Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 1. ПРЕДПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.





Экономика предприятия

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

Череповец

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................................................................................................... 4

Раздел 1. ПРЕДПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ..................................................................... 6

Тема 1. СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ............................................................................................................... 6

Отраслевая структура промышленности...................................................................................................................................... 6

Тема 2. ПРЕДПРИЯТИЕ – ОСНОВНОЕ ЗВЕНО МИКРОЭКОНОМИКИ................................................................................... 8

1. Сущность предприятия.................................................................................................................................................................... 8

2. Классификация предприятий......................................................................................................................................................... 9

3. Организационно-правовые формы предприятий.................................................................................................................... 11

4. Производственная характеристика предприятия................................................................................................................ 15

Тема 3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.............................................. 16

1. Производственная структура предприятия............................................................................................................................ 16

2. Организационная структура предприятия.............................................................................................................................. 17

3. Инфраструктура предприятия.................................................................................................................................................... 19

Тема 4. ТИПЫ И МЕТОДЫ организации ПРОИЗВОДСТВА.................................................................................................... 20

1. Типы производства.......................................................................................................................................................................... 20

2. Методы организации производства.......................................................................................................................................... 21

Поточный метод..................................................................................................................................................................................... 21

Партионный метод................................................................................................................................................................................ 23

Единичный метод.................................................................................................................................................................................. 23

Тема 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА.............................................................................................. 24

1. Сущность производственного процесса................................................................................................................................... 24

2. Классификация производственных процессов........................................................................................................................ 25

3. Длительность производственного цикла.................................................................................................................................. 26

4. Пути сокращения длительности производственного цикла............................................................................................... 28

5. Принципы рациональной организации производственного процесса............................................................................... 28

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОконтроля........................................................................................................................................................ 29

Раздел 2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.......................................................................................... 31

Тема 1. УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ И ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ........................................................................................ 31

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ.............................................................................................................................................................. 32

1. Сущность и классификация основных фондов......................................................................................................................... 32

2. Стоимостная оценка основных фондов..................................................................................................................................... 33

3. Износ и амортизация....................................................................................................................................................................... 34

4. Показатели использования основных фондов.......................................................................................................................... 36

Тема 3. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА...................................................................................................................................................... 38

1. Сущность и структура оборотных средств........................................................................................................................... 38

2. Классификация оборотных средств.......................................................................................................................................... 40

3. Показатели и пути улучшения использования оборотных средств.................................................................................. 41

4. Методы оценки запасов................................................................................................................................................................. 43

Тема 4. Трудовые ресурсы.................................................................................................................................................................. 44

1. Кадровый состав и структура.................................................................................................................................................... 44

2. Производительность труда: сущность и методы измерения............................................................................................. 45

3. Факторы и резервы роста производительности труда...................................................................................................... 46

4. Системы оплаты труда................................................................................................................................................................. 47

Тарифная система оплаты труда................................................................................................................................................... 48

5. Формы и системы заработной платы....................................................................................................................................... 51

6. Фонд заработной платы................................................................................................................................................................ 54

Тема 5. предприятие и ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ...................................................................... 56

1. Сущность и основные черты предпринимательства............................................................................................................ 56

2. Виды предпринимательства......................................................................................................................................................... 57

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.................................................................................................................................................... 58

Раздел 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ.......................................................... 60

Тема 1. производственное планирование и бизнес-план предприятия........................................................................ 60

1. Содержание и сущность плана.................................................................................................................................................... 60

2. Классификация планов предприятия по срокам выполнения.............................................................................................. 61

3. Функциональная классификация планов предприятия.......................................................................................................... 62

4. Бизнес-план в системе планов предприятия............................................................................................................................. 63

Тема 2. НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА.......................................................................................... 64

1. Основы организации труда........................................................................................................................................................... 64

2. Основы нормирования труда........................................................................................................................................................ 66

3. Классификация норм затрат труда........................................................................................................................................... 68

4. Способы изучения рабочих процессов и методов труда...................................................................................................... 69

тема 3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА И МОЩНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ............................................................... 69

1. Производственная программа...................................................................................................................................................... 69

2. Объемные показатели производственной программы.......................................................................................................... 70

3. Производственная мощность предприятия............................................................................................................................. 71

Тема 4. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ...................................................................................................................... 73

1. Сущность, функции и виды цен..................................................................................................................................................... 73

Виды цен.................................................................................................................................................................................................... 73

2. Методы ценообразования.............................................................................................................................................................. 75

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.................................................................................................................................................... 77

Раздел 4. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................................... 78

Тема 1. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ....................................................................................................................................... 78

1. Сущность себестоимости продукции....................................................................................................................................... 78

2. Планирование себестоимости продукции на предприятии................................................................................................ 78

3. Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции.............................................................................................. 79

4. Классификация затрат на производство продукции........................................................................................................... 81

5. Пути снижения себестоимости продукции............................................................................................................................. 82

Тема 2. Прибыль и рентабельность.................................................................................................................................................. 84

1. Функции и виды прибыли................................................................................................................................................................ 84

2. Распределение прибыли.................................................................................................................................................................. 86

3. Целевые фонды.................................................................................................................................................................................. 87

4. Рентабельность................................................................................................................................................................................ 88

5. Финансовые ресурсы предприятия............................................................................................................................................. 90

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.................................................................................................................................................... 90

Раздел 5. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ..................................................................................................................................................... 92

Тема 1. ИНВЕСТИЦИИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ......................................................................................... 92

1. Понятие, сущность и виды инвестиций..................................................................................................................................... 92

2. Принципы инвестирования............................................................................................................................................................ 93

3. Классификация инвестиционных проектов.............................................................................................................................. 97

4. Капитальные вложения и капитальное строительство..................................................................................................... 97

Тема 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ.......................................................................... 99

1. Экономический эффект и эффективность............................................................................................................................... 99

2. Простые методы оценки инвестиционных проектов......................................................................................................... 100

3. Рыночные методы оценки инвестиционных проектов........................................................................................................ 102

4. Сравнение различных методов оценки эффективности..................................................................................................... 105

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.................................................................................................................................................. 106

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................................ 108

 

ВВЕДЕНИЕ

Экономика – это все виды деятельности людей (человеческого общества в целом), которые позволяют ему, обществу, обеспечивать себе материальные условия для существования.

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение и состоит из двух слов: «хозяйство» и «закон», а изначальная его трактовка звучала как «искусство ведения хозяйства», при котором необходимо ответить на три основополагающих вопроса:

1. Что следует производить и в каком количестве?

2. Как будут производиться товары и услуги?

3. Для кого предназначаются товары и услуги?

До настоящего времени не существует общепринятого толкования понятия «экономика предприятия». Оно в различных источниках трактуется по-разному, что затрудняет организацию работы по выбору форм хозяйствования, понимание логики его ведения, определение роли и места предприятия в реализации основной экономической проблемы: удовлетворение неограниченных потребностей общества в условиях ограниченных ресурсов (факторов) производства.

В этом смысле экономику можно понимать как науку, исследующую проблему такого использования ограниченных ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества. Другими словами, экономика – это наука об оптимальном использовании ресурсов.

В условиях развития рыночной экономики создаются новые социально-экономические отношения. Они предопределяют формирование рынка и процесс обслуживания процедуры купли-продажи, которые тесно взаимосвязаны и направлены на обеспечение равновесия всех элементов расширенного воспроизводства. Возникновение различных форм собственности, зарождение экономической свободы, реальное появление конкуренции товаров и производств – все это свидетельствует о возникновении новой модели социально-экономического развития общества, т.е. рыночной экономики.

Настоящий курс предназначен для изучения экономики предприятия в условиях рынка.

Предприятие – это экономическая единица, которая самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления и продажи товаров другим предприятиям, домохозяйствам и государству, стремится к максимизации прибыли. Предприятие – организационная основа функционирования любой экономики. На данном уровне совершаются все основные микроэкономические процессы рыночного хозяйства.

Экономика предприятия тесно связана с микро- и макроэкономикой, но не тождественна им. Экономика предприятия представляет собой самостоятельную экономическую дисциплину, предметом изучения которой является деятельность предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.

Предприятие в своей деятельности не только хозяйственными проблемами, но и техническими, правовыми, социальными, психологическими, физиологическими и этическими вопросами. Это области изучения различных социальных наук и специальных экономических дисциплин, результаты и выводы которых необходимо учитывать при организации и осуществления деятельности предприятия.

Предприятия – первоисточник экономического развития. С целью укрепить свои позиции и победить конкурентов оно должно оперативно реагировать на конъюнктуру рынка. Внедрение новых технологий, адаптация к требованиям научно-технического прогресса являются гарантиями его успешной деятельности.

Таким образом, предметом учебного курса «Экономика предприятия» является изучение конкретных форм проявления и использования экономических законов на уровне предприятия, а также условий, под влиянием которых эти законы могут действовать с наибольшей эффективностью.

Основная задача курса – дать возможность слушателям овладеть методами и средствами воздействия на экономику предприятия с целью снижения затрат, повышения экономической эффективности производства, увеличения объема получаемой прибыли.

Сущность предприятия

Экономика любой страны предстает как деятельность огромного числа хозяйствующих субъектов, создающих разнообразные товары и услуги. При всем многообразии производимой продукции (услуг) каждым предприятием, можно выделить те общие признаки, которые свойственны всем им.

Прежде всего, – каждое предприятие – это совокупность определенных средств производства. Совокупность средств производства для каждого предприятия, производящего определенный вид продукции, имеет свои особенности, специфику и технологии, т.е. способы изготовления продукции.

Непременным и существенным признаком предприятия является совокупность работников, объединенных общим процессом труда. В процессе труда между работниками возникает целая гамма отношений, которые называются «производственными отношениями». Они включают:

- организационные отношения, обусловленные особенностями технологии производства и разделением труда в рамках данного предприятия;

- связи, которые обусловлены и вытекают из отношений собственности насредства производства (отношения распределения, управления и потребления);

- связи, в которые вступает каждое предприятие с другими, внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности.

Названные признаки не существуют отдельно друг от друга. Именно их совокупность и единство придают определенность и целостность предприятию, как особому, отдельному звену хозяйственной системы.

Таким образом, предприятие – это обособленный технико-экономический и социальный комплекс, предназначенный для производства полезных для общества благ.

Предприятие - это совокупность производств, характеризующаяся как профильным, так и не профильным выпуском продукции (работ, услуг).

Цель производственной деятельности предприятия носит двойственный характер. Получить от реализации произведенной продукции прибыль, сделать ее как можно большей, - такова непосредственная цель и побудительный мотив деятельности предприятия. Но получить прибыль, можно лишь производя нужную для потребителей продукцию, т.е. товары, пользующиеся спросом. Поэтому предприятия вынуждены одновременно добиваться и другой цели – полнее и наилучшим образом удовлетворять запросы потребителей.

В настоящее время в оборот активно входит понятие «фирма».

Фирма – это наименование, под которым предприятия (или их объединения) выступают в хозяйственной деятельности в качестве самостоятельного субъекта.

Каждое предприятие в условиях рынка должно соблюдать следующие принципы:

- Экономичность – достижение необходимых результатов при минимальных затратах;

- Финансовая устойчивость - предприятие на каждый момент времени может произвести необходимые платежи;

- Получение прибыли - производство и реализация по количеству и качеству должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить прибыль и рентабельность.

Внутренняя среда предприятия - это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция.

Внешняя среда предприятия - это, прежде всего потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия. Внешняя среда непосредственно определяет эффективность работы предприятия.

Классификация предприятий.

Предприятия различны по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения предприятия обычно классифицируются.

Основными признаками классификации предприятий являются следующие: отраслевой признак и вид хозяйственной деятельности, форма собственности, характер правового режима собственности, преобладающий производственный фактор, принадлежность капитала и контроль над ним, организационно-правовая форма, вид производимой продукции.

1. Классификация по виду и характеру деятельности.

Прежде всего, предприятия отличаются друг от друга принадлежностью к той или иной отрасли экономике страны - промышленности, строительству, сельскому хозяйству, транспорту, торговле, снабжению и сбыту, финансовой сфере, науке и образованию, здравоохранению, культуре и т.д.

Деление предприятий по отраслям происходит по назначению выпускаемой продукции, характеру технической базы и технологического процесса:

- производственные;

- строительные;

- торговые;

- транспортно-экспедиторские;

- научно-производственные и др.

Промышленные предприятия в основе своей деятельности имеют производство товаров, обычно это те предприятия, у которых более 50% оборота приходится на производство промышленной продукции.

Торговые предприятия занимаются в основном осуществлением операций по купле-продаже товаров. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных предприятий, либо существовать независимо от других фирм и осуществлять торгово-посреднические операции.

Транспортно-экспедиторские предприятия специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других фирм.

2. Классификация по формам собственности.

В основе юридического статуса предприятия лежит форма собственности. По формам собственности различают

- государственные;

- муниципальные;

- частные;

- смешанные.

Во всех странах с рыночной экономикой большинство предприятий находится в частной собственности.

Частные предприятия могут существовать в виде самостоятельных независимых компаний, либо в виде объединений, созданных как на основе системы участия, так и на основе договоренности между участниками объединения. В зависимости от формы объединения предприятие может быть юридически самостоятельным и само решать хозяйственные вопросы и отвечать по своим обязательствам или быть лишено хозяйственной и юридической самостоятельности, и тогда решение вопросов зависит от материнского предприятия.

Под государственными предприятиями понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полугосударственные. В чисто государственных предприятия государству принадлежит обычно весь акционерный капитал. В смешанных государственно-частных компаниях государство может владеть значительной частью пакета акций (более 50%), и тогда оно, как правило, осуществляет контроль за их деятельностью.

Большая часть государственных предприятий сосредоточена в добывающих отраслях.

3. Классификация по характеру правового режима собственности:

- индивидуальные;

- коллективные:

- с общей долевой собственностью

- с общей совместной собственностью.

4. Классификация по принадлежности капитала и контролю за ним:

- национальные;

- иностранные;

- смешанные.

5.Классификация в зависимости от пределов ответственности:

- с полной ответственностью;

- с ограниченной ответственностью.

6. Классификация по виду производимой продукции:

- предприятия по производству товаров;

- предприятия по оказанию услуг.

7. Классификация по организационно-правовой форме:

- хозяйственные товарищества;

- хозяйственные общества;

- производственный кооператив;

- унитарное предприятие.

8. По сферам деятельности. В этом аспекте выделяют предприятия, действующие в сфере материального - производства и его крупных подразделениях (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и строительство).

Другую группу составляет нематериальное производство, отличительным признаком которого является создание особых продуктов – услуг.

Большая группа предприятий занимается посреднической деятельностью. Задача предприятий-посредников – установление взаимовыгодных контактов между производителями и потребителями, продавцами и покупателями. Профессиональное посредничество сокращает совокупные издержки, повышает прибыль предпринимателей, уменьшает затраты потребителей на поиск нужных им товаров, т.е. выгодно всем участникам хозяйственных отношений.

Важные функции выполняют предприятия сферы обслуживания; такие показатели, как количество предприятий в этой сфере, численность занятых в ней работников, территориальное размещение, служат косвенным, но убедительным свидетельством уровня развития материального производства. Ведь чем меньшими затратами труда и ресурсов удовлетворяются материальные потребности людей в обществе, тем, следовательно, больше труда и ресурсов оно может направить на удовлетворение нематериальных потребностей. Состояние сферы обслуживания, объем потребляемых услуг является одной из важнейших характеристик качества и уровня жизни населения. В большинстве развитых стран в этой сфере общественного производства занято более половины экономически активного населения.

9. По количеству производимой продукции предприятия различаются как многопрофильные, производящие разные товары, и специализированные, т.е. выпускающие ограниченное число товаров

10. По размерам предприятия подразделяются на: крупные, средние и мелкие. Чаще всего размер предприятия определяется через численность занятых на нем работников. Подход к распределению предприятий по размерам может быть различным в каждой стране и меняться по отраслям производства.

Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться другими характеристиками - объемом продаж, активами, полученной прибылью.

Крупные предприятия за счет концентрации производства, внутренней специализации и кооперирования имеют ряд преимуществ. В частности, для изготовления продукции в больших объемах применяются оборудование и технология, обладающие, как правило, значительно более высокими экономическими и техническими показателями, чем для изготовления небольших партий. Для малого предприятия новейшая высокопроизводительная техника, как правило, оказывается недоступной. Фактически без государственной поддержки малое предпринимательство, особенно в производственной области, в настоящее время не в состоянии выжить и развиваться.

Рыночная среда, в которую погружены и в которой действуют предприятия, преобразует все компоненты предприятия, обусловливает необходимость их денежной оценки и соизмерения с результатами, рыночных принципов использования. Результаты деятельности предприятия также выступают в денежной форме. Даже внутренние ресурсы предприятия по необходимости получают стоимостную оценку через альтернативную стоимость.

Рыночные принципы деятельности – рациональность, экономичность и эффективность, - находят на уровне предприятия первичную сферу своего осуществления.

Наконец, конкуренция – этот двигатель рыночного развития, - именно в предприятии обретает свой главный субъект.

Инфраструктура предприятия.

Инфраструктура предприятия – это подразделения по обслуживанию основного производства, а также социальному обслуживанию коллектива. Соответственно различают производственную и непроизводственную инфраструктуру предприятия.

Производственная структура предприятия имеет целью обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования производственного процесса. Работы по обслуживанию основного производства выполняются вспомогательными подразделениями и обслуживающими хозяйствами: инструментальным, ремонтным, транспортным, энергетическим, складским, службами материально-технического снабжения и сбыта продукции.

Совершенствование производственной инфраструктуры является одним из факторов улучшения деятельности предприятия.

Службы материально-технического снабжения и сбыта продукции играют важную роль не только в нормальном функционировании производственного процесса. Они оказывают существенное влияние на величину издержек производства путем создания и поддержания оптимального запаса при минимуме затрат, обеспечивая при этом надлежащее складирование, хранение и учет материальных ресурсов и готовой продукции.

Инструментальное хозяйство на предприятии создается для выполнения работ по обеспечению производства инструментом и технологической оснасткой, организации их хранения, эксплуатации и ремонта. От уровня организации инструментального хозяйства и качества инструмента зависят интенсивность использования оборудования, технологические параметры его работы, уровень производительности труда и в целом результаты работы предприятия.

Основной задачей ремонтного хозяйства является обеспечение бесперебойной работы всего парка машин и оборудования за счет проведения планового ремонта и текущего обслуживания. Для предупреждения нерациональных потерь в производстве и сокращении затрат на ремонт служит система планово-предупредительного ремонта, которая включает различного вида работы по техническому уходу и ремонту оборудования по заранее составленному плану с целью обеспечения эффективной эксплуатации оборудования.

Кроме того, ремонтное хозяйство выполняет текущий ремонт и обслуживание зданий, сооружений, производственных и служебных помещений. Капитальный ремонт зданий, как правило, осуществляется с помощью специализированной ремонтной организации.

Основной задачей транспортного хозяйства на предприятии является своевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортными средствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса. По своему назначению транспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой и внешний транспорт. Совершенствование организации транспортного хозяйства предполагает ликвидацию чрезмерно дальних перевозок, встречных, возвратных, пустых и не полностью загруженных транспортных средств.

Энергетическое хозяйство обеспечивает потребности предприятия в электро- и теплоэнергии, технологическом паре, сжатом воздухе, техническом кислороде, природном газе. Однако целесообразнее по возможности заключить длительный договор на обслуживание с крупными производителями на поставку энергоносителей.

Непроизводственная инфраструктура предприятия создается для социального обслуживания работников предприятия. Она включает жилищно-коммунальные структуры, детские сады, ясли, медицинские пункты, поликлиники, больницы, санатории, дома отдыха, пансионаты, оздоровительные комплексы, столовые, буфеты, учебные заведения и другие необходимые службы.

Непроизводственная инфраструктура является важной составляющей общей структурой предприятия, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность коллектива. Наличие важнейших элементов непроизводственной инфраструктуры на предприятии создает возможность и дает уверенность его работникам удовлетворять жизненно необходимые социальные потребности, создавая, тем самым, предпосылки для хорошего делового настроя и высокопродуктивной работы коллектива.

В последние годы в силу сложного финансового состояния российских предприятий, значительная часть которых просто убыточна, прекращают деятельность некоторые службы непроизводственной инфраструктуры или передают их в ведение муниципальных органов власти. Такое развитие событий, как правило, ухудшает социальное обслуживание работников предприятий.

Типы производства.

Тип производства - классификационная категория производства, выделяемая по признакам широты номенклатуры, регулярности, стабильности объема выпуска изделий, типа применяемого оборудования, квалификации кадров, трудоемкости операций и длительности производственного цикла.

Различают три основных типа производства: единичное, серийное и массовое.

Единичное производство характеризуется широким ассортиментом продукции и малым объемом выпуска одинаковых изделий. Образцы или не повторяются, или повторяются нерегулярно. Рабочие места не имеют глубокой специализации. Единичное производство характеризуется наличием значительного незавершенного производства, отсутствием закрепления операций за рабочими местами, применением уникального оборудования, частой переналадкой оборудования, высокой квалификацией рабочих, значительным удельным весом ручных операций, общей высокой трудоемкостью изделий и длительным циклом их изготовления, высокой себестоимостью выпускаемой продукции. Разнообразная номенклатура делает единичное производство более мобильным и приспособленным к условиям колебания спроса на готовую продукцию.

Единичное производство характерно для станкостроения, судостроения, производства крупных гидротурбин, прокатных станов и другого уникального оборудования.

Серийное производство характеризуется изготовлением ограниченного ассортимента продукции. Партии (серии) изделий повторяются через определенные промежутки времени. В зависимости от размера серии различают мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное производства.

Для серийного производства характерны периодические перерывы в работе оборудования из-за переналадок, вызванных изготовлением новой партии продукции. Поэтому при организации производства серийным методом первостепенное значение приобретает сокращение номенклатуры и увеличение размера повторяющихся партий, перенесение в условиях серийного производства элементов потока.

В серийном производстве удается специализировать отдельные рабочие места для выполнения подобных технологических операций. Уровень себестоимости продукции снижается за счет специализации рабочих мест, широкого применения труда рабочих средней квалификации, эффективного использования оборудования и производственных площадей, уменьшения, по сравнению с единичным производством, расходов на заработную плату.

Продукцией серийного производства является стандартная продукция, например, машины установившегося типа, выпускаемые обычно в более значительных количествах (металлорежущие станки, насосы, компрессоры, оборудование химической и пищевой промышленности).

Массовое производство характеризуется изготовлением отдельных видов продукции в больших количествах на узкоспециализированных рабочих местах в течение продолжительного периода. Механизация и автоматизация массового производства позволяют значительно снизить долю ручного труда. Для массового производства характерны неизменная номенклатура изготовляемых изделий, специализация рабочих мест на выполнение одной постоянно закрепленной операции, применение специального оборудования, небольшая трудоемкость и длительность производственного процесса, высокая автоматизация и механизация.

Себестоимость продукции массового производства по сравнению с продукцией единичного и серийного производства минимальна. Этот тип производства экономически целесообразен при достаточно большом объеме выпуска продукции. Необходимым условием массового производства является наличие устойчивого и значительного спроса на продукцию. В условиях экономического кризиса массовое производство становится наиболее уязвимым.

Примером предприятия массового производства могут служить автомобильные и тракторные заводы, большинство швейных фабрик, текстильных комбинатов и т.д.

От типа производства в значительной мере зависит выбор методов его организации.

Поточный метод

Наиболее эффективным из перечисленных методов является поточный. Сущность его заключается в строгой согласованности выполнения всех элементов технологического процесса во времени и перемещении предметов труда по рабочим местам в соответствии с установленным тактом выпуска изделий. Ведущим звеном поточного метода является поточная линия. Она представляет собой совокупность рабочих мест, расположенных в последовательности технологического процесса, предназначенных для выполнения закрепленных за ними операций.

В повышении производительности труда и экономичности поточного производства большое значение имеет синхронизация операций, которая ставит своей целью обеспечение равной производительности и ритмичной работы на всех операциях поточной линии, и достигается путем разделения трудоемких или объединения нетрудоемких операций, а также снижения трудоемкости посредством применения высокопроизводительной оснастки, инструментов и вспомогательных средств, улучшения организации рабочих мест и другими средствами.

Синхронизация операций состоит в том, что технологический процесс и организация труда проектируются с таким расчетом, чтобы время обработки или сборки одного изделия на каждом рабочем месте линии было равно или кратно определ







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.