями. Психотерапевт А.Б. Добрович выделяет четыре ролевые позиции: «пристройка сверху», «пристройка снизу», «пристройка рядом» и «позиция неучастия».

В позиции «пристройка сверху» педагог демонстрирует независимость, решение взять ответственность на себя. Эта позиция называется позицией «родителя».

В позиции «пристройка снизу» обнаруживается зависимая, подчиняемая и неуверенная в себе личность (позиция «дитяти»).

В позиции «пристройка рядом» выражается корректность и сдержанность поведения, умение считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ими (позиция «взрослого»).

Использование той или иной позиции диктуется ситуацией (условия, цель, позиция учащегося). Так как общение – процесс двусторонний, то в выборе позиции педагогу важно учитывать установки другого, его роль. Обычная позиция педагога – сотрудничающего взрослого, предполагающая деловой уровень общения. Эта позиция проектирует в ученике равноправного партнера по взаимодействию, создает доверительную атмосферу. Приемы реализации этой позиции могут быть такими: «Я хочу посоветоваться с тобой (Вами)», «Давайте обдумаем, решим» и т. д.

В то же время педагог нередко использует и позицию «дитяти» в своем поведении (как, казалось бы, ни странно!). Иногда педагог занимает позицию «пристройка снизу», как бы подыгрывая ученикам, например «ошибается на доске», а ученики с огромной радостью исправляют учителя. «Пристройка снизу», используемая педагогом, рассчитана на то, чтобы ученик проявлял самостоятельность.

Позиция «пристройка сверху» – позиция «родителя» – органична для педагогической деятельности, но не может быть единственной и одинаковой на всем пути воспитания, ибо она предполагает диалогичное взаимодействие лишь в том случае, когда воспитанник постоянно находится в роли дитяти. Это или тормозит развитие личности или приводит к конфликтному общению.

Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он – результат духовной зрелости педагога, большой работы над собой по приобретению специальных знаний и выработке умений общения с учащимися. Прежде всего, это знание психологии возраста и индивидуальных особенностей современных детей.

Не менее важны и знания основ морали, умение видеть нравственный смысл в поступках. И, конечно же, необходимы знания способов воздействия на людей, которые должны переходить в умения:

- любить их, показывать свою любовь; наблюдать, видеть внутренние пружины их поведения; ориентироваться в обстановке;

- избирать целесообразный способ воздействия на них;

- беседовать с ними (нетактичный учитель отводит ученику позицию пассивного слушателя, проявляет снисходительность словом, жестом, мимикой).

Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие педагогической техники, чувство юмора. При этом педагог должен всегда уважать человека в своих учениках и беречь собственное достоинство.

Обеспечение правильного стиля общения педагога, соблюдение им педагогического такта в любой деятельности требуют развитых коммуникативных умений. А.Н. Леонтьев дал развернутую характеристику коммуникативных умений: владеть социальной перцепцией или «чтением по лицу»; понимать, а не только видеть, т.е. адекватно моделировать, личность учащегося, его психическое состояние и т.п. по внешним признакам; «подавать себя» в общении с учащимися; оптимально строить свою речь в психологическом плане, т.е. умения речевого общения, речевого и неречевого контакта с учащимися.

Особое внимание следует обратить на развитие способности вступать в контакт, организовывать сотрудничество в процессе общения. С целью формирования умений и навыков педагогического общения может быть использован коммуникативный тренинг, включающий также и специально инсценированные педагогические задачи.

Специфическим субъектом педагогического взаимодействия является семья. Семья – важнейший институт воспитания, так как она представляет собой персональную среду развития человека. В семье зарождаются и интенсивно протекают исключительно важные процессы становления нравственного и гражданского самосознания и самоопределения личности, ее духовной культуры. Однако у современной семьи нет той приоритетной роли, которая была в предшествующую эпоху. Это объясняется развитием общественного воспитания (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования), а также изменением самой семьи: уменьшение стабильности, малодетность, ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщины и т.д. Кроме того, немало детей живут отдельно от родителей (детские дома, интернаты, общежития).

В целом, можно определить следующие функции семьи в процессе воспитания ребенка, роль которых, будучи различной на отдельных этапах его социализации, остается существенной на протяжении всего жизненного пути человека:

- физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами воспитания;

- формирование психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Решающее значение в этом имеет отец, так как именно он, как правило, дифференцированно относится к дочери и сыну;

- умственное развитие ребенка;

- мера приобщения человека к культуре на всех этапах его социализации;

- внедрение в сознание ребенка определенной системы социальных норм;

- формирование фундаментальных ценностных ориентаций человека в сферах семейных и межличностных отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения;

- социально-психологическая поддержка человека, от которой зависит его самооценка, уровень его самоуважения, мера самопринятия, различные аспекты самореализации и ее эффективность.

Воспитательное воздействие семьи на растущего человека, тем не менее, ограничено. Оно обычно не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, условий жизни. Таким образом, каждая семья обладает определенным воспитательным потенциалом, который определяют следующие факторы:

- биологический фактор – наследственность, генетический код;

- психологический фактор – наличие (отсутствие) основных структурных единиц в семье; психологический климат в семье; тип взаимоотношений в семье (авторитарный, демократический, либерально-попустительский, неустойчивый); наличие (отсутствие) педагогических способностей у родителей; уровень интеллектуального развития родителей;

- экономический фактор – экономическое положение семьи, наличие жилья и других материальных благ;

- социальный фактор – принадлежность семьи к определенной этнической группе; социальный статус родителей; их образование, профессия, занимаемая должность.

Каждый из перечисленных факторов оказывает существенное влияние на воспитательный потенциал семьи, который в значительной мере предопределяет жизненный путь человека.

Всеобъемлющее влияние семьи на развитие личности ребенка, его содержание и характер развития связаны с рядом психологических механизмов социализации ребенка в семье:

подкрепление: поощряя поведение ребенка, наказывая его за нарушение тех или иных правил, родители внедряют в его сознание определенную систему норм, знание о том, какие из них одобряются, а какие – нет;

идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется (сознательно или неосознанно) на их пример;

понимание: зная внутренний мир ребенка, откликаясь на его проблемы, или наоборот, игнорируя то и другое, родители тем самым формируют его самосознание и личность в целом.

Непременным условием успешного решения задач воспитания подрастающего поколения является единство и согласованность в действиях семьи, дошкольных учреждений, школы, родительской общественности. Педагогический аспект этого единства предполагает создание воспитывающей среды во всех сферах жизни детей, единство требований к ним, умелое использование разнообразных методов и приемов воспитания.

Просчеты педагогов в работе с родителями лежат в двух плоскостях:

- недооценки воспитательных возможностей современной семьи с ее возросшим материальным, культурным, образовательным и психолого-педагогическим уровнем;

- недооценки кризисного состояния семьи, трудностей и проблем смены ее устоев от материально-экономических к социально-педагогическим.

Работу с родителями следует начинать с изменения психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности ребенка: необходимо вернуть ребенка в семью, возвратить семье роль «домашней академии», а родителям – функцию главных воспитателей. Необходима диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей, которая может начинаться с элементарных диагностических анкет и заканчиваться составлением полного портрета семьи. Важно гораздо шире использовать педагогические возможности самих родителей. Строя работу с родительским активом, необходимо учитывать интересы и возможности семьи. Современные родители в состоянии понять задачи учреждения образования, поэтому должны знать конечные и близкие цели. Кроме того, им нужно постичь технологию наиболее распространенных форм педагогической работы. Наконец, они должны быть осведомлены о своих правах и обязанностях.

Семья нуждается в скорой психолого-педагогической помощи. Когда родители приходят на лекции, где говорится о некоем среднем ребенке, полученная информация остается невостребованной. Если же они получают ответ на вопрос, который их волнует сегодня – это уже работающая психология и педагогика. Данную задачу можно решить через семейные консультации, телефоны доверия, другие формы психолого-педагогической помощи семье (психолог, соц. педагог, воспитатель, классный руководитель).

Основными путями взаимодействия педагогов с семьей в интересах развития личности растущего человека являются следующие:

- совместная работа по повышению уровня психолого-педагогической культуры родителей, научно-методического уровня педагогов по проблеме воспитания ребенка;

- совместное программирование содержания воспитательной работы с детьми;

- совместная практическая деятельность по реализации намеченной программы воспитания;

- совместный анализ ее результатов.

Воспитание будущего семьянина предусматривает организацию работы с детьми как будущими родителями. Необходима разработка и реализация учебных программ подготовки подростков и молодежи к выполнению родительских обязанностей. В практическом плане это, прежде всего, решение следующих задач:

- помощь в осознании своих установок, ценностей, целей в будущей семейной жизни;

- формирование у подростков правильного представления о родительских обязанностях, о влиянии семьи на развитие личности ребенка;

- ознакомление с этапами личностного развития ребенка и путями взаимодействия с ним.

Конструктивное взаимодействие семьи и системы образовательных учреждений возвратит семье статус ведущего института воспитания и будет способствовать созданию оптимальных условий для развития и саморазвития личности ребенка и его социальных взаимоотношений.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Определите специфику цели педагогической деятельности.

2. Назовите основные элементы педагогического мастерства.

3. Перечислите основные функции педагогического общения.

4. Что такое «коммуникативная атака»?

5. Назовите основные стили педагогического общения (по В.А. Кан-Калику).

6. Назовите основные функции семьи в процессе воспитания ребенка.

 

 


 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.