Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ





 

Под обучением понимается последовательная передача обучаемым знаний, выработка у них умений и навыков с целью развития и совершенствования их физических способ­ностей. Обучение совместно с воспитанием — единый педаго­гический процесс, который основывается на следующих ди­дактических принципах:

- коммунистической партийности и научности;

- сознательности;

- активности;

- наглядности;

- систем этичности;

- постепенности и доступности;

- прочности усвоения знаний (умений, навыков).

Принцип коммунистической партийности и научности реа­лизуется в процессе постоянного разъяснения тех задач, ко­торые должны решать обучаемые после овладения всем арсе­налом приемов (действий) специальной физподготовки, ис­пользования в занятиях самых последних достижений науки и техники.

Принцип сознательности осуществляется на основе пони­мания обучаемыми необходимости овладения всеми приемами специальной физподготовки, четкой постановки задачи заня­тия, разъяснения упражнения или действия и их влияния на организм занимающегося. Следует развивать умение анали­зировать успехи и неудачи при выполнении упражнении, дей­ствий, приемов.

Принцип активности требует четкого объяснения системы оценок и поощрений для активизации обучаемых, а также самостоятельной подготовки.

Принцип наглядности реализуется двумя путями:

образцовым показом с объяснением;

использованием наглядных пособий.

Принцип систематичности диктует определенную систему обучения. Новый материал должен быть продолжением ста­рого, занятия — систематическими. Материал следует рас­пределять методически правильно и использовать для его изу­чения все формы занятий по физической подготовке.

Принцип постепенности и доступности реализуется после­довательным переходом в обучении от простого к сложному, от легкого к трудному, постепенным повышением физической нагрузки.

Принцип прочности усвоения означает многократное по­вторение физических упражнений в различных сочетаниях и в разнообразной обстановке, с обязательной проверкой и оценкой полученных знаний.

Все эти принципы следует учитывать, ибо они взаимосвя­заны и проявляются даже на одном занятии.

Существуют три группы методов:

- словесные методы — объяснение, рассказ содержания ком­бинации или действия, беседа с занимающимися;

- наглядные методы, основанные на зрительных или слухо­вых ощущениях. К ним относятся: четкий показ, схемы, диа­фильмы;

- практический метод, который заключается в многократ­ном повторении, т. е. метод упражнения (упражнений) в це­лом или по разделениям, в упрощенной обстановке или сло­жной.

Кроме методов в обучении существуют и методические приемы, такие, как опробование, взаимопомощь, страховка и др.

В обучении физическим упражнениям принята поэтапная методическая последовательность.

Первый этап — ознакомление. Цель: создание правиль­ного представления об упражнении, действии или приеме. Здесь следует четко и кратко назвать упражнение или прием, образцово показать в целом, разъяснить влияние его на орга­низм, когда оно используется (или где применяется на прак­тике), показать еще раз, но по частям (по разделениям), по­путно объясняя технику выполнения в медленном темпе.

Второй этап — разучивание. Цель: формирование навы­ков выполнения приемов или действий. Здесь они выполня­ются в целом, по частям или разделениям, с помощью подго­товленных или подводящих упражнений. Преподаватель дает возможность обучаемым выполнить прием в целом медленно, в постепенно возрастающем темпе, поработать самостоятель­но и в заключение заставляет их выполнить один—два раза в быстром (боевом) темпе; при этом отмечает хорошее испол­нение и характерные ошибки, намечает пути их исправления.

Третий этап — тренировка. Цель: совершенствование на­выков выполнения приема в различной обстановке. На этом этапе обучаемые выполняют прием с различных исходных положений, в движении, в сочетании с комплексом других упражнений. Далее они выполняют его на точность и ско­рость в условиях соревнований и затем в сочетании с ранее изученными приемами или действиями. Весь этот последова­тельный процесс в обучении физическому упражнению, дей­ствию или приему изображен для наглядности схематично на рис. 5.

 

 

 

 

 

В учебно-воспитательном процессе предпочтение отдается комплексному методу проведения учебных занятий. В одно занятие включается 2—3 раздела специальной физподготовки, например, способы передвижения, преодоление препятст­вии и элементы рукопашного боя.

Такое занятие способствует всестороннему физическому развитию военнослужащих, поскольку в работу вовлекаются все основные группы мышц, сердечно-сосудистая и дыхатель­ная системы, значительно повышается эмоциональный на­строй занимающихся. Результат такого построения занятий — высокая плотность и большой объем выполняемой работы.

Комплексное прохождение учебного материала облегчает усвоение военнослужащими двигательных навыков благодаря многократному их повторению в течение учебного занятия. Отдельные отрезки учебных занятий можно проводить мето­дом круговой тренировки. Не очень сложные задания-упраж­нения (в пределе 8—10) могут выполняться без разрыва, одно за другим (поточный метод), с незначительным интер­валом для отдыха, с паузой от 30 до 90 сек. (метод интер­вальной работы). Здесь обеспечивается последовательное воз­действие на все основные группы мышц и достаточно высокая нагрузка на сердечно-сосудистую и дыхательную систему. Специально подобранными упражнениями эффективно разви­ваются определенные физические качества: быстрота, лов­кость, выносливость и сила.

По темам, при прохождении которых от личного состава требуется продемонстрировать достижение результатов, соответствующих нормативным требованиям, принимаются теку­щие зачеты.

Зачет по специальной физической подготовке является за­кономерным итогом процесса обучения по данной дисциплине, всей проделанной работы. Причем зачет по дисциплине мо­жет складываться из ряда промежуточных, т. е. из зачетов по отдельным видам подготовки, которые сдаются в ходе обу­чения. Но допускается и комплексный подход к приему заче­та, т. е. одновременный прием зачета по двум, трем и более видам физической подготовки.

В пособии помещены примерные нормативы по специаль­ной физподготовке (см. таблицу 1), по которым может проводиться аттестация физических качеств. Общий зачет по специальной физподготовке складывается из полученных по темам оценок за весь период обучения.

Наиболее важными физическими качествами, на фоне ко­торых выполняется основная деятельность обучаемых, явля­ются общая и силовая выносливости. Пособие предлагает способы тестирования личного состава по этим качествам.

 

Тест № 1.

 

Уровень развития такого качества, как выносливость, можно определить тестом К. Купера (12-минутным непрерыв­ным бегом). Для его проведения надо иметь размеренную (или размеченную в километрах и метрах) дистанцию, секун­домер и испытуемых.

Полученные результаты в километрах за 12 минут бега необходимо сравнить с данными предлагаемой таблицы и оп­ределить оценку уровня развития выносливости (отлично, хо­рошо, удовлетворительно). При беге одежда должна быть спортивная. На плохую погоду поправок не делается.

Тестирование лучше проводить на стадионе, но можно в лесу, на дорогах и в любом другом удобном месте. По вре­мени этот тест не очень продолжителен, достаточно прост и удобен.

Схема определения оценки по тесту К. Купера представ­лена на рис. 7.

Этот способ позволяет протестировать себя с секундоме­ром в руке самостоятельно.

 

Тест № 2.

 

Наиболее информативным тестом определения уровня раз­вития силовой выносливости военнослужащих до 36 лет яв­ляется комплекс, состоящий из четырех видов общеразвиваю-щих упражнений. Каждое упражнение проделывается 10 раз с высоким техническим качеством выполнения под счет пре­подавателя (инструктора) без перерыва для отдыха (10+ + 10+10+10 раз). Темп подсчета средний. Исходное положе­ние начала теста — упор присев.

Упражнение 1: отжимания в упоре лежа на полу (рис. 8а) — 10 раз (при сгибаниях рук грудью касаться пола).

Упражнение 2: переходы из упора присев в упор лежа и обратно (рис. 8б) — 10 раз. По завершении упражнения лечь на спину.

Упражнение 3: доставание двумя ногами (носками) пола за головой, лежа на спине, руки за голову или вдоль туловища (рис. 8в) — 10 раз (ноги в коленный суставах не сгибать). После 10-го выполнения уп­ражнения – в упор присев.

Упражнение 4: прыжок вверх из исходного положения сидя на корточках, руки за голову, одна нога чуть впереди другой (рис. 8г). Прыжок невысокий, но до полного выпрям­ления ног и туловища. Приземляясь, менять положение ног в приседе на корточках (руки — все 10 прыжков за головой).

Это первая серия выполнения всего комплекса.

По методике проведения тестирования следует сразу пе­реходить к повторному выполнению этого же комплекса, так­же начиная с первого упражнения. И таким образом выпол­нить несколько серий подряд. Для тренировки личного соста­ва можно одному инструктору подсчитывать результаты для целой группы. На испытании следует назначать одного счет­чика для двух испытуемых.

 

Таблица 2

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ В БОЕВОЙ ЭКИПИРОВКЕ

 

 

 

Физическое состояние Возраст испытуемых
до 31 года до 36 лет
Количество повторений
Отличная силовая выносливость Хорошая Удовлетворительная Неудовлетворительная 4 (5) *** 3 (4) 2 (3) 1 (2) 3 (4) *** 2 (3) 1 (2) 0 (1)
Примечание: *** В спортивной форме

 

 

 

Тест № 3.

 

С помощью данного теста можно довольно точно опреде­лить уровень развития силовых качеств личного состава воз­растных категорий до 31 и 36 лет.

Комплекс испытаний состоит из пяти силовых упражне­ний. Условия тестирования: все упражнения проделываются максимальное количество раз с высоким уровнем техническо­го исполнения.

Содержание теста № 3 и методика его проведения (Сухотский В. И. Физическая подготовка армии США. М. — Воениздат, 1975):

Упражнение 1: подтягивание на перекладине хватом свер­ху (рис. 9а).

Упражнение 2: прыжки вверх из положения сидя на кор­точках, руки за голову, одна ступня впереди; прыжок не очень высокий, но до полного выпрямления ног и туловища (рис. 96). После каждого прыжка положение ног менять.

Упражнение 3: отжимания в упоре лежа на полу, касаясь грудью пола (сгибание рук глубокое, полное, а туловище — прямое) (рис. 9в).

После выполнения этих упражнений испытуемым предо­ставляется отдых 5—10 минут.

Упражнение 4: поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за голову в положение сидя; при наклоне впе­ред следует поочередно локтями касаться коленей: левым локтем правого колена и наоборот. Количество повторений максимальное в течение 2 минут. Ноги держит и прижимает к полу партнер (рис. 9г).

Упражнение 5: последнее упражнение — переход из поло­жения упора присев в положение упор лежа и обратно — вы­полняется также максимальное количество раз за 60 секунд (рис. 9д).

Показатели тестирования определяют с помощью арифме­тического подсчета оценивая каждое упражнение в отдель­ности и суммируя 5 оценок по табл. 3. Как видно из таблицы, например: «отлично» может равняться в идеале 500 очкам верхний предел) и 375 очкам (нижний предел: 75×5)

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.