Тарифные методы регулирования международной торговли
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тарифные методы регулирования международной торговли





Таможенный тариф – основной и самый давний инструмент внешнеторговой политики. Это систематизированный свод ставок таможенных пошлин, которыми облагаются товары и другие предметы, ввезенные на таможенную территорию страны или вывозятся за пределы данной территории.

Пошлина, взимаемая таможней, представляет собой налог на товары и другие предметы, которые перемещаются через таможенную границу государства.

Пошлины выполняют следующие функции:

· фискальную, когда используются для формирования, мобилизации, аккумулирования финансовых ресурсов государства. Эта функция относится, как к импортным, так и к экспортным пошлинам;

· протекционистскую, когда вводятся для сокращения или устранения импорта, тем самым ограждая отечественных производителей от иностранной конкуренции;

· балансировочную, когда вводятся для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые ниже мировых.

Обычно различают такие виды пошлин [13, с. 204-206; 38, с. 149-157; 59, с. 299]:

 

1. По способу взимания:

- адвалорная (стоимостная)AV), начисляемая в процентах к таможенной стоимости товаров, которые облагаются пошлиной (например, 30% от таможенной стоимости).

, (4.1)

где Pd – цена товара на внутреннем рынке;

Pim – цена товара, по которой он импортируется.

- специфическаяS), начисляемая в установленном денежном размере на единицу товаров, которые облагаются пошлиной (например, 15 долл. за 1 т):

, (4.2)

где - средняя внутренняя цена товара, требующего таможенной защиты;

- комбинированная, совмещающая два вышеназванных вида таможенного обложения (например, 30% от таможенной стоимости, но не более чем 15 долл. за 1 т).

 

2. По объекту обложения:



-ввозная (импортная) пошлина, начисляемая на товары при их ввозе на таможенную территорию государства;

- вывозная (экспортная) пошлина, начисляемая на товары при их вывозе за пределы таможенной территории страны. Ставка экспортной пошлины (Те) равняется процентному превышению экспортной (мировой) цены товара РС над ценой, по которой он продается на внутреннем рынке:

. (4.3)

 

3. По характеру:

- сезонная (ввозная и вывозная) пошлина, начисляемая на товары сезонного характера для оперативного регулирования международной торговли. Срок ее действия не превышает нескольких месяцев в год;

- специальная пошлина, применяемая государством в следующих случаях:

а) как защитная, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

б) как предупредительная мера по отношению к участникам внешнеэкономической деятельности, нарушающим государственные интересы в данной отрасли, а также как мера для прекращения недобросовестной конкуренции;

в) как мера в ответ на дискриминационные и (или) недружественные действия со стороны иностранных государств, а также в ответ на действия отдельных стран, ограничивающих осуществление законных прав субъектов внешнеэкономической деятельности государства.

- антидемпинговая пошлина, применяемая при ввозе на таможенную территорию страны товаров по цене, существенно более низкой, чем в стране экспорта в момент этого экспорта, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров либо препятствует организации или расширению производства таких товаров.

- компенсационная пошлина, применяемая при ввозе на таможенную территорию страны товаров, при производстве или экспорте которых прямо или косвенно использовалась субсидия, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб национальным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров либо препятствует организации или расширению производства таких товаров.

4. По происхождению:

- автономные– пошлины, которые вводятся на основе односторонних решений органов государственной власти страны;

-договорные – пошлины, устанавливаемые на основе двусторонних или многосторонних соглашений;

- преференциальные – пошлины с более низкими ставками по сравнению с действующим тарифом. Они начисляются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран или стран, создающих совместно с данной страной таможенный союз или зону свободной торговли, или обращающиеся в приграничной торговле.

5. По типу ставок:

-постоянные– ставки таможенного тарифа, установленные органами государственной власти, которые не могут изменяться в зависимости от тех или иных обстоятельств;

-переменные – ставки таможенного тарифа, которые могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях.

6. По способу вычисления:

- номинальные – таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе;

- эффективные (действительные) – реальный уровень таможенных ставок на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров. То есть это размер ставки, который реально и эффективно защищает внутренний рынок или регулирует экспорт и транзит.

Страна иногда импортирует сырье беспошлинно, или вводит более низкие тарифные ставки на импорт производственного ресурса, чем на импорт конечного продукта, в производстве которого был применен данный ресурс. Это делается для поощрения национальных товаропроизводителей обрабатывающей промышленности и повышения уровня занятости. В этом случае эффективная тарифная ставка, которую рассчитывают на основе внутренней добавленной стоимости или стоимости переработки внутри страны, будет превышать номинальную тарифную ставку, которую рассчитывают на основе стоимости конечного продукта. Внутренняя добавленная стоимость равняется цене конечного продукта за минусом расходов на импорт производственных ресурсов, которые используются для производства товара.

Номинальная тарифная ставка показывает, насколько выросла цена конечного продукта в результате тарифа и поэтому она важна для потребителей.

Эффективная тарифная ставка показывает, насколько обеспечивается защита внутренних отраслей, производящих товар, который конкурирует с импортом, и поэтому она важна для производителей.

Вычисление эффективной тарифной ставки (Теf) осуществляется по формуле:

, (4.4)

где, Тn – номинальная тарифная ставка на конечную продукцию;

Тim – номинальная тарифная ставка на импортированные компоненты;

К – часть стоимости импортных компонентов в стоимости конечного продукта.

Формула 4.4 свидетельствует о том, что:

· ставка эффективного тарифа на конечный продукт равняется номинальной тарифной ставке (Теfn), если номинальный уровень тарифа на импортные компоненты равняется номинальному уровню тарифа на конечную продукцию или если в производстве конечной продукции не используются импортные компоненты (К = 0);

· эффективная тарифная ставка на конечный товар будет больше номинальной (Теfn), когда номинальная тарифная ставка больше ставки тарифа на импортные компоненты (Тnim) и наоборот;

· с ростом ставки тарифа на импортные компоненты эффективная тарифная ставка снижается и наоборот;

· с увеличением коэффициента К эффективная тарифная ставка будет возрастать.

Номинальная тарифная ставка может быть только положительной, а эффективная – как положительной, так и отрицательной, если тариф на импортные компоненты значительно выше тарифа на конечную продукцию [13, с. 210; 47, с. 207-211].

Страны иногда используют тарифную квоту, представляющую собой разновидность переменных таможенных налогов, ставки которых зависят от объема импорта товара. При импорте в пределах определенного количества товар облагается по базовой внутриквотовой ставке тарифа, а при превышении определенного объема импорта – по высшей сверхквотовой ставке тарифа. Использование этого инструмента торговой политики позволяет в определенной степени преодолеть противоречие, возникающее между интересами национальных производителей и введением импортной квоты, потому что, с одной стороны, товаропроизводители заинтересованы в тарифе, защищающем их от иностранной конкуренции, а с другой стороны – они как потребители не заинтересованы в нем, поскольку тариф лишает их возможности получать более дешевые импортные товары.

Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов может использоваться тарифная эскалация.

Тарифная эскалация – это повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки. С повышением процентного роста ставки тарифа по мере продвижения от сырья к готовой продукции, повышается и степень защиты национальных товаропроизводителей готовой продукции от иностранной конкуренции.

 

Начисление, уплата и взимание пошлины на товары производится на основании их таможенной стоимости. Таможенная стоимость – это цена товара, которая фактически оплачена или подлежит уплате за него в момент пересечения таможенной границы страны и по которой он может быть продан в стране назначения.

Таможенная стоимость определяется как для товаров, которые импортируются, так и товаров, которые экспортируются.

Для определения таможенной стоимости импортируемых товаров используют шесть методов:

1) по цене сделки с товарами, которые импортируются;

2) по цене сделки с идентичными товарами;

3) по цене сделки с подобными (аналогичными) товарами;

4) на основе вычитания стоимости;

5) на основе сложения стоимости;

6) резервного.

Основным методом определения таможенной стоимости товаров является 1 метод.

Если основной метод не может быть использован, то применяют последовательно каждый из вышеперечисленных методов.

Таможенная стоимость товаров, которые экспортируются, определяется в зависимости от вида договора.

При договоре купли-продажи или мены таможенная стоимость товаров определяется на основе цены, которая была фактически оплачена или которая подлежит уплате за эти товары на момент пересечения таможенной границы данной страны.

При другом виде договора таможенная стоимость товаров определяется на основе цены, подтвержденной коммерческими, транспортными, банковскими, бухгалтерскими и другими документами, содержащими сведения о стоимости оцениваемых товаров с учетом расходов на их транспортировку и страхование до пункта пересечения таможенной границы страны.

При таможенном обложении товаров важным моментом является определение страны происхождения товара.

Под страной происхождение товара считается страна, в которой товар был полностью изготовлен или подвержен достаточной переработке или обработке.

Причины применения правил определения страны происхождения товара:

1) при импорте по преференциальными соглашениями страны-импортеры должны быть уверены в том, что преференциальные ставки касаются продукции из стран, на которые распространяются преференции. То есть им необходимо подтверждение того, что импортируемые товары были, если не полностью, то по крайней мере в значительной мере трансформированы в стране, которая пользуется преференциями;

2) при импорте по тарифным ставками РНБ определение страны происхождения не имеет большого значения, поскольку такая пошлина применяется на недискриминационной основе к импорту из всех источников. Однако, там, где меры на таможенной границе принимают во внимание страну происхождения, ее определение становится необходимым. К этим мерам относятся:

- сбор антидемпинговой и компенсационной пошлины;

- применение количественных ограничений к отдельным странам;

- применение тарифных квот;

- применение марок или этикеток, указывающих на страну происхождения;

3) сбор статистических данных о внешней торговле.

Таким образом, страна происхождения товара определяется с целью применения тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию страны, вывоза товара с этой территории, а также обеспечения учета товаров в статистике внешней торговли.

Современные национальные системы определения происхождения товара разнообразны, но в целом они основываются на двух главных принципах:

1) принцип добавленной стоимости в производстве или последующей обработке. Продукция считается произведенной в той стране, в которой был добавлен определенный процент (40%, 50%, 60%) ее стоимости;

2) происхождение определяется на основе изменений в тарифной классификации, например, в Гармонизованной системе описания и кодирования товаров, которую используют страны-члены ВТО.

 

Экономические последствия введения пошлины разнообразны: они влияют на производство, потребление, товарооборот и благосостояние страны, которая ввела импортный тариф, и ее партнеров по торговле [13, с. 212-218; 177, с. 222-223; 38, с. 130-135;
47, с. 203-216].

Введение импортного тарифа для защиты национальных производителей, которые несут убытки из-за наплыв более дешевого товара, влияет на экономику как малой, так и большой страны. Страна считается малой, если изменение спроса с ее стороны на импортные товары не приводит к изменению мировых цен, и если изменение спроса на импортные товары вызывает изменение мировых цен.

Влияние тарифа на экономику небольшой страны показано на рис. 4.1.

 
 

Потребители у отечественных производителей по мировой цене Рс могут приобрести только Q1 данного товара. Неудовлетворенный спрос равняется Q1Q2 и может быть покрыт импортом. Страна вводит пошлину на импорт единицы товара в размере t, что приводит к увеличению цены импортируемого товара с Рс до Рс+t. Таким образом, внутренняя цена увеличивается, а мировая цена сохраняется на предыдущем уровне. Вследствие этого в стране:

· сокращается общий объем спроса (с Q2 до Q4), что происходит за счет потребителей, которые по высокой цене не смогут покупать данный товар;

· уменьшается объем импорта, что происходит в результате увеличения внутреннего производства и сокращения спроса;

· увеличивается внутреннее производство товара, поскольку по возросшей цене национальные производители товара, конкурирующего с импортным, смогут поставить на рынок большее количество товаров (не Q1, а Q3 товара);

· возрастают ее экономические потери, возникающие из-за необходимости внутреннего производства под защитой тарифа дополнительного количества товаров при более высоких издержках. Чем больше растет защита внутреннего рынка с помощью импортных пошлин, тем большее количество ресурсов, не предназначенных специально для выпуска данного товара, придется использовать для его производства. Страна могла бы не нести убытки, если бы покупала товары по более низкой цене у иностранного продавца. На внутреннем рынке происходит замена эффективных, с точки зрения издержек, иностранных товаров, менее эффективными в производстве отечественными товарами. Убыток для страны в целом равняется сумме, которая соответствует площадям треугольников CJM и NHB (рис. 4.1).

Таким образом, при введении импортного тарифа возникают следующие экономические эффекты:

- эффект государственного дохода, то есть государство получает дополнительный доход, который равен произведению ставки тарифа на объем импорта (MJHN);

- торговый эффект, то есть снижение импорта (BN+CM);

- потребительский эффект, то есть сокращение внутреннего потребления (BN). Благосостояние потребителей снижается, поскольку потребление товара связано с ростом его цены на внутреннем рынке;

- производственный эффект, то есть расширение внутреннего производства (СМ).

Итак, при введении импортного тарифа малой страной мировые цены не изменяются, и ее условия торговли не настолько улучшаются, чтобы компенсировать негативное влияние тарифа на экономику.

Последствия введения импортного тарифа большой страной, почти такие же, как и в малой стране. Однако он вызывает снижение уровня мировых цен и удешевление импорта.

Импортный тариф, введенный большой страной, не только защищает рынок от иностранной конкуренции, но и является средством улучшения своих условий торговли с внешним миром. Большая страна является крупным импортером товаров на мировом рынке. Поэтому, если она ограничивает свой импорт ввозными тарифами, то это существенно снижает совокупный спрос на данный товар. Вследствие этого продавцы товара вынуждены снижать цены. При неизменном уровне цен на экспортные товары и снижении цен на импортные товары условия торговли страны улучшаются. Введение импортного тарифа приведет к положительным результатам только в том случае, если они не будут перекрыты негативными экономическими потерями для страны из-за его начисления. Другими словами, положительный эффект тарифа достигается в случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

При введении тарифа большой страной, объем ее торговли снижается, но условия торговли улучшаются. Однако, с одной стороны, уменьшение объема торговли приводит к снижению благосостояния страны, а, с другой – улучшение условий торговли вызывает повышение благосостояния страны. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа.

Оптимальным тарифом является такая тарифная ставка, которая обеспечивает максимальную выгоду от улучшения условий торговли за минусом негативного эффекта в результате сокращения объемов торговли (рис. 4.2) [13, с. 119; 38, с. 135; 47, с. 218-220].

 
 

 

Таможенный тариф можно установить в широком диапазоне от 0
(в условиях свободной торговли) до запретительного уровня (ввоз товара в страну прекращается). При Т=0 благосостояние страны отвечает уровню Е1. По мере перехода страны от условий свободной торговли к повышению тарифной ставки ее благосостояние растет до максимального уровня Е2 (оптимальный тариф), а затем снижается, как только тарифная ставка превысит оптимальный уровень. Экономические потери начинают все более перекрывать полученный выигрыш. Это продолжается до тех пор, пока уровень тарифа не станет запретительным и страна не окажется в условиях автаркии. Из-за отсутствия дешевого импорта экономическое благосостояние страны упадет до уровня Е3.

Оптимальный тариф рассчитывается по формуле:

, (4.5)

где – оптимальная тарифная ставка в j-й отрасли;

– номинальная тарифная ставка в j-й отрасли;

– номинальная тарифная ставка в і-й отрасли;

aij – часть продукции і-той отрасли в объеме производства j-той отрасли по ценам свободной торговли;

Оптимальная тарифная ставка всегда сравнительно небольшая, положительная (Т0>0) и меньше запретительной тарифной ставки (Т03). Страна, устанавливая оптимальный тариф, улучшает свои условия торговли, но они ухудшаются у ее торгового партнера. Благосостояние страны – торгового партнера снижается, когда одновременно сокращается объем торговли и ухудшаются условия торговли, и тогда эта страна может ввести свой собственный оптимальный тариф. Таким образом, выигрыш большой страны возникает за счет ее торговых партнеров, в результате перераспределения доходов. Одновременно это приводит к потерям мирового хозяйства, где нерационально используются факторы производства.

Тарифные методы защиты внешней торговли всегда связаны с дополнительными расходами потребителей. Так, экономисты подсчитали, что средний японский потребитель ежегодно тратит на 890 долл. больше из-за торговых ограничений на пищевые продукты, косметику и продукцию химической промышленности; в США тарифы в 21 отрасли производства являются причиной ежегодных расходов в 10,2 млрд долл., или 40,8 долл. на одного потребителя. Потенциальный доход потребителей от отмены всех тарифов и количественных ограничений составил бы около 70 млрд долл., или 1,3% ВВП. [ 31, с. 185].

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.