Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структура, состав и методы современного культурологического знания.





Структура, состав и методы современного культурологического знания.

В настоящее время культурология еще полностью не отделилась от философии и конкретных наук. Она формируется на базе этих наук и многое берет у них: категориальный аппарат, принципы, методологию и методику исследования.

На современном этапе культурология предстает как наука, изучающая культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом.

Культурология включает два основных раздела:

К теоретическому уровню относятся все виды познания культуры, которые обеспечивают разработку и построение научной теории культуры, т.е. логически организованной системы знаний о культуре, ее сущности, закономерностях функционирования и развития. В системе теоретического познания культуры различают общую и частные теории культуры. К основным проблемам общей теории культуры относятся проблемы ее сущности, структуры, функций, генезиса, исторической динамики, типологизации. Частные теории культуры изучают отдельные сферы, виды и стороны культуры. В их рамках исследуются экономическая, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная культура, культура быта, сферы обслуживания, управления, культура личности, культура общения, управление культурой.

К эмпирическому уровню относятся те формы научного познания культуры, благодаря которым обеспечивается накопление, фиксация, обработка и систематизация материала о конкретных культурах и их компонентах. Эмпирический уровень дает наиболее конкретное, детальное и многообразное знание о культуре.

Прикладная культурология использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

Теоретический и эмпирический уровни исследования культуры органически взаимосвязаны и предполагают друг друга. Теория логически объединяет эмпирические данные и дает им смысловое объяснение, интерпретацию.

Кроме того, теория направляет эмпирические исследования.

В культурологию входят три раздела:

1) Теория культуры – изучает общие принципы, законы и закономерности существования и развития культуры

2) История культуры – изучает специфику культуры той или иной эпохи.

3) Прикладная культурология - связана с применением результатов научных исследований на практике (музееведение, архивоведение, менеджмент культуры).

Культурология применяет различные методы изучения культуры. Главными из них являются:

1. Диахронический метод заключается в изложении явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности их появления и протекания.

2. Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культур на определенном этапе их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий.

3. Сравнительно - исторический метод состоит в сравнении самобытных культурных единиц во времени и проникновение с их сущность.

4. Структурно - функциональный метод заключается в разложении изучаемого объекта на составные части и выявлении внутренней связи, соотношения между ними, а так же определении их функций.

5. Семиотический метод предполагает рассмотрение культуры как знаковой системы.

6. Метод моделирования связан с созданием модели определенного периода в развитии культуры.

7. Биографический метод заключается в анализе жизненного пути деятеля культуры.

8. Историко-генетический – предполагает изучение культурного факта с точки зрения его возникновения, развития, и всей дальнейшей судьбы.

9. Типологический – предполагает выявление типологической близости различных культурных единиц историко-культурного процесса.

Культурология как самостоятельная наука использует различные принципы изучения культуры.

1) Принцип историзма состоит в том, что все явления, события, факты культурного процесса нужно рассматривать в контексте того исторического времени, тех условий в которых они происходили. Всякая попытка "изъятия" из соответствующей эпохи и перенесение в мир современных критериев и оценок грозит упрощением, непониманием и даже искажением историко-культурных процессов.

2) Принцип целостности заключается в том, что изучение любого периода, этапа в развитии культуры должно включать в себя все многообразие явлений, событий и фактов культуры. Совершенно недопустимо произвольное умолчание или искажение подлинной картины событий. Этот принцип особенно важен при изучении острых и актуальных проблем культуры того или иного общественного уклада, когда начинают доминировать не научные интересы, а политические и мировоззренческие пристрастия.

Становление понятия «культуры».

Слово «культура» происходит от лат. cultura – возделывание, уход, обработка земли. То есть использовалось значение земледельческого труда. Но уже в 45 г до н.э. у римского оратора Цицерона в его «Тускуланских беседах» употребляется такое выражение: «Культура ума есть философия». Слово культура впервые использовалось по отношению к человеку как синоним слов: образованность, просвещенность, воспитанность. Цицерон считал, что ум тоже нужно совершенствовать, «обрабатывать», как и землю. Только обработка земли – удел раба или крестьянина, а обработка ума – удел свободного человека.

Новое значение понятия «культура» возникает в Новое Время, в связи с теми культурно-историческими процессами, которые получили название «открытие человека». В Средневековье человека понимали как соединение двух противоположных начал (божественного и природного). Но в Новое Время появляется представление о том, что в окружающем мире помимо этих двух миров существует еще один мир, созданный самим человеком. Именно он и называется «культура». Мир условно можно разделить на 2 части: природа и культура. Что неприродное – то культурное. Что некультурное – то природное. Таким образом, появляется самое широкое значение понятия «культура» - это вторая природа или мир человека, созданный им самим. Существуют и более узкие определения культуры. Например, в прессе культура – это сфера учреждений культуры (театры, музеи). Но в культорологии существует множество определений культуры. В 1952 г американский ученый Кребер Кланхен в своем труде приводит около двухсот определений культуры. Современная гуманитарная наука приводит несколько сотен определений.

Сложность и многообразие определений связана со сложностью самого феномена культуры и с разнообразием подходов к исследованию культуры.

Динамика культуры. Источники и типы культурных изменений.

Под культурной динамикой понимают свойство самообновления культуры, включая развитие, деградацию или десемантизацию отдельных ее черт или целых комплексов. Причинами культурной изменчивости являются:

Адаптация к изменившимся внешним условиям бытия сообществ;

Необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий;

ТИПЫ КУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

1. Фазовый (этапный) тип культурной динамики во многом совпадает с так называемой «исторической периодизацией». Каждому этапу соответствует свой доминирующий тип социальных отношений(доиндустриальное общество (межличностный тип отношений);индустриальное общество (товарно-денежные отношения); постиндустриальное общество (действуют факторы, формирующие массовое общество))

2. Смена духовных стилей, художественных жанров, ориентаций и мод; смена центров активной культурной деятельности. Это сфера истории искусства, культуры, литературы и т.д.).

Всю историю западноевропейской культуры можно представить как историческую смену стилей (на примере живописи): романского, готического, ренессанса, барокко, рококо, неоклассицизм, романтизм, реализм, модернизм (импрессионизм, постимпрессионизм, сюрреализм и т. д.), постмодернизм.

3. Изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры или отношений между ее элементами, что означает формирование новых жанров и видов искусства в результате творческого процесса или внешних влияний.

4. Культурный застой: консервация общей системы ценностей;канонизация художественной жизни; отторжение нововведений и заимствований, что приводит к длительной стагнации общества в целом. При этом не следует путать устойчивость обычаев, норм и стилей с застоем, так как она подразумевает сохранение самобытности данного общества.

5. Изменения, ведущие к ослаблению дифференциации, упрощению культурной жизни, что и определяется как упадок и деградация культуры. Такого рода процессы описываются этнографами, попавшими в орбиты сильных культур. Упадок имеет место и в различных сферах высокой культуры — в том случае, когда ослабевает духовная значимость тех или иных направлений и жанров, а в обществе получают признание другие варианты художественного осмысления мира. Примером упадка культуры является тенденция примитивизации и архаизации жизни (проявляется в структурах преступного мира, в местах лишения свободы и т.д.).

Кризис культуры определяется как ситуация или тенденция разрыва между старыми духовными структурами и институтами и формированием новых. В Новое время кризис обычно возникает в ходе ускоренной модернизации общества.

6.Циклические изменения отличаются от эволюционных тем, что они повторимы. Устойчивую фиксацию эти циклы получают в мифологии, ритуалах, календаре.

7. Трансформация культуры - интенсивный процесс обновления в обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия, придание нового смысла традициям через заимствование извне. Однако заимствованные элементы подвергаются качественному изменению, в результате чего происходит синтез

Всякая инновация сталкивается с вопросом соединения с социокультурной средой, с проблемой общезначимости. Все изменения должны вызревать внутри общества. Именно социальная детерминация (ограничение) определяет судьбу открытий и изобретений.

2) Культурное наследие - сумма всех культурных достижений общества, его исторический опыт. Культурное наследие выполняет функцию культурного достояния общества, поддерживает стабильность и постоянство общественной регуляции.

Если традиция - это передача культуры через поколение и время, то диффузия - ее распространение в социальном или географическом пространстве. Диффузия подразумевает заимствование элементов другой культуры, которому могут быть подвержены индивиды, группы, районы, нации, страны. Она может носить прямой (через влияние интеллигенции или иммигрантов на принявшую их социальную среду) или же косвенный характер (через воздействие СМИ, потребление, образование и т.д.) Важно наличие групп, готовых стать носителями нововведений.

4) Синтез - содержательный сдвиг в результате соединения разнородных элементов. Синтез имеет место в том случае, если социокультурная система осваивает достижения иных обществ в тех сферах, которые оказываются недостаточно развитыми в ней самой, но при этом сохраняет присущую ей исходную основу, позволяющую говорить о ее определенности и самобытности, способности поддержания целостности и устойчивости.

Концепции Евразийства.

 

Евразийство (Трубецкой). С его точки зрения Русский тип культуры принадлежит к Азиатскому типу культуры.

Сущность этой концепции: Россия принадлежит к особой культуре, образовавшейся

под влиянием восточных(степные, кочевые народы), южных (Византия), западной

культур, она и не лучше и не хуже чем любая из них, она есть сама по себе

другая культура.

 

 

Среди русской эмиграции возникла особая группа евразийцев(Совитский, Трубецкой, Флоровский), которые обобщили идеи, высказывавшиеся в Росс с конца 19 в. Смысл их теории был в стремлении преодолеть противоречия и крайности русского славянофильства. Суть их учения была в том, что Росс., русс. культ., русский народ- не Европа, не Азия, а Евразия. Взгляды евразийцев 1 Рос. идет особым путем, не Европейским и не Азиатским, а Евразийским. 2 Культ. Р. Со всеми её этносами - симфоническая культ. 3 Р. Человек, носитель русской культуры в условиях Евразийской симфонической культуры России, неизбежно становится симфонич. личностью. 4 Гарантом существования такой личности и такой культуры евразийцы считали православие Первый съезд евразийцев и последний состоялся в 1932г., т.к. евраз. Скомпрометировали себя в глазах русс. эмиграции согласием с большевиками. Трубецкой прямо говорил: «Мы сходимся с большевиками в отрицании всей прежней русс. и западной культуры, и в стремлении к коренной перестройки этих культур.» Евраз. хотели обогородить большевистскую идею, и это их погубило. Идеи русс. евраз. были возрождены, проанализированы и развиты Л. Гумилевым В евр. существует несколько суперрегионов: Европа-I -Зап. Евр., Евр.-II-Центр Европы. Не один из этих регионов не исчерпывает понятия Европы, Европейской культуры. У России с культурой Зап. и Центр. Европы есть общие корни- хрестьянство. Однако, Росс. Остается суперрегионом-III, с огромным евраз. жизненным пространством, евраз. содержанием и евр. характером русс. культуры. В конце 20в. Конструктивным выходом русские политологи, культурологи, философы считают триединую Европу.

 

Евразийство как социокультурный феномен. Попытка духовного облагораживания большевизма, его интеграции в контексте первородной русской идеи, стали смыслом едейно – политического движения, которое в 1921 провозгласило себя как евразийство. Его основатели Словицкий, Флоровский, Карсавин, Трубецкой – заявили о себе сборником “Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждения Евразийцев.”, затем книгой “На путях утверждения евразийцев”, своеобразным манифестом “Евразийство” По оценке Бердяева, евразийство – это единственное идейное направление, возникшее в эмигрантской сред. Все остальные направления “правые ”, ”левые” – носят дореволюционный характер и поэтому безнадежно лишены творческой жизни и значения в будущем. Символ веры евразийцев заключался в 4-х основных идеях: 1)утверждение особых путей развития России как Евразии 2) идея культуры как симфонической личности 3) обоснование идеалов на началах православной веры 4) учение об идеократическим государстве. С этих позиций Россия, представляет собой особый мир, который развивается отдельно от Европы и Азии, и этот мир надо называть Евразией. Евразийцы первыми поставили под сомнение знак равенства между русской национальностью и славянским этносом. Серединная европейская культура в отличии от евровейской, является синтезом славянских и византийских предпосылок, в центре синтеза – соборная или симфоническая личность которая подчеркивает взаимосвязь человека с семьей, сословием, народом. Гарантом существования и совершенствования такой личности является православие как единственная вера, обладающая качеством не только симфоничности но и вселенсхости. Государство организует единство и цельность всех сфер европейского мира путем осуществления единой культурно-государственной идеологии правящего слоя, ее носители должны быть близки к народу. Евразийцы поддерживали гос. строительство СССР, отвергали коммунизм как прозаподный, но поддерживали большевизм. Евразийство было заметно идейным явлениям в течении 10-ти летия, но состоявшийся в 1932 г. первый съезд евразийской организации оказался последним. Евразийцам первым удалось расслышать живые и острые вопросы того времени, но они не смогли дать ответов на них. Идея евразийского синтеза была во многом дискредитирована согласием с большивизмом.

Евразийство возникло среди эмигрантской интеллигенции 20-х гг. как реакция на события 1917 года и было устремлено отнюдь не оправдать их, а извлечь из них некоторые, наиболее общие исторические и геополитические уроки. Хотя евразийцев за якобы симпатии к большевикам резко критиковали такие авторитеты, как Бердяев, Ильин и Федотов (Карсавин был евразийцем), не говоря уже об открытых западниках, это течение русской культурологической мысли внесло заметный вклад в осознание судеб нашей Родины.

Достаточно сказать, что видными деятелями евразийства, восходящего еще к некоторым высказываниям Ф.М. Достоевского, были — несмотря на свои немалые личные счеты с большевиками — такие известные ученые разных областей знания, как филолог и культуролог князь Николай Сергеевич Трубецкой (189O—1938), сын известного академика, историк Георгий Владимирович Вернадский (1886—1967), видный географ Петр Николаевич Савицкий (1895—1968), искусствовед Петр Петрович Сувчинский (1892—1985), религиозный философ Георгий Васильевич Флоровский (1893—1979) и другие. В самом общем виде их взгляды сводились к следующему: Россия — это не Европа и не Азия, а совершенно самобытная страна-континент Евразия с преобладанием в ней не европейского, а «азийского» («туранского»), более органичного для нее начала. При этом Европа, включая западное славянство, представлялась евразийцам отнюдь не образцом, а опасным для российской культуры фактором. Так, идеи представительной демократии и социализма, якобы противопоказанные Евразии, по мнению евразийцев, были искусственно занесены в Россию с европейского Запада. Российский социум уподоблялся ими некой «симфонической личности», в которой православие, являясь основным цементирующим началом, не вступало в противоречие с другими, нехристианскими религиями и культурами, а плодотворно сосуществовало и взаи-мообменивачось с ними. Христианство — не «элемент» определенной культуры, а «фермент», привносимый в самые разнообразные религиозно-культурные общности, утверждал, например, Н.С. Трубецкой. Подобно славянофилам, критикуя Европу и выступая против европоцентризма, евразийцы, однако, не грешили идеализацией русского бытия, хотя и считали, что европейцы, обогнав россиян в экспериментальной науке, отстают от них в идеологии и нравственности.

Важнейшим моментом в доктрине евразийцев было их отношение к роли государства как инструмента принуждения, особенно необходимого в условиях Евразии, где либерализм и слабая власть, по их мнению, всегда оказывались чем-то чуждым и непривычным для большей части народа. Переосмысливая славянофильское понятие соборности, евразийцы считали наиболее подходящей для России формой государственного устройства так называемую идеократию, т.е. такой принцип организации общества, когда выдвинутый народом «правящий слой» объединяет и сплачивает определенная идея или доктрина, в русских национальных условиях, конечно, не марксизм-ленинизм, а более традиционное православие. «Тот тип отбора, который, согласно евразийскому учению, ныне придан установиться в мире, и в частности в России-Евразии. — писал Трубецкой, — называется идеократическим и отличается тем. что основным признаком, которым при этом отборе объединяются члены правящего слоя, является общность мировоззрения». Пониманием и практическим осуществлением этого принципа евразийцы, в частности, объясняли и чисто организационные успехи большевиков, цинично подменивших православие импортированным марксизмом-ленинизмом.

В качестве сторонников уже не русской, а более широкой — российской идеи евразийцы интересны прежде всего тем, что они ставили благо евразийской многонациональной общности превыше любых внутриполитических, в том числе и межнациональных, распрей. Так, П.П. Сувчинский, словно обращаясь к нам, гражданам России 90-х гг. XX века, писан «Отношение к Родине должно иметь аспект несоизмеримости со всеми внутриобщественными отношениями; потеря этой установки ведет к гибели патриотической гордости и к утверждению беспомощно-индивидуальной гордыни и исключает возможность служения. А служить — это значит, поняв судьбу своей родины, волею творить ее... Необходимо во всей глубине пробудить историческую память России... которая за последние века стала мельчать, потеряла способность синтетически охватывать всю прошлую судьбу своей веры, культуры и государственности, перестала прошлое воскрешать в настоящем».

Постмодернизм в философии

В философии постмодернизма отмечается сближение её не с наукой, а с искусством. Таким образом философская мысль оказывается не только в зоне маргинальности по отношению к науке, но и в состоянии индивидуалистического хаоса концепций, подходов, типов рефлексии, какое наблюдается и в художественной культуре конца ХХ века. В философии так же как и в культуре в целом действуют механизмы деконструкции, ведущие к распаду философской системности, философские концепции сближаются с «литературными дискуссиями» и «лингвистическими играми», преобладает «нестрогое мышление». Декларируется «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности…, такие понятия как „справедливость“ или „правота“ утрачивают свое значение…». В общем картина может быть охарактеризована как хаотичная. Т.о. постмодернизм определяется как маргинальный китчевый философский дискурс с характерной антирациональностью. Так, словно иллюстрируя гегелевское понимание диалектики как закона развития, великие завоевания культуры превращаются в свою противоположность. Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные идефиксы, которые препятствуют творческой реализации. Истинный идеал постмодернистов — это хаос, именуемый Делёзом хаосмосом, первоначальное состояние неупорядоченности, состояние нескованных возможностей. В мире царствует два начала: шизоидное начало творческого становления и параноидальное начало удушающего порядка. При этом постмодернисты утверждают идею «смерти автора», вслед за Фуко и Бартом. Любое подобие порядка нуждается в немедленной деконструкции — освобождении смысла, путем инверсии базовых идеологических понятий, которыми проникнута вся культура. Философия искусства постмодернизма не предполагает никакого соглашения между концепциями, где каждый философский дискурс имеет право на существование и где объявлена война против тоталитаризма любого дискурса. Таким образом осуществляется трансгрессия постмодернизма как переход к новым идеологиям на современном этапе. Однако можно предполагать, что состояние хаоса устоится рано или поздно в систему нового уровня и есть все основания рассчитывать на то, что будущее философии определится ее способностью обобщить и осмыслить накапливаемый научный и культурный опыт.

Постмодернизм в искусстве

В настоящее время уже можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства со своими типологическими признаками.

Использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства (всё равно, палеолитического ли, позднеавангардистского ли). Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, римейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80-90-х годов к этим характеристическим чертам «новая сентиментальность», — вот содержание искусства эпохи постмодерна. По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания.

Эпоха постмодерна опровергает казавшиеся ещё недавно незыблемыми постулаты о том, что «…традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму» (Ортега-и-Гассет) — демонстрацией в нынешнем искусстве эклектики любых форм традиции, ортодоксии и авангарда. «Цитирование, симуляция, ре-апроприация — все это не просто термины современного искусства, но его сущность», — (Ж. Бодрийяр).

При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. В этом состоит его глубокая маргинальность. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала» (В. Брайнин-Пассек). Эффектные произведения Мерсада Бербера с включениями копированных фрагментов полотен Ренессанса и барокко, звуки современной электронной музыки, представляющей из себя сплошной поток соединённых между собой так называемыми «ди-джейскими сводками» [смиксованных] готовых музыкальных фрагментов, композиции Луизы Буржуа из стульев и дверных полотен, Ленин и Микки Маус в произведении соц-арта — все это типичные проявления повседневной реальности постмодернистского искусства.

Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.

Принимая во многом обоснованную критику такого культурного феномена, как постмодернизм, стоит отметить его обнадеживающие качества. Постмодернизм реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим.

Искусств.

Художественный образ это очень противоречивое понятие, определяется как

инструмент многозначного осмысления мира. Художественный образ используется

для духовного осмысления окружающего нас мира, в отличии от понятия –

однозначного, научного осмысления мира.

Типичное для науки это нечто среднее.

Типичное для искусства это самое лучшее, высокое, прекрасное.

В художественном образе у героя показываются яркие, привлекательные качества.

Художественный образ часто выражается в сравнении, метафорично.

Метафоричность это загадка через образное описание (сидит красна девица в

темнице, а коса на улице).

Классификация искусств:

1. По типу восприятия:

а) слуховые

б) зрительные

в) зрительно-слуховые

2. Пространственные:

а) двухмерные (картины, гравюры, рисунки)

б) трехмерные (скульптура, архитектура)

в) трехмерные (театр)

3. Массовые искусства:

а) искусство одного

б) искусство многих

4. По форме создания:

а) муссические (не опосредованные техникой, талант человека)

б) технические (опосредованные через инструмент)

Знание и деятельность

Прежде всего, техника является важнейшей культурной ценностью. Сфера культуры не ограничивается классическими ценностями искусства, этики, науки. Кроме духовной существует материальная часть культуры, к которой относится и техника как деятельность и ее средства, воплощающие в себе человеческие знани я. Прогресс технических средств, приобретение умения и навыков их использования, их совершенствование являются важнейшим фактором развития и функционирования культуры. Технический уровень непроизводственной сферы, материальных основ духовной культуры существенно характеризует уровень развития культуры общества.

Современная духовная жизнь должна развиваться в особых условиях сплетения взбудораженной общественной мысли с политической публицистикой, философскими и религиозными поисками человека в художественной литературе и литературной критике.

Вернемся к технике. Человек, создав технику, получил возможность менять условия своего существования и меняться сам. Техника стала помощником в изучении философских и религиозных трудов, публицистики.

При этом человек стал основоположником принципиально нового объективного процесса — культурного, изделия мастера обрели собственную основу и получили возможность функционировать наряду с человеком.

В действительности история человеческого общества есть процесс, где прошлое, настоящее и будущее находится между собой в органической связи, где новые поколения воспринимают опыт прошлого и закладывают фундамент для культуры будущего. И в этом в своем развитии человеческой культуры техника играет огромную роль. Конечно, немаловажное значение имеют и другие культурные ценности, например, художественная литература или наука. Но общество в своей повседневной суетной жизни имеет дело не с научными достижениями, а с их техническим воплощением. Именно техника «цементирует» связь между поколениями людей.

Можно привести много положительных примеров влияния технических средств на сохранение культурных ценностей, но мы можем найти и много отрицательного.

Несомненно, техническая грамотность очень важна, но она стала вытеснять художественную литературу, живопись и музыку. Западные мыслители отмечают тот факт, что современная техника, напротив, часто лишает людей их индивидуальности: чем выше уровень развития техники, чем сложнее техника, тем более стандартизированными, одинаковыми становимся мы сами. Заметим, что определенная доля истины в этих суждениях содержится, и каждый из нас это повседневно ощущает. Мы смотрим одни и те же телепрограммы, читаем одни и те же газеты, журналы и бесцеллеры, живем в аналогичных квартирах, пользуемся одинаковым транспортом и одеждой. Человека надо спасти от этой «одномерности».

Средства массовой информации преподносят нам большое количество заведомо ложных фактов, отсортировать действительно нужные и объективные новости может только культурно образованный человек, который изо дня в день занимается самопросвещением.

Артефакт

Артефакт культуры - искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры являются:

1)созданные людьми предметы, вещи, орудия труда, одежда, хозяйственная утварь, жилище, дороги; а также

2)феномены духовной жизни общества: научные теории, произведения искусства и фольклор.

Артефакты в культурологии принято считать культурными достижениями. В разговорном языке под достижениями понимаются такие результаты деятельности, которые приносят пользу человеку и обществу.

Элементы культуры, в том числе и артефакты, образуют определенную целостность, систему, в которой они соотносятся иерархическим образом соответственно своей значимости: одни из них занимают центральное и фундаментальное место, другие — второстепенное и производное, какие-то из них имеют общее и тотальное значение, а какие-то локальное и конкретное

Западная культура

Западная культура долгое время была одержима гладким и симметричным. Не все культуры одержимы подобным образом, но Запад (в смысле европейского происхождения) долго рассматривал совершенные формы как симметричные, гладкие и целостные.

Современное состояние западной культуры Сорокин диагностировал как кризисное, которое, однако, вовсе не виделось ему в духе шпенглери-анского субъективизма - как конец ее исторического существования, смертная агония всей западной цивилизации. Его главное пророчество звучало примерно так: мы живем, мыслим, действуем в конце сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные ориентиры в наступающих сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими ужасами. За ее пределами, однако, различим рассвет новой великой идеациональной культуры, приветствующей новое поколение - поколение людей будущего.

Смирение в современной западной культуре сильно недооценивается. Бытует мнение, что смирение хорошо для набожных и святых, но в реальном мире с ней далеко не уйдешь. Многие люди рассматривают гордость и агрессивность как добродетели, а смирение - как слабость. Возможно, это происходит из-за того, что им непонятна сущность смирения. Они могут приравнивать смирение к самоуничижению и чувству собственной неполноценности, тогда как на самом деле это не настоящее смирение.

По мнению Л.Н. Толстого, западная культура и цивилизация находятся на ложном пути, потому что игнорируют интересы простого человека, а созданные интеллигенцией наука и искусство служат верхам общества, его потребностям и интересам.

Может возникнуть вопрос: почему именно западные культуры отнесены к трансляторам.

Постмодернизм ныне является своеобразной визитной карточкой западной культуры и развивается как новомодное течение также и в нашей стране.

В России, расположенной на перекрестке восточных и западных культур, не могут институционализироваться западные образцы государственности в евроцентри-стском варианте. Россия должна иметь собственное понимание демократии, специфическую модель народовластия. Поэтому главная проблема сегодня состоит в том, чтобы найти пути и способы достижения органического сочетания рыночной экономики, политической демократии, правового государства и исторических традиций российской государственности, которые носят некапиталистический характер в общепринятом смысле слова.

Основой письменной культуры Запада является алфавит - совокупность знаков, выражающих звуки. Для восточной культуры характерен иероглиф, фиксирующий значение.

Для Запада характерны атомарная система алфавитного письма, анализ как основной метод распознавания звуков и дальнейший синтез значений. Самостоятельное значение, семантическую нагрузку несут отдельные части слова: корень, суффикс, приставки и т. д. Они сообщают грамматический смысл целому - слову. За словом стоит понятие - форма мышления. Образное содержание предмета в понятии фактически отсутствует, редуцировано.

Европейские понятия, например, «человек» или «индивид» - воспринимается чисто атомарно. А вот японское понятие «НИНГЭН» (человек) означает и общественные отношения, которые устанавливаются между индивидами, и самого индивида.

2. Употребление синонимов в Западной культуре основано на понятийном содержании слов безотносительно к графической оболочке слова. Правда, в древнескандинавской поэзии широко применялся приё

звуковой аллитерации.

В восточной культуре разветвление смыслов строится по типу наглядного изображения. Здесь символ, метафора задаются графическими образными тождествами, характеризующимися иероглифическим символом. Сама оболочка понятия - не внешняя форма, а содержательная форма.

3. В Западной культуре языку отводится роль средства выражения, трансляции смысла. В восточной культуре иероглиф не просто передаёт смысл, а содержит его в себе. Иероглиф есть единство цели (понятия) и средства (изображения).

4. В западной культуре возможно, несовпадение «цели» и «средств». В восточной - средства понимаются как развернувшееся содержание цели.

5. В западной культуре на этом основано различие цели и средств, различие, противоречие между техникой, технологией и ценностями, нравственностью, личностно-эмоциональным миром человека. В восточной культуре развитие техники, технологии и нравственности, ценностей - неразрывно. Отсюда особая роль, которая отводится сохранению природы.

6. В западной культуре наука направлена на преобразование природы, отсюда природа воспринимается как чуждая человеку сила. «Опыт» - метод науки нового времени, образован от слова «пытка». Человек «пытает» природу, добиваясь от неё насилием раскрытия тайн. В восточной культуре наука ищет тождества, единства природы и человека, природы и культуры.

7. Для европейской культуры «понять» - значит дать повторяющийся результат, то есть «воспроизвести». Отс







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.