Язык и стиль студенческой научной работы
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Язык и стиль студенческой научной работы





Языку и стилю научного студенческого исследования следует уделять самое серьезное внимание. Действительно, именно языково-стилистическая культура реферата, курсовой или дипломной работы лучше всего позволяет судить об общей культуре ее автора.

Язык и стиль научной работы как часть письменной научной речи сложились под влиянием так называемого академического этикета, суть которого заключается в интерпретации собственной и привлекаемых точек зрения сцелью обоснования научной истины.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала.

Тексту научного исследования характерна смысловая законченность,

целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на:

1. последовательность развития мысли (вначале; прежде всего; затем; во-первых; во-вторых; значит, итак и др.);

2. противоречивые отношения (однако; между тем; в то время как; тем не менее);

3. причинно-следственные отношения (следовательно; поэтому; благодаря этому; сообразно с этим; вследствие этого; кроме того; к тому же);

4. переход от одной мысли к другой (рассмотрев; прежде чем перейти к ...; обратимся к ...; рассмотрим; остановимся на ...; необходимо остановиться на...; перейдем к...; необходимо рассмотреть);

5. итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог; следует сказать...).

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные; этот; названные; указанные и др.).

В тексте, при ссылке на авторские высказывания (суждения) и выражении отношения бакалавра к ним можно использовать следующие глаголы:



анализирует; возражает; высказывает мнение; добавляет; доказывает; допускает; задает вопрос; излагает; констатирует; надеется; находит; начинает, не разделяет точку зрения; не соглашается; определяет, пересказывает, пишет; повторяет; объясняет; обсуждает; отвечает; отмечает; обнаруживает; одобряет; отстаивает; указывает, упоминает; утверждает;   уточняет; фиксирует; поддерживает; подтверждает; позволяет; полагает; понимает; предлагает; предполагает; представляет; признает; принимает точку зрения; приходит к выводу; разбирает вопрос; разделяет; размышляет; разрешает; разъясняет; рекомендует; решает проблему; следует; соглашается; сомневается; сообщает, спрашивает ссылается; считает.  

Условием объективности изложения материала является указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное выражение. В тексте это условно можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению; по мнению; по данным; по нашему мнению и др.).

Стиль письменной научной речи - это безличный монолог. Поэтому из­ложение обычно ведется от третьего лица (например, «автор полагает...»), так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте.

Сейчас стало неписаным правилом, когда автор выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «мы», считая, что выражение авторства как формального коллектива придает больший объективизм изложению.

Однако нагнетание в тексте местоимения «мы» производит малоприятное впечатление. Поэтому рекомендуется прибегать к конструкциям, исключающим употребление этого местоимения. Такими конструкциями являются неопределенно-личные предложения (например, «Вначале производится ..., а затем устанавливается ...»), предложения со страдальным залогом (например, «Разработан комплексный подход к исследованию ...»). Такой залог устраняет необходимость в фиксации субъекта действия и тем самым избавляет от необходимости вводить в текст дипломной работы личные местоимения.

Качествами, определяющим культуру речи дипломной работы, являются

логичность, ясность, связность, точность, объективность и др. Они же являются требованиями к языку курсовой / дипломной работы. Рассмотрим кратко каждое из качеств.

 

Логичность

Помните, что цель вашей работы – доказать некоторые научные положения. Чтобы придать речи аргументированный характер, необходимо строить изложение на основе рассуждения – функционально-смыслового типа речи. Четко сформулируйте для себя, что именно вы хотите доказать в каждой части, в каждом параграфе. Выберите, какую разновидность рассуждения вы будете использовать:

 

Разновидность рассуждения Союзы, вводные слова, наречия, связующие конструкции
Собственно рассуждение (движение от причины к следствию)   Поскольку, так как, так что, в связи с чем, вследствие чего, в результате чего, если, следовательно, итак, таким образом, поэтому, потому, отсюда, из этого следует, отсюда заключаем, из этого вытекает, это позволяет предположить
Доказательство (установление истинности тезиса, отвечает на вопрос «Действительно ли это так?») Так как, так что, если, следовательно, итак, таким образом, поэтому, потому, отсюда, откуда, тогда, отсюда имеем, отсюда вытекает, получим, получается, предположим, допустим.
Подтверждение, или эмпирическое доказательство (подкрепление выдвигаемого положения фактами) Поскольку, ибо, потому что, подтверждается тем, об этом свидетельствует, доказательством служит, в качестве доказательства приведем…
Обоснование (установление целесообразности действия, его мотивировка, отвечает на вопрос «Действительно ли это нужно, целесообразно?» Поскольку, так как, ибо, потому что, в связи с тем что, в связи с чем, для того чтобы, чтобы, поэтому, это обусловлено тем, это оправдано тем, это связано с, это необходимо для того, это целесообразно потому
Объяснение (раскрытие причин явлений) Так как, потому что, поскольку, причина состоит в следующем, причиной является, укажем на причины, это объясняется тем, объяснение заключается в том, это зависит от, это связано с тем, это обусловлено, это является следствием

 

В научной работе могут встречаться описание, повествование, констатация (например, описание эксперимента), однако рассуждение остается ведущим функционально-смысловым типом речи, объединяет основные композиционные отрезки (части) курсовой / дипломной работы.

 

Связность

Логичность изложения реализуется с помощью внешней связности, которая организуется (1) с помощью повторов, (2) с помощью связующих единиц (союзов, наречий, специальных речевых оборотов).

Виды повторов Примеры
Лексические, в т.ч. с добавлением местоимений Описания пейзажей создают образ природы и помогают выразить чувства лирического героя. Эти описания эмоциональны насыщены
Синтаксические, или синтаксический параллелизм Основные положения, выносимые на защиту: 1. Комическое в современной дискурсно-когнитивной парадигме существует как триединая лингвосоциальная категория. 2. Базовым элементом содержательно-жанровых разновидностей категории комического в любой лингвокультуре является остроумие. 3. Типовая комическая ситуация возникает в момент пересечения двух онтологических начал: противоречия и игры.
Смысловые (повтор одной мысли во вступительной части, раскрытие ее в основной части, перифразирование, резюмирование в заключительной части) Рассматривая концепты с точки зрения системного подхода, необходимо учитывать их включенность в сложную систему связей и взаимопроникновение концептов [Стернин 2001]. Другими словами, изучение концепта предполагает выявление внешних связей анализируемого концепта в системе с другими близкими ему концептами

 

Смысловые части работы можно связать следующим образом:

1) проспекция (указание на дальнейшее изложение): в работе предпринимается попытка, в данном разделе нас будут интересовать механизмы, в данной работе мы будем придерживаться, далее мы рассмотрим, мы постараемся учесть, прежде чем перейти к.., обратимся к.., подробнее остановимся на…, перейдём к следующему вопросу, необходимо рассмотреть

2) ретроспекция (указание на предыдущее изложение): в этой связи возникает вопрос, исходя из сказанного выше, на основании этого можно выделить, из вышесказанного следует вывод, сказанное позволяет сделать вывод, рассмотрев, в предыдущей главе, вышеизложенная концепция позволяет, перечисленные нами ранее принципы, еще раз подчеркнем.

3) акцентирование порядка изложения: прежде всего, начнем с…, во-первых, во-вторых, следовательно, значит, итак, таким образом, в заключение отметим, еще раз обратим внимание, подводя итог.

4) акцентирование отношений между частями (противоречие, причина и следствие, параллельность и пр.): однако, между тем, в то время как, тем не менее, сразу же следует отметить, следовательно, отсюда следует, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, вместе с тем, наряду с этим.

Желательно главы, параграфы, некоторые абзацы начинать проспекцией и/или заканчивать подведением итогов, резюмированием, выводами.

 

Ясность

Ясность - это умение писать доступно и доходчиво. Причиной неясности может быть употребление слов или словосочетаний с неопределенным или слишком обобщенным значением. Кроме того, причиной неясности высказывания может стать неправильный порядок слов во фразе.

Простота изложения способствует тому, что текст дипломной работы читается легко, т.е. когда мысли автора воспринимаются без затруднений. Однако нельзя отождествлять простоту спримитивностью.

 

Краткость

Краткость более всего определяющее ее культуру. Реализация этого качества означает умение избежать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Поэтому слова и словосочетания, не несущие никакой смысловой нагрузки, должны быть полностью исключены из текста научной студенческой работы.

Многословие, или речевая избыточность, чаще всего проявляется в употреблении лишних слов. Другая разновидность многословия - тавтология (повторение того же самого другими словами).

 

Точность

Смысловая точность - одно из главных условий, обеспечивающих ценность заключенной в тексте научной работы информации. Действительно, неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дать возможность двоякого толкования той или иной фразы, придать всему тексту нежелательную тональность. Очень часто точность нарушается в результате синонимии терминов. Терминов-синонимов в одном высказывании быть не должно.

Точность предполагает (1) использование точных, подлинных, проверенных количественных данных (число примеров в картотеке, информантов и пр.), (2) точное цитирование, (3) корректное употребление терминологии. Терминам, которые являются для вашей работы ключевыми, необходимо давать точные определения (дефиниции), объяснения. Существует несколько способов ввода термина в текст:

1) термин и его дефиниция: Бытовой анекдот – жанр городского фольклора, злободневный комический рассказ с неожиданной концовкой, своеобразная юмористическая, часто фривольная притча;

2) термин и его описание (через сравнение, объяснение и т.д.): В отличие от просторечной, разговорной и литературной лексики, слова общего и специального сленга являются социально маркированными и имеют яркую эмоционально-экспрессивную окраску;

3) термин и его синоним: Полисиндетон, или многосоюзие;

4) термин и его этимология: Диалог (от греч. dialogos – разговор, беседа).

Оставайтесь в рамках одной выбранной терминологической системы, не допускайте синонимии терминов. Если вы используете близкие по значению термины, всегда объясняйте критерии их разграничения (например: обращение – апеллятив – вокатив, стереотип – прототип и т.п.)

 

Объективность

«Внутренняя» объективность научной работы (объективность мышления, взгляда на действительность) отражается во «внешней» объективности изложения:

1) повествование от 1 л. мн.ч. («обобщенность» автора, замена я-автора на мы-автора): считаем, предлагаем, мы не исключаем, с нашей точки зрения, в нашей работе;

2) безличные, пассивные, модальные и другие конструкции, в которых субъект мнения не акцентируется: это подтверждается, характеризуется, решение проблемы видится в…; были использованы методы, исследованы закономерности, рассмотрены точки зрения, проведены параллели; как представляется, признается допустимым, считается, что…; следует подчеркнуть, необходимо отметить, важно рассмотреть, правомерно предположить, можно считать оправданным;

3) некатегоричность изложения (допустимость существования иных точек зрения, концепций, теорий, научных взглядов): для обозначения этого явления используется целый ряд терминов, наиболее удобным нам представляется термин…; мы допускаем некоторые погрешности; учитывая неоднозначность трактовок данного понятия в науке, предлагаем следующее определение;

4) интертекстуальность (ссылки на другие научные тексты в качестве аргумента, апелляция к авторитету, цитирование): в качестве аргумента приведем высказывание…, такая же точка зрения представлена в…, наша позиция подтверждается мнением…, см., подобные мысли высказывали; рассмотрим концепцию, изложенную в….

 

Нейтральность

Язык научной работы должен тяготеть к стилистической нейтральности, т.е. отсутствию эмоциональных, экспрессивных, образных средств. Не запрещается использовать в работе сравнения, метафоры и другие выразительные средства. См.: Метафорически это можно обозначить как фасеточное моделирование познаваемого и переживаемого мира – любой объект осмысливаемой действительности можно сравнить с обработанным. ограненным драгоценным камнем, имеющим множество граней (фасет или фасетка – грань отшлифованного камня). Фасеточный подход к описанию концептов предполагает, что одно и то же ментальное образование можно описывать с разных позиций – как регулятив, архетип, символ и т.д. (В.И. Карасик); Пространство культуры – семиосфера – не есть нечто действующее по предначертанным и элементарно вычислимым путям. Оно кипит, как Солнце, и, как Солнце, в нем очаги возбуждения меняются местами, активность вспыхивает то в неведомых глубинах, то на поверхности и иррадиирует энергию в относительно спокойные сферы. и результатом этого непрерывного кипения является выделение колоссальной энергии (Ю.М. Лотман). Однако выразительные средства должны выполнять в вашей курсовой / дипломной работе не экспрессивную, а когнитивную функцию. Другими словами, они должны не «украшать» текст, а объяснять вашу мысль. Используйте специфическое выразительное средство научной речи – логический вопрос: Как соотносятся эти семантические актанты с синтаксическими?; На чем мы основываемся, какие факторы определяют наш выбор? (И.М. Кобозева).

 

Оценочность

Нейтральность научной речи не исключает оценочности. Например: Из текста неоправданно исчезло слово bohemian, которое обладает амбивалентным значением и является одним из ключевых при создании неповторимого целостного образа героини, используясь автором в нескольких эпизодах романа. Оценивая какие-либо объекты исследования или научные мнения, следует учитывать требование объективности. Избегайте экспрессивных и категоричных оценок, например: А. Вежбицка игнорирует границы между разделами лингвистики, которые, по-видимому, представляются ей ложными и искусственными; То, что подобного рода спекуляции пользуются огромным успехом в Восточной Европе, причем не только у широкой публики, но и в научном дискурсе компетентных и признанных специалистов, заслуживает особого внимания (П. Серио). Такие оценки должны быть смягчены с учетом традиций российского научного дискурса: на наш взгляд, не вполне четко обозначила, нет достаточных оснований, в некоторых моментах ошибочны. Оценки в научном стиле рациональны, включены в устойчивые сочетания: мнение заслуживает внимания, работа вносит значительный вклад, детальная классификация позволяет решить многие задачи, успешный эксперимент предоставил богатый материал.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.