Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Составление пирамиды из колец





Оборудование. Пирамида из 4—5 крупных колец предлагается детям до 5-и лет. Пира­мида из 6—8 колец меньшего размера — де­тям старше 5 лет.

Цели исследования. Исследуют координа­цию движений руки ребенка, состояние тон­ких движений кисти (наличие или отсутствие тремора, пореза и других функциональных нарушении); степень сформированности пред­ставлений о величине, цвете; умение сравни­вать с учетом указанных признаков; адекват­ность и рациональность способа действий; самоконтроль в процессе работы; наличие и стойкость интересов; обучаемость.

Процедура проведения. Перед ребенком ставят пирамиду и снимают с нее все кольца. Затем дают инструкцию: «Сделай (надень) так, как было». Во время наблюдения за дей­ствиями ребенка можно определить состоя­ние его мелкой моторики, сделать вывод о степени сформированности представлений о величине предметов (кольца пирамиды). В случае затруднения ребенку оказывают по­мощь, предлагая найти самое большое коль­цо и надеть его на стержень. Затем перед ним кладут два следующих кольца и просят: «Дай красное (зеленое, синее) кольцо», «А это кольцо какого цвета?» (ребенок должен пос­ледовательно назвать цвет этих колец, что указывает на знание им основных цветов. Кроме того, можно судить и о степени овла­дения счетом. При этом дают инструкции типа: «Дай два кольца», «Надень четыре кольца».

Анализ результатов. Дети с нормальным умственным развитием проявляют интерес, сразу понимают смысл задания и приступа­ют к работе. До 3-х лет допустим сбор пира­миды без учета величины, Неадекватным считается закрытие стержня колпачком до нанизывания колец. С 4-х лет дети собирают пирамиду с учетом величины. При этом у них наблюдаются пробы и примеривания путем прикладывания (с целью сравнения) колец, другие раскладывают кольца в ряд по вели­чине и затем поочередно нанизывают их на стержень. К 5-и годам дети пользуются спо­собом зрительного соотнесения. Если ребенок ошибается, достаточно бывает повторной ин­струкции или указания типа: «Посмотри, ка­кое колечко больше? Надень самое большое кольцо».

Дети с задержкой психического развития на указанных возрастных этапах самостоя­тельно не справляются с заданием. Из-за несформированности произвольной деятельно­сти, невнимания или поспешности в работе они допускают ошибки и не учитывают ве­личину колец. Однако в отличие от умствен­но отсталых эти дети проявляют интерес и при оказании помощи осуществляют перенос показанного способа деятельности на анало­гичное задание.

Умственно отсталые дети (Здесь и далее под термином «умственно отста­лые» мы имеем в виду детей с легкой степенью ум­ственной отсталости (дебильностыо). В тех случаях, когда речь идет об умеренной или тяжелой степени умственной отсталости, на это указывается) 3—4 лет дают реакцию радости на яркую пирамидку, но это не интерес к заданию. Понимание цели зада­ния в этом возрасте не наблюдается. Чем тя­желее степень умственного недоразвития, тем чаще отмечаются манипулирование и не­адекватные действия с кольцами (разбрасы­вают, стучат ими по столу и т. п.). После 4-х лет дети пытаются выполнить задание, но сводят его лишь к беспорядочному нанизы­ванию колец на стержень. В ходе работы те­ряют инструкцию. Необходим поэтапный контроль. Речевая инструкция мало эффек­тивна. Требуется показ, а в более тяжелых случаях — совместное выполнение. Перенос на аналогичные задания вызывает те же трудности. Как правило, у умственно отста­лых детей в возрасте 3—5 лет наблюдается некоординированность, неловкость движений рук, особенно мелкой моторики пальцев рук. Они берут кольцо не двумя—тремя пальца­ми, а захватывают всей кистью. С трудом по­падают отверстием кольца на стержень пи­рамиды. Помощь малоэффективна.

 

Составление и выкладывание матрешек

Оборудование. Матрешка 2—4—5-и со­ставная. Предлагают детям до 5-и лет.

Матрешка 6—8-и составная — детям с 5-и лет.

Цели исследования. Исследуют понимание ребенком задания, характер выполнения (действует наугад или с учетом величины иг­рушки, может ли собирать матрешки на ос­нове зрительного соотнесения); проявление интереса; состояние моторики; обучаемость.

Процедура проведения. Детям показыва­ют большую матрешку, в которую вложено несколько матрешек. Затем обследующий разбирает большую матрешку и показывает находившуюся в ней матрешку меньшего размера, потом разбирает и эту матрешку. Так происходит до тех пор, пока обследую­щий не дойдет до самой маленькой матреш­ки. После этого дается инструкция; «Сложи матрешки так, чтобы получилась одна».

Анализ результатов. При работе с мат­решкой у детей обнаруживаются те же осо­бенности, что и при работе с пирамидой.

Раскладывание палочек (или брусочков) соответственно заданному образцу

Оборудование. 18 палочек по 9 красного и белого цветов.

Цели исследования. Исследуют особенно­сти деятельности (действует осознанно, со­поставляя с образцом, или механически, располагая палочки или бруски наугад); про­странственную ориентацию; работоспособ­ность; интерес к выполнению задания; от­ношение к своим успехам и неудачам.

Процедура проведения. Перед ребенком раскладывают шесть палочек: 3 красного и 3 белого цвета. При этом обращают внимание на характер чередования цветов: КБКБКБ. Затем дают инструкцию: «Строй заборчик также». После этого перед ребенком кладут девять палочек двух цветов в следующем по­рядке: КББКББКББ. Дается то же задание: «Строй заборчик так же». Третье из предла­гаемых детям сочетаний: КБКББКБКББ.

Анализ результатов. Доги с нормальным умственным развитием к 4—5 годам выполня­ют это задание. Они умеют пользоваться об­разцом, сопоставлять с ним свою работу, нахо­дить ошибки. Третье задание оказывается для них трудным. Дети с недостатками внимания, нарушениями пространственной ориентиров­ки допускают ошибки при выполнении этих за­даний. Однако, в отличие от умственно отста­лых, они пытаются найти закономерность чередования брусков и переживают свои не­удачи.

Дети с задержкой психического развития понимают задание, с интересом выполняют его, но нуждаются в постоянной организаци­онной помощи (мимикой недовольства, сло­вами «Внимательнее» и т. д.).

Умственно отсталые дети и в 5—6 лет ис­пытывают трудности при необходимости по­нять инструкцию и часто приступают к рабо­те без понимания ее цели: раскладывают бруски и палочки произвольно, не соотнося своих действий с заданным образцом. Дей­ствия детей носят стереотипный характер. Это выражается в том, что они переносят в новую ситуацию свой прошлый опыт в неизменном виде: правильно выполнив первое задание, ис­пользуют этот же принцип чередования бру­сочков разных цветов при выполнении после­дующих заданий того же типа. Деятельность несколько улучшается в том случае, если по­каз (демонстрация) сочетается с практичес­кими действиями самого ребенка. Третье за­дание умственно отсталыми без посторонней помощи (то есть самостоятельно) вообще не выполняется. Даже помощь в виде многократ­ного показа и совместных со взрослым дей­ствий оказывается малоэффективной. Со сто­роны обследующего обязателен поэтапный контроль за выполнением задания.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.