Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гомеровский период (XI-IX до н.э.):





Получил свое название по имени великого Гомера. Его поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII до н.э., являются источником информации об этом времени. Основными строительными материалами были дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее ярко искусство этого периода проявилось в керамических вазах, расписанных геометрическим орнаментом и в терракотовых и бронзовых статуэтках. В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызревали предпосылки стремительного подъема греческого общества в архаическую и классическую эпоху.

3). А рхаический период (V III-VI до н.э.):

ü сложилась государственная система, сост. из самостоятельных городов-государств - полисов. Полис - это место на земле, где человек находился под покровительством своего языческого бога, с позволения которого данный полис-город и был создан. Каждый полис имел специфическую хозяйственную деятельность, собственных богов и героев, а также календарь и монету.

ü наличие гражданской правовой структуры (равенством всех перед законом и подчинением личности большинству).

ü Агонистика, то есть принцип состязательности, благородного соревнования с целью достижения наилучшего результата => победа – высшая ценность.

ü Появляется авторство (Гомер - «Илиада» и «Одиссея»). Главные темы: деяния богов и подвиги правителей.

Возникает философия => формируется нетрадиционное мировоззрение. Появляются первые философские школы. Пифагорейцы предположили, что сущностью мирачисло. Эта «числовая конструкция» бытия мыслилась как «строй мира», действующий гармонично во всех явлениях жизни. Воплощением гармонии и красоты в этот периоду греков выступает космос, который видим, слышим и осязаем

Пифагорейцы заложили традицию создания научной школы.

Искусство архаического периода еще не отделилось от ремесла.

4). Классический период (V-IV вв. до н.э.):

Культура характеризуется соразмерностью, сдержанностью, гармонией, уравновешенностью. Культура Греции V-IV вв. до н. э. была классической в обоих значениях. Цель жизни: достижение гармонии внешнего и внутреннего в человеке, которая является условием его красоты.

Философия – царица наук. Греческие мыслители будут продолжать поиски первоосновы сущего. Демокрит скажет, что основанием всего являются атомы, движущиеся в пустоте. Сократ - самопознание. Платон создаст учение об идеях и спроектирует идеальное государство, которым смогут управлять только мудрецы. Аристотель - искусство, при этом подчеркнув, что именно оно способно дополнить и углубить действительный мир.

Искусство достигло своих вершин в Афинском демократическом государстве. Оно создало идеал прекрасного и доблестного человека - героя, совершенного нравственно и физически.

«Жизнь коротка, искусство вечно» - девиз художественной культуры классического периода античности.

Явилась основоположницей западноевропейской культуры, её ценностей. Главными принципами которой становятся свобода человеческого духа, активность гражданской позиции.Период античности характеризуется особой гаронией стилей в искусстве, строгостью и лаконичностью форм. Гармония и красота свойственны любым художественным произведениям. Боги изображались подобно совершенным людям.

В древности человек постоянно находился в окружении богов: он стречался с ними в поле и в роще, боги жили в зелени деревьев и прятались в тенистых гротах и речных заводях, жили и в доме человека, в городе, оберегали городские законы и безопасность граждан.

Полис - это город со сравнительно небольшим числом жителей. Жители, составляющие ядро полиса, были его гражданами. Они подчинялись законам своего города, защищали его от неприятеля и выполняли все необходимые гражданские обязанности (участвовали в работе суда и других городских служб, в проведении народного собрания и т.д.), т.е. город был одновременно и государством. Вот в таком городе культура была одновременно «воспитанием», «возделыванием» и «культом». И этим сочетанием характеризуется процесс подготовки граждан в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка, что греки обозначили понятием «пайдейя» (pais - ребенок). Греческий термин «пайдейя» обозначает как непосредственно воспитание, обучение, так и в более широком смысле -образование, образованность, просвещение, культуру. Греки создали уникальную систему образования, которая формирует не профессионала в определенной области, а человека как личность, с ясными ценностными ориентациями. Несомненно, в этой обращенности к человеку и состоит гуманистическая ценность античного понимания культуры, в основе которой лежит идеал человека. «Без греческой идеи культуры не существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западноевропейского мира культуры» (В. Йегер).

Основные ценности греческой пайдейи формируются как нормы и образцы культуры. Исходным выступает аристократический тип культуры, в основании которого лежат глубокие генеалогические традиции (нередко герои Гомера ведут свое происхождение от богов). Со знатностью происхождения связывается обычно красота, физическое совершенство и даже физическое превосходство над другими и вытекающие из этого аристократические добродетели: умение защитить в бою свою честь, отличиться и достичь славы, «славы до небес». Добродетели наследуются, но для этого они должны быть защищены в сражении.

В. полисе «военные добродетели» дополняются «гражданскими», и путь к ним пролегает через школу. У грамматика ребенок обучался чтению и письму, знакомился с греческой литературой. Преподавание музыки дополняло школу грамматика, так как многие стихи декламировались под музыку. С 12 лет мальчики посещали палестру - гимнастическую школу. В гимназиях подготавливали молодежь к состязаниям перед зрителями - свободными гражданами. При обсуждении государственных дел молодые люди становились слушателями и зрителями. Собственно, все это и составляло гуманитарную практику античной пайдейи, определившую основное содержание античной культуры. Образовательный процесс не сводился к овладению суммой норм и требований, а был подготовкой к общественной жизни в соответствии с достаточно широким набором норм и требований, которые расценивались греками как их «мудрые изобретения» - законы.

В этом заключалась цель культуры: развить в человеке разумную способность к суждениям и эстетическое чувство, что и позволяло ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных. При этом античный человек не терял своего единства с природой. Природа была главной и неотъемлемой частью космоса, который включал в себя также богов и людей.

Независимый, самодостаточный античный человек гордился своей силой и разумом, способностью жить «по природе» и «по установлению». Но уже в эпоху эллинизма с потерей античным полисом своей прежней самостоятельности разрушаются идеалы греческой пайдейи. Прерывается связь времен, общество перестает нуждаться в гражданах: город входил в необъятную империю и от человека требовались не гражданская смелость в принятии решений и полисные добродетели умеренности и справедливости, а умение «прожить незаметно», сохранить себя в условиях социальной нестабильности и неконтролируемых политических событий. В таких условиях страдает культура: падает престиж образованности и слабеет стремление к познанию. Ядро греческой образованности - система рационального знания и формирования человека по гражданскому образцу - оказывается невостребованным. Иррациональное, вера, к чему грек привык относиться свысока, с насмешкой, овладевают душами людей.

 

Агон,симпосий,риторичиское искусство,

 

33. Культура эпохи эллинизма. (IV-I вв. до н.э.)

Эллинизм - это конкретно-историческое явление, проявившее себя в результате походов Александра Македонского. Эллинизм характеризуется сочетанием античных и древневосточных черт в социальной, политической и культурной сферах жизни общества.

Эпоха эллинизма - это время экономического подъема Греции. Активно развивается градостроительство. Особенно процветает наука. Мощным научно-исследовательским центром становится Александрия Египетская. Здесь в начале был основан культурный центр «Мусейон»(Дом муз). В нем находились библиотека, астрономическая обсерватория, ботанический сад, зоопарк, медицинские лаборатории. Здесь жили и работали: математик Евклид, ботаник Феофраст, астроном Аристарх Самосский. В сицилийском городе Сиракузы работал математик Архимед.

В эллинистической архитектуре появляется новый тип общественных зданий - научно-исследовательские центры, включающие в себя огромные библиотеки и инженерные сооружения. Развивается гончарное искусство, вазопись. Доминирующий в керамическом искусстве того времени краснофигурный стиль достаточно свободно передавал объем и движение изображаемых человеческих фигур. В эллинистический период появляются и новые философские учения - эпикуреизм, стоицизм, скептицизм и неоплатонизм. В них усиливается субъективизм, а преобладающими настроениями становятся глубокое разочарование и пессимизм.

Эллинистическое искусство глубоко осветило тему человека. Объектом изображения эллинистической литературы становится человек как индивидуальность и его внутренний мир.

Взаимодействие художественных культур Греции и стран Ближнего Востока выразилось в архитектуре и скульптуре. Зодчество связано со стремлением прославить мощь монархий. Планировка городов отличалась строгой упорядоченностью.

Эпоха эллинизма была последним, завершающим этапом развития культуры Древней Греции. Завоевание Александром Македонским могущественной персидской державы положило начало эпохи эллинизма, охватившей период 3-1 вв. до н. э. Этот этап представлял собой сложное переплетение и взаимопроникновение культурных достижений греческой и восточной цивилизации. Поэтому он характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческими, так и с “варварскими” ценностями культуры. Классицизм воспринимал эллинизм как самое совершенное выражение греческого духа. Взаимодействие художественных культур Греции и стран Ближнего Востока выразилось в архитектурной и скульптурной гигантомании. Зодчество теперь во многом связано со стремлением правителей прославить мощь своих монархий. В результате в период эллинизма были построены 176 городов, многие из которых носили имена своих основателей. Их планировка обычно отличалась строгой упорядоченностью.

В ериод эллинизма на первое место вышли точные науки. Естествознание, математика, астрономия, медицина достигли огромных успехов.

Более свободно ведет себя женщина, появляется двор,любовь к роскоши,повышение роли религии

34. Римская эпоха античной культуры (VIII в. до н.э. -V в. н.э.)

Возникла на территории Апеннинского полуострова, Италия. Характерной особенностью Римской империи был универсализм.

Население древнего Рима времен архаики жило родами в территориальных общинах - пагах. Жители пага имели общий культ, казну, осуществляли совместную трудовую деятельность. Во главе архаического Рима стоял царь, при нем был сенат, а наиболее важные вопросы решало народное собрание. В 510 году до н. э. образуется Римская республика => наступает период империи, завершившийся падением «вечного города» в 476 г. н. э.

Идеологию римлянина определял патриотизм, признающий интересы страны как высшую ценность. Римляне считали себя богоизбранным народом и были ориентированы только на победу во всех своих деяниях.

«Римский моральный кодекс» включает в себя следующие нравственные принципы: благочестие, верность, серьезность, твердость.

Из богов в древнеримской мифологии особо почитались Юпитер, Юнона, Диана, Виктория. Особой любовью пользовался бог Геракл (Геркулес). В начале I тысячелетия н. э. в Риме начинает распространяться христианство => равенство всех перед богом =>в начале IV в. н. э.- официальная религия Римской Империи.

Особое место в римской культуре начинают играть исторические, юридические, философские сочинения. В I в. до н. э. развивается риторика (искусство политического и судебного красноречия). Мифы – архаические предания о деяниях богов и героев, созданные на основе фантастических представления о мире. Греческая мифология сложилась во II тыс. до н.э.

Искусство: выражение типично римских идеологических тенденций (строительство триумфальных арок, площадей, храмов, театров). Возводится Колизей. Появляется скульптурный портрет, подчеркнувший неповторимость и индивидуальность человека.

Достижения Греко-римской античности:

- богатейшее мифотворчество;

- опыт демократического устройства общества;

- систему римского права;

- непреходящие произведения искусства;

- законы истины, добра и красоты;

- многообразие философских идей;

- обретение христианской веры.

 

Культуру Древнего Рима сравнивают с культурой США, т к она является подражательной культурой.Римская культура сложилась под влиянием многих народов, прежде всего греков.

Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов, канализации.

Во время правления Августа Рим стал мировой столицей, начился небыалый рост строительства и искусства. В целом древнеримская культура сформулировала особый вид культуры- зрелищно-народную. Лозунг «хлеба и зрелищ» пораждал паразитизм в обществе, нежелание активно трудиться привело к 4 веку до н. э. к расколу империи и затем к её падению.

35.

Церковь оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя идеи христианства, проповедуя любовь, всепрощение и всем понятные нормы социального общежития, веру во всеобщее счастье, равенство, добро. В средние века картина мира основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. Исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы. Неба и Земли, души и тела. В сознании человека эпохи средневековья мир виделся как арена противоборства добра и зла, как некая иерархическая система, в которой нашлось место и Богу, и ангелам, и людям, и потусторонним силам тьмы. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий. История культуры Средневековья — история борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства были сложными и противоречивыми. Но, несмотря на это, в течение всего периода развития европейской средневековой культуры происходили поиски смысловой опоры духовной общности людей.
Ранний период.
С конца IV в. началось «великое переселение народов». Вандалы, готы, гунны и другие народности вторгались в пределы Западной Римской империи, получая поддержку угнетенного местного населения. Когда в 476 г. Западная римская империя распалась, на ее территории образовался ряд недолговечных государств. Везде, где господство Рима пустило более глубокие корни, «романизация» захватывала все области культуры: господствующим языком был латинский, господствующим правом — римское право, господствующей религией — христианство. Варварские народы, создававшие свои государства на развалинах Римской Империи, оказались либо в римской, либо в романизированной среде.
Поздний период.
На первом этапе позднего феодализма (XI—XII вв.) ремесло, торговля, городская жизнь были слабо развиты. Безраздельно господствовали феодалы-землевладельцы. Король был скорее декоративной фигурой, завершавшей иерархическую пирамиду, первым среди равных, но не олицетворением государственной власти. Однако с конца XI в. (особенно во Франции) королевская власть начинает укрепляться, постепенно создаются централизованные феодальные государства. Большую роль в конце этого периода сыграли крестовые походы, ознакомившие Западную Европу с богатой культурой Арабского Востока и ускорившие рост ремесел.
Второй этап в истории зрелого европейского Средневековья (XI в.) связан с дальнейшим ростом производительных сил феодального общества. Оформилось разделение между городом и деревней, интенсивно развивались ремесла и торговля.. Мощного развития достигает экономика и культура феодальных городов. Некоторые из них добиваются самоуправления. В Италии и других странах возникают города-государства (Венеция, Флоренция).

Особенности мировоззрения
Феодальное общество породило новую культуру, отличную от культуры античного рабовладельческого общества.
Главной ее носительницей была церковь, охранительница и защитница класса феодалов.
Вся культура раннего средневековья получила религиозную окраску. Античную философию сменило богословие, пришли в упадок математические и естественно-научные дисциплины, литература свелась к житиям святых, история — к монастырским Хроникам. Обучение было полностью монополизировано церковью. Она утверждала школьную программу и отбирала контингент учащихся, формируя церковную иерархию.

35. Культура европейского Средневековья. (V-XV вв)

В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской Империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран, племен и государств.

Средневековая культура - культура христианская, отрицая языческое отношение к миру, тем не менее сохранила основные достижения античной культуры.

Если в основе античного понимания культуры лежало признание безличностного начала, то средневековая культура осознает себя в постоянном стремлении к самосовершенствованию и избавлению от греховности.

Перед человеком открылась область иного видения мира - через любовь, любовь к ближнему. Главное в человеке такие понятия, как вера, надежда, любовь. Человек открывает свою слабость, он слабое, беспомощное, достойное жалости и участия существо. Новое понимание культуры позволило человеку осознать свою уникальность: Бог создал человека, его бессмертную душу.

Теперь человек учится преодолевать себя, достигать недостижимое. Культура начинает осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности.

Периоды:

- раннее средневековье V-Х вв.;

- зрелое средневековье X-XIII вв.;

- позднее средневековье XIV-XV вв.

За этот небольшой исторический промежуток времени образовались все языки, народы и государства Европы, сложилась ее неповторимая христианская культура. В ее основу легли два истока:

- традиции греко-римской античной культуры, с ее достижениями в области государственного устройства, политики, права, религии, искусства, философии;

- влияние культуры «варварских» племен и народов самой Западной Европы (франков, саксов, готов, норманов), которым были чужды идеалы и ценности античного мира.

Духовная культура средневековья формировалась под мощным влиянием христианской религии и церкви. Христианство признавало Бога, как творца природы и самого человека. В христианском вероучении подчеркивается двуединое начало человека: тело и душа. Церковь стимулировала культ аскетизма, который стал характерной чертой средневековой культуры.

Рыцарство (благородное дворянство) - это особое социальное сословие, особый социальный институт средневековья. Оно сформировало свою уникальную культуру, состоящую из особого этикета, поединков, умения играть на музыкальных инструментах и соблюдения всех правил светскости. Вершиной культуры данного сословия стали рыцарский роман и рыцарская поэзия. Например, «Песнь о Роланде», «Повесть о короле Артуре». Главной темой их светской поэзии являлся «культ дамы».

На протяжении всего средневековья в культуре простого народа сохраняются элементы архаической языческой культуры: идолопоклонство, жертвоприношения. Особое значение принадлежит карнавалу. Карнавал был характерен именно для городской культуры, так как в нем были задействованы большие группы людей. Средневековая эпоха изобилует праздниками и зрелищами.

Создавались союзы и гильдии врачей, художников, юристов. Постепенно цехи и гильдии превращались в закрытые монопольные организации - корпорации. Они вырабатывали трудовую дисциплину, обеспечивали защиту своих членов против произвола властей.

Средневековье - это время организации системы западноевропейского образования, включавшего в себя школу и университет.

С XII века в Европе появляются университеты. В них работают богословский, медицинский и юридический факультеты. Преподавание во всех университетах шло на латинском языке, и знание латыни было синонимом грамотности

Средневековая культура оказала влияние на формирование двух европейских художественных стилей того времени: романского и готического.

Романский стиль (средневековья - это первое единое стилевое направление в западноевропейской художественной культуре X - XII вв. Его появление было вызвано желанием государственной власти и церкви опереться на достижения культуры бывшей Римской империи. Единство в многообразии - так можно охарактеризовать сущность романского стиля: единый язык культуры, но оттенки разные.

Появляется монументальная архитектура. Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм.

В проповедях церкви и в сознании народа сформировалась идея греховности мира полного зла, соблазнов.

В период романики был создан синтез искусств. Цель такого объединения - «строительство» души человеческой и подчинение поведения индивидуума идеям упорядоченного иерархического мировоззрения.

Готика, готический стиль - второе общеевропейское стилевое художественное направление. Характерной чертой готического стиля является единство и целостность художественных проявлений, заявивших о себе во всех видах искусства.

Цветные витражи - главный жанр готической живописи.

Эпоха готики - это и время расцвета книжной миниатюры, резьбы по камню, дереву и кости, обработки металла, сочетавшегося с камнями и эмалью, художественного ткачества.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.