Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Диалектика познания. Проблема истины.





Диалектика познания. Проблема истины.

Познание развивается на основе практики. Любой объект имеет 2 стороны: поверхностная-явление, сущностная-внутренняя.

Любой объект познания достаточно сложен Выделяют чувственное познание и рациональное:

-чувственное возникает при непосредственном столкновении субъекта и объекта: ощущение - отражение с помощью 5 органов чувств определенных свойств; восприятие-синтетический комплекс различного рода ощущений, кот дает возможность создания единого образа предмета, носит избирательный характер; представление - обобщенный образ объекта воспринятого ранее, может познавать объекты не существующие реально

- рациональное формы:

Понятие- форма мысли в котобобщены признаки предмета и явления(в языке обозначаются словами)

Суждение- взаимосвязь понятий,логическая форма мышления в кот утверждается или отрицается что либо относительно объекта познания.суждения могут быть различными:единичные,общие.

Умозаключение логический процесс в ходе кот на основе нескольких суждний выводятся новый суждения. Типы: индуктивное(от единичного к общему), дедуктивное(от общего к частному)

Сенсуализм-акцент на том что все знания выведены из чевственного опыта,

Рационализм-только на основе рационального мышления можно познать мир.

Творчество-механизм приспособления чела в нескончаемо разнообразном и изменчивом мире.

Интуиция-особая форма скачка от незнания к знанию, возникает на основе опыта

Истина

Адекватное отражение объекта в сознании субъекта, кот воссоздает объект таким, каким он существует вне сознания субъекта

-Объективная(не зависит от субъекта от сознания)

-субъективная(истина существует только в субъекте)

-абсолютная(полное исчерпывающее отражение объекта в сознании субъекта, предел к кот стремиться наше сознание)

-относительная(любое знание не полно, так как оно базируется на науке того времени, не отражает полной действительности, по каким то объективным причинам)

-конкретность истины-правильно отражена сущность явлений и условий,в кот эта истина развивается.

Критерии истины-практика, помимо: подтверждение фактов,

Соответствие принципам научной теории,логическая и концептуальная непротиворечивость

Научное познание его сущность и особенности

2 уровня познания-чувственный и теоретический

Научное познание-теоретический уровень, совокупность форм и методов, применение кот имеет целью получение такого знания, кот можно было бы использовать практически.результат научного знания-научная картина мира.

Научное познание поздний продукт цивилизации. Становление нач-ся в античности-Евклид,Пифагор. Эпоха Возрождения-Галилей-принципы планируемого эксперимента. 16-17в- теоретические науки, 17в-грамматика,риторика,диалектика,геометрия,арифметитка,теория музыки,астрономия. В научных исследованиях выдвигаются на 1 место постулаты причин и следствий. Статическая картина мира формирует предпосылки динамической картины мира.

Отличие научного познания от обыденного:логика доказательств, сформализованность и системность результатов.

Середина 20 в-доказательство теряет место ведущего критерия научного познания-позиция фолибилизма. Всякое научное знание носит гипотетический характер, так как оно абсолютным быть не может

Наука тесным образом связана с техникой, до 19 в наука рассматривается как увлечение, с конца 19в-научные поиски отражали качественное состояние технологии производства.

Научное познание имеет сложную структуру:объект, субъект, методы, средства,опыт,навыки,идеалы,нормы,установки,стиль мышления, психические привычки и стереотипы.

Имперический уровень базируется на чувственном познании, рациональное содержание не исключается

 

 

Методы научного познания.

Теория и гипотеза.

Научное познание – важная сфера деятельности современного общества. С середины 20 в. идет НТР.

Особенности научного познания раскрывает теория и гипотеза.

Древние вавилонские астрономы хорошо знали звезды, но делать прогнозы по солнечному затмению и другому передвижению планет не могли. Сейчас любой астроном может делать такие прогнозы. Развитая научная теория – система или цепочка взаимосвязанных з-нов науки. При этом з-ны с помощью логики и вычислений могут выводиться из других з-нов. (Теория вращения планет вокруг Солнца – 3 з-на (в математической форме) с помощью них мы можем прогнозировать движение планет. Если приплюсовать к этой теории ньютоновскую механику, то мы получим мощную теорию движения планет (механика)).

Они дают прочные знания, не прибегая, к длительным наблюдениям. Научная теория – инструкция, правило для научной деятельности. Научная теория систематизирует окружающий мир. Мир становится упорядоченным.

З-ны обладают особенностями благодаря тому, что любой научный з-н – отражение объективной действительности, но разница между ними: з-ны объективной действительности существуют без нас, независимо от нас, в з-ны науки они превращаются тогда, когда ученые опишут эти з-ны. (Опираясь на з-ны Менделеева можно описать свойства неизвестных элементов и получить их искусственно). Научная теория облегчает и ускоряет процесс познания окружающего мира. Физик Больцман: «Нет ничего практичнее хорошей научной теории».

Важной формой возникновения научной теории является гипотеза (с греч. – основание, предположение).

Научная гипотеза отличается от обычных предположений тем, что научная гипотеза должна быть хорошо обоснована научными фактами, твердо установленными з-нами науки. Возникают гипотезы способами:

1. Как обобщение значительного числа наблюдений, экспериментов (эмпирический путь). (Приливы и отливы зависят от расположения Луны).

2. Как творческие догадки ученого, учитывающие твердо установленные з-ны науки. (Эйнштейн в теории относительности высказал свою творческую догадку. В 1976 г. были запущены две станции «Венера – 9» и «Венера - 10». Для расчета траектории посадки на Венеру использована теория Эйнштейна). Превращение гипотезы в теорию происходит только за счет практики.

Эксперимент и наблюдение. Научные наблюдения отличаются:

1. Они ведутся с помощью специальных приборов.

2. Они проводятся по специальной программе над заранее определенными объектами.

3. Любое научное наблюдение преследует строго определенную цель.

4. Они проводятся над теми объектами и процессами, которые в обычной жизни почти не встречаются или встречаются редко.

5. Они должны соответствовать требованиям высокой точности.

Но они оставляют процесс, объект неизменным, поэтому с научным наблюдением мы познаем только внешние черты.

Чтобы познать внутренние свойства объекта есть эксперимент – экспериментатор активно вмешивается в объект. Свойства эксперимента те же, что и у наблюдения.

В теории познания - 4 вида эксперимента:

1. Поиковый – обнаружение новых свойств явления, объекта.

2. Проверочный – подтверждение или опровержение гипотез, оценка их точности.

3. Конструктивный – создает новые вещества, устройства, которых нет в природе.

4. Контрольный – проверка измерительных приборов аппаратов.

Но это в теоретической абстракции, а в реальности все эти виды эксперимента тесно переплетаются часто в одном эксперименте.

Человекк в мире культуры.

Чел-к един, значит таким же противоречивым является тот мир, общ-во в к-ром чел-к существует. Чел-к усваивает к-ру через язык, воспитание. Идеалы, мнения не вечны, они меняются даже в течение человеческой жизни. Чем чел-к дальше от к-ры, тем менее гуманным будет человеческое общ-во. Особое место в мире к-ры занимают ценности: морально-этический и эстетический аспекты.

Мораль регулирует жизнь людей в самых различных сферах. В самих нравственных нормах откладывается то, что имеет всеобщее значение, поэтому моральный аспект играет важную роль.

Эстетический аспект – красота, изящество чел-к видит в природе, в общ-ве. Каждый чел-к способен к эстетическому восприятию мира, но в каждом чел-ке эта способность развита по-разному.

Культурные нормы – образцы деятельности чел-ка, они складываются на уровне подсознания общ-ва, они формируются тысячелетиями. В переработанном виде хранятся в произведениях. Большую роль в передаче моральных норм играет с-ма образования. Нормы к-ры изменчивы, к-ра отражает те изменения, к-рые претерпевает общ-во. К-ра содержит два момента:

1. Момент устойчивости – традиция – это эл-т культурного наследия, к-рый сохраняется и передается из поколения в поколение. Традиции есть во всех сферах человеческого общ-ва. Традиции обеспечивают развитие общ-ва, отражают целостность общ-ва.

2. Момент изменения – творчество. Единство традиций и обновления – универсальная хар-ка любой к-ры. Культурные нормы – нельзя написать, утвердить в з-нах.

Существуют:

1. Традиционные общ-ва – традиции преобладают над творчеством. Изменения производятся в рамках традиций, случайно (первобытное, феодальное, рабовладельческое общ-во).

2. Современное общ-во – принцип запрета на плагиат, нужно постоянное новаторство. Опытная наука в 300 лет подняла уровень жизни челка в 15 – 20 раз, но из-за этого происходит деградация к-ры, а в дальнейшем и общ-ва.

 

 

Диалектика познания. Проблема истины.

Познание развивается на основе практики. Любой объект имеет 2 стороны: поверхностная-явление, сущностная-внутренняя.

Любой объект познания достаточно сложен Выделяют чувственное познание и рациональное:

-чувственное возникает при непосредственном столкновении субъекта и объекта: ощущение - отражение с помощью 5 органов чувств определенных свойств; восприятие-синтетический комплекс различного рода ощущений, кот дает возможность создания единого образа предмета, носит избирательный характер; представление - обобщенный образ объекта воспринятого ранее, может познавать объекты не существующие реально

- рациональное формы:

Понятие- форма мысли в котобобщены признаки предмета и явления(в языке обозначаются словами)

Суждение- взаимосвязь понятий,логическая форма мышления в кот утверждается или отрицается что либо относительно объекта познания.суждения могут быть различными:единичные,общие.

Умозаключение логический процесс в ходе кот на основе нескольких суждний выводятся новый суждения. Типы: индуктивное(от единичного к общему), дедуктивное(от общего к частному)

Сенсуализм-акцент на том что все знания выведены из чевственного опыта,

Рационализм-только на основе рационального мышления можно познать мир.

Творчество-механизм приспособления чела в нескончаемо разнообразном и изменчивом мире.

Интуиция-особая форма скачка от незнания к знанию, возникает на основе опыта

Истина

Адекватное отражение объекта в сознании субъекта, кот воссоздает объект таким, каким он существует вне сознания субъекта

-Объективная(не зависит от субъекта от сознания)

-субъективная(истина существует только в субъекте)

-абсолютная(полное исчерпывающее отражение объекта в сознании субъекта, предел к кот стремиться наше сознание)

-относительная(любое знание не полно, так как оно базируется на науке того времени, не отражает полной действительности, по каким то объективным причинам)

-конкретность истины-правильно отражена сущность явлений и условий,в кот эта истина развивается.

Критерии истины-практика, помимо: подтверждение фактов,

Соответствие принципам научной теории,логическая и концептуальная непротиворечивость







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.