Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие учреждений для умственно отсталых детей во Франции в XIX –XX вв. деятельность Бурневиля, Ж.Филиппа, Г. Поль-Бонкура.





Развитие учреждений для глубоко отсталых во второй половине XIX века

Как уже отмечалось в первой части, Франции принадлежит приоритет в осуществлении первых мероприятий по изучению, воспитанию и обучению слабоумных детей. В этой стране, благодаря благотворному влиянию идей Великой французской буржуазной революции, зародились гуманистические взгляды на аномальных и на долг общества по отношению к этим лицам. Французские врачи Пинель и Эскироль провели первое глубокое исследование душевнобольных и слабоумных. Итар осуществил первый опыт воспитания глубоко отсталого. Врачи-Феррю и Лере открыли первые отделения для слабоумных детей при больницах для душевно больных. Вуазен и Сеген открыли первые школы для глубоко отсталых детей. Сеген дал миру первую медико-педагогическую систему воспитания глубоко отсталых детей.

Однако эта продуктивная деятельность в области воспитания и обучения слабоумных в первой половине XIX века, оказавшая большое влияние на развитие этого дела во всем мире, не получила такого же интенсивного развития в этой стране в последующее время. Другие страны опередили Францию в практических мероприятиях по оказанию помощи слабоумным. В то же время Франция продолжала вносить большой вклад в клиническое и психологическое изучение слабоумия.

Особенно медленно, с излишней осторожностью развивались учебные учреждения для детей с легкими формами отсталости. Официальным мотивом, оправдывавшим эту осторожность, были опасения, что создание специальных школ для умственно отсталых детей будет шокировать родителей и унижать достоинство учащихся.

В результате такой позиции государства помощь слабоумным во Франции с середины и до конца XIX века находилась в неудовлетворительном состоянии: лишь при нескольких больницах имелись отделения для слабоумных детей, кроме того, существовало несколько частных приютов для глубоко отсталых детей.

Разработанные Сегеном принципы воспитания и обучения слабоумных были во второй половине XIX века забыты. Даже в лучшем учреждении для слабоумных, в Биссетре, где в свое время протекала деятельность Эдуарда Сегена, слабоумных детей не учили. Их содержали вместе со взрослыми эпилептиками и душевнобольными. Беспокойных детей связывали, сурово наказывали.

С конца XIX века важную роль в развитии воспитания и обучения слабоумных сыграл французский психиатр Бурневиль (1840—1910). Он поставил цель - возродить и развить лучшие традиции в работе с этими детьми, заложенные Э. Сегеном и Гуггенбюлем. Бурневиль выступил как энергичный пропагандист усиления общественного внимания к судьбе слабоумных. С момента назначения (1880) директором «Убежища для слабоумных» в Биссетре он начал коренную реорганизацию этого учреждения. Благодаря своей огромной энергии и знаниям Бурневилю удалось добиться завершения в 1891 году строительства в Биссетре нового здания для «убежища». Это было образцово оборудованное учреждение в соответствии с идеалами Сегена. Оно имело большие светлые помещения. На каждого воспитанника приходилось 45 м в кубе воздуха. При «убежище» был разбит большой парк.

Это учреждение могло одновременно обслужить 500 воспитанников в возрасте от нескольких месяцев до 20—25 лет. Учреждение ставило задачу подготовить воспитанников к самостоятельной трудовой жизни.

Всех поступающих в учреждение слабоумных Бурневиль делил на 3 группы. В первую группу он помещал детей неопрятных, с физическими недостатками; во вторую — неопрятных, но физически здоровых; в третью — чистоплотных и физически здоровых.

В первой группе обычно находились идиоты, которые при поступлении не умели передвигаться; многие из них не ощущали голода, жажды, не умели жевать и глотать пищу. Бурневиль обеспечил развитие и этих детей. Он разработал приемы их обучения передвижению с помощью параллельных брусьев, специального кресла, тачки. Широко применялись массажи.

Нашел Бурневиль и способ приучения детей к жеванию. Правда, этот способ выглядел довольно курьезно: воспитатели обязаны были в присутствии своих питомцев неустанно что-либо жевать. Этот способ достигал цели. Дети начинали жевать, подражая воспитателю. Но часто акт жевания приобретал характер привычки, которая становилась единственным занятием ребенка.

Успешно окончивших этот первоначальный курс жизнедеятельности переводили во вторую группу и направляли в так называемую «малую школу», где основное внимание было обращено на воспитание чувств, речи, на развитие способностей распознавать предметы, воспитание ручной умелости. Методами воспитания здесь служили упражнения по системе Сегена, предметные уроки в саду, прогулки.

Только в единичных случаях воспитанники Бурневиля оказывались абсолютно неизлечимыми и оставались лишь объектом гигиенического ухода.

Воспитанники второй группы сразу приступали к занятиям в малой школе.

Детей, достигших успеха в развитии, переводили в третью группу, где они занимались в «большой школе». Здесь воспитанники обучались грамоте, получали элементарные знания. В различных мастерских они получали ремесленную подготовку. В «большой школе» проводились занятия по пению, музыке; воспитанников обучали танцам, гимнастике.

Обучение чтению, письму и счету велось в третьей группе с помощью многочисленных и оригинальных пособий. Занятия были органически связаны со всей жизнью детей в учреждении. Все классы, спальни и даже столовая изобиловали всевозможными предметами и картинами, с которыми воспитатели знакомили детей. Даже приему пищи предшествовала определенная образовательная работа. Например, если детям подавали в столовой баранью котлету, то при этом им показывали картины с изображением пасущегося барана, а затем демонстрировали натуральную баранью тушу. При всей анекдотичности этого приема обучения в нем выражается стремление Бурневиля связать процесс интеллектуального развития слабоумного с жизнью, с конкретной, близкой, доступной ему ситуацией.

Дидактическим целям служил и парк при «убежище». Его газоны были разделаны в виде геометрических фигур: квадратов, треугольников, кругов. Кустарники были подстрижены в форме геометрических тел: кубов, пирамид, шаров.

Большое место во врачебно-педагогической системе Бурневиля занимала гимнастика. Он видит эффект гимнастики в необходимости подчиняться команде, понимать словесные указания и соблюдать дисциплину.

Выбор ремесла для воспитанников зависел от их физического состояния. При убежище имелись столярные, слесарные, портняжные, сапожные, щеточные, корзинные и наборные мастерские (для печатания афиш). Большинство воспитанников по выходе из убежища могли полностью содержать себя на заработанные собственным трудом деньги.

Когда воспитанники овладевали ремеслом, их переводили в отделения для взрослых и готовили к выходу из учреждения. В этих отделениях их приучали пользоваться деньгами, делать покупки, рассчитывать свой бюджет. В некоторые дни воспитанники вместо готового рациона получали деньги, на которые они Должны были покупать у эконома пищу по своему вкусу и материальным возможностям. Доходы от мастерских были настолько значительны, что они полностью покрывали расходы по содержанию всей прислуги и учителей.

Учреждение Бурневиля было в конце XIX—в начале XX века самым крупным и передовым в мире по постановке учебно-воспитательной работы. В нем дефектологи многих стран, в том числе и русские, получали первое знакомство с методами воспитания глубоко отсталых детей. В нем же они проходили стажировку для приобретения опыта работы с этими детьми.

В целом учреждения для слабоумных во Франции развивались чрезвычайно медленно. В 1903 году во всех приютах и больницах Франции находилось всего 3500 слабоумных, в то время как их число превышало 40 000 человек.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.