Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обзор современного состояния воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта в России и за рубежом и современные взгляды на слабоумие.





Усиление внимания к вопросам воспитания и обучения умственно отсталых детей после второй мировой войны

Следует отметить, что после второй мировой войны проблема воспитания и обучения умственно отсталых детей приобрела особую остроту и привлекла к себе внимание почти во всех странах мира. Уже осталось мало государств, где бы в той или другой форме, в тех или иных размерах не осуществлялась помощь умственно отсталым детям. Такое развитие вопросы воспитания и обучения умственно отсталых детей получили вследствие ряда факторов.

В первую очередь это внимание к проблемам слабоумия обусловлено современным прогрессом в развитии производительных сил, народного образования, общей культуры и социальной жизни общества.

Указанный прогресс ведет к тому, что человечество предъявляет растущие требования к интеллектуальным качествам человека и его образовательному цензу.

Введение всеобщего обучения в развивающихся странах и повышение обязательного образовательного ценза в развитых странах выдвигает проблему дифференциации детей по их познавательным возможностям и соответственно проблему дифференциации обучения. Все это способствует выявлению детей с легкими степенями умственной отсталости и пограничными с ней состояниями. В последнем случае речь идет о «детях с трудностями обучения». Эта категория в последние годы привлекает к себе наибольшее внимание.

Проблема умственной отсталости вызывает к себе возрастающий интерес и в связи с сокращением детской смертности вследствие успехов медицины, здравоохранения и культуры. Этот фактор играет особую роль в тех странах, которые в течение длительного исторического периода были колониальными или не имели политических и экономических условий для благоприятного социального и культурного развития. Высокая смертность в странах с низким уровнем развития экономики, просвещения и здравоохранения не содействовала увеличению числа аномальных детей. Дети болезненные, с органическими нарушениями центральной нервной системы в условиях низкой культуры обычно погибали. Те аномальные дети, которые выживали в условиях примитивной экономики и культуры, не привлекали к себе особого внимания общества, особенно если аномалия распространялась на интеллект. Рост культуры, развитие здравоохранения способствует выявлению слабоумных за счет того, что их родители все чаще обращаются к специалистам за консультацией и помощью. Названные выше факторы обусловливают накопление слабоумных детей среди детской популяции за счет их выживаемости. В таких случаях можно говорить о росте количества детей с более глубокими степенями отсталости.

При оценке современной остроты проблемы слабоумия нельзя игнорировать и тот факт, что годы войны и первые послевоенные годы прямо и косвенно содействовали количественному росту аномальных детей. Это прямой результат тех тяжелых испытаний, которые выпали на долю народов всего мира во время войны. Глубокие психические потрясения, материальные невзгоды и лишения, физические травмы, ослабление внимания к вопросам охраны здоровья, гигиены труда — все это отрицательно отразилось на потомстве.

Таким образом, возросшее в последние годы во многих странах мира внимание к аномальным детям в значительной степени обусловлено рядом характерных для этого периода политических моментов. Ряд стран Азии и Африки освободились от колониального гнета и вступили на путь независимого развития. Другие страны вступили на путь социалистических преобразований. В них проводятся широкие мероприятия по развитию культуры, народного образования, здравоохранения. В числе этих мероприятий — всеобщее обязательное обучение детей школьного возраста и распространение этого принципа на аномальных детей.

Успеху социалистических стран в деле народного образования содействует ознакомление с накопленным в Советском Союзе опытом.

Активизация прогрессивных общественных сил, возросшее понимание социальной значимости и необходимости воспитания и обучения умственно отсталых, успехи в развитии народного образования, медицины, психологии, социологии и других наук содействуют расширению государственных мероприятий по оказанию помощи аномальным лицам в развитых капиталистических странах.

Успеху в совершенствовании системы воспитания и обучения умственно отсталых детей в послевоенные годы содействует и усиление контактов между дефектологами разных стран. Многочисленные международные конгрессы и конференции по вопросам воспитания и обучения умственно отсталых детей позволяют в ходе обмена мнениями вырабатывать некоторые общие принципы в этой работе.

В последние годы состояние помощи аномальным детям в той или другой стране стало в известной степени мерилом уровня развития в ней культуры, народного образования, здравоохранения, социальной помощи и т.д.

Современные тенденции во взглядах на слабоумие и на состав учащихся специальных (вспомогательных) школ

В современных взглядах на проблему слабоумия в той или иной степени отражаются те ее направления, которые имели место на разных этапах развития этого учения. Однако в связи с возросшим уровнем развития науки, в частности генетики, усовершенствованием методов исследования, использованием новейших технических средств диагностирования (например, энцефалографии) и т. п., появилась возможность по-новому осветить анатомо-физиологические и этиологические проблемы слабоумия.

Совершенно новые концепции выдвигаются теперь и представителями психологической науки, в которой во все более возрастающей степени утверждаются принципы детерминизма, взаимозависимости и взаимосвязи всех компонентов психики. Возросла социальная и практическая значимость исследований слабоумных в связи с активизацией деятельности государств в области развития помощи аномальным детям.

Те тенденции, которые в настоящее время обнаруживаются во взглядах на слабоумие, в значительной степени зависят от приверженности той или другой группы исследователей к определенной философской концепции, к определенному мировоззрению имеющему всегда классовый характер. Правда, этот классовый подход не всегда может быть легко выявлен, когда речь идет о такой, казалось бы, далекой от политики проблемы, как слабоумие. Однако марксистский тезис о том, что нет науки бесклассовой, надклассовой, полностью применим и к данной области научного исследования.

Разный классовый подход к решению проблем слабоумия находит свое отражение при определении критериев отграничения нормы от патологии. Он проявляется и при оценке той роли, которая принадлежит биологическим и социальным факторам в формировании личности и возникновении дефекта.

Социалистическое общество считает своим основным принципом служение человеку. В странах социализма с большой осторожностью подходят к определению понятия «слабоумие», к диагностированию этого состояния. Социалистическое общество понимает, какой вред наносит необоснованное распространение диагноза «слабоумие» на здорового человека. Ведь постановка такого диагноза без достаточных на то оснований приводит к снижению социальной ценности большой группы лиц, их роли в общественной жизни.

Все это является теми исходными моментами, которые устанавливают определенные границы между буржуазной и социалистической наукой. Говоря о буржуазной науке, мы отнюдь не утверждаем, что в капиталистическом обществе нет прогрессивных концепций и тенденций. Ведь буржуазное общество не представляет собой монолитного целого. Внутри буржуазного общества имеются силы прогрессивные и силы реакционные. Первые вносят большой вклад в развитие науки и своими исследованиями обогащают и нашу социалистическую науку.

Во взглядах на этиологию умственной отсталости в зарубежной дефектологии и медицине можно обнаружить много разных концепций.

Одни обусловливают умственную отсталость органическими нарушениями мозга. Другие считают, что умственная отсталость может наступать и без таких нарушений. В качестве других причин умственной отсталости они называют неблагоприятные социальные, семейные, педагогические условия жизни и воспитания ребенка.

Тех, кто считает, что умственная отсталость обусловливается органическими нарушениями, за рубежом именуют сторонниками медицинского направления в учении о слабоумии. Представители этого направления связывают органические нарушения центральной нервной системы с генетическими, эндогенными и экзогенными факторами. К первым относятся случаи семейной, наследственной умственной отсталости. Ко вторым — случаи патологической беременности и родов. К третьим относятся только те, которые вызвали органические нарушения мозга в более позднем периоде развития ребенка.

Признается, что к слабоумным с генетической и эндогенной этиологией относятся только глубокие формы — идиотия, имбецильность, а легкие формы (дебилы, мороны) обусловлены преимущественно экзогенными факторами.

Попытки классифицировать умственно отсталых детей на эндогенных и экзогенных не получили широкого признания за рубежом, так как замечено, что в большинстве случаев оба фактора действуют одновременно; кроме того, возникают большие трудности в отграничении тех и других.

Как уже отмечалось, в настоящее время за рубежом ведутся углубленные исследования клиники и генетики слабоумия. Однако в капиталистических странах при решении педагогических вопросов заметна тенденция игнорировать этиологические факторы. Высказывается мнение, что поиски причин умственной отсталости имеют чисто научное значение и лишены практического смысла. С их точки зрения, более важно установить сам факт умственной отсталости. Такое игнорирование этиологических факторов мотивируется тем, что каждый человек является продуктом наследственности и своей социальной среды. Эти факторы так взаимосвязаны, что попытка их отдифференцировать не может быть осуществлена на современном этапе развития науки.

Среди прогрессивных ученых капиталистических стран в последние годы возрастает стремление с большой осторожностью подходить к оценке интеллектуальных качеств ребенка, к диагностике умственной отсталости.

Возрастает также стремление к расширению и восстановлению социальных функций лиц с отклонениями в психофизическом развитии. Это находит выражение в движении за интеграцию обучения аномальных лиц и их «нормализацию».

Между тем в современной дефектологии капиталистических стран довольно отчетливо проявляются и такие тенденции в понимании сущности, природы умственной отсталости и других более или менее эквивалентных понятий, которые объективно приводят к необоснованному расширению круга лиц, на которых распространяются эти понятия.

К этим тенденциям следует отнести ослабление клинического значения понятий «слабоумие», «умственная отсталость».

Больше того, в буржуазных странах намечается тенденция рассматривать сами понятия «интеллектуальность», «умственное развитие» не столько как качество познавательной деятельности, сколько как комплекс личностных качеств, выражающихся в способности жить в условиях привычной для индивидуума социальной среды и быстро адаптироваться к изменяющимся новым условиям.

В свете такого понимания интеллектуальности ведущим признаком умственной неполноценности становится нарушение адаптивного поведения, при котором индивидуум не может в достаточной мере обеспечить себя материально без посторонней помощи.

Это ведет к тому, что понятие «умственная отсталость» становится чрезвычайно аморфным. Круг лиц, относимых к интеллектуально дефективным, необоснованно расширяется, поскольку на приспособленность человека к существованию в обществе влияет не только состояние интеллекта, но и другие психологические качества личности.

Для развития данной тенденции имеются объективные условия в современном буржуазном обществе, где идет острая борьба за существование, где конкурентоспособность главным образом определяет качества человеческой личности.

Было бы неправильным утверждать, что за рубежом, в капиталистических странах, не ведется клиническое изучение умственной отсталости, не уделяется внимание изучению этиологии и патогенеза этого состояния. Эти исследования ведутся в больших размерах, но они не объединены с исследованиями социологическими, психологическими, педагогическими в единую систему учения об умственной отсталости. Все эти аспекты изучения умственной отсталости существуют как бы самостоятельно, несколько изолированно друг от друга и порождают самостоятельные концепции во взглядах на умственную отсталость.

Большинство буржуазных исследователей сходится на том, что IQ является если не решающим фактором при диагностировании умственной отсталости, то во всяком случае достаточно надежным, объективным. Эти специалисты признают, что, если отбросить IQ как критерий отсталости, наступит хаос в понимании сущности умственной отсталости.

Сторонники социального критерия умственной отсталости ищут объективные методы определения социальных качеств личности путем социометрии; они разрабатывают особые тесты, с помощью которых исследуют эти социальные качества.

Острые дебаты ведутся вокруг вопроса о том, какой IQ считать верхней границей умственной отсталости и соответственно с помощью какого IQ следует выражать те или другие степени интеллектуальной недостаточности. В послевоенные годы ярко выразилась тенденция считать границей между нормой и патологией более высокий IQ. Даже ВОЗ в 1954 году стала относить лиц с IQ = 80-85 к «субнормальным». Отсюда следует, что к числу умственно отсталых надо отнести 16% всего населения. Явное завышение числа умственно отсталых на основе названного критерия привело к тому, что Комитет по психогигиене ВОЗ принял в 1967 году решение пересмотреть принятые раньше международные классификации болезней (МКБ) и критерии умственной отсталости. На заседаниях, проходивших в Женеве с 26 сентября по 2 октября 1967 года, ВОЗ категорически возразила против отнесения к умственно отсталым лицам с IQ = 80—85. ВОЗ признала целесообразным выделить следующие уровни умственной отсталости (индексы 311—314 по международной классификации болезней):

1) слабая умственная отсталость: IQ = 50—70;

2) умеренная умственная отсталость: IQ = 35—50;

3) тяжелая умственная отсталость: IQ = 20—35;

4) глубокая умственная отсталость: IQ — ниже 20.

Таким образом, верхней границей умственной отсталости был признан IQ = 70.

Несмотря на эти рекомендации ВОЗ, некоторые государства (США, ФРГ) продолжают распространять специальное обучение и на лиц с более высоким интеллектуальным коэффициентом.

Указанные выше критерии умственной отсталости (выраженные через IQ) ВОЗ признает ориентировочными, но не решающими. Не отказывается ВОЗ и от клинических критериев умственной отсталости, учитывающих характер задержки психического развития и ее этиологию.

Многие зарубежные специалисты считают более важной проблему прогнозирования различных форм умственной отсталости. Высказывается мнение, что в основе классификации слабоумия должны лежать не этиология или IQ, а перспективы развития и социальной адаптации или реабилитации. Иначе говоря, прогноз должен служить критерием для типологии слабоумия.

Исходя из перспектив развития слабоумных детей, в последние годы вводятся следующие их градации.

В США, Англии, ФРГ и в других странах термином «слабоумие» пользуются в тех случаях, когда дефективность признается неизлечимой, необратимой, несмотря на успехи, которые могут быть достигнуты в процессе тренировки и обучения.

Термином «умственная отсталость» обозначаются те состояния, которые в значительной степени могут быть преодолены при условии оздоровления окружающей ребенка среды и применения специальных педагогических средств.

Прогрессивные специалисты вынуждены признать трудности и большую ответственность при прогнозировании «обратимости» или «необратимости» умственной отсталости. Они понимают, что ошибка в прогнозе может повлечь тяжелые последствия: слабоумному, признанному «необратимым», не будет оказана в полной мере педагогическая помощь. Поэтому рекомендуется прогнозировать не «обратимость» и «необратимость» умственной отсталости, а возможность продвижения индивидуума в образовательном отношении и в адаптации в среде.

По образовательным возможностям умственно отсталых разделяют на следующие категории:

1) неспособные заниматься в обычной школе и усвоить ее программу;

2) способные частично усвоить программу (начальную) обычной школы;

3) поддающиеся обучению в специальных учреждениях;

4) способные к тренировке и лечению в специальных учреждениях;

5) не поддающиеся тренировке.

С точки зрения общественной полезности умственно отсталых грубо разделяют на индивидуумов общественно полезных, общественно бесполезных, общественно вредных. Поскольку такая градация (вследствие ее упрощенности) не помогает решению вопросов организации общественной помощи слабоумным, вводятся более тонкие дифференциации умственно отсталых по их социальным качествам.

С этой точки зрения умственно отсталые подразделяются на следующие категории;

1) могут общаться с окружающими и обслуживать себя;

2) могут общаться с окружающими, но нуждаются в помощи по самообслуживанию;

3) могут частично своим трудом окупить свое содержание, по нуждаются в опеке;

4) могут полностью своим трудом окупить свое содержание, но нуждаются в опеке;

5) могут полностью содержать себя и жить самостоятельно;

6) не могут общаться с окружающими и нуждаются в полном уходе;

7) нуждаются в изоляции, социально опасны.

Наибольшей критике в зарубежной литературе социалистических и капиталистических стран подвергается классификация слабоумных по степени отсталости на идиотов, имбецилов и дебилов (моронов). Многие справедливо считают эту классификацию неприемлемой главным образом из-за затруднений в диагностировании пограничных состояний между идиотией и имбецильностью, между имбецильностью и дебильностью. Признается, что эта классификация действительна по отношению крайних форм идиотии и дебильности и некоторых форм имбецильности. В связи с этим внутри каждой степени умственной отсталости выделяются дополнительные категории — низкая, средняя, высокая степень идиотии, имбецильности, дебильности.

Деление слабоумных по этим степеням рассматривается только как административная мера, необходимая при решении соответствующих юридических вопросов, формулировании положений государственных актов.

Таким образом, в капиталистических странах понятие «умственная отсталость» не имеет четких определений. Оно смешивается со многими другими состояниями, при которых возникают затруднения в приспособлении личности к окружающей ее среде. Интеллектуальный компонент в характеристике умственной отсталости здесь не является решающим.

Введение понятия «дети с трудностями обучения» следует рассматривать как весьма прогрессивное явление. Благодаря этому понятию умственная отсталость отграничивается от состояний, обусловленных эмоциональными и соматическими факторами.

Дети с трудностями обучения занимаются по сравнительно облегченным программам. Некоторые из них посещают специальные классы при массовых школах; другие учатся в обычных классах. В ряде государств для этих детей создаются специальные школы. Благодаря таким мерам решается проблема дифференциации обучения с учетом психофизических возможностей учащихся.

В прямой зависимости от того или другого понимания сущности интеллектуальной неполноценности, ее природы, а также в зависимости от взглядов на задачи вспомогательной (специальной) школы находятся методы диагностирования умственной отсталости и организация отбора учащихся этих школ. Правда, вокруг вопросов отбора учащихся специальных школ ведутся острые споры.

В тех странах, где при отборе детей во вспомогательную школу игнорируется роль клинического фактора, врачебное обследование, если оно вообще проводится, играет второстепенную роль. Для зачисления ребенка во вспомогательную школу достаточно найти подтверждение его отставания в умственном развитии от его сверстников. Несмотря на рост возражений против чисто тестового обследования детей, при описываемом подходе основным критерием отсталости ребенка является IQ.

Наиболее популярной современной тестовой системой, принятой в США и в других странах, где ведется измерение IQ, следует признать так называемую Векслеровскую скалу (шкалу) для измерения умственных способностей. Эта шкала имеет несколько вариантов: шкала для детей, шкала для взрослых разных возрастных групп. Первые варианты этих тестов были разработаны в 3939 году и в дальнейшем усовершенствовались.

Скала Векслера в последней модернизации имеет 10 групп заданий (пунктов), из них 5 вербальных, 5 действенных.

Вербальная шкала включает задания, с помощью которых стремятся:

1) установить уровень образованности, эрудированности (общая информация);

2) измерить практические суждения — что нужно сделать при определенных обстоятельствах (как у Бинэ);

3) измерить арифметические способности — предлагается выполнить устно различные счетные операции;

4) установить сходство между предметами;

5) выявить запас слов, словарь, умение объяснить значение слов.

Действенная шкала предусматривает:

1) завершение картин, в которых недостает какого-то элемента;

2) размещение картин в последовательности, соответствующей содержанию предлагаемого рассказа;

3) моделирование — из набора плоских деталей предлагается смонтировать определенную фигуру;

4) конструирование объемных фигур из блоков (измерение пространственной ориентации);

5) нахождение выхода из лабиринта.

Современные тестологи видят достоинство Векслеровской шкалы в ее универсальности: она учитывает способности, жизненный опыт и отражает все виды мыслительной деятельности.

Организация отбора учащихся специальных школ в капиталистических странах отличается большим разнообразием.

В некоторых государствах (Англия, Япония, Бразилия и др.) все дети при поступлении в школу проходят тестовое обследование с целью выявления тех, кто с принятой в этих странах точки зрения отклоняется от нормы. Детей, признанных аномальными, помещают в особые условия с первых дней их обучения в специальных классах при обычных школах или в специальных школах или же направляют на дополнительное медико-педагогическое обследование, после которого окончательно решается вопрос о типе учреждения, в которое они должны быть помещены.

В большинстве стран нуждающихся в специальном обучении детей выявляет учитель в процессе их обучения в обычной школе. Затем детей направляют на обследование в специальные медико-психологические центры, постоянные комиссии и другие организации.

Из этого обзора мы видим, что во всех капиталистических странах решающим фактором при переводе ребенка в специальные школы является низкий коэффициент интеллектуального развития. Однако, как уже отмечалось выше, в последние годы и в буржуазной педагогике и психологии высказывается ряд критических замечаний в адрес тестового метода обследования ребенка. В результате растет число стран, которые, используя тесты в качестве основного метода диагностирования умственной отсталости, дополняют его педагогическим, психологическим и клиническим изучением ребенка.

Дефектологи большинства социалистических стран рассматривают вспомогательную школу как учебное заведение только для умственно отсталых детей, а умственную отсталость — как атипическое развитие ребенка, обусловленное органическими нарушениями центральной нервной системы.

Поэтому в социалистических странах вопрос о приеме ребенка во вспомогательную школу решается на основании комплексного медико-педагогического обследования. Важно, что психологические, педагогические и клинические данные имеют равную диагностическую значимость. Поставить диагноз «умственная отсталость» и направить ребенка во вспомогательную школу можно только после того, как педагог и психолог установят факт интеллектуальной недостаточности, а врачи — патологию высшей нервной деятельности.

В социалистических странах в качестве дополнительного метода психологического изучения ребенка применяют тестовое обследование. Но его диагностическая функция очень ограничена. Применение тестов в этих странах не противопоставляется комплексному изучению ребенка, которое является основным.

 

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.