Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция № 3. Систематическая типология культуры.





Систематическая типология культуры – разделение социокультурных систем и объектов и их группировка в обобщенные модели или типы.

I.МОНОТИПОЛОГИИ.

Этнографическая типология.

Классификации:

а/ антропологическая – классификация этносов по принадлежности к разным расам и антропологическм типам, выявление и обоснование культурных различий.

Раса – группа людей, родственных по происхождению, имеющих сходные физические признаки, общие территории.

Расы 1-го порядка:

1. европеоидная – «белая»;

2. экваториальная (негроавстралоидная) – «черная»;

3. монголоидная – «желтая».

Расы 2-го порядка:

1. американоидная – из монголоидной;

2. австралоидная – из экваториальной.

б/ хозяйственно – культурный тип (М. Г. Левин, Н. М. Чебоксаров – 50-е гг. XX в.) –особенности хозяйства и культуры народов, находящихся на одном уровне естественно – географических и социо – экономических условий.

Три подтипа:

1/Присваивающий – охота, собирательство, рыболовство;

2/Ручное земледелие (огородничество) и скотоводство (одомашнивание);

3/Пашенное земледелие –сельскохозяйственные орудия с тягловой животной силой.

в/ лингвистическая (языковая) классификация:

Морфологическая (типологическая) – рассматривает языки исходя из сравнительно – сопоставительного метода, систематизируя группы морфологически подобных языков;

2. Единая теория культуры (К. Ясперс) – вытекающая из единого происхождения человечества:

Четыре периода:

1.«Прометеевская» эпоха: доистория человечества (до 5000 г. до н. э.).

Становление основных конститутивных свойств человеческого бытия; формирование человека как вида со всеми его первичными склонностями и свойствами.

«Существенное» в превращении доисторического человека в человека культуры:

1/ огонь и орудия;

2/ речь;

3/ самоформирование как самозапрет (например, «табу»…);

4/ устойчивые группы и сообщества;

5/ «Жизнемиф» (Г. Гачев): стиль жизни из образного мышления.

2.Эпоха культур древности – в трех областях земного шара:

а/ 4000 т. до н. э. – шумеро – вавилонская, египетская, эллинская;

б/3000 т. до н. э. – доарийская культура Инда;

в/ 2000 т. до н. э. – архаический мир Китая.

Основные черты – письменность, технологическая рационализация.

3.«Осевое время»: эпоха духовного образования культур – «Восток – Запад». Около 500 лет до н. э. Формирование религий. Появление человекасовременного типа.

4.«Научно – техническая эпоха»: создание новых информационных технологий, новые источникои энергии – XIX – XX вв.

II. БИНАРНЫЕ ТИПОЛОГИИ.

Структуральня типология Ф. Ницше.

Два начала – «аполлоническое» (форма) и «дионисийское» (содержание).

Форма: Аполлоническое – гармония форм и отношений, совершенство, возвышенные чувства, Рациональное. Мера, золотая середина.   Искусство пластических образов в пространстве.   Содержание: Дионисийское:(вакхический тип) – неуравновешенность, эмоциональная открытость, Иррациональное безмерное буйство. Нарушение покоя.   Непластические искусства – музыка во времени.

Наличие в культуре двух начал, с этой двойственностью связано поступательное движение культуры, как рождение стоит в зависимости от двух полов…» (Ницше. «Рождение трагедии из духа музыки»).

Гендерная типология.

а/ матриархат и патриархат [И. Я. Баховен. (1815-1887). «Материнское право». 1861г.].

Матриархат.

Ценности – связь с землей, кровные узы.

Характеристика – пассивное восприятие и отношение к природе.

Естественное равенство людей, поскольку все они дети матерей и дети Матери – Земли, - ценностное основание.

Важность жизни человека, счастье людей.

Материнская любовь – сердечная, широкая, всеобщая.

Семья, основанная на материнском праве, имеет всеобщий характер, из которого исходит все развитие и который отличает материальную жизнь от высшей духовной. (Бахофен, с. 71).

Патриархат.

Деятельное начало –изменение природы, рациональное мышление, подчинение социальным законам.

Неравенство – принцип любимого (или старшего) сына.

Ограниченность отцовского начала.

Семья, основанная на отцовском праве, становится обособленной организацией.

б/ Мужское и женское. [Л. Фробениус – (1873-1938)].

Мужское Запад Теллурическая патриархальность – «Растущий из земли вверх».   Общая связь Динамичность, личность и свобода, Чувство «из пещеры», Рациональность, Приоритет власти, Ценность вещей, Независимость, Амбиции, Женское Восток Хтоническая матриархальность – «Углубляющийся корнями в землю».   с растительным миром Неподвижность, Фатальность судьбы, «Пещерное» чувство (внутри), Взаимозависимость, Эмоции, Растительное начало, Единство с природой, Качество жизни, Человечность.

 

Женское и мужское играют равновеликую роль для человечества: стремление к стабильности и устойчивости и стремление к изменению, инновациям.

3.По типу хозяйственной деятельности:

а/ Земледельческие – традиционные, природосообразные, восточные;

б/ Индустриальные – техногенные, западные.

4.По географическому положению:

а/ Открытые («экстравертные») – расширение пределов, взаимодействие с другими;

б/ Закрытые («интровертные») – энергия обращена «вовнутрь»: исламские, индобуддийские цивилизации.

III.ТРИНАРНЫЕ ТИПОЛОГИИ.

1.Тип хозяйствования:

а/ сельскохозяйственный; Временной принцип

б/ индустриальный; по Э. Тоффлеру -

в/ постиндустриальный. тысячелетний.

2.Идеальные социокультурные типы (по М. Веберу):

а/ Рациональный – правовой тип государства – закон, а не авторитет.

б/ Традиционный – святость обычаев и традиций.

Патриархальная общность с авторитетом во главе.

в/ Эмоциональный - « харизма» - качество личности, позволяющее

«харизматический» (дар) вдохновлять и увлекать людей за собой.

3.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТИПЫ: а/ тоталитарный – абсолютный контроль над всеми областями жизни общества.

б/ авторитарный – доминирует элита, подавляющая оппозицию и прессу ради собственного благополучия и власти.

в/ монархический – власть в руках одного главы государства и передается по наследству.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.