|
Три лица законности: законность, суверенитет, власть.Существуют примеры политики, которые включают группы имеющие общие интересы и борющиеся за новую политическую власть. Возникают вопросы: почему граждане подчиняются одним велениям, и противятся подчиняться другим? Почему и как лидеры приходят к своим политическим решениям? Ответ на них дает понятие «трех лиц законности»: законности (легитимности), суверенитета и власти. Законность – (легитиность) – это одно из наиболее важных понятий в политологии. Оно означает признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений. М.Вебер в легитимности власти видел гарантию стабильности общества. Общественный порядок может сохраняться не только благодаря законодательным нормам. Право обеспечивает в основном внешнюю гарантию стабильности. Внутренней гарантией устойчивости социальной системы становится признание власти подчиненными. Как отмечают Г.Алмонд и С.Верба, состояние политических чувств является, наиболее важной проверкой легитимности. Политический режим устойчив, если принимается гражданами в качестве правильной формы правления. Легитимация -процедура общественного признания какого-либо действия, события, факта, лица, призванная обеспечить политическое участие без принуждения. Делигитимация -утрата доверия, лишение власти общественного кредита. Основными причинами ее являются: противоречия между ценностями в обществе и интересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации в обществе. Как только режим утрачивает законность - никакое насилие не сможет больше остановить народную силу и недовольство. Существует закономерность: чем больше полицейских в государстве, тем меньше в нем законность. Законность может обретаться временем (например США с их конституций). Но законность может быть и из-за «успеха». Важным помощником в деле легитимации выступают народные символы, убеждающие население в законности правительства или режима. Суверенитет – (фр. «править», «господствовать») верховенство государственной власти и независимость ее от других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Это верховенство проявляется: а) в общеобязательности решений власти на определенной территории, б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных институтов, в) В обладании рядом исключительных прав, например правом на законотворчество и т.п. г) в наличии специальных средств воздействия на население. Чем сильнее суверенитет – тем больше признание власти законной. Власть – способность конкретного руководства заставить людей подчиняться себе. Это подчинение конкретному политическому руководителю, основанное на уважении, в силу законности его пребывания у власти. Власть строится на психологических отношениях между людьми. Понятие законности, суверенитета и власти – взаимосвязаны и объединяются под общим заголовком: «три лица законности». Где исчезает один элемент, там исчезают и другие. Благодаря этим характеристикам при рассмотрении политической системы какого-либо государства и общества можно увидеть существующие противоречия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими в нем за этим фасадом. Политические партии и партийные системы
Одним из важнейших субъектов политических отношений в обществе являются партии. Они дают ключ к пониманию основополагающих принципов демократии, представительства, политического плюрализма, выборности должностных лиц, а также политики вцелом. Появление партий, а точнее протопартий, относится к Античному миру, когда в Древней Греции и в Древнем Риме возникают особые группы людей, отражавшие интересы различных социальных слоев. Упоминание о них встречается в трудах Аристотеля (VI в. до н.э.). Однако эти группы не были организационно оформлены, не располагали строго определенной системой взглядов, не имели программных установок и в деятельности своей замыкались на решении ограниченных задач. Зарождение политических организаций, ставших предтечей современных партий, связано с началом борьбы буржуазии против монархии, становлением политической системы капиталистического общества. В период буржуазных революций XVII - XVIII вв. партии еще не имели привычных для нас признаков, а чаще всего подвергались влиянию религиозных, сословных, семейно родовых объединений. И только в начале XIX века в Европе появились такие организации, которые мы сегодня привыкли называть политическими партиями. Их формирование было связано главным образом с введением в ряде стран всеобщего избирательного права, ознаменовавшем приобщение широких слоев населения к политической жизни. В политологии общепринята, предложенная М. Вебером, периодизация эволюции партий на: аристократические котерии (группировки), политические клубы, массовые партии. В действительности же все три этих этапа прошли в своем развитии только две английские партии – либералы (виги) и консерваторы (тори). История остальных значительно короче. Многомерность и сложность такого политического феномена как партия объясняют существованием различных ее определений. Термин «партия» происходит от латинских слов «парс» - часть и «партире» - делить. Отличительные черты партии: · Во-первых, партия - это структурно оформленная организация, т. е. относительно продолжительное по времени объединение людей, на самых разных уровнях политики от местного до международного. Это объединение единомышленников. · Во-вторых, идеологического порядка - всякая партия есть носитель идеологии или, по меньшей мере, особого видения мира и человека. · В-третьих, основной целью создания и функционирования политической партии является борьба за завоевание и осуществление власти. · В-четвертых, каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа - от голосования до активного членства. Резюмируя вышеприведенные критерии можно дать определение партии как добровольной политической организации, объединяющей лиц имеющих общие интересы и цели на идеологической основе, для завоевания государственной власти, либо участия в ней. Функции партий 1. Социальные функции – они сводят интересы общества и государства 2. Идеологические функции - связаны с разработкой партийной идеологии, программных документов, а также с осуществлением партийной пропаганды. 3. Политические функции -в первую очередь связаны с борьбой партии за политическую власть в обществе и ее осуществление на основе своих программных установок. 4. Управленческие функции – осуществляются после победы на выборах, когда партии участвуют в формировании правительства или берут на себя ответственность по управлению государством, которая выражается в ответственности за деятельность лиц, выдвинутых ею. Полнота реализации всех этих функций, как внешних, так и внутренних, в том или ином обществе различна. Она зависит главным образом от уровня развития конкретного общества, социально – классовой сущности партии, а также от профессиональных качеств ее лидеров. Совокупность политических партий и взаимосвязь м/у ними составляют партийную сис-му. Политическая сис-ма – совокупность государственных, политических и общественных организаций, форм и взаимодействия м/у ними, посредством которой осуществляется реализация общезначимых интересов с использованием полит. вл. Партийные сис-мы делятся на: многопартийные (Швеция, Дания, Голландия), 2-х партийные (США), 2+1 партийные (ФРГ) Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|