Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие исторического знания в России.





История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания.

История- гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом; в более узком смысле- наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Становление исторической науки шло длительным и сложным путем. Выделяют три этапа в ее развитии:

1) древность — начало XVII в. история определялась как художественный рассказ, основанный на достоверных свидетельствах.

2) XVII — XVIII вв. признается, что история должна отражать не все факты прошлой жизни человечества, а лишь основные, обнаруживающие ее общий смысл, но при этом она не была самостоятельной наукой.

3) с начала XIX в. История стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческого общества

Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Одни историки считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, другие, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность).

Наиболее распространенные методы исторических исследований:

1)историко-генетический метод, последовательное раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения

2)историко-сравнительный метод, основывается на сравнениях

3)историко-типологический метод, общественно-исторические процессы с одной стороны, различаются, с другой, - тесно взаимосвязаны, важная задача выявление единого.

4)историко-системный метод, основой применения данного метода в истории является единство в общественно-историческом развитии единичного, особенного и общего.

Функции исторического знания:

1)Научно- познавательная

2)Практически-рекомендательная

3)воспитательная

Развитие исторического знания в России.

По сложившейся в советской исторической науке традиции историография относилась к числу так называемых вспомогательных исторических дисциплин. Само это определение как бы заведомо предполагало второстепенность историографии в общей системе исторических знаний.

Это отношение к историографии радикально изменилось в последние годы. Кризис, переживаемый исторической наукой в современной России, не только пробудил естественный интерес к: трудам дореволюционных и эмигрантских русских историков, но и явственно показал, что без знания истории исторической науки в России, без четкого представления о закономерностях и этапах:ее развития, достижениях предшествующих исторических школ и отдельных историков невозможно преодолеть существующее кризисное состояние, выйти на новые рубежи осмысления исторического прошлого России.

Предлагаемое методическое пособие отражает это новое представление о месте и роли историографии в системе исторических знаний и является попыткой дать современное представление о становлении и развитии исторической науки в России. Оно основано на опыте чтения курса русской историографии. Хронологические границы данного пособия (XVIII — начало XX в.) определяются той периодизацией развития исторической мысли в России, которой придерживается автор.

С его точки зрения как система научных знаний историческая мысль в России существует с первых десятилетий XVIII в., когда начатые в стране преобразования и распространение идей европейского Просвещения властно потребовали разрыва с традиционным религиозным представлением об истории, господствовавшим на протяжении более чем восьми столетий. Однако практически весь XVIII в. и первые десятилетия XIX в. ушли на складывание основ системы научных знаний, и лишь с 20—30-х гг. XIX в. можно говорить о существовании полноценной исторической науки в стране.

Рубеж XIX — XX вв. в свою очередь оказался периодом, когда под влиянием общемировой научной революции, охватившей практически все области знания, включая историю, русская историческая наука вступила в полосу качественного методологического и инструментального обновления, вышла на новый этап своего развития.Таким образом, XVIII и первые два десятилетия XIX в., с одной стороны, 30—90-е гг. XIX в., с другой, образуют два четко различимых этапа становления и развития научного исторического знания в России. Именно изучение этих двух этапов и является предметом данного методического пособия.Как правило, в курсах историографии разделяется историография отечественной и зарубежной истории. При определенной учебной обоснованности подобного деления в научном плане оно вряд ли может считаться состоятельным. Историческая наука, каждой страны представляет собой единое целое, между историками, занимающимися историей собственной страны и историей других стран, не существует жестких границ, скорее, наоборот, идет постоянный творческий диалог. Поэтому в настоящем пособии анализируется развитие всей исторической науки в России, независимо от предмета исследований того или иного научного направления, тех или иных конкретных ученых. Природно-климатические и геополитические условия развития России.
В истории России природные и геополитические условия всегда оказывали влияние на формирование и развитие общества, форму его государственности и хозяйствования, те или иные исторические процессы. Равнинный характер местности, ее открытость, отсутствие естественных границ — таковы основные специфические географические особенности России. Они не позволяли национальной общности бытьзащищенной от нашествий, набегов, вторжений, войн. Эти особенности подчеркивали крупнейшие русские дореволюционные историки России — СМ. Соловьев, В.О. Ключевкий и другие. И действительно, уже в первые века русской истории территория славянских племен подвергалась постоянным набегам хазар, печенегов, половцев. Тяжелые последствия имело монголо-татарское нашествие и двухвековое ордынское иго.
Важной особенностью российской истории было непрерывное расширение территории страны. Оно шло различными путями. Один из них—освоение новых пустынных территорий крестьянским населением. Так, в результате земледельческой колонизации в XII—XIII вв. были освоены плодородные земли Владимире-Суздальского и других княжеств Северо-Восточной Руси, Замосковного края. В XVI—XVII вв. крестьянская колонизация охватила территорию украинских и южно-русских степей между Доном, верхней Окой, левыми притоками Днепра и Десны, территорию так называемого «Дикого поля».

Коренной переворот в истории российской колонизации произошел в середине XVI в. после покорения Казанского и Астраханского ханств. Русские поселенцы устремились в сторону средней Волги, Урала и дальше в Сибирь. По берегам сибирских рек и озера Байкал возводились города-крепости. Несколько десятков городов было разбросано на огромной, почти сплошь покрытой лесами территории. Вокруг городов-крепостей образовались поселки государственных крестьян, переселенных в Сибирь по царским указам. Шли в Сибирь, к берегам Тихого океана, и вольные переселенцы, и звероловы-промышленники. На востоке осваивались в основном пустынные, целинные земли. Туземное, кочевое население было здесь крайне немногочисленным.
В ряде случаев территориальное расширение происходило путем добровольного присоединения к России. Изнуренная шестилетней войной с Речью Посполитой Украина встала перед выбором: снова признать польское владычество или идти «под руку» Москвы. В 1654 г. Переяславская Рада приняла решение о вхождении Украины в состав России. Добровольное присоединение Грузии на рубеже XIX в. также было ничем иным, как определенным историческим выбором в условиях угрозы порабощения более опасным, чем Россия, соседом.
Но чаще Россия «отвоевывала» у других государств захваченные ими территории. Так, у Швеции в результате Северной войны была «отнята» Прибалтика, у Турции — ее крепости — форпосты в Северном Причерноморье и Бессарабии, у Ирана — Армения. Кавказские войны закончились подчинением северокавказских племен. В 60-х гг. XIX в. завершилось вхождение в состав России казахских земель. После разгрома царскими войсками Кокандского ханства были присоединены киргизские земли. Со стороны Каспийского моря и Средней Азии к России были присоединены земли туркменских племен.
Непрерывное территориальное расширение предопределило ряд исторических особенностей России.
Приращение территорий обеспечивало казне и государству новые источники финансирования, увеличение материальных и людских ресурсов, дополнительную экономическую выгоду. Только присоединение Сибири дало на несколько столетий приращение огромных материальных богатств, редчайших сибирских мехов, леса, богатейших природных залежей и т. д.

В течение веков экономическое развитие шло вширь, обеспечивалось за счет количественных факторов (экстенсивный тип). У российского населения не было острой необходимости переходить от традиционного хозяйствования к более эффективному, так как всегда оставалась возможность переселиться на новые места, освоить новые территории. Дефицита земель не было.

Не способствовали эффективному, выгодному хозяйствованию разбросанность и труднодоступность многих населенных пунктов, большие расстояние. С этим во многом были связаны дороговизна транспорта, плохие дороги, слабое развитие торговли и связи.

Особенности российского исторического процесса в немалой степени определялись своеобразием природно-климатических условий и связанной с этим спецификой сельскохозяйственного производства.

При большом земельном просторе на территории, составлявшей историческое ядро русского государства, было чрезвычайно мало хороших пахотных земель. Преобладающим типом почв в России были подзолистые, глинистые, болотистые или песчаные, скудно обеспеченные естественными питательными веществами. Сибирь же с ее потенциально неистощимым запасом пахотной земли по большей части была непригодна для землевладения. Это объяснялось тем, что производимый Гольфстримом теплый воздух охлаждался по мере удаления отАтлантического побережья и продвижения в глубь материка.

Другой особенностью природно-климатических условий был необычайно короткий цикл сельскохозяйственных работ. Он занимал всего 125—130 рабочих дней (примерно с апреля по сентябрь). Российский крестьянин находился, таким образом, в тяжелых производственных условиях: худородные почвы неизбежно требовали качественной, питательной обработки, а достаточного времени на сельскохозяйственные работы природные условия не давали.

.Средняя урожайность в России была низкой, а трудовые затраты исключительно высокими. Для того чтобы получить урожай, крестьянин должен был работать буквально без сна и отдыха. При этом использовались все резервы семьи, даже дети и старики. Женщины полностью были заняты на всех мужских работах. Тяжелые сельскохозяйственные условия, перенапряжение и включение в работу всех, от мала до велика, предопределили специфический уклад жизни российского землевладельца. В отличие от него европейскому крестьянину ни в средние века, ни в новое время не требовалось такого напряжения сил, ибо сезон сельскохозяйственных работ был намного больше. Это обеспечивало более благоприятный ритм труда и весь уклад жизни европейского крестьянина.

Характерной чертой крестьянского производства в России была крайне слабая база животноводства. Заготовка кормов для скота каждый год становилась большой проблемой. Срок заготовки кормов в историческом центре России был крайне ограничен (всего 20—30 суток). За это времякрестьянину требовалось запастись достаточным количеством кормов.

Не стимулировала развитие сельскохозяйственного производства и внешняя торговля. Россия стояла далеко от великих торговых путей и до середины XIX в. не могла сбывать зерно за границу. Да и разрыв в производительности труда между Западной Европой и Россией был значительным. По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, в конце XIX в. один акр пшеницы в России приносил лишь одну седьмую английского урожая и менее половины французского и австрийского.

Российская география не благоприятствовала единоличному ведению хозяйства. В условиях короткого сельскохозяйственного сезона полевые работы легче было вести коллективом. Это сохраняло архаичные традиции общинной организации деревенской жизни.

В отличие от Европы община в России не исчезла, а стала развиваться. Примерно с XVI в. русские крестьяне все чаще расстаются с хуторской системой расселения (она сохраняется в основном в южных районах) и концентрируют свои дворы и хозяйства в многодворные деревни и села. По мере усиления личной крепостной зависимости с конца XVI в. возрастают защитные функции соседской общины, ее демократизм и уравнительные тенденции.

Помимо организации сева, покоса и других коллективных полевых работ, община выработала комплекс мер для помощи обедневшим и разорившимся крестьянам. Пахотная земля разбивалась общиной на участки, разные по качеству почвы и удаленности от деревни. Всякий двор имел право получить на каждом из этих участков одну или несколько полосок земли. Периодически, по мере изменения ситуации внутри соседской общины, происходили переделы как способ достижения внутриобщинной «социальной справедливости».

Наряду с производственными функциями община решала такие социальные проблемы, как сбор податей, налогов, распределение рекрутской повинности и другие.

Несмотря на энергичное втягивание сельского хозяйства со второй половины XIX в. в рыночные отношения, общинные традиции сохранялись там вплоть до 1917 г.

Тысячелетнее существование в России общины, ее главенствующая роль в жизни русского населения являлись факторами, кардинально отличающими весь уклад жизни россиян от западных традиций.

Высокозатратное, трудоемкое земледелие ставило сельское население перед необходимостью участия в нем практически всей семьи. Свободных рабочих рук не было. Для России, следовательно, была характерна узость рынка наемной рабочей силы. А это замедляло процесс становления промышленного производства, роста городов.

Бедность общества предопределяла и малочисленность слоя людей, живущих за его счет, так называемых «слуг* общества — ученых, педагогов, художников, актеров и т.д. А отсюда и поздний генезис светской культуры в России. Церковь здесь гораздо дольше, чем в Западной Европе, осуществляла культурные и идеологические функции. Не случайно первые университеты в Европе появились в XII—XIII вв., а в России — вXVIII в.

Наконец, нельзя не отметить тот факт, что крайне тяжелые условия труда русского землевладельческого населения наложили отпечаток на национальный характер. Речь идет прежде всего о способности россиянина к крайнему напряжению сил, готовности помочь ближнему, чувстве коллективизма. Немалую роль здесь играла и сила общественных традиций. В то же время вечный дефицит времени и трудные природные условия, часто сводящие на нет все результаты труда, не выработали в русском человеке ярко выраженную привычку к тщательности и аккуратности в работе.

Таким образом, мы видим, что географические и природно-климатические факторы сказались на типе хозяйствования, на политическом и социальном строе страны, ее культурном развитии, на темпах протекания важнейших общественных процессов.

Предпосылками образование Древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования Древнерусского государства считается 862 год.

Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования Древнерусского государства (Руси).

М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования Древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 вв. учеными-историками. Самые первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам н.э. В IX в. Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге - 957 г.; второй - при Владимире 988 г.
После крещения Ольге христианизация Руси пошла быстрее. Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; здесь были и мусульмане, и иудеи. Но необходимо было принять христианство по нескольким причинам:
1.Это нужно было в интересах развития государства, v чтобы избежать изоляции от всего мира.
2.Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом.
3.Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль.
4.Способствовало развитию культуры - философия, богословская литература.
5.Социальное расслоение требовало новой идеологии. (язычество - равноправие)
Видимо и сам Владимир задумался над своей жизнью, где были и братоубийство, и разврат. Христианство могло отпустить грехи и очистить душу.
В летописях говорится о религиозных миссиях мусульманской Волжской Булгарии, из иудаистской Хазарии. Мусульманство не подошло, потому что запрещало употребление вина. Католицизм не подходил, потому что служба велась на латыни, а во главе церкви стоял Папа, а не светская власть.
В 987 г. Русь и Византия начали переговоры о крещении. Владимир требовал себе в жены сестру императора Василия II - принцессу Анну. Византии нужна была помощь русских в борьбе с мятежниками. Император дал согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен принять крещение и подавить восстание. Русский отряд направлен в Византию, мятеж подавлен, но греки не спешат выполнять условия договора о браке. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на центр Византийских владений в Крыму v Херсонес (Корсунь). Осада длилась несколько месяцев. Однажды в стан Владимира с осаждаемых стен была пущена стрела с запиской, в которой говорилось, что необходимо перекрыть водопровод. Ее писал священнослужитель Анастас.
Херсонес был взят и Владимир послал в Константинополь гонцов с требованием выдать за него Анну. В послании он обещал принять крещение. Здесь он его и принял, получив христианское имя - Василий. После этого он вернулся в Киев, взяв с собой иконы, церковную утварь и священников.

Христианизация Руси. Прошло много времени между крещением Владимира и христианизацией Руси. В 990г. предпринимаются первые шаги по введению новой веры, которые встречают огромное сопротивление со стороны язычников.
Сначала крещение принял Киев. Началось строительство церквей.
В Новгороде Владимир поручил эту миссию своему дяде Добрыне. Горожане разгромили двор Добрыни, убили его близких, но вскоре мятеж был подавлен.
Византия помогала в этом Руси v переправлялись книги. Составлялся их тщательный перевод. Во главе церкви стоял не священник (как римский Папа), а светская власть.

Значение крещения Руси. Понадобилось несколько веков для укрепления христианства, но влияние язычества не ослабевало v возникало двоеверие: молились в церкви, а продолжали праздновать языческие праздники. Так праздник Коляды слился с Рождеством, а масленица с Великим Постом.
1.Церковь получила земли, на которых организовала свое хозяйство. Прежде всего - монастыри: обет безбрачия, уход от всего земного. Во главе - игумен. Со временем монастыри стали центрами торговли, и даже ростовщичества.
2.Укрепившись в экономическом отношении, церковь стала играть большую роль и в политической жизни. Некоторые епископы и митрополиты участвовали в политических интригах, но в целом, они выступали против междоусобиц и за единство Руси.
3.При церквях создавались школы. Стало бурно развиваться церковное искусство - иконопись, составление летописей.
4.Церквям князья стали поручать судопроизводство по семейным и религиозным делам

 

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющих Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточныхHYPERLINK "http://historynotes.ru/vostochnye-slavyane" славян - Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.

Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил поход на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союзе с печенегами, он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян, Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957 гг.) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (957-972) - самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое Древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.

Русь и Золотая орда в 13-15.


1. Битва на Калке.

Весной 1223 г. на Днепре у переправ собралась одна из самых многочисленных армий, когда-либо действовавших в Восточной Европе. В ее составе были полки из Галицко-волынского, Черниговского и Киевского княжеств, смоленские дружины, «вся земля Половецкая». Основные силы монгольской армии оставались в Азии с Чингисханом. Вспомогательное войско Джебе и Субэдэя далеко уступало по численности русско-половецкой рати. К тому же оно было основательно потрепано во время длительного похода. Монголы пытались расколоть союзную армию, противостоящую им. Они предложили русским князьям вместе обрушится на половцев и завладеть их стадами и имуществом. Не вступая в переговоры, русские перебили послов. Монголам удалось привлечь на свою сторону лишь «бродников», православное население Дона, смертельно враждовавшее с половцами.

Слабость союзной армии заключалась в отсутствии единого командования. Ни один из старших князей не желал подчиняться другому. Подлинным вождем похода был Мстислав Удалой. Но он мог распоряжаться лишь Галицкими и волынскими полками.

Когда сторожевой отряд монголов показался на левом берегу Днепра, Мстислав Удалой переправился за реку и разбил неприятеля. Предводитель отряда попал в плен и был казнен. Вслед за галицким князем все войско перешло на левый берег Днепра. После перехода, длившегося 8 или 9 дней, союзники вышли к реке Калке (Калмиус) в Приазовье, где и встретились с монголами.

Мстислав Удалой действовал на Калке так же отважно, как и на Днепре. Он переправился за Калку и начал сражение, но при этом не предупредил о своем решении ни киевского, ни черниговского князей. Численное превосходство союзников было столь велико, что Мстислав решил одолеть монголов собственными силами, не деля честь победы с другими князьями. По его приказу в бой двинулись князья Даниил Волынский, Олег Курский, Мстислав Немой. Атаку поддержал сторожевой полк половцев с воеводой Яруном во главе. В начале сражения русские потеснили монголов, но затем попали под удар главных сил противника и обратились в бегство. Князья и воеводы, возглавившие атаку, почти все остались живы, тогда как наибольшие потери понесли полки, оставшиеся на Калке и бежавшие после неожиданного удара монголов. При отступлении легкая половецкая конница далеко обогнала отходившие русские полки. В пути половцы грабили и побивали русских ратников, побросавших оружие.

2. Начало нашествия.

Южная Русь понесла невосполнимые потери на Калке и не оправилась от поражения. Эти обстоятельства и определили военные планы татаро-монголов.

После катастрофы на Калке русские князья не помышляли о крупном наступлении, которое позволило бы спасти Русь от опустошительного набега азиатской орды. На Руси мало кто мог оценить размеры опасности, нависшей над страной. Кочевники, в глазах русских, были «негородоимцы». Сражение под Коломной было одним из крупнейших за все время Батыева нашествия. Монголы действовали в непривычных для них условиях — в занесенных снегом лесах. Их войско медленно продвигалось в глубь Руси по льду замерзших рек. Конница утратила подвижность, что грозило монголам бедой. Каждый воин имел трех лошадей. Стотысячный табун лошадей, собранный в одном месте, невозможно было прокормить при отсутствии подножного корма. Татарам пришлось поневоле рассредоточить свои силы. Шансы на успех сопротивления возросли. Но Русь была охвачена паникой.

Владимирские полки значительно поредели после коломенской битвы, и великий князь Юрий Всеволодович не решился оборонять столицу. Разделив оставшиеся силы, он счастью войска отступил на север, а свою жену и сына Всеволода оставил с воеводой боярином Петром Ослядюковичем во Владимире.

Татары приступили к осаде Владимира 3 февраля 1238 г. Рассчитывал выманить русских из крепости, монголы подвели к Золотым воротам младшего сына князя Юрия, попавшего к ним в плен. Ввиду малочисленности гарнизона воевода отклонил предложение о вылазке. 6 февраля монголы «почаша наряжати лесы и порокы ставиша до вечера». На другой день обеда они ворвались в Новый город и подожгли его. Семья Всеволода заперлась в каменном Успенском соборё, в то время как сам князь попытался войти в соглашение с татарами. По сообщению южнорусской летописи, Всеволод вышел из города с малой дружиной, неся с собой «дары многии», дары не смягчили Мевгу-хана. Его воины ворвались в детинец и подожгли Успенский собор. Находившиеся там люди погибли в огне. Уцелевшие были ограблены и уведены в плен. Князя Всеволода доставили к Бату, который приказал зарезать его «пред собою».

Князь Юрий бежал на север, отправив гонцов в разные концы Суздальщины за помощью. Брат Святослав и трое племянников из Ростова привели свои дружины. Лишь Ярослав не внял призыву брата.

Владимирский князь надежно укрылся от татар, разбив лагерь в лесистой местности на реке Сить к северу от Волги.

Бату послал в погоню за Юрием воеводу Бурундая. 4 марта 1238 г. монголы обрушились на русский лагерь. Согласно новгородской летописи, владимирский князь успел снарядить воеводу дорожа со сторожевым полком, но сделал это слишком поздно, когда ничего нельзя было поправить. Воевода выступил из лагеря, но тут же прибежал назад с вестью, что ставка окружена. Однако южно - русские и новгородские летописи подчеркивают, что Юрий не оказал татарам сопротивления. Монгольские источники подтверждают, что сражения на реке Сити фактически не было. Князь той страны Георгий старший убежал и скрылся в лесу, его также взяли и убили. Летописи рисуют картину поголовного истребления пленных в захваченных городах. В действительности монголы щадили тех, кто соглашался служить под их знаменами, и формировали из них вспомогательные отряды. Так с помощью террора они пополняли свое войско.

В течение февраля монголы разгромили 14 суздальских городов, множество слобод и погостов.

3.Поход на южную Русь.

В 1239 г. монголы разгромили Мордовскую землю, сожгли Муром и Гороховец. В начале 1239 они захватили Переяславль, несколько месяцев спустя — обрушились на Чернигов.

Усобицы князей сделали Южную Русь легкой добычей для монголов. После бегства Михаила Черниговского киевский стол занял один из смоленских князей, но его тотчас изгнал Даниил Галицкий. Даниил не собирался оборонять Киев, но «почил город тысяцкому боярину Дмитру». Татары приступили к осаде Владимира 3 февраля 1238 г. Рассчитывал выманить русских из крепости, монголы подвели к Золотым воротам младшего сына князя Юрия, попавшего к ним в плен. Ввиду малочисленности гарнизона воевода отклонил предложение о вылазке. 6 февраля монголы «почаша наряжати лесы и порокы ставиша до вечера». На другой день обеда они ворвались в Новый город и подожгли его Мужество защитников Владимира засвидетельствовало монгольскими источниками. Они ожесточенно дрались, и Менг -Каан лично совершил богатырские подвиги, пока не разбил их. Князь Всеволод имел возможность защищаться в каменном детинце. Но он видел невозможность в одиночку противостоять главным силам монголов и, подобно другим князьям, старался возможно скорее выйти из войны. Семья Всеволода заперлась в каменном Успенском соборё, в то время как сам князь попытался войти в соглашение с татарами. По сообщению южнорусской летописи, Всеволод вышел из города с малой дружиной, неся с собой «дары многии», дары не смягчили Мевгу-хана. Его воины ворвались в детинец и подожгли Успенский собор. Находившиеся там люди погибли в огне. Уцелевшие были ограблены и уведены в плен. Князя Всеволода доставили к Бату, который приказал зарезать его «пред собою».

В 1240 г. Бату и Кадан, сын монгольского императора, осадили Киев. В декабре 1240 г. Киев пал. Возглавлявший оборону боярин Дмитр был ранен и попал в плен. Бату пощадил ему жизнь «мужества ради него».

Война изменила лицо старого боярства. Княжеские дружины понесли катастрофические потери. Знать варяжского происхождения исчезла почти целиком.

Князья, пытавшиеся защитить Русь, по большей части сложили голову. Владимирский князь Юрий погиб вместе со всеми своими сыновьями. Его брат Ярослав с шестью сыновьями пережили нашествие. Погиб один малолетний сын Ярослава, сидевший в Твери. Князь не участвовал в обороне Русской земли и не стал защищать свою столицу. Едва войска Вату покинули землю, Ярослав тотчас занял великокняжескяй стол во Владимире. Вслед за тем он напал на Киевское княжество.

Разгром Руси монголо-татарами привел к тому что натиск немецких крестоносцев на новгородские и псковские владения усилился.

Когда Бату вернулся из западного похода, Ярослав в 1240 г. отправился на поклон к нему в Сарай. Установление монгольского владычества позволило князю добиться давней цели. Бату признал Ярослава старейшим князем Руси. Фактически Орда признала законными притязания владимирского князя на киевский стол. Однако южнорусские князья не желали подчиниться воле татар. В течение трех лет они упорно отказывались явиться на поклон к Бату в Орду.

Силы Южной Руси были подорваны татаро-монгольским погромом и внутренними распрями. Орда обложила Русь данью. Помимо денежных платежей монголы требовали, чтобы русские князья постоянно направляли на службу хану воинские отряды.

вступили в пределы Новгородской земли. 20 февраля они приступили к осаде Торжка. В течение двух недель татары пытались разрушить стены города с помощью осадочных машин.Город был взят Население вырезано поголовно.

Переяславль был последним городом, который монгольские царевичи взяли сообща.

 

4.Русь и Орда. Правление Александра Невского.

Если на западных рубежах русский народ сумел отстоять свою землю от посягательств соседей, то иначе обстояло дело в отношениях с завоевателями с Востока. От Тихого океана до Дуная властвовали монгольские завоеватели. А в низовьях Волги хан Батый повелел поставить город Сарай, ставший столицей нового государства — Золотой 0рды. Русские князья оказались в подчинении татарских ханов, хотя Русь не входила в число собственно золотоордынской территории. Она считалась «улусом» (владением) сарайских правителей. Ставка главного монгольского хана находилась за многие тысячи верст — в Каракоруме. Но со временем зависимость Сарая от Каракорума уменьшалась. Здешние ханы управляли своей страной достаточно самостоятельно. В Орде завели такой порядок, когда русские князья для получения права на власть в княжествах должны были получить особую ханскую грамоту. Она называлась ярлыком. Поездки за «ярлыками» сопровождались поднесением богатых даров не только хану, но и его женам, приближенным чиновникам. При этом от князей требовали исполнения чуждых их вероисповеданию условий, подчас унизительных. На этой почве в Орде разыгрывались драматические сцены. Некоторые русские правители отказывались следовать предписанному порядку. За такой отказ поплатился жизнью князь Михаил Черниговский. За принятые мучения во имя православной веры он причислен к лику святых русской церковью. Рассказы предания о мужественном поведении Михаила в Орде широко распространились по Руси как свидетельство верности князя высокому нравственному долгу. Зверской расправе подвергся рязанский князь Роман Олегович. Его нежелание переменить веру вызвало ярость хана и его кружения. Князю отрезали язык, отрубили пальцы рук и ног, резали по суставам, содрали кожу с головы, а саму насадили на копье. В Каракоруме был отравлен князь Ярослав Всеволодич, отец Александра Невского.

В 1252 г. Александр Невский становится великим князем Руси. Столицей он избрал не Киев, а Владимир. Главную опасность он усматривал в Орде, а потому стремился не обострять с ней отношений. Князь понимал, что противостоять одновременно агрессии с Запада и постоянной угрозе с Востока Русь не в состоянии. Существует предание о том, что князь Александр отверг предложения папы римского принять католичество и титул короля. Он остался верен православию. В свое время он сказал: «Не в силе Бог, но в правде». Это не мешало ему отвечать на удары соседней Литвы и немцев Прибалтики. Поражений русский полководец не знал. Обстановка диктовала свои законы. Пришлось и гордому русскому правителю поехать на поклон к ордынским владыкам. Но Александр не спешил. Лишь после извещения от Батыя, в котором завоеватель многих земель отмечал подвиги Александра Невского, великий князь Руси отправился в Орду. Он был единственным из русских властителей, кто не бывал еще в Орде. Батый недвусмысленно давал понять, что в противном случае Русской земле грозит новое разорение от татар. «Ты ли один не покоришься державе моей?» — грозно вопрошал хан Александра Н







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.