|
Признаки государства, предопределяющие его особое
(ведущее) положение в политической системе общества
Выступает в качестве единственного официального представителя всего народа
| |
|
| | Является носителем суверенитета
| |
|
| Обладает специальным аппаратом, предназначенным для управления обществом (в том числе "силовыми" структурами вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.)
| |
|
| | Тесно связано с правом (большинство правовых норм принимается государством и обеспечивается его принудительной силой)
| |
|
| | Является главным собственником основных средств производства
| |
|
| | Имеет монопольное право на взимание налогов для формирования государственного бюджета
| | | | | | | |
Для нормального функционирования всех частей политической системы государство создает условия:
1. Экономические;
2. Организационные;
3. Юридические.
4. Обеспечивает соблюдение прав и законных интересов других субъектов политической системы.
Общественное объединение - это добровольное формирование, которое
возникает в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе их общих интересов. Общественные объединения создаются на основе принципов добровольности, самоуправления, законности, гласности и равноправия их членов.
Виды
Общественных объединений
Общественные организации (партии, профсоюзы, спортивные общества и т.д.)
| |
|
| | Общественные движения (комитет солдатских матерей, экологические движения и т.п.)
| |
|
| Общественные фонды (некоммерческие благотворительные фонды)
| |
|
| | Общественные учреждения (общественные объединения, ставящие целью оказание конкретного вида услуг)
| |
|
| | Органы общественной самодеятельности (родительские, домовые, уличные комитеты, товарищеские суды, суды чести и т.п.)
| | | | | | |
Основные формы политической
Деятельности общественных объединений
Участие в формировании государственных органов в их работе
| |
|
| | Самостоятельное осуществление некоторых полномочий, делегированных государственными органами
| |
|
| Участие в контроле за деятельностью государственных организаций
| |
|
| | Представление и защита интересов своих членов в государственных и негосударственных организациях
| | | | | | | |
Формы взаимодействия
государственных и общественных объединений
|
|
|
| Параллельные действия
|
|
|
| Совместные действия
|
|
|
| Учет мнения, согласованность в действиях
|
|
|
| Делегирование отдельных функций государственных органов общественным объединениям
|
|
Задачи
Реформы политической системы в России
Обеспечение реального участия народа в управлении страной
|
| Создание условий для свободного развития каждой нации, народности, каждого индивида
|
|
|
|
| Обеспечение разделения политической власти между всеми субъектами политической системы
|
| Совершенствование механизма своевременного самообновления политической системы
|
| | | | | |
Тема 8. Аппарат российского ГОСУДАРСТВА на современном этапе.
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА
| |
|
| |
|
|
|
| | Государственные органы
|
| Государственные учреждения
|
| Государственные предприятия
| |
|
| | | Государственный аппарат
| | | | | | | | | | | | | |
Государственный аппарат
в узком смысле
система исполнительно-распорядительных органов (понятие, используемое в административном праве)
в широком смысле
совокупность всех государственных органов (законодательных, исполнительных, судебных)
Государственный орган - это структурно-обособленное звено
государственного аппарата, создающееся и действующее в установленном законом порядке, имеющее свою компетенцию и наделенное властными полномочиями.
Признаки
государственного органа
|
|
|
| создается и действует в установленном законом порядке, имеет свою компетенцию
|
|
|
| наделен государственно-властными полномочиями
|
|
|
| имеет возможность принимать (издавать) правовые акты наделен возможностью обеспечивать их выполнение
|
|
Классификация
Государственных органов
по характеру выполняемых задач
|
|
|
| органы законодательной власти (Федеральное Собрание, представительные (законодательные) органы субъектов РФ)
|
|
|
| органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, и другие федеральные ведомства, органы государственного управления субъектов РФ)
|
|
|
| органы судебной власти (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие нижестоящие суды общей и специальной юрисдикции)
|
|
|
|
|
|
| контрольно-надзорные органы (Конституционный Суд РФ, прокуратура, государственные инспекции)
|
|
по способу принятия решений
|
|
|
|
|
| коллегиальные
(Федеральное Собрание РФ)
|
| единоначальные (Президент РФ)
| | | | | | |
по характеру компетенции
|
|
|
|
|
| общей компетенции
(Правительство РФ)
|
| специальной компетенции
(Министерство образования и науки РФ)
| | | | | |
по способу формирования
|
|
|
|
|
| первичные (формируются в результате прямого волеизъявления народа)
|
| производные
(создаются первичными органами)
| | | | | |
по положению в иерархической структуре государственного аппарата
|
|
|
| высшие органы (федеральные высшие органы: Правительство РФ)
|
|
|
| органы субъектов федерации (правительство республики, администрация края)
|
|
| Принципы
организации и деятельности государственных органов РФ
| |
|
| |
| Демократизм
| |
| |
| |
| Разделение государственных властей
| |
| |
| |
| Законность
| |
| |
| |
| Федерализм
(учет национальных и региональных интересов)
| |
| |
| |
| Научный подход к осуществлению государственной власти
| |
| | | | | | | |
Основные направления совершенствования организации и деятельности государственного аппарата РФ
|
|
|
| Укрепление законности
|
|
|
| Повышение профессионализма государственных служащих, их ответственности за порученное дело
|
|
|
| Оптимизация (разумное сокращение государственного аппарата и расходов на его содержание)
|
|
|
| Совершенствование структуры государственного аппарата на основе принципа разделения властей
|
|
|
| Усиление контроля за деятельностью государственных органов со стороны общественных формирований
|
|
Тема 9. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.
ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ ТЕОРИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1. Разработка отдельных положений теории правового государства в политико-правовой мысли Древней Греции, Древнего Рима, в средние века - до 16 века (Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон и др.)
2. Обоснование положений теории правового государства в период буржуазных революций - 16-18 века. (Г. Гроций, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье и др.)
3. Становление теории правового государства, как целостной философской и политико-юридической концепции в первой половине 19 века (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Р. Фон Моль, Ф.Ю. Шталь, Л. Штайн и др.)
4. Развитие теории правового государства во второй половине 19 века, в 20 и 21 веках. В России до революции 1917 года теория правового государства разрабатывалась в трудах А.С. Алексеева, В.М. Гессена, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, Н.И. Палиенко, М.А. Рейснера и др.
ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
| |
|
| |
|
|
|
|
|
| Верховенство правового закона
|
| Связанность государства в своей деятельности с правом
|
| Взаимная ответственность государства и личности
|
| Незыблемость и гарантированность прав и свобод личности
|
| Разделение властей
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
Условия формирования
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|