Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Готовим руку к письму . Учимся писать.





Малышу скоро в школу, а писать пока никак не получается? Есть оригинальные и эффективные способы разработать пальчики будущего первоклашки для красивого письма.

Через годик малышу в школу. Это очень важный рубеж, меняющий всю вашу жизнь. Чтобы период адаптации к новым условиям прошел более гладко, начните подготовку ребенка к школе заранее. Как правило, в первую очередь родители делают акцент на умении читать и считать. Вы решаете с малышом логические задачки, занимаетесь развитием речи. Это, бесспорно, важные навыки, которые пригодятся ему в школе. Но порой родители забывают о таком важном моменте, как развитие тонких движений рук ребенка, которое свидетельствует о готовности к обучению письму. С мелкой моторикой лучше обстоят дела у малышей, которые занимались по системе Марии Монтессори. На консультациях по приему детей в первый класс педагоги частенько сталкиваются с малышами, у которых слабо развиты мышцы пальцев рук. Такие ребята неохотно рисуют, раскрашивают, лепят, да и вообще все связанное с работой рук выходит у них неловко. Очень тесно с развитием моторики связано состояние зрительно-пространственной координации (соотношение движений глаз и руки).

 

Моторное развитие

Проверить состояние общей и тонкой моторики у малыша родители могут и сами. Несложные тесты помогут вам понять, правильно ли идет развитие некоторых функций.

„Дорожка"

Попросите ребенка поставить ноги так, чтобы носок левой ноги примыкал к пятке правой. Руки вытянуты вдоль туловища, глаза закрыты. Нужно простоять в таком положении 15 секунд. Если малыш балансирует или сходит с места, это учитывается как минус.

 

„Дотронься до носа"

Закрыв глаза, надо коснуться указательным пальцем правой и левой рук кончика носа попеременно. При двух удачных попытках из трех (для каждой руки) задание считается выполненным.

„Мячики"

Предложите малышу попрыгать, как мячик. Важно, чтобы обе ноги одновременно отделялись от земли. В течение 5 секунд ребенок должен подпрыгнуть минимум 7 раз.

„Потягушки"

Попросите малыша в течение 10 секунд постоять на цыпочках, вытянув руки вдоль туловища, плотно сжав ноги и сомкнув носки. Задание считается невыполненным, если ребенок приземлился на пятки или сошел с первоначальной позиции.

„Собери спички в коробку"

Разложите справа и слева от спичечной коробки вертикально 10 спичек. По сигналу ребенок начинает укладывать спички в коробку большим и указательным пальцами обеих рук одновременно. Первыми пусть берет спички, лежащие ближе всего к коробке. За 20 секунд необходимо уложить не менее чем по 5 спичек.

„Пальчики спрятались"

Попросите малыша загибать пальцы в кулак попеременно то на правой, то на левой руке.

„Пальчики здороваются"

Соедините поочередно пальцы одной руки с пальцами другой.

Оцените результаты по следующим критериям:

высокий уровень — ребенок безошибочно выполняет все задания;

средний — выполнено не более пяти заданий из предложенных;

низкий — выполнил не более двух заданий, движения нечеткие, плохая координация, наличие сопутствующих движений, признаков утомляемости.

Тесты показали, что у малыша не все в порядке с мелкой моторикой? Тогда надо заниматься. Это не значит, что ребенок целыми днями будет сидеть за столом и писать. Задания могут быть игровыми и очень интересными.

Тренировка для ребят

Готовить руку к письму можно, и не дожидаясь записи в школу. Уже с полуторагодовалыми малышами занимайтесь по методике Марии Монтессори. Пусть наливает воду из пипетки в стаканчик, ровно рвет газеты, лепит из пластилина. Детишек старше 3 лет можно учить правильно держать ручку и карандаш. При письме ручка удерживается тремя пальцами — большим слева, средним справа, указательным сверху. Остальные пальцы прижаты к кисти. Кончик ручки направлен в плечо правой руки, локти находятся на столе, не свисают. Тетрадь располагается под углом 45° (правый верхний угол приподнят).

Упражнения с канцелярской резинкой

5-6-летние ребята с удовольствием делают упражнения с обыкновенной канцелярской резинкой — той самой, которой мы привыкли скреплять рулон бумаги или пакет либо собирать вместе счетные палочки. Возьмите такую резинку и наденьте ее на большой и указательный пальцы малыша. Пусть растягивает ее в стороны при помощи пальцев. Если длинновато — намотайте на пальцы 2 раза, чтобы укоротить. Если получилось на одной руке, пробуем на другой, а потом — на обеих сразу. С резинкой можно играть и по-другому. Возьмите канцелярские кнопки и попросите малыша воткнуть их в доску или пенопласт по контуру, например, машинки (контур заранее нарисуйте). А теперь натягиваем резинку на выступающие части кнопок. Получился силуэт машинки! Таким же образом можно выучить названия и изображения разных геометрических фигур. Пускай ребенок натянет резинку на кнопки, воткнутые в вершины треугольника или трапеции. Какая фигура получилась? Не запомнит с первого раза — ничего страшного. Потихоньку непривычные названия фигур станут знакомыми и узнаваемыми.

Упражнения за столом (пальцы прижаты к столу)

Если вы находитесь не дома, а, например, в очереди в поликлинику или в долгой поездке, вам несложно будет занять своего малыша. Есть рядом ровная поверхность? Отлично! Положите ладонь на стол или другую поверхность. По очереди поднимайте пальцы, не отрывая ладонь от стола. Сначала одной руки, а потом одновременно обеих. Очень полезно при этом ритмично, одновременно с поднятым пальчиком, проговаривать слоги с разными трудными звуками: „СА-СА-СА-СА-СА. РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ".

Если ваш ребенок занимается с логопедом, это поможет ему быстрее закрепить в речи поставленный звук. Именно сочетая движения пальчиков и движения артикуляционного аппарата, вы можете существенно ускорить процесс исправления речи малыша. Также, сидя за столом, можно поупражняться в разведении пальцев врозь и сведении вместе (ладошки на столе!). Все нейропсихологи рекомендуют регулярно проводить упражнение „кулак-ладонь-ребро". Рука ребенка поочередно меняет положение: сначала сжимается в кулачок, затем ложится ладонью на стол, а потом встает на ребро. Именно в такой строгой последовательности и выполняется сначала правой, затем левой рукой до тех пор, пока ребенок не перестанет ошибаться в последовательности движений. Это упражнение бесценно для формирования межполушарных связей, при помощи которых мы, собственно, и обучаемся.

Упражнения с пшеном в стакане

Вы готовите, а малыш все время вертится под ногами? Не прогоняйте его с кухни — усадите за стол и дайте стаканчик с пшеном. Пусть ребенок „варит кашку", то есть указательным пальчиком мешает пшено в стаканчике. Условие: кисть не должна двигаться, только пальчик! Затем можно покрутить средним пальчиком, а вот безымянным пусть попробует — получится ли?

Упражнения с гречкой или чечевицей

Именно эти крупы имеют острые грани, которые необходимы нам для активизации нервных окончаний пальчиков. Для начала пускай малыш вволю навозиться с этими крупами. Ребятам так нравится набирать их в горсть, пропускать сквозь пальцы, перебирать в руках. Вероятно, эти ощущения очень приятны, они успокаивают и способствуют концентрации внимания у малыша.

Ну а теперь попросите разобрать крупу на 2 кучки: гречку в одну кучку, чечевицу — в другую. Это долгая кропотливая работа, но очень полезная не только для развития руки, но и для формирования сосредоточенности, усидчивости, логического мышления (ведь за умение сортировать и классифицировать предметы отвечает именно оно). Если ваш малыш устал, насыпьте разные виды круп в самую большую миску и закопайте в них много мелких игрушечек и предметов. Пусть покопается да поищет! Главное — руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким образом снимается мышечный спазм ручек, напряженность и усталость.

Упражнения на развитие выносливости

Мы привыкли, к сожалению, к шаблонам в рисовании. А ведь это по определению творческий вид деятельности! Покажите своему ребенку разные оригинальные штриховки. В раскрасках необязательно закрашивать изображение целиком, можно штриховать, что, конечно же, сложнее и необычнее. Картинки штрихуйте клеточками, зигзагами, точками и другими способами: А теперь перейдем к упражнениям для развития выносливости мышц руки, тренировки силы нажима.

„Самолеты за облаками"

Вам потребуются бумага и мягкий карандаш. Нарисуйте несколько самолетов, а вокруг них облака. Одно облако интенсивно заштрихуйте, другое сделайте чуть светлее. Скажите ребенку, что за темным облаком самолета почти не видно, а за светлым видно хорошо. Попросите его нарисовать темные и светлые облака к остальным самолетам. Покажите, как регулировать силу нажима. Так же можно изображать человека под проливным дождем или дом ночью.

„Попади в цель", „Лабиринты"

Задача ребенка — как можно точнее провести линию, не отрывая руки:

забрось мяч в корзину;

проведи корабль коротким путем, чтобы он не сел на мель;

забей гол в ворота;

найди выход из лабиринта, в котором спрятаны сокровища;

попади стрелой в центр мишени;

попробуй быстро проехать по извилистому „серпантину".

Штриховка

В трех геометрических фигурах ребенок должен выполнить штриховку: в квадрате — с сильным нажимом, в треугольнике — средним, в круге — слабым. Важно, чтобы степень штриховки четко соответствовала образцам. Начните с одной-двух строк фигур. Если малыш медлителен — это упражнение можно выполнять на время. Примените разные способы штриховки, которым вы уже научили ребенка.

Упражнения на развитие координации

Точками обозначьте контур какой-то фигуры.

Обведите фигуру по контуру, обозначенному точками.

Дорисуйте незаконченные контуры у геометрических фигур.

Срисуйте по клеточкам изображение предмета справа от образца (домик, кораблик, собачку и т.д.).

Дорисуйте симметричные изображения (половинку матрешки, бабочки, жука и самолета). Покажите малышу разные способы штриховки, чтобы ему было интереснее

Продолжите узор по клеточкам по заданному образцу.

Графический диктант

Взрослый диктует, а ребенок проводит линии по клеткам в заданном направлении. Например, „одна клетка вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, две клетки вниз, одна клетка вправо. Дальше продолжи узор до конца строки самостоятельно". Узоры можно усложнять, добавляя наклонные линии, меняя направление и длительность линий.

Упражнения на уточнение положения в пространстве

„Закрась флажки"

В ряду нарисованных флажков крайний справа надо закрасить красным цветом, а второй слева — синим.

„Включи свет в окошках"

Нарисуйте домик с окошками. Предложите закрасить (включить свет) в правом верхнем окне, левом нижнем и т.д.

„Нарисуй картину"

Нарисуйте дерево в центре листа. Справа от него — цветок, слева — куст, в правом верхнем углу — солнышко, в левом нижнем — собачка.

„Назови, что нарисовано"

Нарисуйте предметы, накладывая одно изображение на другое. Попросите назвать, что малыш увидел.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.