Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Страдание, боль и заблуждение





Отношение к Богу как воплощению добра и любви имело свои последствия. Страдание, боль, нищета, неудачи, смерть, разрушение, горе, разорение - явления, не принадлежащие реальности Бога во Христе, и стало быть, их следует считать расплатой или результатом заблуждения и чем-то, идущим не от Бога и к Нему не относящимся. Они лишены божественной ценности, смысла и права на существование. С ними должно быть покончено. И эта позиция прослеживается в таких вопросах, как: «Чем я заслужил все эти неприятности?» или: «Господи, как же мне теперь избавиться от этих осложнений?»

Но человек с иным подходом к жизни спросил бы: «В чем смысл случившегося, какие выводы мне следует сделать?» или: •«Какая часть меня самого находится в процессе обновления или перемен?» Решение принимать все, что с нами случается, считать, что боль и горе также играют некую роль в нашей жизни, может раскрыть для нас ценность этих переживаний, а следовательно, их творческие возможности. Такое отношение способно даже помочь нам перенести боль и пережить горе.

Вместо этого большинство людей рассматривают периоды бедствий как наказание, и можно иной раз услышать, как какой-нибудь усердный прихожанин после тяжелых переживаний горестно восклицает: «Как мог Бог, воплощение любви, допустить подобное? Да и есть ли, в самом деле, Бог?» Поскольку Бог - это только добро, одним людям смысл трагедий непонятен, другие же называют их Божьей волей и принимают слепо, не обсуждая.

Описанное мною здесь мировоззрение не оставляет, как мы видим, места для человеческих страданий, боли или горя. Хуже того, люди чувствуют, что другие судят их за глаза и говорят у них за спиной, что они заслужили свои неприятности и страдания - свидетельство того, что они так или иначе виноваты. У нас принято с позором «бить лежачего» - того, кто по той или иной причине запутался в проблемах. Неудивительно, что боль и горе предпочитают прятать и даже отрицать - они находятся в противоречии с представлениями людей о Боге. Считается, что неудач и неприятностей следует любой ценой избегать. Боль никак не может быть частью нормального существования, и с ней положено сражаться. Я, конечно же, не ратую за то, что страдающих следует оставить без помощи. Это не входит в мои намерения. Я говорю о том, что сам процесс жизни может нести боль, включая физический дискомфорт.

Например, во многих Западных странах роды считаются чуть ли не формой заболевания, а в Нидерландах беременность в шутку называют «здоровой болезнью». Рожающей женщине предлагают обезболивание - «полусон», вместо того чтобы объяснить смысл боли. Боль - естественная составная часть жизни, которую следует принимать как знак. Как замечательно сказала моя акушерка: «Подумай о том, что каждая схватка приближает тебя к твоему ребенку...» При таком подходе боль переносится совсем по-другому и уже не может расцениваться как обычная боль. Терпеть ее - поистине иньское искусство. Опять-таки я должна подчеркнуть, что я не против анестезии или обезболивающих средств как таковых. В ряде случаев лекарства действительно помогают. Но мне хотелось бы донести до читателя ту мысль, что в нашей культуре, которую иногда в насмешку называют «аспириновым веком», считается правилом подавлять любое проявление боли и все ее разновидности расцениваются одинаково. Никто не хочет терпеть боль из страха быть прозванным мазохистом. Мы платим за обезболивание нашим же внутренним эмоциональным благополучием; вместе с физическими ощущениями оно может убить и психику (но нам все равно, ибо мы считаем, что от наших психических ощущений нет никакого проку, они только вносят путаницу!). Наши попытки избавиться от дискомфорта и болевых симптомов способны притупить психику. В этих условиях то сообщение, которое несет нам боль, ее значение никогда до нас не дойдет. Различные терапевты, в том числе Арнольд Минделл, работающий с телом и снами, показали нам, что боль может сопровождать процесс трансформации.

Наблюдаются две полностью противоположные реакции на этот общепринятый подход к страданию и боли. Одна - это сильное желание что-то сделать, устранить все плохое, что, помимо прочего, не исключает и возможность генетического воздействия с целью получить поколение людей без недостатков. Тут имеет место сверхкомпенсация со стороны бессознательного: грешному человеку хочется восседать на троне вместо Бога и решать, что хорошо, а что плохо. Все, что не подходит под определение добра и любви, вытесняется, а вытесненный материал вызывает такую тревогу, что приходится предавать его «огню и мечу» под знаменем борьбы за правое дело.

Возможна и совершенно другая реакция: если человек не считает правильным бороться с болезнями, он принимает страдание в качестве епитимьи. Он исходит из того, что люди должны страдать, дабы очиститься перед Богом. Вытесненное содержание нашей культуры возводится на пьедестал, однако в рамках следующей культурной нормы: все мы грешны и кругом виноваты.

Для обоих подходов характерно ограничение жизненного пространства человека. В первом случае оно должно соответствовать религиозной модели даже в том, что касается физических проявлений, а значит, уменьшено настолько, что человек не может развиваться в нем согласно своей природе. Во втором случае развитие личности стеснено еще больше, поскольку все, что не подвержено страданию или не может быть принесено в жертву, без суда и следствия объявляется не имеющим ценности. Но даже и тут боль и страдания понимаются очень субъективно, без учета того, чем они являются сами по себе.

Таким образом, человеку в общем-то не оставляют жизненного пространства, как не оставляют и никаких реальных возможностей для существования отклонений, темного и таинственного, «бесполезного» и пассивного, боли и страданий, - короче, для инь и женского начала - все равно, в мужчине или в женщине. Но пространство создается именно посредством энергии инь и женских качеств, а также подхода, не столь сосредоточенного на пользе; это - подход, признающий как боль, так и удовольствие, принимающий горе и страдание как часть жизни и реальности, равно как и разрушение и ломку, которые служат предпосылками для создания нового. Разрушение и созидание - две стороны одной монеты, а через инь приходит осознание того, что трансформация невозможна при сохранении всего старого. Что-то всегда приходится разрушать, прежде чем появятся условия для возникновения нового.

Умение приспосабливаться к ритму жизни, готовность встречать жизнь в открытом, исполненном ожидания состоянии ума, с желанием собрать плоды, которые дает настоящий момент, и в полной мере, не испытывая чувства вины, переживать и радость, и горе- это подлинно женские качества, иньские качества, утраченные нашей культурой. Но сейчас, в настоящее время, эти ценности в крайних своих проявлениях стучатся в ворота бастионов нашего сознания. Во имя стабильности они хотят вновь быть принятыми в нашу систему ценностей. Их возвращение неизбежно, потому что, в конце концов, ценности, противоположные принятым, существуют. Пассивное и восприимчивое, причудливое и смутное, непривычное и непредсказуемое, агрессивное и восхитительное - все это, наряду со многими другими качествами, хочет вернуть себе свое место в нашей жизни. Необходим иной подход к жизни, принимающий мир таким, какой он есть. Другими словами, нужно чуть в большей степени подчиниться жизни, не быть ведомыми желанием контролировать все ее проявления. Нам надо научиться плыть по течению, полностью оставаясь в сознании. В нашей Западной культуре такой подход веками держали под запретом.

Эта восприимчивость и открытость, эта готовность следовать логике ситуации и видеть созидательную сторону того, что происходит, составляют женский или иньский принцип творения. Он воплощен в женщине и женской стороне психики мужчины. Считать его проявления пассивностью, бездеятельностью - ошибка, и эта ошибка доминирует в нашей культуре. То, о чем идет речь, представляет собой форму открытой заинтересованности (в том числе и другими аспектами наших связей с жизнью), когда неделание столь же важно, сколь делание, хотя делание ни в коей мере не исключается.

За иллюстрацией к сказанному обратимся к книге Эдварда Уитмонта «Возвращение богини». Он описывает, как женская репродуктивная система, и в частности яйцеклетка, воздействует на мужскую клетку". На первый взгляд, кажется, что женская клетка бездействует и ждет, но при этом она готова поглощать. Она расслаблена и открыта в этом своем состоянии. Составляя резкий контраст ее относительному покою, кишат тысячи неутомимых сперматозоидов, каждый из которых имеет единственную цель: попасть в женскую зародышевую клетку. (Еще одна замечательная подробность: по мнению некоторых биологов, яйцо может выбирать, какую из мужских клеток впустить в себя!) Но на этой стадии мужская клетка пассивна, не агрессивна. Она истощает свою силу, и тогда возрастает активность женской клетки, которая подчиняет себе мужскую. Мужская клетка попадает внутрь женской и распадается на ферменты, чтобы послужить строительным материалом для нового организма, эмбриона. И надо отметить, что в этом новом начинании эмбрион не является чем-то средним между мужским и женским, как думали прежде, он - женского рода. Побеждая мужскую клетку и переделывая ее по своему усмотрению, женская клетка и сама преобразуется. Хотя внешне она представляется воспринимающим началом, объектом агрессивного проникновения, на деле она, в своей невидимой тайне, активно побеждает сопротивление мужской клетки и отнимает у той вещество, необходимое ей в ее созидательной и обновляющей работе. В то же время мы видим, что внешне агрессивная мужская клетка, попав в ее внутреннее пространство, может пережить благотворный эффект от полного подчинения ее неведомой мудрости.

Этот процесс показывает, что предпосылкой подлинно нового творения служит разрушение. Только так обновляется жизнь. Но и сама по себе готовность подчиниться процессу - преобразует, и человек, взяв на вооружение новую мудрость, может двигаться дальше. Если XII дом что-нибудь символизирует, так это именно описанный процесс, эту полную восприимчивость и готовность принимать все, что бы ни случилось, осмысливать это и использовать как зародыш нового творческого процесса, в чем бы он ни проявлялся - в музыке, живописи, науке или повседневных делах. Тогда нашим уделом могут стать мудрость и внутреннее богатство, и если нам понадобится помощь, для нас неожиданно распахнутся двери. По большому счету, жизнь будет стоящим делом, несмотря на боль и горе.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.