Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Базовые традиции в понимании категории коммуникации





(интерпретация Р. Крейга)

 

  Риторичес- кая Семиотическая Феномено- логическая Кибернетическая Социопсихологическая Социокуль- турная Критическая
Коммуникация рассматривается как Практическое искусство ведения беседы Межсубъек- тное взаимодейст- вие, опосредованное знаками Проживание иного опыта; диалог Процесс обработки информации Экспрессия, взаимодействие и влияние (Воспроизводство социального порядка Дискурсивная рефлексия
Проблемы коммуникации рассматриваются как Важные социальные потребности, требующие коллективного обсуждения и оценки Непонимание или расхождение в субъективных точках зрения Отсутствие или неудача при поддержании подлинных человеческих отношений Шум; перегрузка; недогрузка; нарушение функционирования или «вирус» в системе Ситуация, требующая управления причинами поведения для достижения определенных результатов Конфликт; отчуждение; несовпадение; неспособность к координации Гегемония идеологии; систематически искажаемая речевая ситуация
Метади- скурсивная терминология, в частности: Искусство, метод, коммуникатор, аудитория, стратегия, общепринятое преставление, логика, эмоция Знак, символ, иконический знак, индексичес- кий знак, значение, референт, код, язык, средство, (непонимание Опыт, «Я» и Другой, диалог, подлинность, поддержка, открытость Источник, получатель, сигнал, информация, шум, обратная связь, избыточность, сеть, функция Поведение, переменная, эффект, личность, эмоция, восприятие, познание, установка, взаимодействие Общество, структура, практика, ритуал, правило, социализация, культура, идентичность, совместная деятельность Идеология, диалектика, подавление, рост сознания, сопротивление, эмансипация
Убедительна, когда обращается к таким общепринятым представлениям, как: Сила слова, ценность авторитетного суждения; практика, которую можно улучшать Понимание требует общего языка; постоянная опасность непонимания Все нуждаются в человеческом контакте; к другим следует относиться как к личностям, уважать различия, искать общее Тождественность мысли и мозга; ценность информации и логики; сложные системы могут быть непредска- зуемы Личность находит свое отражение в коммуникации; мнения и чувства оказывают влияние на суждения; люди в группах влияют друг на друга Индивид — продукт общества; каждое общество обладает своей культурой; социальные действия имеют непредсказуемые последствия Самовоснро- изводство власти и богатства; ценность свободы, равенства и разума; понимание приходит в процессе обсуждения
Интересна, когда подвергает сомнению такие общепринятые представле- ния, как: Слова — это еще не дела; внешность — еще не реальность; стиль — это еще не содержание, мнение — это не истинное знание Слова имеют точный смысл и выражают мысли; коды и средства передачи информации - - нейтральны Коммуникация -- это приобретенные навыки; слово — не вещь; факты объективны, а ценности субъективны Люди отличаются от машин; эмоции нелогичны; существует линейная зависимость между причиной и следствием Люди рациональны; мы осознаем свои собственные мысли; мы понимаем то, что видим Действия и ответственность носят индивидуальный характер; абсолютная идентичность личности; естественность социального порядка Естественость и рациональность социального порядка; объективность науки и технологии

 


Контрольные вопросы и задания

1. Сравните обыденное и научное понимание сущности категории «коммуникация».

2. Дайте определение понятию «коммуникационная субстанция». Назовите основные типы коммуникационных субстанций и охарактеризуйте их.

3. Как, по вашему мнению, соотносятся понятия «коммуникация» — «информация» — «смысл»?

4. В каком случае, на ваш взгляд, уместно употребление слова «коммуникация» во множественном числе?

5. Какая разновидность коммуникации получила название «социо- коммуникация», или «социальная коммуникация»?

 



[1] Dance.: F. Е. X. The «concept» of communication //Journal of Communica­tion. 1970. №20, P. 201-210.

[2] Dance.: F. E. X. Ibid. P. 210.

[3] Dance F. E. X. & Larson С. E. The functions of communication: A theoretical approach. New York: Holt, Rinehart, Winston, 1976.

[4] См.: Гавра Д. П. 1) Общие теоретические подходы к феномену комму­никации // Информация. Коммуникация. Общество. СПб.; 2003; 2) Основы теории коммуникации. СПб., 2005; 3) Базовые парадигмы определения ком­муникации // Коммуникация в конструировании социальных реальностей. СПб., 2006.

[5] См.: Communication // ABBYY Lingvo 6.0. Система электронных сло­варей. Электронный англо-русский и русско-английский словарь. ABBYY Software House (BIT Software).

[6] ПетровЛ.В.Массоваякоммуникацияиискусство.Л.:ЛГИТМиК, 1976.С. 12.

' Communication // Webster' New World Dictionary for Young Adults. New York, London, Toronto, Sydney, Tokyo, Singapore. Prentice Hall. 1992. P. 172.

[8] Коммуникация // Большой энциклопедический словарь. М., 1997. С. 397.

[9] Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. С. 22.

[10] Коммуникация //С. И. Ожегов и Ю. Н. Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1995. С. 282.

[11] Коммуникация // Л. П. Крысин. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Рус. яз., 1998. С. 340.

[12] Взаимодействие // Философский энциклопедический словарь. М.: Со­ветская энциклопедия, 1989. С. 88.

[13] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 391.

[14] См.: Движение // С. И. Ожегов и Ю. Н. Шведова. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1995. С. 149.

[15] Поведение// Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 486.

[16] См., напр., Littlejohn S. W. Theories of human communication; Крейі P. Т. Теория коммуникации как область знания // Компаративистика-111. Альма­нах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб.: Социологичес­кое общество им. М. М. Ковалевского, 2001; Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. С. 23 и др.

[17] On self and social organization / Charles Horton Cooley; edited and with an introduction by Hans-Joachim Schubert. Chicago: University of Chicago Press, 1998.

[18] Schramm W. How Communication Works // W. Shcramm (ed.) The Process and Effects of Mass Communications. Urbana: University of Illinois Press, 1954. P. 3-26.

[19] Tan A. Tan Mass communication theories and research. New York: Macmillan; London: Collier Macmillan, 1986.

[20] Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации.

[21] Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.

[22] Цит. no: Tan A. Tan Mass communication theories and research. P. 12.

[23] Cooley Ch. On self and social organization / Charles Horton Cooley; edited and with an introduction by Hans-Joachim Schubert Chicago: University of Chicago Press, 1998. P. 48.

[24] См.: Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. 2002

[25] Claude Е. Shannon and Warren Weaver. The mathematical theory of com­munication. Urbana: University of Illinois Press, 1998.

[26] Цит. по: Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд- во ВГТУ, 2000.

[27] Littlejohn S. W., Karen A. Foss Theories of Human Communication. Thomson Learning EMEA, Limited. 2009.

[28] Конецкая В. П. Социология коммуникаций. М., 1997.

' Конецкая В. П. Социология коммуникаций. С. 9.

[30] См.: Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. 2002. С. 39.

[31] Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и в машине. 2-е изд. М, 1968. С. 201.

[32] Информация // Современный словарь иностранных слов. 2-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1999.

[33] См.: Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. 2002. С. 39.

[34] McQuail Denis. Communication models for the study of mass communi­cations. London: New York: Longman, 1993.

Tan A. Tan Mass communication theories and research.

[36] Brent D. Rubin, Richard W. Budd. Human Communication Handbook. Simu­lations and Games. Hayden Book company, Inc.: Rochelle Park. New Jersey, 1975.

[37] James Watson. Media communication: an introduction to theory and process. New York: Palgrave, 2003.

[38] Klaus Merten, Siegfried J. Schmidt, Siegfried Weischenherg. Die Wirklichkeit der Medien: eine Einfu hrung in die Kommunikationswissenschaft. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1994.

fi Подробнее см.: Резаев A.B. 1) Об общении, его социально-философской

рефлексии и возможностях социологии коммуникации. С. 375-395; 2) Реза­ев А. В. Парадигмы общения. Взгляд с позиций социальной философии.

[40] Brent D. Rubin, Richard W. Budd. Human Communication Handbook. Simu­lations and Games.

[41] James Watson. Media communication: an introduction to theory and process.

[42] John Fiske. Introduction to communication studies. London; New York: Routledge, 1990.

[43] Schramm W. How Communication Works... P. 22-24.

[44] Cooley Ch. On self and social organization. P 48.

[45] Richards I. А. Цит. но: Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000.

[46] Claude Е., Shannon and Warren Weaver. The mathematical theory of com­munication. P. 36.

[47] Cherry Colin. On human communication: a review, a survey, and a criticism / Cambridge, Mass.: MIT Press, 1978.

[48] Stevens S. Цит. no: Alexis S. Tan Mass communication theories and research. New York: Macmillan; London: Collier Macmillan, 1986.

[49] Цит. по: Кашкин В. Б. Введение в теорию коммуникации. С. 32.

[50] Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. С. 24.

[51] См., например: Конецкая В. П. Социология коммуникаций; Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации; Социальные коммуникации в XXI веке: теория, практика, технологии. СПб., 2001; и др.

[52] См., например: Littlejohn S. W. Theories of Human Communication; Brent D. Rubin, Richard W. Budd. Human Communication Handbook. Simulations and Games и др.

' Крейг Р. Т. Теория коммуникации как область знания // Компарати- вистика-Ш: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб.: Социологическое сообщество, 2003.

[54] Arnold С. С. Rhetoric // Е. Barnouw, G. Gerbner, W. Schramm, Т. L. Worth, & L. Gross (eds.), International encyclopedia of communications (vol. 3. P. 461 465). New York: Oxford University Press (p. 461). 1989.

[55] Littlejohn S. W. (1996a). Communication theory. In T. Enos (Ed.), Encyclo­pedia of rhetoric and Composition: Communication from ancient times to the information age (p. 117-121). New York: Garland (p. 117).

[56] См.: BitzerL. F. The rhetorical situation // Philosophy and Rhetoric. 1968. №1.14 14.

[57] Pilotta J.J. & Mickunas A. Science of communication: Its phenomenological foundation. Hillsdale, New Jersey: Erlbaum, 1990. P. 81.

[58] Ibid. P. Ill 114.

[59] См.: Stewart J. Language as articulate contact: Toward a post-semiotic philosophy of communication. Albany, New York: SUNY Press, 1995; Stewart, J. (ed.) Beyond the symbol model: Reflections on the representational nature of language. Albany, New York: SUNY Press, 1948.

[60] Anderson R., Cissna K. N. & Arnett R. C. (eds.). The reach of dialogue: Confirmation, voice and community. Cresskill, New Jersey: Hampton Press, 1994. P. xxi.

Крейг P. Т. Теория коммуникации как область знания. С. 52.

1 Wiener N. Cybernetics. New York: John Wiley, 1948. P. 19.

[63] Oxford English Dictionary, 1987.

[64] Крейг Р. Т. Теория коммуникации как область знания.

' Carey J. W. Communication as culture: Essays on media and society. Winchester, MA: Unwin Hyman, 1989. P. 23.

[66] Rothenbuhler E. W. Argument for a Durkheimian theory of the communi­cative. Journal of Communication, 43(3), 158-163, 1993. P. 162.

[67] Giddens Anthony. Central problems in Social Theory: Action, Structure and Contradiction in Social Analysis. London: Macmillan, 1979.

[68] Бурдье ПА) Социология политики / Пер. с фр.; сост., общ. ред. и пред. Н. А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1993; 2) Начала / Пер. с фр. Н. А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1994.

[69] Крейг. Р. Т. Теория коммуникации как область знания. С. 56-58.

[70] Habermas J. The theory of communicative action: Vol. 1. Reason and the rationalization of society (T. McCarthy, Trans.). Boston: Beacon Press, 1984.

[71] См.: Habermas J. The theory of communicative action: Vol. 1. Reason and the rationalization of society (T. McCarthy, Trans.). Boston: Beacon Press, 1984. P. 75-101; см. также: Deetz S. A. Democracy in an age of corporate colonization: Developments in communication and the politics of everyday life. Albany, New York: SUNY Press, 1992; 2) (1994). Future of the discipline: The challenges, the research, and the social contribution. In S. A. Deetz (ed.), Communication Yearbook 17. Thousand Oaks, CA: Sage, 1994. P. 565-600.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.