Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







И Цзин, гексаграмма 48, верхняя линия





Колодец есть в каждом из нас. Вместе и по отдельности мы обладаем глубоко скрытым внутренним источником мудрости, источником, удовлетворяющим наши нужды и никогда не пересыхающим. Все, что надо сделать, - это не пропустить момента, когда он открывается, и... испить из него. Многочисленные переживания, связанные с XII домом, помогли мне с предельной ясностью понять, что колодец - символ именно этого дома, дома, который недооценивают и зачастую видят в дурном свете. «Книга перемен» говорит, что колодец для всех. На языке юнговской психологии мы можем говорить о коллективном бессознательном, глубочайшем уровне человеческой психики, существующем вне времени и пространства и связывающем нас с жизнью повсюду и во все времена. Это также тот уровень, из которого все проистекает и на который все возвращается. Как бы то ни было, эта часть психики широко и подробно обсуждается Юнгом и его последователями. Совпадение с XII домом ошеломляюще - если мы готовы обращать внимание и на позитивные черты и откажемся от старой идеи, что XII дом не означает ничего, кроме несчастий и потерь.

Меня бесконечно восхищает богатство этого дома. Он - источник творчества в искусстве жизни и, говоря словами «Книги перемен», - «великое благо». Принимая XII дом, мы вводим в свою жизнь еще одно измерение. Те, кто учатся слушать внутренний голос, поймут, что роль сознания весьма относительна, тогда как роль бессознательных процессов чрезвычайно важна для развития Самости, равно как и для плодотворного взаимообмена между сознательным и бессознательным. Это - «Великий Человек» в нас, наше подлинное «Я», обладающее неистощимым внутренним богатством.

Для понимания XII дома от нас требуется способность изменить свою позицию и образ мыслей. Наверное, правильнее всего будет охарактеризовать XII дом как дом парадоксов, где невозможное возможно, а противоположности можно примирить на более глубоком уровне - во всяком случае, так кажется. Парадоксально само его положение в гороскопе, Солнце, восходя на востоке, по астрологическим понятиям оказывается на Асценденте. Отсюда оно поднимается все выше и выше в небеса в направлении МС и пересекает соответственно XII, XI и X дом. XII дом всегда считался закрытым домом, где события происходят за глухими ставнями и запертыми дверями, и то, что случается, не афишируется. Трудно примириться с этой идеей при ярком свете восходящего Солнца, все освещающего своими лучами. В действительности Солнце восходит, а по астрологическим представлениям оно на некоторое время пропадает из виду, пока проходит XII дом.

В этом кроется некоторое противоречие: как может Солнце быть видимым на небе и в то же время - невидимым в карте? Тем не менее эти два образа совместимы. Если думать о восходе как о рождении, то Асцендент будет соответствовать моменту прихода в мир. Рождение и инкарнацию всегда относили к Асценденту, куспиду I дома, дома проявления жизни и жизненной силы. Безусловно, за рождением следуют непрерывный рост и развитие, но силы сознательного разума (Солнце) на этой ранней стадии еще не столь проявлены. Каково же в таком случае его положение?

В XII доме мы находим все элементы коллективного бессознательного согласно терминологии Юнга. Это те элементы, которые мы храним в себе как наследие каждой из стадий развития человечества от прошлого до настоящих дней. Называя бессознательное коллективным, Юнг подразумевал тот факт, что во всех нас присутствует нечто общее, независимо от пола, цвета кожи и т.д. В потенциале коллективное бессознательное содержит все типические модели человеческого поведения подобно тому, как химический раствор содержит в себе кристаллические структуры, выпадающие в осадок. Форм как таковых нет, есть лишь возможность их.

Тот факт, что Солнце вступает в XII дом, как только становится видимым - как только пересекает Асцендент, может показывать, что с момента рождения человек становится частью наследия неизмеримо большего по сравнению с теми временем и культурой, с которыми совпадает его появление на свет. Но не только это - видимое Солнце движется по затаенному дому, где свет его по-прежнему заслонен. Это прекрасно соответствует точке зрения некоторых психологов, говорящих, что ребенок должен постепенно выстроить свое эго, ибо эго не выдается ему готовым при рождении. Он фактически начинает с нуля и несколько лет не произносит слова «я». Есть теоретики, которые высказываются еще более сильно, утверждая, что все человеческие дети рождаются недоношенными. В книге «Ребенок» Эрик Ньюман отмечает, что при сравнении новорожденные детеныши высших млекопитающих оказываются более зрелыми, нежели человеческие малыши. Для того чтобы достичь относительной зрелости, человеческий эмбрион должен был бы оставаться в утробе 20 - 22 месяца, а не девять месяцев обычной беременности. Поэтому ребенку требуется более года, чтобы достичь того уровня развития, каким детеныши животных обладают уже в момент появления на свет. Ньюман приходит к выводу, что человеческий ребенок являет собой эмбрион не только пока находится в утробе, но и на протяжении определенного послеродового периода. Портман называет эту фазу социально-утробным временем. На этой фазе ребенок уже внедрен в человеческое общество и может естественным образом усваивать речь и культуру той группы, к которой принадлежит. Главную роль в это время играют отношения ребенка с матерью.

Мир бессознательного

На протяжении первого года своей жизни ребенок живет в реальности бессознательного и большую часть своих впечатлений получает от матери. Он безошибочно реагирует на ее сознательные и бессознательные импульсы и мало-помалу узнает очень многое уже тогда. Влияние матери гораздо более существенно, чем думают многие, и то, как она ведет себя по отношению к ребенку (зачастую на бессознательном уровне), показывает ребенку, каково его место. Видимо, в мире новорожденного важную роль играет и ряд других лиц, например, его отец и/или няня. Отношение к ребенку матери и других значимых людей определяется целым набором факторов, в числе которых их характеры, разного рода проблемы (решенные или нет), страхи, отношения с собственными родителями, их роли в культурной среде, мнение о детях, заимствованное из культуры и общества, в которых они живут, и т.д. Все это затейливым образом вплетается в отношение к ребенку, что сам человек может и не осознавать. Более того, похоже, что наши видимые намерения по отношению к детям слишком часто отличаются от нашего бессознательного поведения.

Таким образом, грудные дети могут быть без слов ориентированы в определенном направлении, будучи погружены в мир бессознательного своих матерей или нянь. Все, что дети переживают в это время, может наложить на них мощный отпечаток. Поскольку на сознательном уровне они не понимают, что происходит, впоследствии им бывает очень сложно определить, что именно случилось. Символически эту ситуацию представляет движение Солнца по XII дому после восхода: очевидно, что-то есть, что-то происходит, но это что-то скрыто и недоступно сознательному восприятию. Маленький ребенок уже запрограммирован, он уже успел многое узнать, но развитие эго только началось, и ему предстоит еще долгий путь.

Младенчество - чрезвычайно важный возраст еще и в связи с развитием коры головного мозга, и это можно видеть на примере того, что происходит в области Брока (речевой центр мозга). Обратимся к рисунку 1. В течение первых месяцев после рождения плотность сети нервных клеток увеличивается ошеломляющими темпами; таким образом, связь между клетками головного мозга неуклонно растет. Очевидно, в том случае, когда в первые годы жизни дети лишаются определенных впечатлений, какие-то связи не возникают. Так в эти первые годы жизни появляется как бы основа или сетка для того, чтобы мы могли ткать свою дальнейшую жизнь. Если в ней не хватает каких-то нитей, то во взрослой жизни нам будет очень сложно соединять части нашей «ткани».

В аналитической психологии принято считать, что коллективное бессознательное присутствует в каждом из нас при рождении и что сознательный разум развивается позднее. Это имеет различные последствия. Ребенок связан со своими родителями и с остальным миром посредством своего бессознательного. У него нет сознания, нет механизма вытеснения, который помогал бы ему справляться с неприятными впечатлениями. Он открыт и реагирует на желания, напряжения и прочие проявления бессознательного своих родителей. Мать, которой ребенок неприятен, но которая играет роль «милой, доброй мамочки», безусловно, произведет на него негативное впечатление. Ребенок неизбежно будет реагировать не на тот спектакль, который она разыгрывает перед посторонними, а на то подавленное, вытесненное отношение к нему, которое другим не видно; или, точнее, на ее напряжение, являющееся следствием вытесненного из сознания отношения к ребенку.

Рисунок 1. Секционный срез головного мозга под микроскопом отчетливо показывает стадии его развития: а) при рождении, 6) в возрасте 1 месяца, в) 3 месяцев, г) 6 месяцев, д) 24 месяцев. В оригинале увеличение плотности в интервале между 15 и 24 месяцами представляется еще более значительным, чем на фотографии. (Из книги: Дж. Лерой Конец. Послеродовое развитие коры головного мозга человека.)

Фрэнсис Уикс посвятила этой теме значительную часть своей книги «Внутренний мир детства», а Карл Юнг высказывается по этому поводу в предисловии к этой книге. Он пишет: «...то, что оказывает наибольшее воздействие на детей, исходит не из состояния сознания их родителей, но из ситуации, сложившейся в их безсознательном. Это вызывает беспокойство озабоченных вопросами нравственности родителей, ибо как бы они ни старались, то, что более или менее поддается контролю, а именно сознание и его содержание, представляется не слишком действенным по сравнению с бесконтрольным и неконтролируемым влиянием психического фона. Таким образом, родителям особенно важно изучать проблемы своих детей в свете своих собственных проблем».

Фрэнсис Уикс посвятила этой теме значительную часть своей книги «Внутренний мир детства», а Карл Юнг высказывается по этому поводу в предисловии к этой книге. Он пишет: «...то, что оказывает наибольшее воздействие на детей, исходит не из состояния сознания их родителей, но из ситуации, сложившейся в их безсознательном. Это вызывает беспокойство озабоченных вопросами нравственности родителей, ибо как бы они ни старались, то, что более или менее поддается контролю, а именно сознание и его содержание, представляется не слишком действенным по сравнению с бесконтрольным и неконтролируемым влиянием психического фона. Таким образом, родителям особенно важно изучать проблемы своих детей в свете своих собственных проблем».

Очень существенно также замечание, которое делает Юнг на основе личного опыта. Он утверждает, что наиболее сильное воздействие на детскую психику оказывает непрожитая жизнь их родителей (и предков). Юнг имеет в виду ту часть жизни родителей (и/или бабушек и дедушек), которую они могли бы пробить, если бы не «вышли из игры», придумав некие отговорки. По мнению Юнга, так закладывается основа для серьезных неприятностей в будущем.

Размышляя над изложенным выше в ходе своей работы с гороскопами, я не могла не подумать, что в XII доме карты можно найти много подтверждений тому, что пишут Уикс и Юнг. Говоря о XII доме, я подразумеваю планеты в нем и их аспекты, а так-,«: положение управителя дома и его аспекты. Даже если в XII доме нет планет, он имеет управителей, которые многое могут рассказать об этой ранней стадии человеческого развития.

Однажды мне случилось рассчитывать гороскопы для целой семьи - отца, матери и троих сыновей. И у отца, и у матери Марс был в I доме: в одной карте - в своем знаке, Овне, а в другой карте-с исключительно сильными аспектами. Марс тем не менее не слишком заметно проявлялся в их поведении - по отношению друг к другу и ко всем остальным, так что с трудом верилось, что планета действительно так сильна или находится в I доме. Эти люди были чрезвычайно дружелюбны, любезны и внимательны к мнению окружающих. Они казались такими сердечными, и все же... вы чувствовали некий «второй план», поначалу совершенно неуловимый. Исключительные вежливость и внимательность вполне могли играть роль защитного механизма, сдерживающего личную агрессию, которую надо контролировать любой ценой, чтобы не дать ей разбушеваться.

Как я уже говорила, у этих родителей было трое сыновей, которые имели общую проблему: им было очень трудно за себя постоять. По словам родителей, воспитание не имело отношения к этому обстоятельству, оно, по их мнению, было достаточно современным и свободным - в разумных пределах. Детей, «конечно же», учили жить в обществе, и с достаточно раннего возраста они имели соответствующие обязанности. Они должны были помогать по дому и не имели права идти гулять, пока не закончат работу. Их учили во всем слушаться родителей. То, что у всех троих сыновей был Марс в XII доме - поразительный астрологический факт! И это при столь сильно расположенном Марсе в картах родителей. Видимо, ни отцу, ни матери в прошлом не хватило смелости развить возможности своего Марса и действительно научиться быть самими собой. Они играли в своеобразную игру под названием «ложь во спасение». Они всегда были готовы с отменной любезностью уступить дорогу другому. Им не было нужды наедине с собой потакать своему марсианскому напору. Но от него не отказались: дети «ходили по струнке», родители же полагали, что предоставили им полную свободу. Детям пришлось поддержать, так сказать, позицию своих родителей (полное послушание). И так проблема родителей стала проблемой трех сыновей, хотя и приняла другую форму.

Таким образом, мне не раз пришлось убедиться, что XII дом пли положение его управителя представляют проблемы родителей и даже проблемы, переходящие от поколения к поколению. Часто к моменту рождения ребенка родители не вполне осознавали присутствие подобного рода проблемы - потому, быть может, что успели вытеснить ее в глубины своего бессознательного. Например, я встречала Юпитер в XII доме в карте ребенка, чья мать всегда хотела учиться, но это ей не удавалось, и она довольствовалась жизнью домашней хозяйки. Или Нептун в XII доме ребенка, отец и дед которого имели паранормальные способности и боялись этого, поскольку церковь говорила, что эти дары - от дьявола. О всевозможных вариантах проявления XII дома можно напитать целую книгу; ниже мы рассмотрим еще несколько примеров.

В каждом случае мы можем выделить ряд факторов, относящихся к XII дому, связанных с беспокойствами и той или иной формой подавления личности, которые нередко просматриваются в истории семьи и, стало быть, могут быть приписаны контакту ребенка на ранней стадии развития с бессознательным его родителей. XII дом и его управитель представляют ту часть нашего развития, которой мы не занимались сознательно, но которая тем не менее при участии нашего бессознательного оказала огромное влияние на будущее развитие личности, а значит, и на психический рост.

Трем сыновьям, о которых здесь говорилось, необходима была возможность естественно проявлять свою марсианскую энергию, но когда они пытались не уступать другим, их начинали мучить всевозможные смутные и иррациональные страхи. Не уступать - типично марсианское свойство, но XII дом с самого начала затрудняет его проявление.

В этом примере в первую очередь подчеркивалось беспокойство, как состояние, которое может быть связано с проявлениями XII дома. Это, безусловно, одно из частых его проявлений, но не единственное. Не менее верно то, что планеты в XII доме или в аспекте к его управителю означают, что человек проводит жизнь, коллекционируя самые различные страхи. XII дом - генератор «запредельных» состояний, которые нередко имеют то же происхождение, что и связанные с ними страхи. Но об этом мы поговорим чуть ниже. Сначала рассмотрим тревожные состояния, на которые указывает XII дом.

Детские страхи

Для страхов, связанных с XII домом, характерна нереальность. Они редко берут начало в том, что подрастающий ребенок переживает осознанно. На эту тему был сделан ряд интересных открытий в области детской психологии. Удивительно то, что дети могут бояться вещей или животных, которых никогда не видели и не имеют возможности увидеть, существ, которые ни разу на них не нападали.

Многие дети утверждают, что боятся тигров и медведей, горилл и других животных, которых видели всего один-два раза в зоопарке. А подростков часто пугают привидения, ведьмы и другие загадочные и непонятные явления, с которыми на самом деле им сталкиваться не приходилось. Видимо, подобных страхов не лишены даже те дети, которых развлекают историями, где старательно избегают любого намека на все эти сущности и где речь идет исключительно о приятном!

А.Т.Джерсилд провел опрос среди детей. Он спрашивал их, чего они боятся, но интересовался также и самыми неприятными реальными событиями в их жизни. Они, ясное дело, касались их негативного опыта, связанного с болезнями, болью и тому подобным. Но при этом боялись дети совершенно другого! Часто их страхи принимали облик некоей потенциальной катастрофы. Но самую большую группу опрошенных составили те, кто боялись таинственных оккультных явлений, таких как ведьмы и привидения. Джерсилд заключил из этого, что среди описанных детьми страхов преобладают те, что почти или никак не связаны с трудностями, с которыми детям приходилось сталкиваться в повседневной жизни.

Полезные замечания на эту тему высказывал и Ролло Мэй. По его мнению, дети боятся отнюдь не чего-то конкретного. Если их что-то пугает, то причина кроется в общем внутреннем беспокойстве, которое проявляется в определенных формах. Это могло бы объяснить тот факт, что в подавляющем большинстве случаев дети боятся несуществующих сущностей, вроде ведьм и привидений. Известно, что детские страхи (равно как и те, что нередко мучают взрослых) проецируются на ведьм и на все то, что не связанo напрямую с объективным миром, и все же дают ключ к пониманию субъективных нужд детей, особенно в отношении их родителей.

Иными словами, страхи в своем внешнем проявлении могут маскировать источник скрытого беспокойства. Это объясняет также то, почему, убедившись в безосновательности своего страха, дети быстро находят повод для нового. Внешний объект не имеет значения, важно внутреннее состояние!

Хагман пошел еще дальше, он увидел связь между страхами детей и их родителей, обнаружив замечательное сходство между ними, особенно между страхами ребенка и матери. Более того, Джерсилд обнаружил, что явления, вызывающие страх у детей из одной семьи, во многом совпадают. Ролло Мэй видит в этом еще одно подтверждение старого постулата в психологии о том, что развитие страхов у детей связано преимущественно с их отношениями с родителями. Приведенный мною ранее пример с тремя сыновьями и их Марсами в XII доме хорошо вписывается в эту картину. У сыновей были иррациональные страхи, а наряду с ними существовали подавленные и, следовательно, скрытые страхи их родителей.

Страхи и Сатурн

Все, о чем говорилось выше, подводит нас к еще одной важной теме. В астрологии страх почти всегда ассоциируется с планетой Сатурн. Но страх - область гораздо большая той, что находится в ведении Сатурна, Страх - чрезвычайно значимое состояние психики; это состояние сознания, имеющее множество различных форм и степеней интенсивности. Так, существуют слепая паника и неконтролируемый ужас, до такой степени подчиняющий себе человека, что это может привести его к саморазрушению (намеренному или невольному); но есть и просто напряжение и смутное беспокойство. Достаточно часто страх сопровождается физическими ощущениями, также представленными в самых разных вариантах. В некоторых случаях страхи заметить уже невозможно, в следствии выработанных человеком защитных механизмов и невротических симптомов.

Невротические страхи, которые внешнему миру представляются глупыми, тем не менее большей частью вырастают из неких очень реальных процессов, происходящих внутри. Они могут быть частью психической защиты от угрозы вторжения внутренних импульсов, которые с точки зрения культурной модели нежелательны, неприемлемы или злотворны. Демонстрируя своими поступками и своими страхами, что они сдерживают определенный тип поведения, родители дают понять детям, что так себя вести нельзя. Опасность заключается в том, что впоследствии у детей может развиться страх или невроз, связанный именно с этой темой.

Радость или ужас _

Неврозы обычно относят к VIII дому, а не к XII-му, а страх - к Сатурну. И все же, как показал мой собственный опыт, иной раз невроз и страх имеют отношение и к XII дому. В чем же заключается различие? Традиционно Сатурн как психический фактор ассоциируется с. ограничением, страхом и страданием и, в частности, с такими свойствами характера, как замкнутость и недоступность, которые являются следствием болезненных ощущений неадекватности и неполноценности. Дело, однако, заключается в том, что Сатурн помогает вырабатывать внутреннюю стойкость, используя в качестве строительного материала жизненный опыт. Для этого в ход идут те процессы, которые помогают нам осознать как нашу подлинную силу, так и наши ограничения. Негативной стороной Сатурна является страх новых впечатлений, которые заставят нас прервать наш добровольный домашний арест, а позитивной - награда за храбрость и шаг по направлению к новому опыту. Таким образом, страх двулик: он может нас полностью парализовать или же заставить действовать. Он может быть сигнальным флагом или трубой, зовущей к победе. Но если мы отступаем, неизбежным результатом будет замедление движения и застой. Парализующая ипостась страха проявляется тогда, когда мы боимся отказаться от испробованного и проверенного, покинуть наше убежище, когда мы не решаемся принять новое. Далее, сам по себе Сатурн не представляет феномен страха как таковой, хотя приятие и в еще большей степени неприятие нами этого фактора в себе часто сопровождается страхом. Он оказывает влияние на всевозможные страхи и либо усиливает их негативное проявление, либо преобразует их воздействие, делая его позитивным. Можно сказать, что Сатурн неохотно отказывается от опробованного и проверенного. И все же он требует от нас смелости поставить эти вещи под сомнение и дать им умереть, чтобы освободилось место для нового рождения. Сатурн тем не менее не торопит процесс, спешка ему не знакома. Когда мы, безо всякого принуждения, в состоянии оставить позади старое и отжившее, сохранив при этом то, что ценно и пригодится нам на новом этапе жизни, нам оказывает огромную поддержку устойчивая, надежная, структурирующая сатурнианская энергия в нас самих. Если же мы не освободимся от устаревшего подхода, или ситуации, из которой не можем больше почерпнуть ничего полезного, если мы упорно боремся против необходимого обновления, мы закоснеем и противопоставим себя своей же сатурнианской энергии. Как следствие вполне возможно наступление критического периода. В начале каждой новой стадии жизни, наши тела и наша психика оказываются перед лицом новых проблем. Отказаться работать над ними означает остановить свой духовный и ментальный рост, и это может привести к страхам, неврозам и фобиям. Подобные страхи появляются, например, тогда, когда мы чувствуем себя неспособными ответить на вызов нового этапа жизни.

Стало быть, в качестве психического фактора Сатурн может оказывать воздействие на то, каким образом мы справляемся со своими страхами или пытаемся спрятаться от них. Поскольку феномен страха связан с противостоянием необходимости психического роста (или неспособностью к нему), правильно будет сказать, что в этом феномене может участвовать абсолютно любой психический фактор. Каждая планета может по-своему иметь отношение к страху.

Страхи, относящиеся к XII дому, касаются опыта нашего раннего детства. Обычно они проистекают из бессознательного отождествления с родителями в младенческом возрасте, а через родителей - и с коллективным прошлым нашей расы. Но и другие смутные и неосознанные впечатления этого времени могут стать факторами страха и возыметь необъяснимое, на первый взгляд, влияние на личность человека и сферу его интересов.

Конечно же, ранняя стадия человеческой жизни может дать (и дает) и прекрасные впечатления, и эту тему мы рассмотрим ниже, Следует также подчеркнуть, что планеты в XII доме ребенка не означают, что его родители были плохими, невнимательными, что они виноваты перед ним. Следует принимать во внимание и прошлое родителей. Они и сами были подвержены в детстве бессознательным влияниям и вынуждены искать пути и средства борьбы со страхами, сопровождавшими их по жизни. Тем не менее, находясь в колыбели, мы особенно восприимчивы к не решенным взрослыми конфликтам (или конфликтам, которые они избегают решать). Но это не означает несостоятельности родителей в данный период. Напротив, когда родители осознают свои проблемы (в это время или позднее) и предпринимают достойные попытки их решить, они могут передать своим детям с планетами в XII доме настолько позитивный подход к жизни, что у тех разовьются не страхи, а замечательные способности. Родители будут в состоянии понять значимость внутренней жизни своих детей и обнаружат, что она необыкновенно важна для них, ибо отражает их собственную внутреннюю жизнь. Так открывается источник, воду которого ребенок и родитель могут пить вместе. Но это требует от родителей честности и смелости, поскольку они рискуют случайно ошибиться, Родителям следует быть готовыми к тому, чтобы изучать себя, бороться с собой и не обвинять во всем обстоятельства. И тут мы возвращаемся к VIII дому.

Страхи, затрагивающие VIII дом, дом личного бессознательного, имеют своим источником тот непосредственный опыт, который мы переживаем в процессе личностного развития. К VIII дому относятся все впечатления, желания, ожидания и ситуации, о которых мы забыли или (а этот механизм работает на бессознательном уровне) не хотим думать, или же которые мы вытеснили. Так или иначе мы прошли через этот опыт с развивающимся эго. Следовательно, он отличается от опыта младенческого возраста. В это время решающую роль в развитии личности играло бессознательное отождествление с родителями и о вытеснении не было речи, поскольку еще не сформировалось четко определенное эго - эго, имеющее границы, эго, которое может сказать: «Этот опыт я помещу по ту сторону своих границ, я позабуду и вытесню его».

И таким образом, VIII дом хранит не только наши вытесненные и забытые впечатления, по и наши бессознательные дары и таланты, которые могут увидеть свет, когда мы решим свои психические проблемы. Но, на самом деле, VIII и XII дома могут переливаться один в другой.

Например, если планета в XII доме представляет проблемы, имеющие место в сознательной жизни, связанные с ними вытеснения и фрустрации следует искать в VIII доме. Мне не раз казалось, что важная прогрессия» затрагивающая управителя VIII дома, или значимый транзит по VIII дому (особенно Сатурна) также вскрывают проблемы, имеющие прямое отношение к планетам в XII доме или управителю XII дома, особенно в том случае, когда не видно никакого прогрессивного или транзитного аспекта к самим этим планетам. Это опять-таки показывает, что все части психики неразрывно связаны друг с другом.

Несколько примеров

Введение

В предыдущей главе мы пришли к заключению, что проявления страха, приписываемые Сатурну, VIII дому и XII дому> отличаются друг от друга. Мы установили также, что, вообще говоря, неразумно винить людей за их страхи, связанные с XII домом, поскольку увидели, что во многих случаях с теми же факторами, которые стали причиной беспокойства этих людей, приходилось бороться их родителям, а возможно, и поколениям их предков.

Во многих пособиях по астрологии нам приходилось читать, что человек с Сатурном в VII доме ищет партнера старше себя по возрасту, который в некотором роде символизировал бы для него отца или мать. Моя практика показала, что та же самая картина получается, когда Сатурн находится в XII доме или в аспекте к управителю XII дома, а также когда Сатурн в VIII или в аспекте к его управителю (ив этих случаях та же тенденция проявляется порой даже ярче, чем при Сатурне в VII доме). Вот два потрясающих примера. Молодая женщина с Сатурном в XII доме, которая однажды пришла ко мне на консультацию, рассказала, что брак ее родителей распался еще до ее рождения. Через несколько лет ее мать вышла замуж во второй раз. Ее новый отец был добр и нежен по отношению к ней. По всей видимости, детский опыт отношений с человеком намного старше ее сказался в дальнейшем, поскольку добрая память, оставленная по себе отчимом, побуждала мою клиентку искать партнера отцовского типа.

В карте другой молодой женщины выделялся Сатурн в VIII доме. У нее было счастливое детство - до 10 лет. В это время отношения между ее родителями испортились. Родители тем не менее остались вместе «ради детей». Девочка все больше отдалялась от отца, и впоследствии им годами не находилось, что сказать друг другу, несмотря на то что они жили под одной крышей. Результатом подобного состояния дел могут быть страхи и неврозы во взрослом возрасте, особенно если, как в этом случае, холодность отца по отношению к семье не преднамеренная, а естественная. Эта женщина также искала (и нашла) партнера старше себя по возрасту.

Таким образом, оба положения Сатурна дают один и тот же внешний эффект; в наших примерах это поиск партнера отцовского типа. Но причины и предыстория совершенно различны. В случае с первой девушкой в период юности - то есть уже сознательной жизни - проблем не было, они имели место на последней стадии внутриутробного развития и в младенчестве. Во втором случае в раннем детстве обошлось без проблем, но они возникли в сознательном возрасте.

Вот еще один пример. Ко мне на консультацию пришла 35-летняя женщина. Она была не замужем, имела широкий круг интересов, но затруднялась четко представить себе, что же ей по- настоящему нужно. Ей постоянно приходилось разрываться между одним делом и другим, и это выматывало ее. Кроме того, она часто чувствовала себя неуверенно в те моменты, когда причин для неуверенности не было.

Она рассказала мне, что у нее было счастливое детство, она ладила со своими братьями и сестрами, а ее родители очень друг друга любили, Управитель ее XII дома был в оппозиции к ее Асценденту и в квадратуре к Солнцу. Ранее мне приходилось замечать, что подобное сочетание нередко связано с неуверенностью и проблемой тождественности, которые так или иначе имеют отношение к опыту ранней юности. Отец, образ отца и развитие, для которого они необходимы, а именно самоопределение человека связаны с Солнцем. Сатурн также символизирует отца и «отцовскую» тематику в жизни человека, но совершенно по-другому, не так, как Солнце. Сатурн в большей степени означает структуру, контроль, а Солнце - самоопределение.

Из дальнейшего разговора с этой женщиной выяснилось, что ее отец имел серьезные увечья. Родительский брак был очень удачным, но после рождения ребенка для матери настали тяжелые времена. Она жила в тревоге, с чувством, что растить ребенка ей придется исключительно собственными силами, потому что муж практически ничем не мог ей помочь. Он был очень плох физически. Она сгибалась под бременем ответственности. Дочь она обожала, но последней не могло не передаваться ее беспокойство, особенно в тот период, когда мать кормила ее грудью. Эту ситуацию характеризует напряженный аспект между управителем XII дома и Солнцем, поскольку она имела отношение к проблеме матери в связи с бездеятельностью ее мужа (также представленного Солнцем). Здесь нет речи о злых намерениях, напротив. Именно искренность и добрые намерения матери послужили основой для ее страхов - страхов, которые ребенок переживал через союз с матерью.

Примером того, что дети чрезвычайно остро чувствуют непрожитые стороны в характерах своих родителей, служит случай с тремя сыновьями, каждый из которых имел Марс в XII доме. Другой красноречивый пример - голландская королевская семья. От поколения к поколению монархами в Голландии были женщины - а значит, и матери. Эта задача - исполнение роли коронованной особы со всеми ее обязанностями перед обществом или подготовка к ней - практически неизбежно решается в какой-то степени за счет материнства, и можно ожидать, что мы увидим это в гороскопах.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.