Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Разработка, применение и экспертиза стандартов и технических регламентов





РГП "Казахстанский институт стандартизации и сертификации" уже более 10 лет осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач по развитию и совершенствованию законодательных основ и нормативной базы для технического регулирования качества и безопасности продукции, работ и услуг в республике и гармонизации их с международными требованиями. РГП «КазИнСт» создан на базе РГП "Государственный информационный центр стандартов". Институт имеет 16 филиалов в областных центрах(рисунок 7).

 

 

Рисунок 7. Областные филиалы РГП «КазИнСт»

Примечание – разработано на материалах РГП "Казахстанский институт стандартизации и сертификации"

 

Главной целью деятельности РГП «КазИнСт» является - создание условий для повышения конкурентоспособности отечественной продукции, интеграции казахстанской экономики в мировую методами стандартизации и оценки соответствия. В течение двух лет Институт разрабатывал систему менеджмента качества на основе международного стандарта ИСО 9001, в октябре 2005 года РГП «КазИнСт» получили сертификат на систему менеджмента качества зарубежных органов по сертификации (ОС): IQNet, который представляет собой международную сертификационную сеть, включающую органы по сертификации промышленно развитых стран мира, OQS - австрийский орган по сертификации, EUROCERT-сербский орган по сертификации и ОС Казахстана "EUROASIA MS". [14]

В связи с подготовительными работами по вступлению Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию при Комитете по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан на базе РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» в 2005 году был создан Информационный центр по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам. Основными функциями Информационного центра по ТБТ/СФС являются: взаимодействие с Секретариатом Всемирной торговой организации (далее - ВТО), странами-членами ВТО, международными, региональными и национальными организациями, министерствами и ведомствами, техническими комитетами и другими юридическими и физическими лицами, обеспечение заинтересованных сторон, действующими или разрабатываемыми нормативными правовыми актами в области технического регулирования, СФС мерами, стандартами, изменениями к ним и процедурами подтверждения соответствия продукции, услуги, а также осуществление соответствующего перевода поступающей информации в соответствии с соглашениями ВТО по ТБТ и СФС мер, издание и распространение Вестника Информационного центра по ТБТ и СФС мерам для обеспечения информацией по разрабатываемым нормативным документам Республики Казахстан, стран-членов ВТО и материалами в рамках Соглашений ВТО по ТБТ и СФС мерам. Государственный фонд технических регламентов и стандартов - совокупность специализированных фондов технических регламентов, стандартов и иных документов государственных органов, формируемых в пределах их компетенции. Более 7 лет РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» осуществляет подготовку и переподготовку кадров в области технического регулирования (техническое регулирование, стандартизация, подтверждение соответствия и аккредитация, системы менеджмента качества, экологического менеджмента, менеджмента в области охраны труда, ВТО, и тд.). Кроме того, Институт, как основной разработчик Закона Республики Казахстан «О техническом регулировании» и нормативных документов в области стандартизации, может провести одно - двухдневные семинары по вопросам технического регулирования на предприятиях и в организациях. Занятия проводят высоко квалифицированные специалисты: эксперты-аудиторы Государственной системы технического регулирования Республики Казахстан и ведущие специалисты Института, разработчики нормативных документов. Известно, что стандартизация уже давно получила международное признание и является одним из рычагов управления экономикой, а также ключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики, таких как конкуренция, внедрение инноваций, устранение торговых барьеров, расширение торговли, защита интересов потребителей, защита окружающей среды, государственные поставки и др. С переходом к международной системе технического регулирования Законом РК «О техническом регулировании» значительно расширена сфера применения стандартов. [16]

Казахстанский институт стандартизации и сертификации в области стандартизации осуществляет: реализацию государственной политики в области технического регулирования, развитие и совершенствование государственной системы технического регулирования, проведение экспертизы проектов технических регламентов и стандартов, стандартов организаций и иных нормативных документов в области технического регулирования, разработку проектов государственных стандартов, стандартов организаций, проведение учетной регистрации международных, региональных и национальных стандартов, классификаторов технико-экономической информации, правил и рекомендаций иностранных государств, с целью применения их на территории Республики Казахстан, ведение базы «Продукция Республики Казахстан», ведение реестра государственной системы технического регулирования. перевод нормативных документов с иностранного языка на русский и государственный языки.

Научно- исследовательские работы РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации»

Институт занимается научной деятельностью. На основании Закона Республики Казахстан «О науке», постановления Правительства Республики Казахстан от 19 мая 2003 года № 460 «Об утверждении Положения об аттестации научных организаций» приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 13 октября 2004 года № 834 Институт был аттестован сроком на 5 лет.

По истечению срока действия данного приказа Приказом Комитета по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки от 2 октября 2009 года №1301 Институт вновь аттестован сроком на 5 лет.

Ежегодно прикладные исследования проводятся в области стандартизации и систем менеджмента. [17]

Результаты исследований оказывают существенную поддержку предприятиям при внедрении международных стандартов, что говорит и необходимости дальнейшего продолжения работ по проведению прикладных научных исследований. Научные работы содействуют безопасности окружающей среды, здоровью человека, улучшению общего экологического фона.

Единый государственный фонд нормативных технических документов - совокупность стандартов, классификаторов технико-экономической информации и нормативных технических документов, за исключением сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, формируемых в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования; Состав: Единый государственный фонд нормативных технических документов является государственным информационным ресурсом.

Единый государственный фонд нормативных технических документов содержит информацию о принятых стандартах, классификаторах технико-экономической информации и нормативных технических документах, за исключением стандартов организаций и стандартов консорциума. Порядок обеспечения пользователей официальными изданиями указанных документов определяется уполномоченным органом. [15]

Информация о принятии каждого стандарта, классификатора технико-экономической информации и нормативного технического документа и один их экземпляр направляются лицом, принявшим документ, в Единый государственный фонд нормативных технических документов для формирования единой информационной системы, за исключением стандарта организаций и стандартов консорциума.

Целью:
Создания Единого фонда является систематизация нормативных технических документов государственных органов и иных документов по стандартизации для обеспечение пользователей полной, достоверной и своевременной информацией.

Нормативные документы по стандартизации Республики Казахстан:

· стандарты (иностранных государств, национальные, региональные и международные).

· классификаторы технико-экономической информации (государственные, национальные, региональные и международные).

· нормативные технические документы.

· правила нормы и рекомендации по стандартизации (государственные, национальные, региональные и международные).

· официальные информационные издания (указатели, каталоги).

Периодические издания в области технического регулирования Республики Казахстан:

· Указатель межгосударственных нормативных документов по стандартизации (ГОСТ)

· Каталог международных стандартов (ИСО/МЭК)

На сегодняшний день общее количество стандартов в Едином государственном фонде нормативных технических документов – составляет 66422 нормативных документов: Государственных стандартов 4627 единиц, из них гармонизированных с международными требованиями - 2839 единиц, что составляет общий процент гармонизации - 70 % (рис 8, рис 9), Межгосударственные стандарты-19830, Стандарты Российской Федерации и СНГ- 11478, Европейские стандарты EN и директивы, Немецкие стандарты- 32, Стандарты Британии-6302, Стандарты Международной электротехнической комиссии-1451, Стандарты Международной организации законодательной метрологии-224, Стандарты Международной организации по стандартизации-15439, Корейские стандарты-4835), Кодекс Алиментариус, Американские стандарты AASHTO-2650, ASTM, ASME, API

1. Машиностроение и машиностроительная продукция

2. Энергетика и электротехника

3. Дорожно- транспортная техника

4. Строительные материалы и строительство

5. Легкая промышленность

6. Сельское хозяйство

7. Пищевая промышленность

8. Химическая технология

9. Металлургия и горное дело

10. Нефть и газ. Смежные производства

 

 

Рисунок 8. Государственные стандарты гармонизированные с международными требованиями

Примечание – разработано на материалах РГП "Казахстанский институт стандартизации и сертификации"

 

В Таблице 5 приводится общее количество государственных стандартов по отраслям экономики, количество гармонизированных стандартов, а также процентное соотношение гармонизированных стандартов от общего количества стандартов по отраслям экономики.

Структура применяемых отечественными предприятиями нормативных документов по стандартизации выглядит следующим образом:

государственные стандарты - 15%;

межгосударственные стандарты - 49%;

стандарты организаций - 36%.

Такое состояние дел обусловлено низкой гармонизацией и малочисленностью государственных стандартов, устаревшей материально технической базы, что является плодородной почвой для применения стандартов советского периода и разработки не эффективных стандартов организаций.

На сегодняшний день общее количество стандартов организаций (далее – СТО) в Казахстане и межгосударственных стандартов (далее – ГОСТ) составляет 4 486 единиц и 19 603 единиц соответственно, которые применяют более 3 500 предприятий.

 

 

Таблица 5

Общее количество государственных стандартов, в том числе, гармонизированных с международными требованиями по отраслям экономики

№ п/п Наименование сектора Общее количество стандартов Количество гармонизированных стандартов Уровень гармонизации (%)
  Машиностроение     80,3
  Энергетика и электротехника     71,4
  Дорожно-транспортная и железнодорожная техника     73,8
  Строительные материалы и строительство     73,9
  Легкая промышленность     37,5
  Сельское хозяйство     43,6
  Пищевая промышленность     61,1
  Химическая технология и лакокрасочная промышленность     70,1
  Металлургия и горное дело     65,6
  Нефть и газ. Смежные производства     91,5
  Прочие     63,5
  ИТОГО     (66,3%)

 

Примечание – разработано на материалах программы по техническому регулированию и созданию инфраструктуры качества в Республике Казахстан на 2010 – 2014 годы

 

Наибольшее их использование приходится на такие отрасли как: пищевая промышленность (44% СТО, 31% ГОСТ и 26% СТ РК), машиностроение (61,4% СТО, 36% ГОСТ и 2,4% СТ РК), строительство (68,4% ГОСТ, 17% СТО и 15% СТ РК), металлургическая промышленность (71 % СТО, 27% ГОСТ и 2,3% СТ РК) и т. д.

В республике созданы 48 технических комитетов по стандартизации, которыми разработано более 400 стандартов.

Ежегодно увеличивается количество предприятий, сертифицировавших и внедривших системы менеджмента.

 

 

 

 


Рисунок 9. Динамика изменения уровня гармонизации стандартов

Примечание – разработано на материалах РГП "Казахстанского институт стандартизации и сертификации"

Конечным результатом гармонизации государственных стандартов с международными является:

- создание условий для реализации проектов, включенных в Карту индустриализации Казахстана;

- повышения конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках, развитие экспорта и расширение объёмов производства;

- улучшение производительности, эффективности, снижение энергоемкости работы промышленного комплекса республики, улучшение потребительских свойств всех видов продукции;

- обеспечение доказательной базы стандартов к техническим регламентам, переход на международные требования и нормы.

В настоящее время в Казахстане зарегистрировано 48 технических комитетов по стандартизации в различных отраслях экономики (таблица 6).

 

Таблица 6 – Технические комитеты по стандартизации Республики Казахстан

 

Наименование технического комитета по стандартизации База технического комитета по стандартизации Взаимодействие с международными техническими комитетами
     
ТК 6 по стандартизации «Уголь и продукты его переработки» ТОО НИЦ «Уголь» 100027, г. Караганда ИСО/ТК 27 «Твердое минеральное топливо»
ТК 9 по стандартизации «Хлебопекарная и макаронная промышленности» ЗАО «Хлебпром», г. Алматы  
ТК 12 по стандартизации «Цветметпрокат» АО «Завод по обработке цветных металлов», Карагандинская обл., г. Балхаш  
ТК 13 по стандартизации «Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов» ДГП «Государственное научно-производственное объединение промышленной экологии», г. Алматы  
ТК 15 по стандартизации «Разведка, бурение, добыча нефти и газа» АО «Научно-исследовательский институт нефти и газа, г. Актау,  
ТК 17 по стандартизации «Машиностроение» АО «Павлодарский машиностроительный завод», г. Павлодар  
ТК 18 по стандартизации «Организационно-методические и общетехнические стандарты, стандарты на продукцию, процессы и услуги» РГП «КазИнСт», г. Астана  
ТК 19 по стандартизации «Термины и определения» Южный филиал РГП «КазИнСт», г. Алматы ИСО/ТК 37 «Терминология и другие языковые и смысловые ресурсы»

Продолжение таблицы 6

 

     
ТК 20 по стандартизации «Техническое законодательство» Южный филиал РГП «КазИнСт», г. Алматы  
ТК 21 по стандартизации «Недропользование» Научный совет при Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Республики Казахстан, г. Астана  
ТК 22 по стандартизации «Каталогизация продукции» РГП «КазИнСт», г. Астана  
ТК 23 по стандартизации «Классификация и кодирование технико-экономической и социальной информации» РГП «КазИнСт», г. Астана  
ТК 28 по стандартизации «Продукция мясомолочной отрасли» АО «КазАгроИнновация», г. Семипалатинск ИСО/ТК 34 «Пищевые продукты»
ТК 29 по стандартизации «Аккредитация» ТОО «Национальный центр аккредитации», г. Астана  
ТК 30 по стандартизации «Метрология» РГП «КазИнМетр», г. Астана ИСО/ТК 30 «Измерение потоков жидкости в закрытых каналах», ИСО/ТК 135 «Неразрушающий контроль»
ТК 31 по стандартизации «Продукты питания» РГП «Научно-производственный центр перерабатывающей и пищевой промышленности», г. Алматы  
ТК 33 по стандартизации «Нефтегазмаш» ТОО «САПА ИНТЕРСИСТЕМ», г. Алматы  
ТК 34 по стандартизации «Информационные технологии» АО «Национальные информационные технологии», г. Астана ИСО/ТК 1 «Информационные технологии», ПК 2 «Набор кодированных знаков»
ТК 37 по стандартизации «Оборудование и объекты электротехники и электроники» ЗАО «Тяжпромэлектропроект», г. Алматы  

 


Продолжение таблицы 6

 

     
ТК 38 по стандартизации «Оборудование для горной промышленности «Горные машины» «Научно-инженерный центр безопасности в промышленности», г. Алматы  
ТК 39 по стандартизации «Управление качеством окружающей среды» Северо-Казахстанский Государственный университет, г. Петропавловск  

 

В таблице 6 приведен неполный перечень технических комитетов по стандартизации Республики Казахстан. Более подробную информацию о технических комитетах по стандартизации Республики Казахстан можно узнать на сайте Комитета технического регулирования и метрологии.

Разработку стандартов осуществляют государственные и межгосударственные технические комитеты по стандартизации, другие заинтересованные юридические лица республики в соответствии с заданиями планов, программ государственной стандартизации или в инициативном порядке в соответствии с рисунком 10.

Разработка государственного стандарта предусматривает привлечение широкого круга согласующих предприятий, а также технических экспертов (более 170).

Участие в разработке государственного стандарта позволяет производителям установить те качественные параметры, которые позволяют иметь преимущество перед конкурентами.

Стандарты не должны быть техническими барьерами в торговле. При их разработке необходимо учитывать международные стандарты, правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран; они должны быть гармонизированы с международными, региональными и национальными стандартами, нормами и требованиями. [14]

Стандарты должны быть доступны любому субъекту; они не являются авторскими документами. В разработке стандарта могут принимать участие любые заинтересованные в нем хозяйствующие субъекты.

 

 


 

 

Рисунок 10. Порядок разработки стандартов

Примечание – разработано на материалах РГП "Казахстанского институт стандартизации и сертификации"

 

В международной стандартизации применяется термин консенсус, который понимается как общее согласие, характеризующееся отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремление учесть мнение всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения. Консенсус не предполагает подлого единодушия.

Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, обязательно должен соблюдаться принцип опережающего развития, который обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований и учетом международ­ных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.

Важное требование к стандарту - это пригодность его для целей сертификации. Стандарты, содержащие четко выделенные по тексту обязательные требования и методы их объективной проверки, отвечают указанному требованию. [19]

Принцип системности предполагает рассмотрение каждого объекта стандартизации как части более сложной системы, принцип комплексности -совместимость всех элементов сложной системы.

Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений или отменой.

Стандарты должны быть изложены четко и ясно, для того чтобы обеспечить однозначность понимания их требований.

Ежегодно в РГП «КазИнСТ» разрабатываются 500 государственных стандартов, до 2014 года должны разработаться 2 570 стандартов по приоритетным отраслям: [8]

1. Энергетика – 343

2. Транспорт – 300

3. Строительство – 405

4. АПК – 263

5. Химия – 225

6. ГМК – 311

7. Нефть и газ – 398

8. Машиностроение – 169

9. Легкая промышленность – 50

10. Туризм – 33

11. Космическая деятельность – 68

Экспертиза нормативных документов в РГП«Казахстанский институт стандартизации и сертификации»

Целями и задачами экспертизы нормативных документов является установление соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан технических регламентов, основополагающих нормативных документов в области технического регулирования и обеспечения единства измерений, иных обязательных документов.

При проведении экспертизы устанавливается:

· возможность использования нормативных документов в качестве доказательной базы для выполнения требований технических регламентов;

· необходимость пересмотра, актуализации и (или) унификации действующих или ранее разработанных нормативных документов;

· наличие функциональных и идентификационных показателей конкурентоспособности объектов стандартизации;

· обеспечение своевременной и достоверной информации о действующих нормативных документах.

Основные принципы организации и проведения экспертизы:

· гармонизация с требованиями международных, региональных, национальных стандартов развитых иностранных государств, международных кодексов добросовестной практики; [8]

· пригодность стандартов для целей подтверждения соответствия объектов стандартизации требованиям технических регламентов;

· единство применяемой терминологии, единиц величин и правил установления требований к объектам стандартизации;

· экономическая и (или) социальная целесообразность устанавливаемых требований;

· обеспечение рассмотрения и учета всех поступивших замечаний;

· ответственность за результаты экспертизы.

РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» проводит экспертизу нормативных документов, в том числе международных стандартов, технических регламентов, государственных стандартов Республики Казахстан, изменений к государственным стандартам, стандартов организаций.

Работы по экспертизе проектов нормативных документов, разработанных международными, региональными и межгосударственными организациями, членом которых является Республика Казахстан, с целью их принятия в качестве международных, региональных и межгосударственных нормативных документов соответственно, по поручению Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан, проводятся на безвозмездной основе.

На платной основе, по договоренности с разработчиком и (или) заявителем, проводится экспертиза международных, региональных, национальных и отраслевых стандартов, а также стандартов организаций иностранных государств, планируемых для применения на территории Республики Казахстан отдельными физическими и юридическими лицами; стандартов организаций.

Проекты государственных стандартов Республики Казахстан перед государственной регистрацией должны пройти подтверждение перевода на государственный язык. Проекты стандартов организаций перед учетом и регистрацией проходят экспертизу правильности перевода на государственный язык. Подтверждение переводов государственных стандартов и экспертиза правильности перевода проектов стандартов организаций на государственный язык являются частью работ, проводимых при экспертизе нормативных документов.

Нормативные документы, содержащие нестандартизованные методики выполнения измерений и испытаний (контроля), проходят метрологическую экспертизу.

На экспертизу в РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» нормативные документы представляются в одном экземпляре с необходимым комплектом документов. Комплектность представляемых материалов проверяется в соответствии с СТ РК 1.2–2008 «Государственная система технического регулирования Республики Казахстан. Порядок разработки государственных стандартов и стандартов организаций». В случае необходимости РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» может запросить дополнительную информацию и (или) документы, подтверждающие требования безопасности объектов стандартизации. Институт определяет специалиста, ответственного за проведение экспертизы с учетом квалификационных требований, предъявляемых к специалистам, осуществляющим экспертизу нормативных документов.

Экспертизу нормативных документов могут проводить:

· эксперты-аудиторы по стандартизации, обеспечению единства измерений, системам менеджмента качества, подтверждению соответствия, аттестованные в соответствии с «Правилами подготовки и аттестации экспертов-аудиторов по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации.

· специалисты, имеющие стаж работы в области технического регулирования не менее пяти лет, подтверждающие свою квалификацию не реже одного раза в три года на курсах в области технического регулирования и обеспечения единства измерений;

· в государственных органах – специалисты, постоянно привлекаемые к рассмотрению государственных и межгосударственных стандартов, гармонизируемых с разрабатываемыми техническими регламентами, прошедшие курсы повышения квалификации в области технического регулирования и обеспечения единства измерений в подведомственных предприятиях Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан.[9]

При проведении экспертизы проектов нормативных документов проверяется следующее:

1. Обоснованность выбора категории нормативного документа для нормирования требований к объекту стандартизации.

Анализируется область применения документа (на группу однородной продукции, на конкретную продукцию, потенциальных пользователей документа).

2. Комплектность представляемых материалов.

3. Полнота согласования проектов нормативных документов.

При контроле полноты согласования проектов нормативных документов проверяются:

а) увязка требований нормативных документов с действующими взаимосвязанными нормативными документами, в том числе со стандартами на сырье, материалы и комплектующие изделия;

б) наличие и обоснованность предложений об отмене или внесении изменений в действующие взаимосвязанные нормативные документы;

в) наличие согласования со всеми необходимыми организациями и лицами.

Полноту согласования с установленными организациями проверяют по сводке отзывов, принятым и непринятым замечаниям с анализом причин непринятых замечаний.

4. Правильность построения, содержания, изложения, оформления и обозначения.

5. Соответствие законодательству Республики Казахстан в области технического регулирования, международным и региональным стандартам.

При рассмотрении вопроса соответствия нормативных документов установленным нормам во внимание принимаются положения принятых технических регламентов и иных обязательных документах. В случае их отсутствия – заключения органов государственного контроля за безопасностью продукции и услуг о соответствии (несоответствии) установленных проектами нормативных документов требований безопасности нормам, действующим в Республике Казахстан.

6. Наличие необходимых показателей функционального назначения и идентификации объекта стандартизации.

7. Наличие и полнота требований по маркировке и подтверждению соответствия продукции.

8. Патентная чистота.

При необходимости проекты нормативных документов анализируют на патентную чистоту, для чего проверяется отсутствие в проекте стандарта технических решений или иных положений, защищенных патентами. При наличии описания изобретений, использованных при разработке стандарта, необходимо заключение о патентной чистоте Национального института интеллектуальной собственности.

При проведении экспертизы проектов стандартов организаций в РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» проверяются:

· целесообразность разработки стандарта организации;

· обоснованность выбора категории нормативного документа для нормирования требований к объекту стандартизации;

· комплектность представляемых материалов;

· правильность построения, содержания, изложения, оформления и обозначения стандарта организации;

· полнота согласования проектов нормативных документов;

· наличие необходимых показателей функционального назначения и идентификации объекта стандартизации;

· наличие необходимых показателей безопасности объекта стандартизации;

· наличие и полнота требований по маркировке и подтверждению соответствия продукции (при необходимости);

· экспертиза подтверждения правильности перевода проектов стандартов организаций на государственный язык.

На экспертизу проекты стандартов организаций представляются с сопроводительным письмом, каталожным листом на продукцию, документами согласования от соответствующих государственных органов, в компетенцию которых входит контроль за безопасностью продукции. Экспертиза каталожного листа входит в состав экспертизы стандарта организации.

Проекты стандартов организаций, подвергаемые экспертизе, проверяются на соответствие основополагающим и общетехническим стандартам.

Сроки рассмотрения государственных стандартов Республики Казахстан при проведении экспертизы в РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» не превышают одного месяца, а в привлекаемых организациях – 15 дней; стандартов организаций – 15 дней со дня их представления на экспертизу. [15]

При подготовке экспертного заключения в Институте обеспечиваются независимость и объективность решений, принимаемых по результатам экспертизы.

Замечания по нормативным документам излагают в последовательности, предусмотренной порядком проведения экспертизы, а по содержанию нормативных документов – по проекту в целом; по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям – в порядке изложения нормативного документа.

Рассмотрим конкретный пример экспертизы проекта государственного стандарта Республики Казахстан. Южный филиал РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» проводил экспертизу проекта стандарта организации СТ 63569-1910-ТОО «Прицеп-тяжеловоз F-857-2, прицеп-тяжеловоз F 859, полуприцеп-тяжеловоз F 959, крупногабаритные прицеп F 878 и полуприцеп F 957-2М. Проект стандарта организации был разработан главным инженером ТОО «Ремдортехника». При проведении экспертизы проекта стандарта были обнаружены следующие ошибки и даны некоторые рекомендации по их устранению:

1) оформление (шрифт, параметры поля) не соответствует требованиям СТ РК 1.5–2008 «Государственная система технического регулирования Республики Казахстан. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов»;

2) в тексте стандарта допущены грамматические ошибки;

3) сложность в понимании положений стандарта;

4) дублирование пунктов;

5) использование в стандарте неупотребляемых слов;

6) единицы физических величин указаны неверно; необходимо привести в соответствие с ГОСТ 8.417–2002 «Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин»;

7) при ссылке на ГОСТы в тексте стандарта не следует писать их год издания;

8) слова «не должна быть более 2 м» заменить на «должна быть не более 2 м»;

9) на титульном листе вместо «Издание официальное» необходимо написать «Не подлежит применению до утверждения»;

10) раздел «Область применения» предлагается расширить, поскольку он недостаточно четко отражает положения стандарта;

11) в разделе «Нормативные ссылки» указаны ГОСТы, на которые нет ссылок по тексту стандарта, а также не указаны ГОСТы, на которые имеются ссылки в стандарте; в некоторых случаях неправильно указаны года утверждения ГОСТов;

12) раздел «Термины и определения» следует начать так, как указано в СТ РК 1.5–2008 «Государственная система технического регулирования Республики Казахстан. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов»;

13) классификация изделий дана в разделе «Термины и определения»; в стандарт необходимо ввести раздел «Классификация»;

14) по разделу «Правила приемки» не отражены испытания изделий по одному из указанных видов испытаний, а именно, по типовым испытаниям;

15) по разделу «Методы контроля» не изложены методы контроля всех показателей безопасности, установленных в разделе «Требования безопасности».

По результатам проведенной экспертизы специалистами РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» проект стандарта организации СТ 63569-1910-ТОО «Прицеп-тяжеловоз F-857-2, прицеп-тяжеловоз F 859, полуприцеп-тяжеловоз F 959, крупногабаритные прицеп F 878 и полуприцеп F 957-2М» был возвращен главному инженеру ТОО «Ремдортехника» на доработку.

При любых результатах экспертизы (положительных или отрицательных) в экспертном заключении РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» даются соответствующие рекомендации: о возможности передачи нормативных документов на утверждение; государственную регистрацию; учет и регистрацию; необходимости доработки или нецелесообразности разработки с указанием их причин. В приложении А приведено экспертное заключение, выданное Южным филиалом РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» по итогам экспертизы стандарта организации.

Результаты экспертизы международных, региональных, межгосударственных нормативных документов оформляются экспертным заключением.

Одной из проблем стандартизации в Казахстане в современных условиях является то, что основная часть стандартов в Республике Казахстан (особенно в сфере новых технологий) значительно отличается по жесткости требований от российских и белорусских национальных стандартов. На сегодняшний день Россия и Беларусь максимально ужесточают требования к продукции. Это может привести к тому, что каз<







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.