Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел II. Популярная песня как явление массовой музыкальной культуры.





Жанр песни в истории музыкальной культуры. Особенности коммуникации и сферы распространения в XX веке. Популярная песня как важнейшая составляющая современной молодежной музыкальной субкультуры. Французская шансон и искусство шансонье. Истоки и основные этапы развития. Шансон в условиях современной песенной эстрады. Шлягер. Общее представление. Зарождение понятия в конце IXI века в связи с коммерциализацией бытовой песни и романса. Основные принципы функционирования. Феномен советской массовой песни. Становление, ведущие стилевые ориентиры. Угасание жанра вместе с завершением советского периода в жизни России. Самодеятельная авторская песня в СССР. Общее представление и особенности функционирования. Судьба жанра в постсоветской России. Явление и понятие эстрадной песни. Основные этапы развития в России. Важнейшие направления и разнообразие национальных влияний. Зарубежная эстрада последней трети XX века. Значение средств массовой коммуникации для существования и развития популярной песни. Представление о технологиях поп-индустрии. Ведущие фестивали и конкурсы популярной песни. Обзор основных тенденций в области современной эстрады.

Раздел III. Джаз, его специфика, история и современность.

Общее представление о джазе и его значение в музыкальной культуре XX века. Ведущие джазовые течения, вопросы периодизации. Основная терминология. Джаз как явление культуры Нового Света. Значение многонациональных традиций Америки в его зарождении. Обзор жанровых истоков (танцевальных, вокальных, театральных): рэгтайм, блюз, спиричуэл, театр менестрелей и др. Эпоха архаического джаза. Стили джазовой музыки (от новоорлеанского к чикагскому и гарлемскому) и сферы ее бытования: марширующие оркестры, танцевальные залы, увеселительные заведения. Появление «белого» джаза. Стиль «диксиленд». Расцвет джазовой музыки в 1920-30-е годы. Начало активного распространения джаза в Западной Европе. Симфо-джаз. Эра свинга. Радио и киномузыка как основные средства популяризации джаза в США. Коммерциализация джаза. Возникновение некоммерческих направлений джазовой музыки. Начало модерн-джаза. Стиль би боп. Основные джазовые направления 1950-60-х: кул-джаз, хард-боп, вест-коуст джаз, ист-коуст джаз, мейнстрим. Семейство ассимиляционных направлений 1960-70-х годов: этно-джаз, джаз-рок, третье течение. Особенности бытования джаза в Советской России 1920-40-х годов. «Песенный» джаз. Российский джаз второй половины XX века: подъемы и спады. Джаз в системе масс-медиа. Ведущие джазовые фестивали, теле- и радиопередачи, фирмы аудиозаписи. Обзор основных тенденций и форм функционирования современного джаза (с 60-х годов XX века).

Раздел IV. Рок как явление современной молодежной субкультуры.

Общее представление о рок-музыке. Особенности возникновения и функционирования. Рок как явление контркультуры. Значение для его формирования литературы (направление «битников»), философии (экзистенциализм, франкфурдская школа), политических движений. Этапы развития, направления, терминология. Американский рок конца 1950-60-х годов. Рок-н-ролл как исторически первая разновидность рок-музыки. Появление британского бита в 1960-е годы как реакции на американский рок. «The Beatles», «Rollings Stones». Дифференциация рок-музыки в 1970-80-е годы. «Социальные» направления: хард-рок, панк-рок, хэви-металл. «Артифициальные» направления: прогрессивный рок, арт-рок, рага-рок. Рок и новые музыкальные технологии. Студийный электронный рок 1970-80-х годов. Особенности функционирования рока в СССР. Ведущие рок-клубы и их представители. Свердловск как один из центров отечественного рок-движения. Роль средств массовой информации в распространении рок-музыки. Информационная система «Интернет» – новое средство популяризации рок-музыки в 1990-е годы. Ведущие рок-фестивали, издания, фирмы аудиозаписи. Обзор основных тенденций и форм функционирования современного рока.

Раздел V. Формы синтеза музыки, театра, кино и телевидения в сфере массовой музыкальной культуры.

Представление о возможностях синтеза музыки с другими искусствами в контексте массовой культуры XX века. Обзор основных форм этого синтеза. Направление музыкально-эстрадной зрелищности: варьете, мюзик-холл, эстрадное ревю. Жанровый статус, эстетические доминанты, характер функционирования. Истоки и краткий исторический обзор. Мюзикл: определение жанра, происхождение, этапы формирования. Мюзикл США и Западной Европы 1920-30-х годов. Появление киномюзикла и его конкуренция с театральным мюзиклом. Расцвет мюзикла в США и Западной Европе в 1940-60-е годы. Расширение тематики жанра. Мюзикл в России. Возникновение рок-оперы и рок-мюзикла (1960-е годы). Определение жанровой специфики и основные черты. Массовая музыкальная культура – кино и телевидение: аспекты взаимодействия. Музыкальный видеоклип как квинтэссенция этого процесса. Обзор других разновидностей современных массовых представлений, включающих музыкальную компоненту: торжественные массовые церемонии, уличные театры, хэппенинги и т. д.

 

Раздел VI. Некоторые формы взаимодействия массовой музыки с другими «пластами» музыкальной культуры.

Взаимодействие массовой музыки и фольклора. Массовая музыка и классика. Основные формы контакта. Массовая музыка и академический авангард: движение навстречу.

 

Лабораторный практикум

Лабораторный практикум по дисциплине «Современные молодежные субкультуры» не предусмотрен.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Библиографический список

Основная литература:

Акопян К.З. Массовая культура. М.: ИНФРА-М., 2004.

Мешкова А.С, Коробова А.Г. Массовая музыкальная культура ХХ века. – Екатеринбург, 2004. – 99 с.

Дополнительная литература:

Адорно Т. В. Избранное: социология музыки. – М.; СПб.: Университетская книга, 1998. – 445 с.

Баташев А. Н. Советский джаз. – М.: Музыка, 1972. – 175 с.

Бержеро Ф., Мерлин А. История джаза со времен бопа. Пер. с фр. М. Чернавиной. – М.: АСТ, Астрель, 2003. – 160 с.

Бушуева С. К. Мюзикл//Искусство и массы в современном буржуазном обществе. – Л.: Советский композитор, 1989. – С. 170-194.

Великие мюзиклы мира. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 704 с.

Западные молодежные субкультуры. Научно-аналитический обзор. – М.:1990. – 42 с.

Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. – М., 2005. – 445 с.

Кнабе Г. С. Феномен рока и контр-культура//Вопросы философии – 1990 - №8. – С. 39-61.

Козлов А. С. Рок: истоки и развитие. – М.: Синкопа, 2001. – 192 с.

Кокорев А. В. Панк-рок от А до Я. – М.: Музыка, 1992. – 79 с.

Коллиер Дж. Л. Дюк Эллингтон. – М.: Радуга, 1987. – 352 с.

Коллиер Дж. Л. Луи Армстронг. Американский гений. – М.: Радуга, 1987 – 421 с.

Конен В. Д. Рождение джаза. – М.: Советский композитор, 1984. – 320 с.

Конен В. Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. – М.: Музыка,1994 – 160 с.

Королев О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок-, поп-музыки. Термины и понятия. – М.: Музыка, 2002. – 168 с.

Крылова А. В. Рекламная аудиокоммуникация в современной культуре. – Ростов-на-Дону, 2004. – 214 с.

Махлина С. Е. Массовое и элитарное искусство//Семиотика культуры и искусства: Словарь-справочник в 2-х кн. – СПб: Композитор, 2003. – Кн. 2, С. 3-18.

Набок И. Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. – Л.: Знание, 1989. – 32 с.

Овчинников Е. В. История джаза: Учебник. Вып. 1. – М.: Музыка, 1994. – 240 с.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс//Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М.: Искусство,1991. С. 309-350.

Сохор А. Н. Романс и песня.//Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. Вып. 3 – Л.: Советский композитор, 1983. – С. 190-291.

Сыров В. Н. Рок и классика./Музыкальная академия. – 1998. - №2. – 20 с.

Цукер А. М. И рок, и симфония. – М.: Композитор, 1993. – 304 с.

Цукер А. М. Массовые музыкальные жанры в контексте культуры //История современной отечественной музыки. Вып. 3. (1960-1990). Ред.-сост. Е. Б. Долинская. – М.: 2001. – С. 453-475.

 

6. Средства обеспечения освоения дисциплины

Фонд видео- и аудиокассет. Фонд аудио, mp3, DVD компакт-дисков с записями музыкальных произведений.

 

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Наличие специализированных классов, оборудованных компьютерами, программным обеспечением, музыкальными инструментами, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой, мультимедиароектом.


[1] Для студентов заочной формы обучения обязательно выполнение контрольной работы.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.