Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обобщенная модель инновационного процесса





В литературе эволюция моделей инновационной деятельности описана достаточно подробно. Изначально инновационный процесс описывался линейной моделью, согласно которой при реализации инновационных проектов последовательно осуществляются фазы исследования, производства и реализации наукоемкой продукции.

Основой инновационной деятельности являются новые знания, которые исходно получаются в результате фундаментальных научных исследований. Но эти исследования по своей сути не являются коммерчески привлекательными, и потому финансируются из бюджетных средств.

Следующим компонентом инновационной деятельности являются прикладные исследования и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), в ходе которых на базе результатов фундаментальных исследований создаются новые технологии и образцы продукции. Здесь уже коммерческий результат более предсказуем, поскольку в результате создаются объекты интеллектуальной собственности, на которые распространяются соответствующие механизмы введения в хозяйственный оборот, правовой охраны и защиты. Эта сфера инновационной деятельности становится более привлекательной для бизнеса.

На основе новых технологий разворачивается наукоемкое производство, обеспечивающее выпуск продукции, востребованной рынком. Как правило, создание такой продукции осуществляется в несколько этапов:

- выпуск опытной партии, в ходе которого осуществляется необходимая доработка технологии и изделия,

- выпуск мелкой серии с целью практической оценки потребительского спроса и устранения возможный «детских болезней»,

- массовый выпуск продукции и ее коммерческая реализация.

Однако линейный тип модели далеко не полностью отражает реальную суть инновационного процесса. Прежде всего, линейная модель не предусматривает наличие фазы подготовки и планирования инновационного проекта, без чего, запуск инновационного проекта невозможен в принципе.

Очевидно, что в результате реализации конкретного инновационного процесса «на выходе» должен быть обеспечен новый вид продукции или услуг, пользующихся спросом. Однако это вовсе не означает, что в каждом случае есть необходимость прохождения всех этапов инновационного процесса, поскольку очевидно, что для запуска модифицированной (инновационной) продукции нет необходимости, например, проводить фундаментальные исследования.

Линейная модель не рассматривает ресурсное обеспечение инновационного процесса. А вместе с тем, очевидно, что без ресурсов осуществление инноваций невозможно. И, наконец, линейная модель не дает ответа на вопрос, а что будет, когда будут пройдены все фазы инновационного процесса.

Эти несовершенства легко можно устранить, если представить инновационный процесс в виде замкнутого двухконтурного цикла (Слайд 50):

 

Здесь один контур отражает перемещение наукоемкой продукции, а второй – ресурсов. Инновационный цикл является замкнутым в том смысле, что позволяет провести необходимые исследования и разработки, привлекая ресурсы, а после завершения разработок и коммерческой реализации продукции вернуть средства и в дальнейшем снова инвестировать их в инновационный процесс.

Обобщенная модель инновационного процесса включает в себя следующие фазы: подготовка проекта, фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские работы, серийный выпуск продукции, коммерческая реализация, возврат инвестированных средств.

В зависимости от задачи фаза подготовки проекта может представлять собой либо разработку стратегии инновационного развития государства или реализации крупного инновационного проекта, либо программу действий конкретного человека и т.п. В любом случае инновационная деятельность начинается с четкой постановки целей и определения задач, которые требуется решить для их достижения, включая ресурсное обеспечение. Здесь же определяется руководитель проекта, на которого возлагается ответственность за результат, отбираются участники работ, проводятся маркетинговые исследования, разрабатывается бизнес-план, определяются механизмы реализации конечной продукции и порядок расчетов с инвесторами, заключается соглашение о распределении прибыли среди участников проекта.

Если рассматривать реализацию крупного технологического инновационного проекта, то мировая практика показывает, что в качестве головной организации (руководителя) может выступать любой субъект инновационной деятельности, независимо от того какую фазу цикла он обеспечивает. Подбор участников наиболее целесообразно проводить на конкурсной основе. Однако в ряде случаев, особенно когда речь идет о разработке и/или использовании уникальных технологий, оборудования и т.п., данное условие может оказаться неприменимым в виду возможности наличия монополии на определенные виды деятельности и результаты.

Юридическим основанием для начала работ является контракт, заключаемый руководителем проекта со всеми участниками, а также контракт между руководителем проекта и инвестором, в случае, когда это не один и тот же субъект. В настоящее время сформировался новый вид деятельности – управление проектами. Речь идет о том, что для реализации крупных проектов и программ привлекаются специализированные структуры (так называемые управляющие компании), которые обеспечивают менеджмент и берут на себя всю ответственность за реализацию проекта. В частности, в России такой подход получил распространение для реализации федеральных целевых программ.

Важную роль в развитии инновационного процесса играют механизмы и источники финансирования. Рынок и финансовые институты (как частные, так и государственные) являются теми источниками ресурсов, которые обеспечивают реализацию инновационного процесса.

Финансирование исполнителей проекта может осуществляться из централизованного источника последовательно по мере выполнения этапов работ, либо параллельно, а также по смешанной схеме. В качестве централизованного источника финансирования может выступать как руководитель проекта, которому переданы необходимые для выполнения проекта ресурсы, так и любой инвестор, который не участвует непосредственно в выпуске продукции, а осуществляет лишь функции инвестирования средств и контроля за их расходованием.

Особый интерес представляет фаза возврата инвестированных средств. Прежде всего, еще раз отметим, что результаты фундаментальных исследований не несут коммерческой ценности. В зависимости от выбранной схемы реализации конечной продукции и соглашений, достигнутых на подготовительной фазе участниками проекта, возможен возврат финансовых средств, а также процентов за их использование. Такая схема реализуется в основном в случаях, когда инвестирование проекта осуществляется кредитными учреждениями. Возврат средств может осуществляться как после окончания всех работ по проекту, так и по мере выполнения отдельных этапов, поскольку полученные при этом промежуточные результаты могут иметь самостоятельную коммерческую ценность. При этом возврат средств инвестору может проводить любой участник проекта, а не обязательно его руководитель.

В других случаях возможна передача инвестору готовой продукции для дальнейшей самостоятельной реализации или прав на интеллектуальную собственность.

Но независимо от принятых механизмов расчетов инновационный цикл можно считать законченным только в том случае, когда в результате выполнения работ по проекту и коммерческой реализации результатов на счету инвестора появились средства, которые могут быть вложены в следующий проект.

Предложенная модель инновационного процесса носит общий характер и на практике может реализоваться лишь при выполнении очень крупных и дорогостоящих проектов, например, по созданию принципиально новых источников энергии, материалов, транспортных средств и т.д. Наиболее часто в практике встречается так называемый частичный инновационный цикл. В этом случае отдельные необходимые результаты покупаются у разработчиков и адаптируются под задачи конкретного проекта. Такая схема хорошо иллюстрируется на примере использования вычислительной техники, когда для большинства задач используются стандартные комплекты оборудования, а специальные процессоры и программное обеспечение создаются лишь в случае отсутствия необходимой продукции на рынке.

Отметим, что государство также может являться субъектом инновационной деятельности и инвестировать средства в реализацию инновационных проектов. Финансовая прибыль государства в этом случае определяется величиной налогов собираемых с непосредственных исполнителей работ. Другой интерес государства состоит в получении конкретной высококачественной продукции, необходимой для реализации функций, определенных конституцией страны. И, наконец, реализация инновационных проектов способствует созданию новых рабочих мест, а, следовательно, и решению социальных проблем.

Таким образом, обобщенный инновационный цикл представляет собой систему последовательных и/или параллельных частичных инновационных процессов, обеспечивающих изменения собственно элементов экономической системы, а также взаимосвязей между ними, мотивированных изменением внешних условий, (в первую очередь, потребностей потребителей или требований рынка), направленную на получение результатов наиболее полно соответствующих этим изменениям. Инвестиционный, образовательный или социальный процессы будут иметь инновационный характер тогда и только тогда, когда они являются составной частью обобщенного инновационного процесса.

Инновации являются результатом творческой предпринимательской деятельности, в которой обычно участвуют многие подразделения фирмы и на которую оказывают все большее воздействие и внешние факторы (государственное влияние, экологические требования, кооперация с другими институтами и пр.). Инновации имеют свой жизненный цикл, начинающийся с возникновения новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами (Слайд 51):

 

 

Фазы, как правило, следуют одна за другой, однако не исключены случаи некоторого параллелизма (и тем самым пересечения) отдельных фаз. Так, оценки и расчеты экономической эффективности необходимо проводить не только в фазе поиска идей, но и в последующих фазах. Между процессом исследований и разработок и освоением в производстве новых решений, с одной стороны, и внедрением продукта на рынок, с другой, происходит неоднократное временное, а также и содержательное дублирование определенных задач.

1-я фаза: стратегия предприятия и инновации

Стратегические решения по инновационной деятельности могут и должны приниматься только в связи с решениями в области общей стратегии предприятия и стратегической программы производства. В то же время они предопределяют исходные условия решений относительно последующего процесса. Стратегия позволяет заранее установить планку в инновационных устремлениях предприятия. Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения:

выбор рынка или рыночного сегмента;

утверждение применяемой технологии;

выбор товаров и услуг, которые должны производиться на предприятии;

решение относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте;

установление объема и скорости процесса обновления товаров и услуг.

В данном случае речь идет об идеальном (теоретическом) процессе. В практике предпринимательства возможно и прямо противоположное, т.е. инновации могут оказать решающее влияние на стратегическую направленность политики предприятия. На малых и средних предприятиях[6] часто случается так, что единственная инновация надолго предопределяет развитие всего предприятия.

2-я фаза: поиски идей и их оценка

В этой фазе осуществляются поиски творческих идей для проблемных решений. При этом можно выделить три пути поиска:

разработка новых идей (генерирование идей);

критический пересмотр и модификация известных проблемных решений или определенных вариантов решений;

поиск уже работающих общих или частных решений (использование известного научно-технического опыта и знания, приобретение лицензий).

При поиске новых идей малым и средним предприятиям особенно рекомендуется чаще обращаться к внешним источникам информации, например банкам данных, лицензионным посредникам, материалам ярмарок и исследовательских центров.

Для внутрифирменного генерирования идей можно использовать ряд методов.

При применении интуитивных методов центральным пунктом является спонтанное творческое генерирование идей людьми, обладающими интеллектом выше среднего уровня, а также специальными знаниями. В качестве примера поиска новых идей можно назвать методы «мозговой атаки», конкурсы, экспертные опросы.

Главное место в аналитических методах занимают логически структурированные процедуры. Сюда относятся метод дерева решений, морфологические методы, методы аналогий, сценариев, синектика[7], а также эвристические методы[8].

Найденные идеи подвергаются оценкам: сначала отбрасываются неподходящие, затем проверяются самые перспективные с одновременным выявлением их потенциальных рыночных шансов. Результатом отбора лучших идей является предложение о производстве нового продукта, где излагаются основы дальнейших мероприятий.

3-я фаза: продуктовое решение

В этой фазе предприятие должно убедиться, что благодаря продуктовой идее будет разработан реальный продукт, который может быть включен в стратегическую программу предприятия и продвинут на рынок. Все это требует всестороннего планирования, которое охватывает:

постановку целей и задач по данному продукту;

составление временного графика использования ресурсов, необходимых в рамках данной фазы;

планирование производства для предприятия в целом;

планирование сбыта с расчетом экономической эффективности.

Подобное планирование содержит в себе все важные задачи, которые необходимы для дальнейшей аналитической работы в рамках процесса исследований и разработок вплоть до успешного внедрения продукта на рынок. Здесь намечаются точки пересечения маркетинга и производства; устанавливаются области соприкосновения инновации, программного планирования и маркетинга.

4-я фаза: научные исследования и разработки, технологический трансферт [9]

В сфере научных исследований и разработок проводятся следующие различия: фундаментальные исследования не имеют прямого отношения к продукту, прикладные нацелены на будущее применение полученных результатов, а в ходе разработок главный интерес представляет конкретный рыночный результат. Что касается данной сферы в условиях малых и средних предприятий, то у них дело ограничивается, как правило, разработками; исследования в собственном смысле отходят здесь на задний план.

Исходя из своих целеустановок, эти предприятия могут осуществить техническую реализацию продукта посредством собственных разработок (возможно, исследований) или прибегнуть к кооперации с другими компаниями. В принципе эта задача должна решаться с учетом следующих моментов:

окончательное уточнение задачи и разработка принципиального решения по новому товару или новой услуге;

конструктивная разработка изделия вплоть до создания прототипа;

проектирование и подготовка производства для нового продукта с изготовлением и испытанием опытного образца, производственного оборудования и нулевой серии.

И в этой фазе настоятельно рекомендуется прибегать к внешним источникам знания, например в таких формах:

обмен научно-технической информацией путем участия в конференциях, ярмарках, публикации статей;

трансферт знания благодаря принятию на работу сотрудников со специальной подготовкой, выпускников университетов;

совместные исследования с другими предприятиями;

приобретение патентов и лицензий для использования в специальном проекте;

кооперация в разработках.

Постоянно растущее влияние современных технологий на конкурентоспособность малых и средних предприятий требует целенаправленного использования всех предоставляющихся возможностей технологического трансферта. Даже высокоэффективные в своей области технологические лидеры сегодня редко в состоянии уследить за всеми направлениями технологического прогресса и соответствующим образом воплотить в жизнь новейшие практические и теоретические достижения.

5-я фаза: освоение производства

Разработка продукта считается законченной, когда можно начать производство и все внимание сосредоточить на продукте в фазе изготовления. Значение этой переходной фазы в рамках инновационного процесса чаще всего недооценивается, в результате чего возникают значительные потери времени и убытки для предприятия. В этой фазе важно следующее:

адаптация прототипа к производственно-техническим требованиям;

ознакомление задействованного персонала с технологическими процессами, методами и новыми областями задач;

запуск машин и оборудования до установленных пределов мощности;

поиски новых каналов снабжения.

Для инновационного менеджмента[10] в данной фазе важно обеспечить максимально короткие сроки развертывания производства, в частности с помощью соответствующей подготовки и планирования, а также гибкой реализации целей. Сокращение времени подготовки производства часто обеспечивает получение рыночных преимуществ перед конкурентами, а также позволяет быстро снизить издержки и увеличить прибыль предприятия.

6-я фаза: внедрение на рынок

Инновационный процесс завершается внедрением новинки на рынок. Как показывают эмпирические исследования, неудачей заканчивается введение примерно 1/3 новых продуктов, а среди введенных лишь около 1/3 дает прибыль выше среднего уровня, остальные позволяют только покрыть издержки.

Под внедрением на рынок товаров или услуг понимается проверка с помощью рыночных тестов конкурентоспособности продукции, а также целевое использование маркетингового инструментария. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением продукта на рынке. В качестве решающей предпосылки успешного внедрения следует рассматривать длительную подготовку рынка сбыта для новой продукции. Этого можно достичь с помощью соответствующей работы с общественностью, рекламы, консультирования клиентов, а также путем использования дополнительных маркетинговых инструментов (например, ценовой политики). При этом важен правильный расчет сроков, т.е. верный выбор момента вступления предприятия на рынок с новой продукцией.

На крупных предприятиях перед окончательным введением новинки проводится тестирование изделия и рынка по возможности в максимально ранней фазе инновационного проекта. С помощью подобных тестов можно снизить риски, но это связано с высокими издержками. Поэтому и продуктовое, и рыночное тестирование проводится малыми и средними предприятиями лишь в редких случаях. Чаще всего они полагаются здесь на «теоретические» суждения, а также на опыт и интуицию участников инновационного процесса.

Каждая фаза инновационного процесса наряду со временем требует довольно крупных денежных средств. В задачи инновационного менеджмента входит управление процессом таким образом, чтобы оптимально использовать необходимые ресурсы. На (Слайде 52): приводится примерное распределение общих издержек по инновационным проектам на малых и средних предприятиях. Исследования показывают, что на этих предприятиях сильно недооцениваются затраты, приходящиеся на последнюю фазу – внедрение на рынок.

 

Следует отметить, что инновационный процесс нельзя рассматривать как следствие более или менее случайных технических изобретений или других предпринимательских идей. Скорее, он требует стратегического планирования и ориентированного на рынок управления. Связанные с этим задачи являются объектом инновационного менеджмента.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.