Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Услуги и их классификация в международной торговле





 

Мировой рынок услуг представляет собой сферу обмена услуг между странами. Наряду с мировыми товарными рынками он является неотъем­лемой частью международных экономических отношений.

Предметом обмена на этом рынке являются услуги. Они выступают результатом функционирования важнейших сфер человеческой деятельно­сти: науки, техники, производства, управление.

Услуга – это выполнение согласно договору одной стороной
(ис­полнителем) по заданию другой стороны (заказчика) определенных дейст­вий или осуществление определенной деятельности, которые потребляются в процессе их реализации. Услуги в сфере международной торговли – это экономические отношения между двумя сторонами – резидентами и нерезидентами.

Услуги и торговля ими качественно отличаются от товаров и торгов­ли товарами.

Главными характеристиками услуг является то, что их нельзя в отли­чие от товаров, увидеть и воспринимать на ощупь; они не подвергаются хранению; торговля услугами связана с их производством; экспорт услуг означает оказание услуги иностранцу, т.е. нерезиденту, даже если он нахо­дится на таможенной территории страны. Однако вышеприведенное описа­ние характеристик услуг имеет ограничения. Некоторые услуги можно уви­деть (например, отчет консультанта на дискете), некоторые из них сохра­няются (например, система телефонного автоответчика).

Различие между товарами и услугами заключается также в том, как, каким образом правительство предоставляет защиту своему производителю. Если производственные отрасли промышленности защищаются посредст­вом установления тарифов, количественных ограничений и т.п., то сфера услуг защищается главным образом национальными нормативами и прави­лами, касающихся прямых иностранных инвестиций и участия иностран­ных поставщиков услуг в деятельности национальных предприятий.

Защиту сферы услуг нельзя обеспечить соответствующими мерами на границах из-за нематериального характера услуг, а также потому, что немного опера­ций с услугами связаны с пересечением границ.

Международные организации систематизируют и классифицируют услуги, являющиеся предметом международной торговли.

Классификация услуг, принятая МВФ и лежащая в основе платежного баланса, показывает платежи между резидентами и нерезидентами и содержит 11 секторов (транспортные услуги; услуги, связанные с поездками; услуги связи; строительство; страхование; финансовые услуги; компьютерные и информационные услуги; роялти и лицензионные платежи; другие бизнес-услуги; личные, культурные и рекреационные услуги; правительственные услуги).

Мировой банк классифицирует услуги по укрупненным группировкам: І группа – факторные услуги, возникающие в связи с движением факторов производства, ІІ группа – нефакторные услуги, к которым относятся виды услуг, не связанные с факторами производства (транспортные услуги, услуги, связанные с поездками, другие нефинансовые услуги).

Предложенная ВТО классификация услуг состоит из 12 секторов: коммерческие услуги; услуги связи; услуги по строительству и смежные инженерные услуги; услуги дистрибьюторов; услуги в сфере образования; услуги по охране окружающей среды; финансовые услуги; услуги в сфере охраны здоровья и в социальной сфере; услуги, связанные с туризмом; услуги по организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий; транспортные услуги; другие услуги.

Разные характеристики услуг влияют на способ, которым осуществ­ляются международные операции. Если международные операции с това­рами предусматривают их физическое перемещение из одной страны в дру­гую, то только некоторые виды операций с услугами предусматривают движение через границы. Однако для большинства операций в сфере услуг время и место потребления нельзя отделить, что требует приближения по­ставщика услуг к потребителю.

Услуги на международном уровне предоставляются с применением четырех способов, в частности:

1) трансграничные поставки, т.е. предоставление услуг через гра­ницу. Поставщик и потребитель услуги не перемещаются через границу, ее пересекает только услуга. Примерами трансграничных операций могут быть услуги, которые передаются через средства телекоммуникации (консультации по телефону или по факсу, поставка услуг по почте, перевод денег через банки), услуги, вложенные в товары (технический отчет консультанта, программное обеспечение на дискете), транспортные услуги;

2) потребление за границей, т.е. перемещение потребителей в страну экспорта. Поставщик не перемещается (туризм, образование, медицинские услуги в больнице другой страны, услуги по ремонту судов, если судно одной страны отправляется в другую для ремонта);

3) коммерческое присутствие, т.е. создание коммерческого присутствия в стране, в которой должны предоставляться услуги (открытие филиала или дочерней компании). Поставщик услуг перемещается, а потребитель не перемещается (например, прямые иностранные инвестиции, временная трудовая миграция, банковская услуга, которая предоставляется через филиал или отделение иностранного банка);

4) присутствие физических лиц, т.е. временный переезд физических лиц в другую страну ради предоставления там услуг (например, гастроли театров, артистов, лекции профессоров университетов, услуги архитекторов, юристов, поездка иностранного консультанта в страну для предоставления консультационных услуг).

Общее количество услуг, предоставляемых последними двумя способами, значительно выше того, которыми торгуют в случае применения первых двух. Однако новейшие достижения коммуникационных технологий и развитие электронной торговли создают все больше возможностей для компаний предоставлять услуги в режиме трансграничного перемещения, не создавая коммерческого присутствия в стране-импортере.

Возможны случаи, когда для предоставления услуги может использоваться не только один способ осуществления. Например, определенная консульта­ционная услуга может быть предоставлена средствами телекоммуникации и непосредственно присутствующими физическими лицами.

 

Состояние и структура мирового рынка услуг

Предоставление услуг является наиболее динамичной статьей внешней торговли. Все большее количество видов услуг становится рыночным товаром и регистрируется на счете текущих операций платежного баланса страны.

Экспорт услуг составляет свыше 3,7 трлн долл. США или 19% всего объема мирового экспорта товаров и услуг, а импорт – 3,5 трлн долл. или 18,6% мирового импорта товаров и услуг. При этом торговля услугами постоянно растет достаточно высокими темпами (табл. 5.7, 5.8, 5.9).

 

Таблица 5.7

Объем мировой торговли услугами в 2007-2008 гг.

(млрд долл. США)

 

Регионы и страны Экспорт Импорт
       
Мир в целом        
Северная Америка        
США        
Южная и Центральная Америка        
Бразилия        
Европа        
ЕС (27 стран)        
Великобритания        
Германия        
Франция        
Италия        
Испания        
СНГ        
Российская Федерация        
Украина        
Африка        
Египет        
Ближний Восток        
Израиль        
Азия        
Япония        
Китай        
Индия        

 

Источник: [www.wto.org]

 

Таблица 5.8







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.