Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Новый подход к литературному творчеству





Прежде всего охарактеризуем сам новый подход к литературному творчеству. Здесь нам необходимо обратиться к знаменитому художественно-публицистическому документу эпохи «критического реализма» – Предисловию Бальзака к циклу его романов «Человеческая комедия» (1842). Центральный момент, требующий акцентации – идея научного «закона» в изображении социальной жизни и социальных типов человеческого характера, под знаком которого теперь мыслятся задачи писателя и его общественное предназначение. Ориентиром для Бальзака выступает естественнонаучная теория видов и классов растений и животных (Кювье, Сент-Илер, Бюффон), и общей «борьбы за существование», определяющей эволюцию живого мира в природе. Идея социального развития обосновывает у Бальзака понимание законов истории общества.

Идея «Человеческой комедии » родилась из сравнения человечества с животным миром. Проникнувшись этой системой, я понял, что в этом отношении Общество подобно Природе. Ведь Общество создает из человека, соответственно среде, где он действует, столько же разнообразных видов, сколько их существует в животном мире.

Различие между солдатом, рабочим, чиновником, адвокатом, бездельником, ученым, государственным деятелем, торговцем, моряком, поэтом, бедняком, священником так же значительно, хотя и труднее уловимо, как и то, что отличает друг от друга волка, льва, осла, ворона, акулу, тюленя, овцу и т.д. Стало быть, существуют и всегда будут существовать виды в человеческом обществе, так же, как и виды животного царства. Если Бюффон создал изумительное произведение, попытавшись в одной книге представить весь животный мир, то почему бы не создать подобного же произведения об Обществе?

Но описание социальных видов должно быть более обширным. Животные ведь только преследуют друг друга – и все. Люди тоже преследуют друг друга, но большее или меньшее наличие разума приводит к гораздо более сложной борьбе. Кроме того, терпеливые зоографы показали, насколько занимательны нравы животных – и все же их повадки одинаковы во все времена. А между тем обычаи, одежда, речь, жилище князя, банкира, артиста, буржуа, священника, бедняка совершенно различны и меняются на каждой ступени цивилизации.

Таким образом, предстояло написать произведение, которое должно было охватить три формы бытия мужчин, женщин и вещи, то есть людей и материальное воплощение их мышления. – словом, изобразить человека и жизнь.

Автор и герой

Автор – наблюдатель и историк нравов; главный герой – общество:

Самим историком должно было оказаться французское Общество, мне оставалось только быть его секретарем. Составляя опись пороков и добродетелей, изображая характеры, выбирая главнейшие события из жизни Общества, создавая типы путем соединения отдельных черт многочисленных однородных характеров, я писал историю нравов. И мне нужно было изучить общую основу этих социальных явлений, уловить скрытый смысл огромного скопища типов, страстей и событий – их социальный двигатель. Изображенное так, Общество должно заключать в себе смысл своего развития.

Принцип художественной типизации

Типизация в литературном произведении, по убеждению Бальзака, должна определяться типизацией социально – исторической, характеризующей состояние общественного бытия в реальной действительности:

Это немалый труд – изобразить две или три тысячи типичных людей определенной эпохи. Отсюда шесть разделов моего произведения: Сцены частной жизни, провинциальной, парижской, политической, военной и сельской. Каждая из этих частей имеет свойственную ей окраску: Париж и провинция, социально противоположные, послужили здесь неисчерпаемыми источниками. Не только люди, но и главнейшие события отливаются в типические образы. Существуют положения, встречающиеся в жизни любого человека, это типические фазы жизни: в обрисовке их я старался быть как можно более точным.

Образ географической местности

Образ географической местности позволяет автору связать характер и нравы определенной части общества с той внешней социально-природной, иногда – чисто ландшафтной средой, где складываются нравы и обычаи определенной типической группы действующих лиц.

Я старался дать представление о различных местностях нашей прекрасной страны. Мой труд имеет свою географию и свою генеалогию, свои семьи, свои местности, обстановку, действующих лиц и факты, свое дворянство и буржуазию, своих ремесленников и крестьян, политиков и денди, свою армию – словом, весь мир. (перевод Н. Линцер)

Суровая правда жизни»

«Суровая правда жизни» как общественный долг писателя, требующий объективно раскрывать «низкие» стороны социальногобытия.

Замечательный английский писатель-реалист Ч. Диккенс, автор романов «Домби и сын», «Холодный дом», «Крошка Доррит» и многих других, писал о своей книге «Приключения Оливера Твиста» (1839):

Сочли грубым и непристойным, что я выбрал некоторых героев этого повествования из среды самых преступных и деградировавших представителей лондонского населения. Мне же казалось, что изобразить реальных членов преступной шайки, нарисовать их во всем их уродстве, со всей их гнусностью, показать убогую, нищую их жизнь, показать их такими, каковы они на самом деле – мне казалось, что изобразить это – значит попытаться сделать то, что необходимо и сослужит службу обществу. И я это исполнил в меру своих сил.

Одна из задач этой книги – показать суровую правду. (перевод А. Кривцовой)

Высказанная Диккенсом мысль была глубоко близка всем его современникам, соратникам по реалистической эстетике. У. Теккерей, которого в России знают главным образом по прославленному роману «Ярмарка тщеславия», утверждает: «Пусть правда не всегда приятна, но лучше правды нет ничего, откуда бы она ни звучала – с той ли кафедры, на которую поднимаются серьезные писатели и мыслители, или из те6х кресел, в которых сидит автор, заканчивая свой труд и прощаясь с любезным читателем» (1850 г. Пер. М. Лорие).

Литература – «учебник жизни»

И данный эстетический тезис проиллюстрируем, как делалось выше, высказыванием одного из выдающихся реалистов Х1Х века. Английский писатель А. Троллоп отмечает в статье «О романах и искусстве создавать их»:

Автору повествования необходимо развлекать, иначе он ничего не достигнет. Но независимо от своего желания он должен и поучать. Романист, не лишенный совести, должен поучать с той же целью, что и священник, и иметь свои собственные нравственные воззрения.

Если он так развернет события, чтобы принести добро и преподать благотворный урок, изображая любовь, то польза от этого будет велика. Если я могу научить политиков тому, что они скорее преуспеют с помощью правды, а не лжи, то я делаю большое дело, хотя это понимают не все. Если я в силах заставить юношу и девушку поверить, что честность в любви принесет им счастье, у меня появится много учеников.

Пусть сердце читателя будет тронуто, и на его глазах появятся слезы – тогда у него пробудится сочувствие героям, которые, несмотря на все свои несчастья, борются. И можно будет считать, что автор хорошо сделал свое дело. (пер. Т. Шишкиной)

Таковы основополагающие поэтологические установки в художественном мышлении писателей-реалистов. С их помощью при чтении конкретных текстов можно будет ясно увидеть все главные особенности литературного произведения, созданного в традиции данного направления, ведущего в литературе второй половины Х1Х века.

Резюме

Глава посвящена рассмотрению поэтологического содержания основного литературного направления Х1Х века – реализма. Прежде всего выявляется генезис нового эстетического движения, которое в западноевропейских литературах оформляется как критический реализм. Обращается внимание на то, что на протяжении всего столетия в разных национальных литературах складывались и другие типы реализма – поэтический (немецкая литература), классический (русская литература).

Новый предмет художественного изображения – социальная действительность (тогда как романтики были сосредоточены на раскрытии внутреннего мира человеческой личности).

Основное содержание главы заключается в раскрытии смыслового наполнения эстетических представлений реалистов. Определяется направленность творчествана анализ закономерностей общественной жизни. Рассмотрен основной, системообразующий принцип реалистической эстетики – социально-исторического детерминизма; а также принцип историзма, основанный на идее социального развития.

Эстетические концепты реализма даны в их взаимосвязи на тематическо-проблемном уровне. Особое внимание уделяется типологии героя (8 типологических разновидностей), поскольку именно в этой области в концентрированном виде выражаются художественные открытия писателей-реалистов. Принципиальной, акцентированной новизной отличается герой-общество, созданный во всех национальных вариантах реализма XIX века.

Специальный раздел главы посвящен анализу конкретных слагаемых поэтики реалистического произведения. Здесь в центр изучения выведен ключевой метатекст критического реализма – Предисловие Бальзака к циклу романов «Человеческая комедия». Структура изучения законов поэтики, созданных в реализме, дана в соотнесении с художественными достижениями реалистов в течение всего столетия: автор как наблюдатель нравов и исследователь законов общества; принцип типизации; «объективная действительность»; литература как «учебник жизни». В эстетический контекст включены выразительные суждения других реалистов (Диккенс, Троллоп), призванные способствовать пониманию природы реалистической художественной мысли.

 

Вопросы для самопроверки

1. Когда появился термин реализм?

2. Что означает термин критический реализм?

3. Раскройте содержание понятия среда.

4. Объясните значение понятия социально-исторический детерминизм.

5. Охарактеризуйте типического героя. В чем его отличие от героя романтического?

6. Назовите ведущих писателей-реалистов XIX века.

7. Как вы понимаете смысл названия, которое Бальзак дал своему циклу романов – «Человеческая комедия»?

8. Что такое социальный конфликт в литературном произведении?

9. В чем реалисты видели назначение писателя? Если литература – «учебник жизни», то чему она должна научить читателя?

10. Назовите все типы героя, созданные в поэтике реализма.

 

Глава 4. Натурализм

Идея наследственности

В начале 1870-х гг. в литературах западноевропейских стран складывается новое влиятельное литературное направление – натурализм. Его истоком считают особую ситуацию в наукознании, сложившуюся под воздействием открытий в области ряда естественных наук. Так, в трудах по биологии была высказана убедительная научная гипотеза о механизме наследственности, оказавшая огромное воздействие на художественную литературу на начальном этапе натурализма.

Создателем новой литературной школы выступил французский писатель Эмиль Золя; близких взглядов придерживался и Ги де Мопассан. В немецкой литературной традиции идеи натурализма разрабатывал Герхардт Гауптман, в русской литературе также было немало выдающихся писателей.

Эстетика натурализма

Триада «раса-среда-момент»

В основе эстетики данного направления лежит учение французского философа-позитивиста Ипполита Тэна, базирующееся на трех ключевых понятиях – раса, среда, момент. Это факторы, которыми, согласно идеям Тэна и его сторонников, определяется как каждая национальная культура, так и каждая человеческая личность.

Раса – врожденные свойства человека, передающиеся ему по наследству, генетически.

Среда – географическая, ландшафтная – понятие, в содержание которого входят природно-климатические особенности той или иной местности.

Момент – конкретная социально-историческая ситуация, определяющая состояние общественной жизни в тот или иной период исторического времени.

При ознакомлении с данными понятиями И. Тэна нужно осознавать, насколько по-другому, нежели в эстетической системе реализма, мыслится теперь и человек, и общество. На первом месте стоит «раса», что означает преимущественное, подавляющее значение для человеческой (в конечном итоге, и национальной) судьбы тех моментов, над которыми человек не властен: темперамент нельзя сформировать по своему желанию, все «врожденные» свойства, передающиеся по наследству, будут оставаться неизменными при любых условиях жизни. В понятие «среды», известное нам по реализму, натурализм также вносит существеннейшие коррективы – уже не социальная (семейная, воспитательно-образовательная, сословная), а природная среда подразумевается здесь. И только в понятии «момента» заложены «внешние», сугубо социально-исторические смыслы, причем они уведены на последнее место в «триаде факторов».

Таким образом, при кажущемся сходстве с реализмом в ориентации на «правду жизни» писатели натуралистического направления совершенно по-новому представляют роль человека в обществе и его потенциальные возможности: превалирование «расы» над всеми иными составляющими по сути исключает, во-первых, идею развития и выдвигает на первый план фатализм во взглядах на человеческую судьбу, и во-вторых, сама идея социальной истории как изменения уже теряет свою силу. Принцип детерминизма сохраняется, но это уже не социально-исторический, а биологически-природный детерминизм.

Автор-наблюдатель

Позиция автора мыслится в эстетике натурализма как бесстрастно-научная; он наблюдатель и исследователь, по аналогии с представлением о положении исследователя в сфере естественных наук. Но на деле, в соответствии с особенностями литературной работы как творчества, автор не менее эмоционален и оценочен, чем и в других литературных направлениях.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.