Характеристика современной системы технического регулирования Республики Казахстан
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристика современной системы технического регулирования Республики Казахстан





Стратегической задачей технического регулирования является обеспечение максимальной экономической эффективности производства при условии обеспечения охраны жизни, здоровья людей, окружающей среды т.е. сохранение ноосферы.

При единой стратегической задаче техническое регулирование Республики Казахстан состоит из ряда направлений:

- обеспечение промышленной безопасности;

- обеспечение безопасности и охраны труда;

- обеспечение экологической безопасности;

- обеспечение пожарной безопасности;

- предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

- повышение экономической эффективности производства.

Система технического регулирования в Республики Казахстан базируется на технической базе бывшего Советского Союза и имеет все противоречия как присущие системе технического регулирования в Советском Союзе так и проблемы появившиеся в связи с переходом от обще государственной к частной форме собственности на средства производства.

Система технического регулирования Советского Союза состояла из ГОСТов СНиПов, СанПинов, правил, инструкций, положений, методических указаний, циркуляров, регламентирующих писем и так далее.

Только наименований регулирующих технических документов около двух десятков.

По разным направлениям эта система находилась в разной степени систематизации. Так ГОСТы СНиПы и СанПины были достаточно четко идентифицированы и носили системный характер.

Все остальные документы имели отраслевой характер и как следствие не имели единой государственной классификации и унификации.

Государственные учреждения, руководившие отраслями экономики имели свои системы технического регулирования и выступая одновременно в роли собственника от имени государства, осуществляли правовое регулирование, организацию производства, экономическое и техническое регулирование в отрасли.



По разным оценкам в техническом регулировании учувствовало от десяти до пяти десяти тысяч нормативных документов, единой системы нормативно технической документации не было, но тем не менее, действующая схема обеспечивала с достаточной степенью эффективность производства.

В связи переходом от государственной формы собственности на средства производства к частной и изменениям конституции Республики Казахстан возник ряд вопросов в системе технического регулирования, в частности:

Все ограничения прав и свобод субъектов права могут быть введены только законами.

Не допускается вмешательство государства в организацию производства, в экономическую деятельность субъектов права.

Создание единой правовой системы технического регулирования отвечающей вновь возникшим производственным отношениям. Исходя из анализа технического регулирования в Республики Казахстан вытекают задачи требующие своего решения:

- выработка законов имеющих правовые нормы прямого действия в области технического регулирования;

- исключения из всех нормативно правовых актов норм правового регулирования по своей сути являющихся вмешательством со стороны государства в организацию производства и экономическую деятельность хозяйствующих субъектов противоречащим конституции Республики Казахстан;

- создание единой взаимоувязанной целостной системы технического регулирования в Республики Казахстан.

Исходя из вышеизложенного, определился ряд уровней построения схемы технического регулирования.

Первый уровень.

Законы в области промышленной, экологической безопасности, безопасной охраны труда, экологической безопасности, в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При этом необходимо четко разграничить функции и полномочия государственных уполномоченных органов с целью избежание дублирования функций, их накладок одна на другую, единообразного изложения требования норм законов, применение правовых норм прямого действия.

Второй уровень.

Нормативно правовые акты, принятые в развитие требований норм законов. Потенциально количество таких актов должно сводиться к нулю, так как правовые нормы должны быть прямого действия и содержаться только в законах.

Третий уровень.

Уровень нормативных актов. Нормативные акты должны содержать только технические требования к тем или иным производственным процессам, носящим обязательный для исполнения характер.

Четвертый уровень.

Технические документы, носящие рекомендательный характер. При отсылке в нормативных актах на документы носящие рекомендательный характер, рекомендации данного документа должны переходить в разряд обязательных требований.

Во всех остальных случаях хозяйствующий субъект вводит рекомендованные нормы в разряд обязательных требований для своего производства, либо разрабатывает свои требования обеспечивающие безопасность производства и сохранение ноосферы.

К нормативно правовым актам должны относиться акты, утверждаемые правительством Республики Казахстан. К ним следует отнести технические регламенты и другие, нормативно правовые акты, имеющие межотраслевое значение.

К нормативным актам должны относиться акты, содержащие технические требования, носящие обязательный характер в указанной в них сфере применения. Данные акты должны утверждаться уполномоченным органом, осуществляющим регулирование в данной сфере, установленной законом Республики Казахстан. Круг документов в данной сфере необходимо ограничить, объединив их под одним общим названием, например «правила».

К методическим рекомендациям должны относиться все остальные технические документы, не содержащие обязательных требований, но влияющие на безопасность производства и сохранение ноосферы. Методические рекомендации должны подлежать согласованию с уполномоченным органом в сфере регулирования установленной законом.

С точки зрения введения прямых норм правового регулирования в законы Республики Казахстан процесс осознан и идет достаточно уверенными темпами. Так окончательно был принят закон «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах» в 2008 году.

Значительно больший и сложный объем работ предстоит по приведению в соответствие с законами всей подзаконной базы технического регулирования, определения места и сферы действия всех нормативных актов. Так на данном этапе на уровне нормативно правовых актов должны быть разработаны технические регламенты, в которые должны быть пересмотрены и включены требования соответствующих правил по устройству и эксплуатации, СНиПов, ГОСТов имевших в бывшем СССР обязательный характер.

Регламенты по своей сути будут носить статический характер и безусловно, требуют разработки на уровне технических регламентов правил промышленной безопасности, отражающих динамические процессы при применении технических регламентов. Это очень сложный и длительный процесс, требующий значительных финансовых затрат при наличии высококвалифицированного персонала. Основной задачей технического регулирования является обеспечение безопасности производства и сохранение ноосферы.

С точки зрения экономической эффективности производства главенствующая роль принадлежит стандартам. Являясь сугубо добровольными, стандарты становятся обязательными только при отсылке на них технических регламентах и правилах.

ГОСТы являются документами определяющими общественно признанный минимальный уровень затрат на выполнение технических норм при проведении технологических процессов, прямо влияющие на затраты производства и уровень прибыли получаемый товаропроизводителями или субъектами оказывающими им услуги в процессе товарного производства.

Не вдаваясь в цели и задачи, влияние стандарта на общественные затраты производства, они давно получили свою оценку, предлагаем методику определения влияния стандартов на экономическую эффективность принимаемых технических решений.

В Законе Республики Казахстан «О техническом регулировании» предусматривается создание двухуровневой системы нормативных документов, состоящей из технических регламентов, содержащих обязательные требования к продукции, гарантирующие ее безопасность на приемлемом, с точки зрения затрат, уровне, и стандартов, исполняемых на добровольной основе, раскрывающих порядок выполнения требований технических регламентов. Также при разработке Закона предполагалось установление обязательных требований исключительно законодательными актами, в качестве которых выступают технические регламенты, в особо оговоренных случаях постановлениями Правительства или Указами Президента; возможность множественных подходов (схем) при подтверждении соответствия, в том числе оригинальных; соблюдение стандартов как доказательной базы выполнения требований технических регламентов; введение переходного периода, необходимого экономике для адаптации требований технических регламентов.

В нормативных правовых актах в области технического регулирования указываются формы и схемы подтверждения соответствия для конкретной продукции, устанавливаются нормы для факторов риска продукции и связанных с ней процессов, а с помощью стандартов подтверждается соответствие продукции требованиям нормативного правового акта.

Стандарты устанавливают конкретные допустимые нормы, обеспечивающие минимальный уровень безопасности продукции (услуги). Государственные стандарты применяются на добровольной основе: предприятия могут разрабатывать и утверждать собственные стандарты. Эти стандарты не должны противоречить требованиям безопасности, установленным нормативными правовыми актами, в то же время их требования к безопасности могут быть выше общепринятых, что будет способствовать развитию конкуренции.

Основными задачами реформирования системы технического регулирования являются создание эффективной системы защиты жизни и здоровья людей, животного и растительного мира и окружающей среды и снижение неоправданных, излишних барьеров в торговле через:

· разделение добровольных стандартов на продукцию от обязательных технических регламентов (имеющих отношение к охране жизни и здоровья);

· максимальную степень гармонизации национальных стандартов с международными стандартами и отмену устаревших стандартов;

· либерализацию системы подтверждения соответствия и введение, где возможно, схем добровольного подтверждения соответствия;

· создание независимой и беспристрастной системы аккредитации;

· признание казахстанских сертификатов соответствия на зарубежных рынках.

Таким образом, при разработке нового казахстанского законодательства применяется международный опыт, в частности, широко используемый во многих странах мира, так называемый, Новый и Глобальный подход Европейского Союза. Казахстанские специалисты выезжали в восточно-европейские страны для изучения их опыта гармонизации с требованиями Нового и Глобального подхода Европейского Союза. Было проведено большое количество обучающих семинаров по различным директивам Европейского Союза, в том числе и по проекту «Вступление Казахстана в ВТО: гармонизация технических регламентов и стандартов».

Гармонизация законодательства в сфере технического регулирования является одним из приоритетов стратегического плана Главы государства Н.А. Назарбаева по вхождению Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира. В республике немало сделано в этом направлении. Создана современная нормативно-правовая база, определяющая правоотношения в области технического регулирования, внесены поправки в 33 действующих законодательных акта с целью установить для отечественной продукции единые, соответствующие мировым стандартам и нормам ВТО требования безопасности. На очереди – несколько рамочных законопроектов о техническом регулировании выпуска продукции в различных сферах казахстанской экономики; разработано пять новых законопроектов в этой сфере.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.