Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Таргет-костинг и кайзен-костинг





Система таргет-костинг (target costing) - это целостная концепция управления, поддерживающая стратегию снижения затрат и реализующая функции планирования производства новых продуктов, превентивного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями [7,14].

Основу таргет-костинга составляет идея трансформации тра­диционной формулы ценообразования:

Цена = Себестоимость + Прибыль. (3.4)

В концепции «таргет-костинг» она имеет вид:

 

Себестоимость = Цена - Прибыль. (3.5)

 

Система таргет-костинг, в отличие от традиционных способов ценообразования, предусматривает расчёт себестоимости изделия, исходя из предварительно установленной цены реализации. Эта цена определяется с помощью маркетинговых исследований, т.е. фактически является ожидаемой рыночной ценой продукта или услуги.

Для определения целевой себестоимости изделия (услуги) величина прибыли, которую хочет получить фирма, вычитается из ожидаемой рыночной цены. Далее все участники производственного процесса - от менеджера до простого рабочего - трудятся над тем, чтобы спроектировать и изготовить изделие, соответствующее целевой себестоимости.

Если схематически изобразить процесс управления по целевой себестоимости (таргет-костинг), можно увидеть, что "движение" к целевой себестоимости - двустороннее (рис.3.6).

 

Рис.3.6 Процесс управления по целевой себестоимости (таргет-костинг).

 

С одной стороны, правильно определить целевую себестоимость изделия или услуги невозможно без глубокого маркетингового исследования текущего состояния рынка и его перспектив, а с другой - приведение сметной себестоимости в соответствие с целевой себестоимостью предполагает наличие управленческого таланта у менеджеров, инженерной смекалки у проектировщиков и аналитического мышления у бухгалтеров - специалистов по управленческому учёту.

Количественное вычисление величины целевого сокращения затрат осуществляется в четыре этапа:

1) Определение возможной цены реализации за единицу (элемент) рассматриваемой продукции или услуги.

2) Определение целевой себестоимости продукции (за единицу и в целом).

3) Сравнение целевой и сметной себестоимости продукции для определения величины необходимого (целевого) сокращения затрат.

4) Перепроектирование продукта и одновременное внесение улучшений в производственный процесс для достижения целевого сокращения затрат [14].

Таким образом, идея таргет-костинг довольно проста: производить только те инновационные продукты, расчётная себестоимость которых не превышает целевую себестоимость. Если же разрыв между этими двумя величинами сохранился, невзирая на все усилия, следует, очевидно, отказаться от проекта. Вот тут и возникает вопрос: а что делать, если расчётная себестоимость лишь ненамного выше целевой себестоимости? Начинать производство или не начинать?

Как правило, наличие небольшой разницы (в пределах 3-5%) между расчётной и целевой себестоимостью не является препятствием для принятия решения о производстве. На японских предприятиях возникшая «щель» успешно закрывается с помощью кайзен на стадии производства.

Кайзен-костинг (kaizen costing) - инструмент снижения себестоимости и создания дружественной по отношению к челове­ку системы производства.

Кайзен-костинг — инструмент снижения затрат, который используют менеджеры для достижения целевой себестоимости и обеспечения прибыльности производства.

Сущность этого метода заключается в обеспечении необходимого уровня себестоимости продукции и поиске возможностей снижения затрат до целевого уровня.

На современном этапе кайзен — это философия постепенного усовершенствования качества и бизнес-процессов, а система кайзен-костинг — инструмент снижения затрат, который используют менеджеры для достижения целевой себестоимости и обеспече­ния прибыльности производства [14].

Кайзен-костинг предусматривает:

1) участие всего коллектива предприятия в устранении непро­дуктивных потерь;

2) реализацию новаторских идей коллектива предприятия, по­зволяющихулучшить производственный процесс;

3) реальный вклад коллектива предприятия в улучшение качест­ва и экономию средств, стремление сделать производство более простым, безопасным и чистым.

Разница между расчетной (после завершения проектирования) и целевой себестоимостью продукта является отправной точкой для определения кайзен-задачи, т.е. целевого снижения отдель­ных статей затрат и себестоимости в целом в процессе производ­ства.

Значения целевого снижения затрат, которые в совокупности и составляют кайзен-задачу, определяются по целому списку статей затрат (в основном переменных), таких как прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда (почасовая оплата) и т.д. Постоянные же затраты группируются отдельно по каждому подразделению фирмы, после чего на основании показателей кайзен-задачи и бюджетов постоянных затрат составляется годовой бюджет.

Кайзен-задача может подразделяться на задачи как в целом для предприятия, так и для структурных подразделений (цехов, сборочных линий, технологических процессов и т.д.).

Успешным процесс постоянного совершенствования может стать лишь в том случае, когда условия производства благоприят­ны, а для этого необходимо выполнять определенные требования к управлению, в частности:

- сформировать стратегию итактику деятельности предприятия;

- выработать стиль управления, поощряющий открытость, до­верие и сотрудничество;

- поддерживать постоянство целей;

- развивать систему поощрения, которая будет стимулировать сотрудничество;

- внедрять постоянно действующие программы обучения пер­сонала [14].

Таргет-костинг, и кайзен-костинг решают практически одну и ту же задачу, но на разных стадиях жизненного цикла продукта и разными методами. Обе концепции предназначены для снижения уровня отдельных статей затрат и себестоимости конечного продукта в целом до некоторого приемлемого уровня, но если разделить жизненный цикл продукта на две части:

(1)стадию планирования и разработки

(2) стадию производства,







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.