Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция № 5. Культурологические направления





Знаменитый французский философ Анри Бергсон сформулировал три основных вопроса для человека:

Кто мы? – вопрос антропологии.

Откуда пришли? – вопрос космологии.

Куда идем? – вопрос футурологии.

Кто мы?

Древнегреческое слово «antropos» - человек, выводимо от «o ano atron» - смотрящий вверх. Известный немецкий антрополог и религиовед М. Мюллер объяснял это тем, что «только человек может обратить свое лицо к небу, что он один ищет чего-то за пределами чувств и разума…» (). Одноположно у И. Канта – великого немецкого философа – «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»(1).

Наука «антропология» изучает человека.

Откуда пришли?

Человек знает, что существует Земля, Земля же существует в Солнечной системе,

Солнечная система – в Галактике, Галактика – в Космосе. Изучением Космоса (Универсума) и занимается наука космология (с ее составными: геология, геофизика, астрофизика, физика, пространства, космическая физика и мн. др.).

Куда идем?

Мы хотим знать будущее. Будущее по латыни «futurus» - отсюда наука футурология с ее составными – антропная, космическая, физическая, биологическая, социальная и др.

В промежутке между вторым и третьим вопросами и заключена наша, человеческая жизнь. Содержание жизни человека – это культура, а формы этой жизни – цивилизация.

Созданное человеком – реализация его самосознания в материальных и духовных формах, что традиционно и называется культурой и заложено в этимологии самого слова.

«…cultus по своему точному и твердому смыслу означает труд, который человек прилагает к какой-нибудь вещи»,- говорит Т. Гоббс (2).

Отсюда «Культура» - это совокупность и взаимодействие ценностных духовных и материальных антропогенных производных (явлений и предметов) в человеческой деятельности.

«Панримская идеология, - говорит С. Рейнгольд, - основывается на точном определении границ: если границы не признаются, то нет и civitas». А civitas – «понятие, объединяющее несколько значений: гражданство, государство, сообщество, город, народ…»(3). От этого понятия и происходит «цивилизация».

Интересно определение цивилизации у В. Даля (1882 г.): «цивилизация – общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина»(4). В цивилизации главным признаком является социологический компонент в отличие от гносеологического (познавательного) компонента культуры. Например, у В. Даля культура – «…образование умственное и нравственное» (5).

Н. Данилевский (1871 г.), объединив культуру и цивилизацию в один культурно – исторический тип, разработал общие категории исторической жизни, обозначаемые этими понятиями.

Общие разряды культурной деятельности по Н. Данилевскому:

«1. Деятельность религиозная, объемлющая собою отношения человека к Богу… народное мировоззрение как твердая вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности человека.

2. Деятельность культурная, в тесном значении этого слова, объемлющая отношения человека к внешнему миру, во-первых, теоретическо-научное, во-вторых, эстетическо-художественное…и в-третьих технически-промышленное, то есть добывание и обработка предметов внешнего мира, применительно к нуждам человека.

3. Деятельность политическая…отношения людей между собою как членов одного народного целого и отношения этого целого как единицы высшего порядка к другим народам.

Деятельность общественно-экономическая, объемлющая собою отношения людей ме5жду собою не непосредственно как нравственных и политических личностей. А посредственно, применительно к условиям пользования предметами внешнего мира…»(6).

Первый и второй разряды можно определить как непосредственно культурные, а третий и четвертый – как цивилизационные. Кроме того, в третьем и четвертом разрядах важен социологический компонент – «отношения людей между собою» (чего нет в первом и втором), содержащий в себе нравственно – познавательный творческий компонент.

В процессе культурно-исторического движения народы проходят три периода:

Этнографический (древний);

Государственный (средний);

Цивилизационный (конечный).

При сравнении периодизации Н. Данилевского со структурой социокультурного взаимодействия П. Сорокина выявляется сопоставление формообразующего начала у Н. Данилевского и внутреннего содержательного начала у П. Сорокина.

П. Сорокин предлагает три содержательных компонента:

«1. Личность как субъект взаимодействия;

2. Общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами…;

3.Культура как совокупность значений, ценностей и норм… и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения»(7).

При сочетании этих двух структур складывается следующая система периодов культурно-исторического движения по Данилевскому – Сорокину, содержащая как формообразование (Н. Данилевский), так и внутреннее содержание (П. Сорокин):

Этнографический – культурообразующий:

а/ момент «выделения культурно-исторического племени от сродственных с ним племен»;

«Закладываются…особенности в складе ума, чувства и воли…

мифическом мировоззрении (т. е. религия – Г. А)…

эпических преданиях (т. е. история – Г. А.)»,

основных формах быта,

отношении к природе(т. е. экология – Г. А.),

отношении к себе подобным (т. е. социология – Г. А.) (8).

б/формирование культуры этноса как «личности» /субъекта/ в мировом пространстве (9).

Государственно – социальнообразующий:

а/ период создания государственности, заявление и укрепление внешней политической независимости «как самобытных политических единиц»(10);

б/ формирование социальной, государственной и геополитиче5ской культуры этноса (11).

Цивилизационный:

а/ «раскрытие начал, лежащих в особенностях духовной природы народов»,

духовная «деятельность во всех…направлениях»(12).

б/ Объективация, раскрытие и социализация ценностных культурных значений и норм в социокультурной пространственно-временной форме (13).

При рассмотрении определений «культура» и «цивилизация» следует учитывать, что такое определение распадается на два понятия: понятия статического – что есть явление (предмет), и понятие деятельности этого явления (а в предмете – функциональности его).

В моем понимании цивилизация – это автономная пространственно-временная исторически сложившаяся форма жизнеобеспечения культурной общности людей с только ей присущими социальными, государственными и геополитическими особенностями, обеспечивающая культурную (духовную и материальную) жизнедеятельность этой общности.

При первом понятии – статическом – мы выделяем существование цивилизации как определенной формы, при втором понятии – деятельностном – мы выделяем процесс жизнеобеспечения.

В культуре также просматривается эта двойственность:

а/ в статическом понятии – совокупность;

б/ в деятельностном – взаимодействие.

Цивилизация и культура связаны неразрывно, потому что «все формы цивилизации зависят от ценностных форм культуры, закрепленных в религии», - утверждает П. Сорокин и считает, что «ни один из членов триады (личность, общество и культура) не может существовать без двух других…Неадекватна любая теория, которая концентрируется лишь на одном из них…Из дидактических соображений их можно изучать по отдельности, но, когда анализ каждого члена триады завершен, этот элемент должен быть соотнесен с тройственным разнообразием, или матрицей, в которой он существует»(14).

П. Сорокин один из первых социологов начал осознавать культуру и цивилизацию через всеобъединяющую парадигму «холизма» - «Единое во всем» и «Все в Едином».

Литература.

 

1.Мюллер М. Введение в науку о религии. // Классики мирового религиоведения. М. Канон. 1996, с. 42.

2.Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского.// Гоббс Т. Сочинения в 2-х томах. Философское наследие(115). М. Мысль. 1991, с.279.

3.Рейнгольд С. «Отравить монаха…»// Иностранная литература № 4 – 1994, с. 270.

4.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х тт. М. 1979. Т. 2. С. 574.

5.Там же. С. 217.

6.Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М. 1991. С. 471 – 472.

7.Сорокин П. Человек, Цивилизация, Общество. М. 1992. С. 218.

8.Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М. 1991. С.107.

9.Сорокин П. Человек, Цивилизация, Общество. М. 1992. С.218.

10.Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М. 1991. С.106.

11.Сорокин П. Человек, Цивилизация, Общество. М. 1992. С.218.

12.Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М. 1991. С.101,106.

13.Сорокин П. Человек, Цивилизация, Общество. М. 1992. С.162,218.

14.Сорокин П. Человек, Цивилизация, Общество. М. 1992. С.218.

 

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.