Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Экономическая мысль Древней Греции





Иной тип социальной системы Др. мира сложился в античном обществе. Здесь было не только государственное хозяйство, но и общественное и частное хозяйства. Сочинения не только об управлении государственным хозяйством, но и об эффективности частного хозяйства.

 

Древняя Греция: труды Ксенофонта, Платона и Аристотеля

 

Ксенофонт(430-356 гг до н.э.) – участник кружка Сократа г.Афины, участник в походах военных.

 

«Ойкономикос» (закон дома) (в русском переводе Домострой) – вопросы организации домашнего хозяйства, дается определение домохозяйства (хорошее управление хозяйством), субъективное определение богатства (если небольшой достаток, но его хватит, то человек богат, у него остается излишек). Чем выше потребности, тем больше не хватает их обеспечивать –> человек бедный.

 

Богатство не только показывает совокупность вещей, а как совокупность, из которых человек может извлекать пользу для себя. К нему относятся: знания, умение и даже враги.

 

Ксенофонт прослеживает деление на потребительскую и мЕновую стоимость. Любые блага являются полезными для владельца (потребительская стоимость) или может быть отдано тому, кто видит к нем пользу в ответ на необходимое (меновая стоимость).

 

Залог богатства – правильное управление им: необходимые знания по ведению хозяйства, а также определение качества. Хозяин должен быть свободен от вредных страстей (ложь и т.д.)

Он призывает земельных собственников управлять хозяйством в интересах его процветания. Он дает оценку видам экономической деятельности: наиболее доступное – земледелие, которое является источников всех благ, воспитывает патриотических граждан, учит справедливости, т.к. его плоды зависят от количества труда и старания при обработке земли, что приучает к мысли, что все воздается по заслугам.

 

Платон (427-347 гг до н.э.) – ученик Сократа. Проблемы социально-экономического характера исследуются в сочинениях «Государство», «Законы» и т.д. Жил в эпоху обострения кризиса древнегреческого полиса. Полис – тип социально-экономического, политической организации общества, характерный для античности, где в основе – городское хозяйство, состоящее из свободных граждан (демос), рабов и чужеземцев (метеков – не граждане полиса).

 

Политические и философские идеи Платона характеризуются нелюбовью к демократии. Ему не нравились хаотические изменения в обществе в его время (эпоха перемен). Он отрицательно относился к олигархии, к тирании и демократии. От олигархии – к демократии, а от демографии – к тирании. Демократия – наиболее испорченный анархический строй. Концепция нового, идеального государства. В современных ему государствах нет единства –> существует 2 государства: богачей и бедняков.

 

Он считал, что неравенство коренится в природе людей, поэтому неустранимо, но каждый человек должен получать свою долю сообразно природным способностям. Каждый от природы приспособлен к выполнению одного дела, тогда можно больше создать продукции. Разделение труда – основа организации общества и основа распадение на сословия.



 

В «Государстве» он отмечал, что город рождается от нашей нужды во многих вещах; в основе потребности людей (в пище, в жилище, в одежде) и город может удовлетворить эти потребности. Разделение труда связывает людей в общество.

Концепция идеального государства – утопия. Идеальное государство – город государства, с небольшим количеством жителей.

 

государство должно состоять из 3х сословий: правители (философы), стражи и земледельцы.

 

Причины их положения не должны меняться. Правители и стражи должны быть должны быть освобождены от производительного труда, которым должны заниматься только крестьяне и ремесленники. Правители и стражи должны отказываться от частной собственности, жить в лагерях, питаться совместно, не заниматься торговлей, не пользоваться деньгами и не иметь индивидуальных жен.

 

Земледельцы, ремесленники, торговцы могли пользоваться деньгами, могут иметь частную собственность, их жизнь решается государством, которому они поставляют блага, они заняты в производстве и не участвуют в политической жизни.

 

в сочинении «Законы» (более реалистичен) ориентируется на развитие сельского хозяйства, как основа натурального хозяйства. Против излишней концентрации земли в руках крупных собственников, более равномерное распределение.

 

Т.к. нельзя изменить развитие старых городов, он изложил принципы новых городов:

-отстоять от морского побережья на 16 километров

-производить продукцию

-должно быть 5040 хозяйств в отдельном городе

-верховный собственник наделов – государство

-наделы не должны продаваться, а должны передаваться

-их величина неизменна

-стоимость одного надела является пределом бедности и не может быть уменьшена

-при возрастании населения создаются новые города

-4 имущественных класса населения (можно переходить)

-стоимость имущества > надела -> избыток государству

 

Платон ориентировался на развитие натурального хозяйства, предлагал не взимать пошлин на ввоз и вывод, а запретить ввоз не необходимых благ и вывоз необходимых благ; запретить частное владение золотом и серебром; использовать общеэллинскую монету, запретить выдавать ссуды по %-ты и покупку товаров в кредит; установить пределы колебания цен; нельзя назначать 2 цены на 1 товар в 1 день; заниматься мелкой торговлей недостойно, крупная торговля с целью наживы осуждалась.

 

Платон – идеолог сильного элинного государства, за единство и стабильность общества, за натуральное хозяйство, за справедливую частную собственность и за рабский труд.

 

Аристотель (384-322 гг до н.э.). Его отец был врачом Македонского царя: Аристотель был близко ко двору и дружил с будущим царем Македонии. Ему предложили быть учителем Александра Македонского. Провел в академии Платона 20 лет. В Афинах основал школу. Основные сочинения: «Политика», «Афинская политика», «Никомахова этика».

 

Усиление политической и экономической роли среднего рабовладения: ни производство, ни жизнь не могут обойтись без рабов.

 

2 типа экономического поведения: потребление, производство (труд рабов). Жизнь не может происходить без рабов -> рабство существует в силу экономической необходимости. В производстве человек становится рабом даже в том случае, если он юридически свободен. Назначение гражданина – развивать интеллект, быть свободным от физического труда и думать о государстве. Раб – первый предмет владения (Аристотель), но он не разделял точку зрения, превращающее рабовладельческих хозяев в источник обогащения.

 

В сочинении «Политика» он выделил 2 вида хозяйственной деятельности: экономику и хрестоматистику. Экономика оценивается им как естественный вид деятельности по обеспечению себя необходимыми материальными благами, т.е. экономика – искусство пользования благами (землевладение, рыболовство, охота, скотоводство, мелкая торговля, разбой). Хрестоматистика – неестественная деятельность, направленная на накопление богатства, искусство наживы (крупная торговля, ростовщичество, любая деятельность за деньги, в т.ч. труд наемных рабочих).

 

«Никомахова этика» - любая деятельность имеет определенную цель и заканчивается по достижению этой цели. Всякое действие, направленное на достижение этой цели, естественно.

 

Цель хрестоматистики – деньги, негативно по Аристотелю, т.к. деньги – цель низкого порядка, т.к. является промежуточной, ведь деньги служат лишь средством для реализации экономической цели. Превращение денег в цель делает процесс их приобретения бесконечным, накопление денег не имеет предела, т.к. сам процесс направлен не на достижение цели, а на преумножение средств. Для Аристотеля характерен подход к оценке хозяйственной деятельности с оценкой этических позиций.

 

Всякая добродетель заключается в соблюдении золотой середины, в отношении владения имуществом золотая середина – щедрость, недостаток – скупость, избыток – ростовщичество.

 

Экономическое поведение должно быть справедливым. 2 вида правосудности:

А) правосудность при обмене. Основано на равенстве вещей: товары обмениваются в соответствии затраченной на их создание работой, средством соизмерения товаров служит потребность в них человека.

Б) правосудность при распределении – воздание по заслугам (здесь невозможно арифметическое равенство), распределение основывается на пропорциональности общественной значимости.

 

В своих произведениях Аристотель рассматривает вопросы разделения труда, процесс зарождения и развития меновой торговли, зарождение крупной торговли, процесса возникновения денег.

Российский маржинализм

Маржинализм (англ. marginal – предельный) – направление в экономической науке, представители которого анализируют экономические процессы с позиций индивидуальных предпочтений участников. На основе индивидуальных оценок выгод и издержек строится система ценностей и обосновывается существо основных категорий (цены, спроса, издержек и т.п.). Начало развитию данного направления положили основатели австрийской школы.
Отличительная черта маржинализма – сочетание теоретического анализа с разработками прикладного характера. Маржинализм широко использует математический аппарат, методологию и выводы прикладных разделов науки.
Представители направления: Кнут Викселль, Джон Нейман, Оскар Моргенштерн.

Первые маржиналистские работы появились в России в 90-е гг. XIX в. Здесь можно отметить статью М.И. Туган-Барановского, бывшего в это время в основном на марксистских позициях, «Учение о предельной полезности хозяйственных благ как причине их ценности» (1890), в которой он предлагал синтез теории предельной полезности и теории трудовой стоимости. (Позднее идеи Туган-Барановского математически оформил Н. Столяров в работе «Аналитическое доказательство предложенной г. М.И. Туган-Барановским политико-экономической формулы: предельные полезности свободно произведенных продуктов пропорциональны их трудовым стоимостям», Киев, 1902.) Затем были две монографии: доцента Казанского университета В.Ф. Залесского «Учение о происхождении прибыли на капитал», Вып. I (1893), и доцента Новороссийского университета (Одесса) P.M. Орженцкого «Полезность и цена» (1895). По содержанию они были близки к теориям первого этапа «маржиналистской революции». Однако эти публикации не привлекли к себе широкого внимания, так как российская общественность в это время была поглощена дискуссиями марксистов и народников.

Более массовое распространение маржинализма в России началось уже в XX в. Следует сказать, что на рубеже XIX—XX вв. российская наука перестала быть «догоняющей» и вышла на мировой уровень. Это означало, что российские экономисты, наряду с экономистами ряда других стран, стали выдвигать оригинальные теории, пополнявшие мировую экономическую науку. Примером может служить монография Владимира Дмитриева (1868—1913) «Экономические очерки. Опыт органического синтеза трудовой теории ценности и теории предельной полезности». Она выходила отдельными выпусками с 1898 г. и затем вся полностью вышла в 1904 г. В этой работе было два оригинальных положения, которые не были замечены современниками, но затем мировая наука признала за ними приоритет Дмитриева. Первым положением были межотраслевые коэффициенты, являющиеся одним из ключевых положений современной теории межотраслевого баланса. Второе положение входит в современную теорию монопольных цен. Его краткое содержание в том, что монополизация рынка ведет к росту не только цен, но и издержек.

В начале XX в. маржиналисты были уже почти во всех российских университетах. По своим теоретическим позициям одни из них были ближе к первому, а другие — ко второму этапу «маржиналистской революции». Помимо продолжавшихся исследований Залесского и Орженцкого в Казанском и Одесском университетах следует назвать фундаментальную работу студента Петербургского университета Владимира Войтинского (1885—1960) «Рынок и цены» (1906) (потом Войтинский «ушел в революцию» и к научной работе вернулся только после 1917 г.), работу доцента Московского университета Николая Шапошникова (1878—1939) «Теория ценности и распределения» (1912). Упоминавшаяся выше «киевская школа» в XX в. тцкже переключилась на маржиналист-скую теорию. Лидером ее стал Александр Билимович (1876—1963), основной работой которого была монография «К вопросу о расценке хозяйственных благ» (1914). Войтинский и Билимович уделяли основное внимание теории спроса, Шапошников был ближе к проблематике Д.Б. Кларка.

Уровень российских маржиналистов был высоким. Немецкий историк экономической мысли Х.-Ю. Серафим писал: «Теоретическую концепцию Билимовича по ее внутренней законченности и логической отточенности можно сравнить с лучшими образцами западно-европейских теоретических исследований». Но мировую известность приобрел со временем другой представитель «киевской школы» Евгений Слуцкий (1880—1948), который в 1915 г. в одном итальянском экономико-статистическом журнале опубликовал статью «К теории сбалансированного бюджета потребителя». В ней он впервые сформулировал условие равновесия полезности и бюджета потребителя как равенство предельных норм замещения соотношению цен соответствующих благ, известное теперь в мировой экономической науке как «уравнение Слуцкого». Статья прошла незамеченной, но в 1934 г. ее обнаружили английские экономисты Р. Аллен и Дж. Хикс и показали, что Слуцкий сделал первый крупный шаг вперед после «маржиналистской революции». В предисловии к своей классической работе «Стоимость и капитал» (1939) Хикс писал: «Работа Слуцкого сильно математизирована, в ней мало рассуждений о важности его теории. Все это, а также время, когда была опубликована работа, возможно, и объясняет, что столь долгое время она не оказывала влияния на развитие экономической мысли и пришлось открыть ее заново. Настоящий труд представляет собой первое систематическое исследование «территории», впервые открытой Слуцким».

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.