Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Фискальная и денежная политика государства





Финансовая политика - мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны.

Финансы - это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе перераспределения ВНП.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Рассмотрим более подробно традиционный подход к макроэкономическим последствиям фискальной политики (с позиций кейнсианства).

Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.

Для анализа этого воздействия воспользуемся графиком, называемым “кейнсианским крестом” и знакомым из темы, посвященной проблемам макроэкономического равновесия.

Примем некоторые допущения, упрощающие анализ влияния фискальной политики на совокупный спрос:

-фискальная политика оказывает влияние только на спрос;

-государственные расходы не влияют на потребление и инвестиции;

-чистый экспорт равен 0;

-учитывается влияние только личных доходов.

Известно, если к потребительским расходам добавить инвестиции, т. е. C+I, то график совокупных расходов сдвинется вверх и вызовет рост величины ВНП. Если же совокупные расходы возрастут на величину государственных расходов, то величина ВНП будет еще больше.

Таким образом, государственные расходы (G) оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и подобно инвестициям обладают мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных расходов KG показывает, на сколько возрастет ВНП в результате роста государственных расходов:

,

где G - государственные расходы на закупку товаров и услуг.

Следовательно:

.

Напомним, что государственные расходы, подобно инвестициям, могут вызывать не только рост объема ВНП, но и “работать” на сокращение ВНП в случае их уменьшения.

Налоги и объем ВНП.

Рассмотрим теперь влияние налогов на национальное производство, на величину ВНП, который используется как условились ранее только на личное потребление.

Влияние налогов на объем ВНП имеет специфику по сравнению с воздействием инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что величина располагаемого дохода используется не только на потребление, но и на сбережение населения. Снижение располагаемого дохода налогоплательщиков уменьшит не только потребительские расходы, но и сбережения.



Каким будет это уменьшение - зависит от предельной склонности к потреблению (МРС) и предельной склонности к сбережению (MРS).

Для определения величины сокращения доли потребления за счет налогов нужно умножить сумму налогового приращения ( Т) на МРС:

МРС.

Аналогично можно подсчитать величину уменьшения доли сбережения налогоплательщиков:

МРS.

Динамика налогов, подобно инвестициям и государственным расходам, обладает мультипликационным эффектом. Но мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов, т. е. при сокращении налогов, как отмечалось выше, потребление увеличивается лишь частично, тогда как каждая единица прироста государственных расходов оказывает прямое воздействие на объем ВНП.

Налоговый мультипликатор равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на МРС:

KT=KG x МРС.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.