Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Асимметричности информации ,





Помимо прямого страхования рисков, о котором шла речь в § 2 настоящей главы, можно создать такую ситуацию, когда степень асимметричности информации заметно снизится, что даст воз­можность потребителям заведомо обезопасить себя от покупки низко­качественных товаров и услуг. Заметим, что асимметричная информа­ция может складываться не только на рынке товаров, но и на рынке труда, рынке страховых услуг, рынке инвестиционных ресурсов (заем­ных средств) и др.

Одним из самых распространенных способов уменьшения асим­метричности информации являются рыночные сигналы, под которыми понимается информация об экономическом благе, целенаправленно посылаемая его продавцом в адрес потенциального покупателя. Автором концепции рыночных сигналов является американский эконо­мист, лауреат Нобелевской премии 2001 г. Майкл Спенс.

Что же может служить рыночным сигналом? Первое, что сразу приходит на ум, - это реклама. Однако реклама не снижает степень асимметричности, поскольку она может распространяться в отношении товара или услуги как высокого, так и низкого качества: сама по себе реклама не дает возможность их дифференцировать. Значит, продав­цам товаров и услуг необходимо не просто подавать рыночный сиг-


Экономика неопределенности

нал, но подавать эффективный рыночный сигнал - такой сигнал, ко­торый с большей степенью вероятности могут подавать продавцы вы­сококачественных, нежели низкокачественных благ.

Рыночным сигналом может быть, например, внешний вид изделия - хорошая отделка мебели, тщательно проложенные швы на одежде, аромат продовольственного товара и т. д. - соответствуют более вы­сокому качеству самого товара; репутация продавца; дипломы и сер­тификаты на рынке труда и т. п.

М. Спенс рассмотрел такой сигнал на рынке труда, как образова­ние. Действительно, каким образом работодатель может узнать о ка­честве покупаемого им товара, т. е. услугах труда? Как отличить бо­лее производительного работника от работника с низкой производи­тельностью? По внешнему виду, на собеседовании перед приемом на работу это сделать непросто. Дорогой костюм, качественный макияж и т. п. еще ничего не говорят о трудовых навыках человека, пришед­шего наниматься, поскольку все это могло быть одолжено у друзей. В модели М. Спенса эффективным рыночным сигналом является об­разование. Оно говорит о способностях человека, поскольку более способные люди чаще заканчивают университеты, колледжи и т. п. Следовательно, фирмы при найме работников имеют возможность при помощи такого рыночного сигнала, как образование, избежать или снизить уровень асимметричной информации, возникающей на рынке труда.

В качестве разновидности рыночных сигналов можно рассматри­вать гарантии и обязательства. Дело в том, что брать на себя га­рантийные обязательства на длительный срок могут только фирмы, ко­торые обеспечивают высокое качество товара и предполагают поэто­му, что реальное исполнение таких обязательств не станет частым случаем. А производители низкокачественных товаров, напротив, не заинтересованы в долгосрочных гарантиях, которые, возможно, при­дется исполнять. Достаточно вспомнить наше недавнее прошлое -начало рыночных реформ 1991-1993 гг.: во многих рыночных ларьках, палатках, отделах магазинов, торговавших привезенными из Китая и Турции товарами, висела табличка: «Проданный товар обратно не принимается и не обменивается». Причем речь не шла о понятной в таком случае торговле фармацевтическими товарами или предме­тами нижнего белья. Не принимались обратно верхняя одежда, электробытовые приборы, термосы и т. п. Лишь в более позднее время, когда правительственные органы ужесточили борьбу с про­дажей низкокачественной и несертифицированной продукции, по­добные таблички исчезли со стен торговых точек. Таким образом, гарантии могут быть вполне расценены потребителями как сигналы о высоком качестве благ, а, следовательно, потребители будут го-


Глава 8

товы заплатить за блага, поставляемые с гарантиями, более высо­кую цену.

Сочетание гарантий с надежной репутацией повышает эффектив­ность рыночного сигнала. Дело в том, что обещание гарантии малоиз­вестной фирмой не создает у покупателя твердой уверенности в том, что он не приобрел «лимон». Не случайно девизом нижегородских куп­цов в дореволюционной России был, выражаясь современным языком, лозунг: «Прибыль - превыше всего, но честь - выше прибыли».

Наконец, еще одним способом снижения асимметричной информа­ции может стать вмешательство государства (обязательная сертифика­ция - один из примеров подобной деятельности государства), о чем подробнее будет сказано далее, в главе 17 раздела «Макроэкономика».

Выводы:

1. Асимметричность информации - ситуация, когда участники рын­ка не обладают равным доступом к информации. Это является одной из причин фиаско рынка.

2. В результате асимметричности информации проявляются интер-нальные эффекты, возникает отрицательная селекция (неблагоприят­ный отбор), моральный риск, возникает проблема «принципал-агент».

3. В условиях асимметричности информации люди неизбежно идут на риск. Под риском понимается ситуация, когда, зная вероятность каждого возможного исхода, нельзя точно предсказать конечный ре­зультат.

4. Важно различать математическое ожидание и ожидаемую полез­ность.

В условиях неполной информации рациональным выбором инди­вида является выбор с максимальной ожидаемой полезностью. Это различие позволяет разрешить Санкт-Петербургский парадокс, кото­рый формулируется следующим образом: люди готовы заплатить лишь небольшую сумму денег за участие в игре, математическое ожидание выигрыша в которой бесконечно велико.

5. Индивидам свойственно различное отношение к риску. Принято выделять: а) нейтральных к риску; б) любителей риска; в) испытываю­щих антипатию к риску, или противников риска.

6. В основе объяснения того, что большинство людей не склонно к риску, лежит закон убывающей предельной полезности. Эта несклон­ность большинства индивидов к риску вызывает необходимость его снижения, для чего существуют различные способы страхования.

7. Некоторые исключения из теории ожидаемой полезности связа­ны с эффектом точки отсчета и эффектом определенности.


Экономика неопределенности

8. Под страхованием понимается процедура, позволяющая инди­
виду обменять риск больших потерь на определенность малых. Спо­
собы снижения риска - объединение риска, снижение риска, дивер­
сификация.

9. Кроме прямого страхования рисков, существуют иные способы
снижения асимметричности информации: распространение эффектив­
ных рыночных сигналов, предоставление гарантий и обязательств,
вмешательство государства в процесс распространения информации.


Основные понятия:

Симметричная информация

Асимметричная информация

Неопределенность

Интерналии

Отрицательная селекция (неблагоприятный отбор)

Моральный риск

Проблема «принципал-агент»

Риск

Математическое ожидание

Объективные вероятности

Субъективные вероятности

Эффект владения

Нейтральные к риску

Любители риска

! Противники риска

| Теория ожидаемой полезности

Санкт-Петербургский парадокс

Эффект точки отсчета

Эффект определенности

Страхование

Рыночные сигналы

Гарантии

Репутация


symmetric information asymmetric information uncertainty internalities adverse selection

moral hazard

principal-agent problem

risk

mathematical expectation

objective probability

subjective probability

endowment effect

risk neutrals

risk lovers

risk averters

expected utility theory

St. Petersburg paradox

anchoring effect

certainty effect

insurance

market signalling

warranties

reputation



Глава 9







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.