Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема. ЗАТРАТЫ, РАСХОДЫ И ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ





Минилексикон: затраты, расходы организации, издержки обращения, издержки потребления, расходы по текущей деятельности, расходы по инвестиционной деятельности, расходы по финансовой деятельности, управленческие расходы, номенклатура статей издержек обращения, оптимизация расходов на реализацию товаров, условно-переменные и условно-постоянные расходы на реализацию, сумма и уровень расходов на реализацию, прямая и обратная калькуляция.

 

Экономическая сущность затрат, расходов и издержек обращения, их состав и характеристика.Торговая организация в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на следующие основные операции:

- реализация товаров и производство продукции;

- простое и расширенное воспроизводство основных средств;

- использование различных видов ресурсов;

- социальное развитие коллектива.

Затраты ─ это стоимостная оценка ресурсов, потребленных организацией в процессе производства и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Расходы организации ─ это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению собственных источников организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Издержки обращения ─ это денежные расходы торговой организации, связанные с закупкой, транспортировкой, хранением, реализацией товаров и содержанием аппарата управления. Издержки обращения следует рассматривать как себестоимостьсферы обращения товаров.

Согласно Инструкции по учету доходов и расходов, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 г. № 102 (в ред. от 31 декабря 2013 г. № 96), под расходами понимается стоимость ресурсов, приобретенных и (или) потребленных организацией в процессе осуществления деятельности, которые признаются активами организации, если от них организация предполагает получение экономических выгод в будущих периодах, или расходами отчетного периода, если от них организация не предполагает получение экономических выгод в будущих периодах.

Расходы в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на виды:

1) расходы по текущей деятельности;

2) расходы по инвестиционной деятельности;

3) расходы по финансовой деятельности.

Приведенная группировка расходов соответствует порядку отражения расходов на счетах бухгалтерского учета, закрепленному в Инструкции о порядке применения Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 г. №50.

Текущая деятельность — основная приносящая доход деятельность организации и прочая деятельность, не относящаяся к финансовой и инвестиционной деятельности.



Инвестиционная деятельность — деятельность организации по приобретению и созданию, реализации и прочему выбытию основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы, вложений в долгосрочные активы, оборудования к установке, строительных материалов у заказчика, застройщика, финансовых вложений, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации.

Финансовая деятельность — деятельность организации, приводящая к изменениям величины и состава внесенного собственного капитала, обязательств по кредитам, займам и иных аналогичных обязательств, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации.

Классификация расходов по видам деятельности и подходы к построению классификации детально излагаются в учетной политике организации.

Расходы по текущей деятельности включают в себя:

- себестоимость продукции (работ, услуг);

- управленческие расходы;

- расходы на реализацию;

- прочие расходы по текущей деятельности.

В конечном итоге все расходы предприятия за определенный период обязательно должны трансформироваться в затраты. Расходы в стоимостной оценке за определенный период работы организации отличаются от затрат, т.е. они могут превышать затраты, быть равными затратам или быть меньше затрат. Различие расходов и затрат наблюдается в существующем несоответствии их во времени.

Реализация товаров является основным видом деятельности организаций торговли, поэтому в совокупности их расходов преобладающую часть составляют расходы на реализацию товаров, или издержки обращения.

Расходы на реализацию товаров (издержки обращения) ─ это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, сопровождающие осуществление связи между производителем и потребителем или доведение товаров от производителя до потребителя.

По своему содержанию они являются текущими затратами, расходуются каждый год полностью и требуют ежегодного авансирования. По экономической сути данные издержки отражают потребленную часть эксплуатируемых ресурсов (авансированной стоимости).

Издержки обращения тесно связаны с издержками потребления.Издержки потребления ─ это затраты времени населения на приобретение товаров и организацию их потребления.

В торговле расходы на реализацию направлены на наиболее полное удовлетворение спроса населения. Этим целям служат расходы в торговле, связанные с дополнительным вкладом в потребительную стоимость товаров, улучшением обслуживания населения, информацией покупателей о качестве, свойствах и способах потребления товаров, оказанием дополнительных услуг.

Расходы на реализацию в торговле всегда выражали, и будут выражать качество работы торговых организаций и предприятий. Относительное снижение расходов на реализацию наряду с уменьшением себестоимости продукции является экономическим условием снижения розничных цен, роста чистого дохода торговли, укрепления финансового состояния торговых организаций и предприятий.

Расходы торговых организаций многообразны, и для удобства анализа и планирования подразделяются на статьи. Перечень статей издержек обращения устанавливается торговой организацией самостоятельно. В качестве базового варианта используется номенклатура статей, приведенная в Методических указаниях по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания, утвержденных приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 20.09.2002 г № 86. Номенклатура включает 19 статей. При этом следует иметь в виду, что в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность в состав расходов нареализацию включаются расходы на реализацию, учитываемые на счете 44 «Расходы на реализацию», за вычетом расходов, связанных с управлением организацией и относящиеся к реализованным товарам.

В практике учета, анализа и калькулирования все расходы на реализацию товаров классифицируются по следующим признакам.

По экономическому содержанию различают:

1) материальные затраты: расходы на аренду, тару, топливо, хранение, упаковку, износ инвентаря и др.;

2) расходы на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды: фонд социальной защиты населения;

4) амортизация основных средств;

5) прочие затраты: расходы на рекламу, %% за кредит, и др.

По отраслям торговой деятельности предусматривается учет, анализ и планирование расходов на реализацию товаров (издержек обращения) отдельно по каждой отрасли торговой деятельности.

По товарам и товарным группам:

1) расходы по продовольственным товарам;

2) расходы по непродовольственным товарам.

Эта классификация связана с различиями в уровне затрат, вызванных неодинаковой издержкоемкостью товаров. В основе классификации лежит сумма расходов, приходящихся на 1 тыс. р. товарооборота. Эта классификация важна при обосновании торговой надбавки.

В зависимости от влияния товарооборота различают расходы на реализацию товаров:

1) условно-постоянные;

2) условно-переменные.

По характеру труда, связанного с образованием стоимости:

1) дополнительные;

2) чистые.

 

Показатели, характеризующие расходы на реализацию товаров и факторы влияния. Основными показателями расходов на реализацию товаров являются: их сумма и уровень. Абсолютная сумма издержек обращения дает представление об объеме текущих затрат торговой организации за период. Уровень расходов на реализацию (УРр) характеризует долю затрат в розничной цене товара, т.е. показывает, во что обходится торговле обслуживание населения и рассчитывается по формуле:

УРр =∑Рр/ Т*100,

где УРр – уровень расходов на реализацию товаров; Т – товарооборот.

 

В розничной торговле, оптовой торговле, общественном питании уровень расходов на реализацию исчисляется соответственно к различному виду товарооборота: в розничной торговле ─ к розничному товарообороту, в оптовой торговле ─ к общему оптовому товарообороту (или складскому с участием в расчетах), в общественном питании ─ к валовому (общему) товарообороту общественного питания.

Структура расходов на реализацию характеризуется удельным весом отдельных статей издержек в общей сумме.

Уровень и структура расходов на реализацию в различных отраслях торговой деятельности различна. Уровень расходов на реализацию в общественном питании более чем в 2 раза выше, чем в розничной торговле, и колеблется в районе 30 %. Это связано с тем, что предприятия общепита занимаются производством собственной продукции. Поэтому в общественном питании есть и издержки производства, и издержки обращения. В оптовой торговле уровень расходов на реализацию товаров самый низкий среди отраслей сферы товарного обращения и, как правило, в современных условиях Республики Беларусь не превышает 10-11 %.

Таким образом, и уровень, и структура расходов на реализацию товаров в каждой отрасли предопределяется назначением этой отрасли и, соответственно, выполняемыми ею функциями.

На сумму и уровень расходов на реализацию влияют внешние и внутренние факторы. Среди внешних факторов, оказывающих определяющее влияние, можно выделить:

- объем производства товаров;

- жизненный уровень населения;

- уровень цен на товары;

- уровень цен и тарифов на услуги.

К внутренним факторам относятся:

- объем товарооборота;

- ассортиментная структура товарооборота;

- оборачиваемость товаров;

- ценовая политика торговой организации;

- производительность и интенсивность труда торговых работников;

- состояние и эффективность использования материально-технической базы организации;

- организация и технология товародвижения;

- формы и методы продажи товаров.

При анализе расходов на реализацию используют показатели:

1) сумма и уровень расходов на реализацию товаров в % к товарообороту;

2) размер изменения уровнярасходов на реализацию как разность между уровнями расходов на реализацию двух периодов: или между фактом и планом, или между фактом отчетного и фактом прошлого периода;

3) темп изменения уровнярасходов на реализацию как отношение размера снижения (или повышения) уровня издержек обращения к базисному, выраженному в процентах. Темп изменения показывает, на сколько %% изменился уровень расходов на реализацию по отношению к базисному уровню, если последний принять за 100;

4) абсолютная сумма экономии (перерасхода) издержек обращения ─ это есть разница между фактической и плановой суммой расходов на реализацию или суммой расходов на реализацию прошлого периода. Определяется по предприятию в целом и по отдельным статьям;

5) относительная сумма экономии (перерасхода) расходов на реализацию ─ определяется путем сравнения фактической суммы расходов на реализацию с пересчитанной плановой суммой на фактический товарооборот. Пересчитанная сумма издержек обращения показывает, какую сумму может израсходовать предприятие в анализируемом периоде при фактически достигнутом объеме товарооборота, но при соблюдении планового уровня расходов на реализацию. Показатели абсолютная и относительная экономия или абсолютный и относительный перерасход применяются при оценке выполнения плана и в динамике. Отклонение со знаком "–" ─ это абсолютная либо относительная экономия, со знаком «+» ─ абсолютный либо относительный перерасход. Наиболее распространенным способом расчета является следующий:

размер изменения УРр* Тфакт/100.

 

Таблица 6 – Анализ расходов на реализацию по торговой фирме, млн р.

Показатель Прош-лый год Текущий год Отклонение
план ожид.вып. % выполнения от плана от прош-лого года
Расходы на реализацию товаров: - сумма - уровень, %   97 560 15,0   104 340 15,55   106 930 15,45   102,5 ─   +2 590 -0,10   +9 370 +0,45
Товарооборот 650 420 671 000 692 100 103,1 21 100 41 680

 

Комплексный анализ состояния текущих затрат организации предполагает использование множества различных аналитических методов и приемов: группировок, сравнения, аналогий, цепных подстановок, абсолютных разниц, индексного метода, способа процентных чисел, корреляционно-регрессионного анализа и др.

Факторный анализ издержек обращения позволяет количественно измерить влияние факторов в отдельности и оценить резервы реальной экономии текущих затрат.

Конечная цель анализа ─ выявить резервы экономии расходов на реализацию. Экономия расходов ─ один из наиболее важных резервов увеличения прибыли, создание условий для самофинансирования. Экономия расходов на реализацию не является самоцелью в условиях рыночной экономики, она должна осуществляться за счет статей затрат, не затрагивающих культуру торговли: товарные потери, транспортные расходы, проценты за пользование кредитом и др.

 

Резервы экономии расходов на реализацию:

1) рост товарооборота;

2) ускорение товарооборачиваемости за счет улучшения коммерческой работы;

3) эффективное использование торговых и производственный площадей, т.е. рост товарооборота на 1 м² торговой площади;

4) рост производительности труда за счет механизации и автоматизации трудоемких процессов;

5) стимулирование труда;

6) расширение внемагазинных форм торговли;

7) экономное использование эл/энергии, воды и т. д;

8) соблюдение сроков текущего и капитального ремонтов;

9) снижение транспортных расходов за счет применения прогрессивных видов транспорта;

10) упорядочение тарного хозяйства предприятия;

11) бережное отношение к инвентарю и оборудованию;

12) контроль за осуществлением издержек обращения.

 

Планирование и прогнозирование расходов на реализацию товаров.Каждая торговая организация составляет план расходов на реализацию товаров. В плане предусматривается общая сумма и уровень расходов на реализацию в целом по предприятию, а также в разрезе отдельных статей. Основной задачей прогнозных расчетов издержек обращения является определение оптимального уровня затрат, при котором возможно наращивание объемов реализации и прибыли при высоком качестве обслуживания покупателей.

Планирование расходов на реализацию можно проводить двумя путями:

1) с применением метода прямой калькуляции. Прямая калькуляция ─ это подсчет всех затрат исходя из целей, возможностей, ресурсов, сложившихся на данном предприятии.

2) с применением метода обратной калькуляции. Обратная калькуляция ─ это расчет издержек по остаточному принципу исходя из среднеотраслевого уровня затрат или затрат конкурентов.

Основные предпосылки для составления плана:

1) прогнозируемый объем товарооборота;

2) план развития материально-технической базы и проведения ремонтов;

3) действующие тарифы и ставки на услуги других отраслей;

4) нормы отчислений и ставки налогов и неналоговых платежей;

5) материалы экономического анализа расходов на реализацию за текущий и отчетный годы.

В планировании и прогнозировании расходов на реализацию используют следующие методы:

1) метод технико-экономических расчетов;

2) расчетно-аналитический метод;

3) экономико-статистические методы (скользящей средней, коэффициент эластичности переменных расходов на реализацию от товарооборота и др.);

4) экономико-математические методы (уравнение гиперболы, уравнение прямой регрессии для планирования расходов на реализацию по переменным статьям расходов, многофакторные ЭММ);

5) метод оптимизации плановых решений.

Основным методом для планирования расходов по статьям является метод технико-экономических расчетов. Суть этого метода: расчет суммы расходов на реализацию по многим статьям производится прямым расчетом расходов по отдельным статьям на основе норм и нормативов, тарифов и ставок по услугам, норм амортизации, процентов за пользование кредитом и др.

Расчетно-аналитический метод ─ основан на учете сложившегося уровня издержек обращения в отчетном и предшествующем периодах и задании по снижению затрат по отдельным статьям.

Метод оптимизации плановых решений. В качестве критерия оптимальности может быть принята предельная сумма расходов на реализацию товаров или предельный уровень на единицу товарооборота (1 миллион, 10 миллионов и т.д.) при заданных ограничениях. Ограничениями будут размер торговой площади, численность работников, оборотные средства.

Планирование предполагает расчет расходов на реализацию товаров отдельно по каждой статье.

Плановая сумма издержек обращения должна находиться между минимальной и максимальной границами. Минимальная сумма расходов на реализацию ─ это нижний предел, за границей которого нецелесообразна дальнейшая экономия затрат. Максимальная сумма расходов на реализацию ─ расходы, которые обеспечивают предприятию безубыточную работу.

 

 

Тема. ДОХОДЫ В ТОРГОВЛЕ

Минилексикон:доходы организации, экономическая выгода,доходы по текущей деятельности, доходы по инвестиционной деятельности, доходы по финансовой деятельности, сумма и уровень доходов от реализации товаров, торговая надбавка, критическая величина дохода от реализации, запас финансовой прочности, методы планирования доходов от реализации.

Понятие дохода в организациях отрасли. Виды доходов.Осуществление торговой деятельности на принципах самоокупаемости и самофинансирования предполагает не только покрытие расходов, но и образование доходов, обеспечивающих устойчивое функционирование торговых организаций в условиях рынка.

Доход ─ это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода путем увеличения активов или уменьшения обязательств, ведущее к увеличению собственного капитала организации, не связанному с вкладами собственника ее имущества (учредителей, участников). В свою очередь, экономическая выгода представляет способность имущества содействовать притоку денежных средств или иных активов, и уменьшению обязательств, что выражается в увеличении капитала.

Доходы следует рассматривать как экономическую категорию и как показатель торгово-предпринимательской деятельности. Как экономическая категория доходы выполняют ряд функций: а) воспроизводственную; б) регулирующую; в) стимулирующую; г) распределительную; д) оценочно-информационную. Являясь важным качественным показателем, доходы наряду с прибылью характеризуют финансовый результат деятельности организации.

Инструкция по учету доходов и расходов, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 г. № 102 (в ред. от 31 декабря 2013 г. № 96), в зависимости от характера, условий осуществления и направленийдеятельности классифицирует доходы на следующие виды:

1) доходы по текущей деятельности;

2) доходы по инвестиционной деятельности;

3) доходы по финансовой деятельности.

Указанные виды доходов имеют разные источники формирования, учитываются на различных счетах бухгалтерского учета, но все отражаются в ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Доходами по текущей деятельности (или валовым доходом) являются:

- выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг;

- прочие доходы по текущей деятельности.

В состав прочих доходов по текущей деятельности включают:

- доходы, связанные с реализацией и прочим выбытием запасов (за исключением продукции, товаров) и денежных средств;

- суммы излишков запасов, денежных средств, выявленных в результате инвентаризации;

- стоимость запасов, денежных средств, выполненных работ, оказанных услуг, полученных или переданных безвозмездно;

- доходы, связанные с государственной поддержкой, направленной на приобретение запасов, оплату выполненных работ, оказанных услуг, финансирование текущих расходов;

- поступления средств, связанные с благотворительной деятельностью, шефской помощью и др.;

- доходы от уступки права требования;

- другие доходы по текущей деятельности.

Поскольку реализация товаров является преимущественным видом деятельности торговых организаций, то доходы от реализации товаров являются основным видом доходов. В их общей сумме они занимают самый высокий удельный вес ─ более 90 %.

Отражая исторически сложившуюся финансовую значимость не столько выручки, сколько приращения к стоимости приобретенных для продажи товаров, действующая практика для организаций торговли предусматривает особый порядок формирования доходов от реализации. Если в промышленности доходами от реализации принято считать выручку от реализации, то в торговле из этой выручки следует исключить себестоимость проданных товаров, поскольку покупная стоимость товаров не является доходом.

Как экономическая категория доход от реализации ─ это часть стоимости товара, предназначенная для возмещения расходов на реализацию, формирования прибыли и выполнения финансовых обязательств перед государством.

Как экономический показатель доход от реализации ─ это сумма реализованных торговых надбавок (скидок) и наценок общественного питания.

В денежном выражении доход от реализации (или валовая прибыль) ─ это выручка от реализации товаров и услуг за минусом их покупной стоимости.

На уровне отрасли доходы от реализации товаров принимают форму чистого дохода (чистой продукции), т.е. вновь созданной стоимости, включающей заработную плату и прибыль, и добавленной стоимости, т.е. приращенной стоимости, состоящей из чистого дохода, амортизационных отчислений и финансовых издержек.

 

Торговая надбавка как источник формирования доходов от реализации.К основным источникам формирования дохода от реализации в торговле относятся торговые надбавки, в отдельных случаях ─ торговые скидки, а также наценки общественного питания.

Источником формирования доходов от реализации платных торговых услуг, которые оказываются покупателям и организациям (заказчикам) персоналом торговой организации и включаются в состав выручки от реализации, выступает цена оказываемых услуг.

По отраслям торговой деятельности источниками образования дохода от реализации товаров служат:

1) в розничной торговле:

- торговые надбавки, устанавливаемые в процентах к отпускной (закупочной) цене товара (без налога на добавленную стоимость) в случае, если товар закупается у отечественных производителей (посредников) или к контрактной цене импортера, завезшего товар из-за границы, увеличенной на сумму таможенных платежей, транспортных и иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при импорте товаров;

- скидки с единых розничных цен в размерах, не превышающих установленных предельных уровней торговых надбавок, а по товарам, реализуемых с учетом конъюнктуры рынка, ─ в размерах, определяемых по соглашению сторон;

- комиссионные вознаграждения за реализацию товаров в комиссионных магазинах, отделах или на условиях консигнации.

2) в оптовой торговле:

- оптовые надбавки, устанавливаемые в процентах к отпускной цене товара несобственного производства или импортера, или к контрактной цене, если товар поступает на экспорт;

-оптовые скидки, определяемые по соглашению сторон вместо надбавки. В этом случае дальнейшая поставка товаров осуществляется по отпускным ценам без взимания оптовой надбавки;

- вознаграждения в виде процента со стоимости реализованных товаров за осуществление торгово-посреднических операций: дилерские ─ по дилерским сделкам, комиссионные ─ при приеме товаров на реализацию на комиссионных началах или на условиях консигнации.

3) в общественном питании:

- наценки на продукцию собственного производства и часть покупных товаров (водка, ликеро-водочные изделия, пиво, минеральная вода, продаваемые в розлив), устанавливаемые в процентах к розничной цене – отпускной цене без входного НДС с торговой надбавкой;

- торговые надбавки (скидки) на покупные товары и продовольственное сырье для изготовления продукции.

В зависимости от степени регулирования различают следующие виды торговых надбавок:

1) свободные, устанавливаемые самостоятельно торговыми организациями исходя из издержек обращения, с учетом конъюнктуры рынка;

2) предельные, устанавливаемые согласно определенному перечню социально значимых товаров, на который распространяется предельный размер торговых надбавок.

По своей экономической сущности торговая надбавка является ценой за услуги, оказываемые торговлей отраслям материального производства по доведению товаров от производителей до промежуточных и конечных потребителей. В качестве экономической категории она представляет собой часть стоимости товара, которая отражает долю торговли в цене и предназначена для возмещения расходов на реализацию товаров и образования прибыли торговой организации, и выполняет следующие функции: а) учетную, б) распределительную, в) стимулирующую, г) регулирующую.

Поскольку в торговле управленческие расходы включают расходы, связанные с управлением организацией, учитываемые на счете 44 «Расходы на реализацию» и списываемые в полной сумме при определении финансовых результатов в дебет счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-5 «Управленческие расходы»), то структура торговой надбавки имеет следующий вид. См. рис. 2.

 
 

 


Рисунок 2 −Структура торговой надбавки торговой организации

Для экономического обоснования размера надбавки в качестве базовых величин используются потоварные издержки и прибыль от реализации. В процессе ценообразования эти показатели по отдельным товарным группам могут быть скорректированы с учетом групповых различий, эластичности спроса, социальной значимости товара, рыночной конъюнктуры, ценовой политики, экономической стратегии и т.д. Установление завышенных и заниженных торговых надбавок одинаково нежелательно.

 

Механизм управления доходами торговой организации.Выступая в качестве одного из направлений финансовой политики, управлениедоходамиподчинено двум главнымцелям:

1) обеспечить возмещение затрат, связанных с реализацией товаров;

2) максимизировать прибыль или получить от имеющихся источников сумму прибыли, необходимую для устойчивого социально-экономического развития, с одновременным расширением общего числа этих источников.

Механизм управления доходностью торговой организации составляют:

- формирование ценовой политики;

- анализ и планирование доходов.

Доходы от торговой деятельности оценивают по аналогии с расходами на реализацию товаров суммой и уровнем.

Уровень дохода от реализации товаров― это отношение суммы дохода от реализации товаров к сумме товарооборота, выраженное в процентах:

где УДр – уровень дохода от реализации товаров, %; Др – сумма доходов от реализации, р.;

Т – объем товарооборота, р.

Средний уровень дохода от реализации товаров — важный качественный показатель торговой деятельности. Он показывает долю торговли в розничной цене товара и характеризует уровни затрат и прибыли от операций, связанных с реализацией товаров (сколько рублей дохода получено с каждых 100 р. проданных товаров).

Экономический анализ доходов организации является важнейшим элементом системы управления ими и имеет своей целью выявить резервы и пути повышения доходности предпринимательской деятельности. В ходе его проведения решаются следующие задачи:

- изучаются общий объем, состав и структура доходов торговой организации;

- определяются фактическое (ожидаемое) выполнение плана доходов от реализации и их динамика в целом по организации и структурным подразделениям;

- устанавливаются причины роста (снижения) доходов от реализации товаров; выявляется, по каким товарам и товарным группам произошло изменение (увеличение, снижение) суммы и уровня доходов от реализации;

- сравниваются товарная структура формирования доходов и структура товарооборота;

- определяется влияние основных факторов на величину доходов;

- устанавливается достаточность формирования доходов организации;

- разрабатывается комплекс мер по изысканию дополнительных источников увеличения доходов.

Факторный анализ дохода от реализации позволяет количественно измерить влияние факторов и оценить резервы его роста.

Расчет влияния факторов на выполнение плана и динамику доходов от реализации производится по следующим формулам.

Влияние изменения объема товарооборота на сумму дохода от реализации ( ):

,

где DТ – размер изменения объема товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным (плановым или фактическим прошлым), р.; – уровень дохода в базисном (плановом или фактическом прошлом) периоде к товарообороту, процент к товарообороту.

 

Влияние изменения среднего уровня дохода от реализации товаров на его сумму ( ):

,

где – уровень дохода от реализации в отчетном периоде к товарообороту, процент к товарообороту; – фактический товарооборот за анализируемый период, р.

 

Влияние изменения розничных цен на товары на сумму дохода ( ):

,

где – фактический объем товарооборота в отчетном периоде соответственно в действующих и сопоставимых ценах, р.

 

План (прогноз) дохода выступает непременной предпосылкой экономического обоснования плана прибыли и разрабатывается торговой организацией на год (квартал) с поквартальной (помесячной) разбивкой в сумме и по уровню самостоятельно с учетом ее ценовой политики, финансового состояния, конкурентоспособности, реноме и других факторов. Это означает, что непосредственно сама торговая организация решает, какая сумма дохода необходима для обеспечения выполнения плана по основным показателям коммерческой деятельности и рентабельной работы.

Плановый размер дохода от реализации рассчитывается различными методами, выбор которых определяется ценовой политикой, задачами развития предприятия при заданных ограничениях. На практике наиболее распространенной является методика планирования дохода от реализации методом технико-экономических расчетов.

Прогнозирование дохода от реализации исходя из потребности в прибыли, необходимой для финансирования производственного и социального развития организации, является наиболее прогрессивным и осуществляется в следующей последовательности.

Пример.

Определить прогнозную и критическую величину дохода от реализации товаров, запас финансовой прочности, а также объем товарооборота, необходимый для получения требуемой суммы дохода от реализации. Прогнозируемая потребность в чистой прибыли для производственного и социального развития торговой организации равна 300 млн р., величина постоянных расходов на реализацию товаров ― 750 млн р., сумма переменных расходов ― 1 200 млн р. Средний размер торговой надбавки в планируемом году ― 19,5 %, удельный вес налогов в общей прибыли ― 18, средневзвешенная ставка НДС ― 12,6 %.

Решение:

1) Необходимая сумма прибыли для финансирования производственного и социального развития:

2) Доход от реализации:

=

3) Товарооборот, необходимый для получения прогнозируемой суммы дохода от реализации:

- в отпускных ценах без НДС:

- розничных ценах без НДС:

- розничных ценах с НДС:

4) Средний уровень дохода от реализации к товарообороту без НДС:

.

5) Критическая величина дохода от реализации:

6) Запас финансовой прочности:

 

При разработке стратегии управления доходами может применяться доступный метод мониторинга товарного ассортимента – логистический подход. Совмещенный АВС-анализ товарооборота и доходности выявляет позиции, по которым торговая организация получает наибольшие суммы розничного товарооборота и дохода от реализации, а постоянный контроль за наличием таких товаров и их своевременной поставкой способствует выполнению плановых заданий по показателям доходов от реализации в разрезе товарных групп. Матричная проекция АВС- и XYZ-анализов представляет собой аналоговую модель, позволяющую принимать стратегические решения относительно рыночной политики торговой организации от состояния «как есть» до состояния «как должно быть».

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.