Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ





ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Общая характеристика эмпирического исследования, направленного на выявление психологических особенностей подростков с девиантным поведением

 

На основании теоретического анализа заявленной проблемы в качестве рабочей гипотезы мы выдвинули предположение о том, что существуют психологические особенности, характеризующие подростков с девиантным поведением, в частности, выраженность акцентуированных черт характера, повышенная тревожность, затруднения в сфере общения и заниженная самооценка.

Для изучения психологических особенностей подростков с девиантным поведением и проверки гипотезы нами было разработано и проведено эмпирическое исследование.

Исследование проводилось в 2014-2015 учебном году на базе МБОУ СОШ № 92 г. Барабинска Новосибирской области. Для проверки основных положений гипотезы нами было сформировано две группы испытуемых: 25 человек – подростки с отклонениями в поведении составили экспериментальную группу и 25 человек без отклонений в поведении вошли в контрольную группу.

Подростки, входящие в экспериментальную группу, стоят на внутришкольном учете за систематическое нарушение поведение (пропуски занятий, дисциплинарные нарушения, драки со сверстниками) и на учете в Отделе профилактики правонарушений среди несовершеннолетних (кражи, употребление алкоголя в общественных местах).

Всего в исследовании принимали участие 50 подростков в возрасте 15-16 лет.

Для исследования психологических характеристик подростков экспериментальной и контрольной групп нами были использованы следующие психодиагностические методики: 1) опросник Леонгарда-Шмишека для выявления акцентуаций характера; 2) методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса; 3) тест-опросник изучения самооценки личности старшеклассника; 4) методика «Уровень притязаний», разработанная Шварцландером; 5) методика «Мотивация аффилиации», разработанная А. Мехрабианом.

Полученные данные в экспериментальной и контрольной группе были сопоставлены с помощью метода математической статистики t-критерия Стьюдента для независимых равнозначных выборок (компьютерная программа SPSS 11.5).

Далее мы приводим пример представления результатов эмпирического исследования, которые в ВКР обычно составляют содержание третьего параграфа второй главы. Обратите внимание, что, если математический расчет осуществлялся без использования компьютерной программы, то пример расчета одного из показателей целесообразнее вынести в приложение и указать это в тексте данного параграфа.

Данный параграф приводится полностью, так как у студентов часто возникают проблемы с представлением результатов применения методов математической статистики, а также описанием полученных данных и их интерпретацией.

Анализ результатов эмпирического исследования, направленного на выявление психологических особенностей подростков с девиантным поведением

Результаты исследования («сырые» данные) акцентуаций характера, уровня тревожности, самооценки, уровня притязаний и мотивации аффилиации представлены в Приложении. Полученные данные в экспериментальной и контрольной группе были сопоставлены с помощью t-критерия Стьюдента для независимых равнозначных выборок.

Полученные значения для показателей школьной тревожности представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты расчета t- критерия Стьюдента для показателей школьной тревожности

Показатель X Y t- критерий Стьюдента
Общая школьная тревожность 10,2 4,2 4,7***
Переживание социального стресса 4,8 3,8 1,4
Фрустрация потребности в достижениях 5,2 1,4 7,6***
Страх самовыражения 3,6   8,6***
Страх проверки знаний 3,7 1,9 3,6**
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 2,7 2,5 0,5
Сопротивляемость стрессу 2,1 1,8 0,75
Страхи в отношениях с учителями 3,8 1,5 5,7

Примечание: X - среднее значение испытуемых экспериментальной группы, Y - среднее значение испытуемых контрольной группы

t (0,05) = 2, 00; t (0,01) = 2, 66; t (0,001) = 3, 46 для n = 50

Применение математической статистики позволяет нам утверждать, что существуют достоверные различия между уровнями школьной тревожности: общей тревожностью в школе, фрустрации потребности в достижении успеха, страхом самовыражения, страхом ситуации проверки знаний и показателем наличия проблем и страхов в отношении с учителями. Эти характеристики статистически достоверно выше выражены у подростков экспериментальной группы.

Таким образом, подростки с девиантным поведение по результатам исследования в большей степени, чем их сверстники испытывают повышенную тревожность, связанную с различными формами включения в жизнь школы; у них неблагоприятный психический фон, не позволяющий развивать потребность в успехе, достижении высокого результата. Кроме этого, они переживают негативные эмоции, связанные с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Подростки с отклонениями в поведении чаще, чем их сверстники испытывают негативные переживания в ситуациях проверки знаний (особенно публичной). Проблемы и страхи по поводу различных ситуаций школьной жизни, скорее всего, негативно отражаются на успешности их учебной деятельности.

Мы получили статистически значимые различия по уровню циклотимного, демонстративного, педантичного, тревожного, возбудимого и дистимного типов акцентуаций характера, причем на 99% уровне значимости, и застревающего типа на 95% уровне значимости; средние значения выше в экспериментальной группе (таблица 2).

Таблица 2 - Результаты расчета t- критерия Стьюдента для показателей акцентуаций характера

Показатель X Y t- критерий Стьюдента
1. Гипертимность 14,8 12,2 1,4
2. Застревание 9,7   2,6*
3. Эмотивность 5,4 16,4 7,8***
4. Педантичность 8,4 3,8 5,1***
5. Тревожность     8,75***
6. Циклотимность   4,6 9,3***
7. Демонстративность 9,7 14,8 4,1***
8. Возбудимость 11,8 4,8 4,4***
9. Дистимность 15,6 4,8 11,1***
10. Экзальтированность 12,8 11,6 0,6

Примечание: X - среднее значение испытуемых экспериментальной группы, Y - среднее значение испытуемых контрольной группы

t (0,05) = 2, 00; t (0,01) = 2, 66; t (0,001) = 3, 46 для n = 50

Таким образом, подросткам с девиантным поведением присущи такие качества, как склонность к «застреванию аффекта», они часто злопамятны, обидчивы, склонны к проявлению аффективных вспышек, агрессии, в эмоциональном отношении ригидны. У девиантных подростков часто бывают приступы тоскливого настроения, негативного аффекта, когда их все раздражает. Подросткам с отклоняющимся поведением также свойственна неуверенность в себе, недооценивание своих способностей, возможностей. Они часто пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей. Кроме того, для них характерны частые перепады настроения, пониженное, пессимистическое настроение, часто мрачный взгляд на вещи.

Девиантные подростки часто эгоцентричны, стремятся быть в центре внимания, и если нет способностей, которые помогают выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Также многие из них склонны к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения.

Эмоциональная чувствительность значительно ниже у девиантных подростков, чем у их сверстников, то есть у них менее развита эмоциональная сфера, они не способны глубоко чувствовать и переживать, склонны к добрым отношениям с окружающими (средние значения достоверно ниже по показателям эмотивной акцентуации характера).

Результаты расчета t- критерия Стьюдента для показателей самооценки, уровня притязаний, мотивации аффилиации представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 - Результаты расчета t- критерия Стьюдента для показателей самооценки, уровня притязаний, мотивации аффилиации

(стремление к принятию и страх отвержения)

 

Показатель X   Y   t- критерий Стьюдента
1. Самооценка     0,4
2. Уровень притязаний 1,5 2,4 0,45
3. Стремление к принятию 13,8 18,7 4,7***
4. Страх отвержения 19,5 14,9 4,4***

Примечание: X - среднее значение испытуемых экспериментальной группы, Y - среднее значение испытуемых контрольной группы

t (0,05) = 2, 00; t (0,01) = 2, 66; t (0,001) = 3, 46 для n = 50

 

Таким образом, нами были выявлены статистически значимые различия по показателям «стремление к принятию» и «страх отвержения» на самом высоком уровне значимости (вероятность ошибки менее 1%). При этом стремление к принятию в большей степени выражено у испытуемых контрольной группы, а страх отвержения, у испытуемых экспериментальной группы. Выраженность страха отвержения у девиантных подростков препятствует удовлетворению потребности быть в обществе других людей.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.