Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие и общие признаки основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. 17 и 21





Вопросы к зачёту по Конституционному праву:

1. Понятие, предмет и метод конституционного права.

Конституционное право — это ведущая отрасль национального права, представляющая систему правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, регулирующих отношения между государством и человеком, устройство государства, организацию государственной власти.

Предмет конституционного права — это совокупность общественных отношений, составляющих:

1. Основы социально-экономической структуры общества, его политической системы, культурной и духовной жизни;

2. Отношения между личностью и государством (основы правового статуса), охрана прав и свобод человека и гражданина;

3. Отношения, складывающиеся между центральной властью и властью субъектов РФ;

4. Устройство государственной власти, отношения между различными видами органов государственной власти, а также между органами государственной власти и местного самоуправления.

Методы научного познания: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др; Наука исследует все конституционно-правовые процессы в их историческом развитии; Наука кон права широко использует и сравнительно-правовой метод исследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных странах; В научных исследованиях необходим системный подход к предмету изучения; Статистический метод помогает анализировать эффективность действия конституционно-правовых норм, Метод конкретно-социологических исследований используется наукой конст права для изучения социальной и политической сфер, в которых происходит реализация конст-правовых норм.

2. Конституционно-правовые отношения.

Правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами права. Они состоят из объекта, субъекта и содержания (права и обязанности субъектов, которые они приобретают).

К субъектам относятся - участники общественных отношений;

1. физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы);

2. общности людей (народ страны, народ субъектов, население);

3. ассоциации граждан (общественные объединения, в том числе в форме политических партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозные объединения);

4. государство;

5. государственно-территориальные образования (субъекты РФ, части территории и т.д.);

6. органы государственной власти (центральные, региональные);

7. высшие должностные лица;

8. депутаты (парламентов, законодательных собраний и т.д.);

9. различные избирательные объединения (комиссии).

Объект конституционных правоотношений — это то, на что направлено правоотношение:

1. государственные территории;

2. материальные ценности;

3. поведение людей;

4. деятельность органов государства;

5. личные неимущественные отношения.

Таким образом, общим для всех объектов конституционно-правовых отношений являются:

· тесная связь с властью государства;

· общественный контроль над властью.

Содержание правоотношения — конкретные права и обязанности, которые приобретает участник правоотношений при возникновении юридических фактов. К содержанию относятся:

1. конкретные правоотношения (подача заявления) и правовые состояния (наличие гражданства);

2. постоянные или временные правоотношения;

3. материальные или процессуальные правоотношения;

4. правоустановительные или правоохранительные правоотношения.

Основанием для возникновения, изменения и прекращения правоотношения является юридический факт — это закрепленное в законе событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

3. Нормы конституционного права.

Нормы Конституционного права — это правило поведения, установленное или санкционированное в Конституции, а также в других Конституционных законах, определяющих статус, принципы, ответственность субъектов Конституционного права.

 

Особенности норм Конституционного права:

1. Нормы содержатся в Конституции, поэтому обладают высшей юридической силой.

 

2. Нормы содержатся в федеральных Конституционных законах, поэтому обыкновенные законы должны соответствовать федеральным Конституционным законам.

3. По кругу субъектов, кому направлены эти нормы (государство, народ, нация, президент, правительство).

4. Характер предписаний, которые содержатся в правилах поведения. Этот характер носит обобщенный характер, выражается в принципах, задачах, целях в установлении целостных систем.

5. По структуре нормы содержат в основном гипотезу и диспозицию, санкции применяются реже.

Виды норм Конституционного права.

По содержанию нормы делятся на:

· нормы, регулирующие основы Конституционного строя;

· нормы, регулирующие права человека;

· нормы, регулирующие устройство государства;

· нормы, регулирующие систему органов управления.

По территории действия нормы делятся на:

· общефедеральные;

· республиканские;

· региональные;

· местные;

По форме выражения предписаний нормы делятся на:

· нормы управомачивающие;

· нормы обязывающие;

· нормы запрещающие.

По юридической силе:

1. Конституция РФ;

2. Федеральные конституционные законы;

3. Федеральные законы;

4. Конституции (уставы) субъектов РФ;

5. Законы субъектов РФ;

6. Закон о поправках к Конституции;

7. Декларации;

8. Регламенты палат;

9. Нормативные акты главы государства (указы и распоряжения);

10. Постановления Правительства;

11. Нормативные акты Конституционного Суда РФ;

12. Акты органов местного самоуправления;

13. Общепризнанные нормы и принципы международного права;

14. Международные договоры;

15. Договор об образовании РФ;

16. Договор РФ и ее субъектов;

17. Договоры субъектов между собой.

По функциям, механизму правового регулирования нормы делятся:

· нормы принципы;

· нормы задачи;

· учредительные нормы;

· нормы констатации.

По методу правового регулирования нормы бывают:

· императивные;

· диспозитивные.

По особенности выполняемой роли:

· материальные;

· процессуальные.

4. Субъект, объект и содержание конституционных правоотношений.

Правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами права. Они состоят из объекта, субъекта и содержания (права и обязанности субъектов, которые они приобретают).

К субъектам относятся:

1. физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы);

2. общности людей (народ страны, народ субъектов, население);

3. ассоциации граждан (общественные объединения, в том числе в форме политических партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозные объединения);

4. государство;

5. государственно-территориальные образования (субъекты РФ, части территории и т.д.);

6. органы государственной власти (центральные, региональные);

7. высшие должностные лица;

8. депутаты (парламентов, законодательных собраний и т.д.);

9. различные избирательные объединения (комиссии).

Объект конституционных правоотношений — это то, на что направлено правоотношение:

1. государственные территории;

2. материальные ценности;

3. поведение людей;

4. деятельность органов государства;

5. личные неимущественные отношения.

Таким образом, общим для всех объектов конституционно-правовых отношений являются:

· тесная связь с властью государства;

· общественный контроль над властью.

Содержание правоотношения — конкретные права и обязанности, которые приобретает участник правоотношений при возникновении юридических фактов. К содержанию относятся:

1. конкретные правоотношения (подача заявления) и правовые состояния (наличие гражданства);

2. постоянные или временные правоотношения;

3. материальные или процессуальные правоотношения;

4. правоустановительные или правоохранительные правоотношения.

Основанием для возникновения, изменения и прекращения правоотношения является юридический факт — это закрепленное в законе событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

5. Институты и система кп.

Кон-правовой институт - совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. Институты конституционного права: 1) основы конституционного строя; 2) основы правового статуса человека и гражданина; 3) федеративное устройство государства; 4) система органов, государственной власти и органов местного самоуправления.Главный критерий объединения норм в правовой институт - однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

6. Понятие источников кп.

Источники конституционного права — исходящие от государства или признаваемые им официально документальная форма выражения и закрепления норм права, придание им юридического общеобязательного значения. К ним относятся:

1. Конституция РФ;

2. Федеральные конституционные законы;

3. Федеральные законы;

4. Конституции (уставы) субъектов РФ;

5. Законы субъектов РФ;

6. Закон о поправках к Конституции;

7. Декларации;

8. Регламенты палат;

9. Нормативные акты главы государства (указы и распоряжения);

10. Постановления Правительства;

11. Нормативные акты Конституционного Суда РФ;

12. Акты органов местного самоуправления;

13. Общепризнанные нормы и принципы международного права

14. Международные договоры;

15. Договор об образовании РФ;

16. Договор РФ и ее субъектов;

17. Договоры субъектов между собой.

7. Виды источников кп.

1. Конституция РФ;

2. Федеральные конституционные законы;

3. Федеральные законы;

4. Конституции (уставы) субъектов РФ;

5. Законы субъектов РФ;

6. Закон о поправках к Конституции;

7. Декларации;

8. Регламенты палат;

9. Нормативные акты главы государства (указы и распоряжения);

10. Постановления Правительства;

11. Нормативные акты Конституционного Суда РФ;

12. Акты органов местного самоуправления;

13. Общепризнанные нормы и принципы международного права

14. Международные договоры;

15. Договор об образовании РФ;

16. Договор РФ и ее субъектов;

17. Договоры субъектов между собой.

8. Конституция: понятие, сущность, юридические свойства.

Конституция - Основной Закон государства, обладающий высшей юридической силой; Сущность конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы; Подходы к сущности конституции: 1)суверенитете народа; 2)теологическая теория утверждает, что конституция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия; 3)школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституционные нормы - это опыт народа страны; 4)согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.

Юридические свойства Конституции - это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства: 1. Учредительный характер (нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства); 2. Легитимность состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа; 3. Верховенство (означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов); 4. Стабильность; 5. имеет прямое действие; 6. Реальность (о реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний); 7. юридической базой текущего законодательства; 8. Программность;

 

9. Этапы конституционного развития.

10. Принятие и содержание конституции 1993 года.

Принятие (1993)

15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту Конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года»[6]. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно статье 9 которого референдум мог быть назначен лишь Съездом народных депутатов или Верховным Советом РФ[7]. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

 

12 декабря 1993 года голосование состоялось. За принятие Конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая Конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования 25 декабря того же года.

Структура

Действующая Конституция России состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

 

Непосредственно структуру Конституции России можно отобразить следующим образом:

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1—16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17—64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65—79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80—93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94—109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134—137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

11. Реализация конституции 1993 года.

· Реализация Конституции – процесс воплощения конституционных норм во всех сферах жизни общества, при этом участниками этого процесса выступают практически все социальные субъекты. Достижение содержащихся в ней целей рассчитано на длительный исторический период, требует консолидации (объединения) общественных сил.

Рассмотрим формы реализации конституции.

1. Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) – пассивное воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами.

2. Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). По характеру оно противоположно соблюдению – это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм.

3. Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права.

4. Применение права – властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

Специфика применения конституционных норм проявляется в том, что оно производится по субъективному усмотрению правоприменителей.

 

12. Понятие конституционного строя.

Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

Основной нормой права, в которой закреплен Конституционный строй государства является Конституция.

Конституционный строй не следует отождествлять с государственным строем. В отличие от последнего, он всегда предполагает наличие в государстве конституции.

Решение споров, связанных с конституционным строем государства, относится к исключительной компетенции Конституционного Суда.

Исключительные признаки конституционного строя

Необходимыми признаками конституционного строя являются:

· народный суверенитет — исключительное право народа как основного носителя власти;

· разделение власти(власть одна и она делится на: законодательную, исполнительную, судебную);

· нерушимость и не отчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека — права и свободы человека есть основной предмет обеспечения и защиты конституционного строя.

13. Основные элементы конституционного строя РФ.

Правовой статус личности.

Основы правового статуса личности в РФ закреплены в виде специального конст-правового института, под которым понимается совокупность норм конституционного права РФ, регламентирующих отношения, возникающие по поводу определения места и роли человека и гражданина в обществе и государстве, характера реализации индивидом своих возможностей и их пределов, установленных государством, по поводу защиты и обеспечения этих прав; Содержание конституционно-правового статуса личности - это совокупность прав и обязанностей индивида во взаимоотношениях с РФ; Содержание основ правового статуса человека и гражданина как конституционно-правового института образуют следующие элементы: 1)конституционная правосубъектность (право- и дееспособность); 2)гражданство; 3)принципы правового статуса человека и гражданина; 4)конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина; 5)гарантии реализации конституционных прав и свобод.

Принципы конст-правового статуса личности в РФ - основополагающие начала всего взаимодействия РФ и лиц, находящих на ее территории на законных основаниях; Гражданство - основополагающий элемент конституционно-правового статуса личности; Конст-правовой статус личности предполагает, что он обеспечивается государством; Принципы: 1.принцип равноправия, ст. 19 (Он выражается в следующем: а)равенство всех перед з-ном и судом; б)равенство прав и свобод ч. и г; в)равенство мужчины и женщины);2.Принцип гарантированности прав и свобод ч. и г;3.Естественная природа прав человека, их неотчуждаемость и принадлежность каждому от рождения – ст. 55 (ч. 2); 4.Каждое лицо обладает не только правами, но и обязанностями. Этот принцип обращен к гр-ну РФ;5.Права и свободы человека являются непосредственно действующими.

Личные права и свободы.

Характерной особенностью этой группы прав и свобод является принадлежность их на равном основании всем физическим лицам, находящимся на территории России, независимо от того является ли то или иное лицо гражданином, иностранцем или лицом без гражданства.

 

В эту группу входят:

· право на жизнь (ст. 21);

· право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

· право на неприкосновенность личной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (ст.23 п. 1);

· право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений (ст.23 п. 2);

· право на неприкосновенность жилища (ст. 25);

· право определять и указывать свою национальность (ст. 26 п. 1);

· право на пользование родным языком (ст. 26 п. 2);

· свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27 п. 1); (эта свобода, естественно, имеет ограничения для неграждан России);

· свобода совести (ст. 28);

· свобода мысли (ст. 29 п. 1);

· право на охрану семьи, материнства и детства (ст. 38).

· право на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено (ст. 47 п. 1);

· право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей (ст.47 п.2);

· право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 п. 1);

· право пользоваться помощью адвоката с момента задержания, заключения под стражу (ст. 48, п. 2);

· презумпция невиновности (ст. 49 п. 1);

 

· право на пересмотр приговора вышестоящим судом, право просить о помиловании или смягчении наказании (ст. 50 п. 3);

· право отказаться от свидетельствования против себя самого, своего супруга или близких родственников (ст. 51 п. 1);

· право потерпевших на доступ к правосудию и компенсации ущерба (ст.52);

· право на возмещение государством вреда, причиненного органами государственной власти или их должностными лицами (ст. 53).

Понятие и виды выборов.

Выборы — процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Существуют разные виды выборов:

1. очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) — назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы — проводятся тогда, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии.

Вопросы к зачёту по Конституционному праву:

1. Понятие, предмет и метод конституционного права.

Конституционное право — это ведущая отрасль национального права, представляющая систему правовых норм, закрепляющих основы конституционного строя, регулирующих отношения между государством и человеком, устройство государства, организацию государственной власти.

Предмет конституционного права — это совокупность общественных отношений, составляющих:

1. Основы социально-экономической структуры общества, его политической системы, культурной и духовной жизни;

2. Отношения между личностью и государством (основы правового статуса), охрана прав и свобод человека и гражданина;

3. Отношения, складывающиеся между центральной властью и властью субъектов РФ;

4. Устройство государственной власти, отношения между различными видами органов государственной власти, а также между органами государственной власти и местного самоуправления.

Методы научного познания: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др; Наука исследует все конституционно-правовые процессы в их историческом развитии; Наука кон права широко использует и сравнительно-правовой метод исследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных странах; В научных исследованиях необходим системный подход к предмету изучения; Статистический метод помогает анализировать эффективность действия конституционно-правовых норм, Метод конкретно-социологических исследований используется наукой конст права для изучения социальной и политической сфер, в которых происходит реализация конст-правовых норм.

2. Конституционно-правовые отношения.

Правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами права. Они состоят из объекта, субъекта и содержания (права и обязанности субъектов, которые они приобретают).

К субъектам относятся - участники общественных отношений;

1. физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы);

2. общности людей (народ страны, народ субъектов, население);

3. ассоциации граждан (общественные объединения, в том числе в форме политических партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозные объединения);

4. государство;

5. государственно-территориальные образования (субъекты РФ, части территории и т.д.);

6. органы государственной власти (центральные, региональные);

7. высшие должностные лица;

8. депутаты (парламентов, законодательных собраний и т.д.);

9. различные избирательные объединения (комиссии).

Объект конституционных правоотношений — это то, на что направлено правоотношение:

1. государственные территории;

2. материальные ценности;

3. поведение людей;

4. деятельность органов государства;

5. личные неимущественные отношения.

Таким образом, общим для всех объектов конституционно-правовых отношений являются:

· тесная связь с властью государства;

· общественный контроль над властью.

Содержание правоотношения — конкретные права и обязанности, которые приобретает участник правоотношений при возникновении юридических фактов. К содержанию относятся:

1. конкретные правоотношения (подача заявления) и правовые состояния (наличие гражданства);

2. постоянные или временные правоотношения;

3. материальные или процессуальные правоотношения;

4. правоустановительные или правоохранительные правоотношения.

Основанием для возникновения, изменения и прекращения правоотношения является юридический факт — это закрепленное в законе событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

3. Нормы конституционного права.

Нормы Конституционного права — это правило поведения, установленное или санкционированное в Конституции, а также в других Конституционных законах, определяющих статус, принципы, ответственность субъектов Конституционного права.

 

Особенности норм Конституционного права:

1. Нормы содержатся в Конституции, поэтому обладают высшей юридической силой.

 

2. Нормы содержатся в федеральных Конституционных законах, поэтому обыкновенные законы должны соответствовать федеральным Конституционным законам.

3. По кругу субъектов, кому направлены эти нормы (государство, народ, нация, президент, правительство).

4. Характер предписаний, которые содержатся в правилах поведения. Этот характер носит обобщенный характер, выражается в принципах, задачах, целях в установлении целостных систем.

5. По структуре нормы содержат в основном гипотезу и диспозицию, санкции применяются реже.

Виды норм Конституционного права.

По содержанию нормы делятся на:

· нормы, регулирующие основы Конституционного строя;

· нормы, регулирующие права человека;

· нормы, регулирующие устройство государства;

· нормы, регулирующие систему органов управления.

По территории действия нормы делятся на:

· общефедеральные;

· республиканские;

· региональные;

· местные;

По форме выражения предписаний нормы делятся на:

· нормы управомачивающие;

· нормы обязывающие;

· нормы запрещающие.

По юридической силе:

1. Конституция РФ;

2. Федеральные конституционные законы;

3. Федеральные законы;

4. Конституции (уставы) субъектов РФ;

5. Законы субъектов РФ;

6. Закон о поправках к Конституции;

7. Декларации;

8. Регламенты палат;

9. Нормативные акты главы государства (указы и распоряжения);

10. Постановления Правительства;

11. Нормативные акты Конституционного Суда РФ;

12. Акты органов местного самоуправления;

13. Общепризнанные нормы и принципы международного права;

14. Международные договоры;

15. Договор об образовании РФ;

16. Договор РФ и ее субъектов;

17. Договоры субъектов между собой.

По функциям, механизму правового регулирования нормы делятся:

· нормы принципы;

· нормы задачи;

· учредительные нормы;

· нормы констатации.

По методу правового регулирования нормы бывают:

· императивные;

· диспозитивные.

По особенности выполняемой роли:

· материальные;

· процессуальные.

4. Субъект, объект и содержание конституционных правоотношений.

Правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами права. Они состоят из объекта, субъекта и содержания (права и обязанности субъектов, которые они приобретают).

К субъектам относятся:

1. физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы);

2. общности людей (народ страны, народ субъектов, население);

3. ассоциации граждан (общественные объединения, в том числе в форме политических партий, общественных организаций, профсоюзов, религиозные объединения);

4. государство;

5. государственно-территориальные образования (субъекты РФ, части территории и т.д.);

6. органы государственной власти (центральные, региональные);

7. высшие должностные лица;

8. депутаты (парламентов, законодательных собраний и т.д.);

9. различные избирательные объединения (комиссии).

Объект конституционных правоотношений — это то, на что направлено правоотношение:

1. государственные территории;

2. материальные ценности;

3. поведение людей;

4. деятельность органов государства;

5. личные неимущественные отношения.

Таким образом, общим для всех объектов конституционно-правовых отношений являются:

· тесная связь с властью государства;

· общественный контроль над властью.

Содержание правоотношения — конкретные права и обязанности, которые приобретает участник правоотношений при возникновении юридических фактов. К содержанию относятся:

1. конкретные правоотношения (подача заявления) и правовые состояния (наличие гражданства);

2. постоянные или временные правоотношения;

3. материальные или процессуальные правоотношения;

4. правоустановительные или правоохранительные правоотношения.

Основанием для возникновения, изменения и прекращения правоотношения является юридический факт — это закрепленное в законе событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

5. Институты и система кп.

Кон-правовой институт - совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. Институты конституционного права: 1) основы конституционного строя; 2) основы правового статуса человека и гражданина; 3) федеративное устройство государства; 4) система органов, государственной власти и органов местного самоуправления.Главный критерий объединения норм в правовой институт - однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

6. Понятие источников кп.

Источники конституционного права — исходящие от государства или признаваемые им официально документальная форма выражения и закрепления норм права, придание им юридического общеобязательного значения. К ним относятся:

1. Конституция РФ;

2. Федеральные конституционные законы;

3. Федеральные законы;

4. Конституции (уставы) субъектов РФ;

5. Законы субъектов РФ;

6. Закон о поправках к Конституции;

7. Декларации;

8. Регламенты палат;

9. Нормативные акты главы государства (указы и распоряжения);

10. Постановления Правительства;

11. Нормативные акты Конституционного Суда РФ;

12. Акты органов местного самоуправления;

13. Общепризнанные нормы и принципы международного права

14. Международные договоры;

15. Договор об образовании РФ;

16. Договор РФ и ее субъектов;

17. Договоры субъектов между собой.

7. Виды источников кп.

1. Конституция РФ;

2. Федеральные конституционные законы;

3. Федеральные законы;

4. Конституции (уставы) субъектов РФ;

5. Законы субъектов РФ;

6. Закон о поправках к Конституции;

7. Декларации;

8. Регламенты палат;

9. Нормативные акты главы государства (указы и распоряжения);

10. Постановления Правительства;

11. Нормативные акты Конституционного Суда РФ;

12. Акты органов местного самоуправления;

13. Общепризнанные нормы и принципы международного права

14. Международные договоры;

15. Договор об образовании РФ;

16. Договор РФ и ее субъектов;

17. Договоры субъектов между собой.

8. Конституция: понятие, сущность, юридические свойства.

Конституция - Основной Закон государства, обладающий высшей юридической силой; Сущность конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы; Подходы к сущности конституции: 1)суверенитете народа; 2)теологическая теория утверждает, что конституция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия; 3)школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституционные нормы - это опыт народа страны; 4)согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.

Юридические свойства Конституции - это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства: 1. Учредительный характер (нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства); 2. Легитимность состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа; 3. Верховенство (означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов); 4. Стабильность; 5. имеет прямое действие; 6. Реальность (о реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний); 7. юридической базой текущего законодательства; 8. Программность;

 

9. Этапы конституционного развития.

10. Принятие и содержание конституции 1993 года.

Принятие (1993)

15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о в







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.