Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Определение малых фирм по классификации Комитета по делам малого бизнеса при правительстве США





 

{. Отрасль Оборот (млн. долл.) Количество занятых
Розничная торговля от 2,0 до 8,0 -
Оптовая торговля от 9,5 до 22,0 -
Строительство от 1,0 до 9,5 •> -;
Промышленность - до 1500
Сельское хозяйство до 1,0 -

Источник: Barrow С. The Essence of Small Business (2nd ed). Prentice Hall Europe, 1998. P. 3.

Вторая ступень классификации предусматривает более детальную разбивку по величине торгового оборота или количеству занятых внут­ри отрасли в зависимости от конкретного вида основной деятельности фирмы.

В менее крупных странах, таких, например, как Дания или Ирлан­дия, пороговые значения критерия количества занятых ниже, чем в США. Так, в Дании применяется следующая классификация: до 49 за­нятых - малая фирма; от 50 до 199 занятых - средняя фирма; свыше 200 занятых - крупная фирма.1 В Дании даже под такое «заниженное» определение крупной фирмы подпадают лишь около 400 компаний, а если бы здесь применялась классификация, принятая в США, то таких фирм практически бы не было.

Варианты качественных классификаций фирм базируются на кри­териях, раскрывающих внутреннюю сущность фирмы: юридический статус, структуру управления фирмой, источники финансирования де­ятельности. Такой подход опирается в основном на субъективные суж­дения и опыт исследователей, но при этом делается акцент на отли­чия, внутренне присущие компаниям того или иного размера.

В последние несколько десятилетий широкое распространение по­лучила также теория жизненного цикла

(или этапов роста) фирмы, появившаяся

в результате исследований в области i Barrow c The Essence of

организационных наук и в области мар- Small Business (2nd ed). Prentice кетинга - науке о продвижении товара на Hall Europe, 1998. P. 5.


Глава 9

рынок. Предполагается, что продукт, выпускаемый фирмой, проходит несколько этапов с точки зрения его появления и ухода с рынка:

0) этап разработки нового продукта

1)этап внедрения на рынок

2)этап роста

3) этап зрелости

4) этап насыщения 5)этап упадка.

Этот подход, впервые разработанный американским экономистом-маркетологом Т. Левиттом в 1965 г., также способствовал распростра­нению качественных определений размера фирмы на основе выделе­ния характерных этапов ее развития. Один из вариантов данной тео­рии фокусирует внимание на стратегии развития продукта как индика­торе этапа роста фирмы. При этом фирмы рассматриваются в динами­ческом плане, как развивающиеся, начиная от малой, ориентирован­ной на производство одного продукта, до крупной, диверсифицирую­щей свою деятельность по товарному и отраслевому принципу. Для характеристики этапа развития продукта используется коэффициент специализации, равный отношению годового дохода фирмы к ее об­щим затратам на производство и сбыт основного продукта.

Эти классификации помогают ответить на вопрос о том, стоит ли перед государством задача поддержки тех или иных групп фирм для создания благоприятной среды в национальной экономике. Известная фраза «что хорошо для «Дженерал Моторз», то хорошо для Америки», отражает точку зрения, в соответствии с которой государство должно ставить своей целью всемерную поддержку крупных фирм, занимаю­щих передовые позиции в национальной экономике.

Другая точка зрения основана на том, что в самом механизме кон­куренции заложена «мина замедленного действия»: со временем с рынка выдавливаются небольшие фирмы, а крупные в таких условиях имеют меньшие стимулы для интенсивного развития. Следовательно, государство должно поддерживать конкурентную среду в экономике, с одной стороны, предоставляя льготы малым фирмам, а с другой -сдерживая ограничительную деловую практику1 строгим антимоно­польным законодательством. В современной экономической политике развитых стран преобладает именно последняя позиция.

Крупную фирму вряд ли сметут с рынка неожиданные колебания процентных ставок или курсов валют: ее

деятельность, как правило, диверсифи-

цирована по различным отраслям и, Напомним что ичи_

даже странам. Эти субъекты рынка обла- теЛьная деловая практика -дают значительными преимуществами это стратегия фирм, подрыва-перед малыми и средними компаниями ющая свободную конкуренцию.


Теория фирмы и организационные формы бизнеса

с точки зрения возможностей использования эффекта масштаба, тем самым неся значительно меньшие удельные издержки (издержки на единицу продукции) по сравнению со своими «меньшими братьями».

Помимо этого очевидного «плюса» крупных и крупнейших фирм, легко привести и другие причины их успеха в конкурентной борьбе. Выдающийся австрийский экономист Йозеф Шумпетер еще в начале прошлого века высказал мнение о том, что прогресс в производстве благ под силу лишь крупным субъектам экономического процесса, способным концентрировать большой коллектив ученых и разработчи­ков новых технологий. Шумпетер считал, что крупные монополистичес­кие компании, имеющие превосходство над малыми и средними фир­мами в возможностях концентрации научных, производственных и фи­нансовых ресурсов, постепенно вытеснят более слабых конкурентов, причем доля малого бизнеса будет неуклонно сокращаться с ростом темпов научного прогресса. Утверждение Шумпетера о том, что круп­ные фирмы будут определять экономическую динамику, особенно в новых наукоемких и капиталоемких отраслях, также разделяет амери­канский экономист, видный представитель институциональной школы Джон Гэлбрейт. Он выделяет следующие причины превосходства крупного бизнеса: во-первых, высокая стоимость научных исследова­ний, и, во-вторых, длительные сроки их реализации и окупаемости.

Однако действительные проблемы, с которыми может столкнуться корпорация, весьма похожи на те, с которыми столкнулся, в прямом смысле этого слова, огромный океанский лайнер «Титаник», одноимен­ный фильм о трагедии которого прогремел на весь мир. Как мы уже говорили ранее, в силу возрастания трансакционных издержек адми­нистративного контроля по мере увеличения размера фирмы, степень ее управляемости и скорость реагирования на рыночные изменения имеют тенденцию к снижению. Таким образом, «синдром Титаника», из-за действия которого крупная фирма не сможет вовремя увернуть­ся от «айсберга» изменившихся рыночных условий, способен пустить даже такого гиганта ко дну.

Обладая большими возможностями гибкого реагирования на конъ­юнктуру рынка, малые фирмы способны не только удовлетворять по­стоянно меняющиеся запросы потребителей, но и дают уникальные возможности для самореализации предпринимателя. Малые фирмы, как показала практика послевоенных десятилетий, легче идут на риск нововведений, что получило отражение и в названии таких фирм - «венчурные» (от англ. venture - рискованное предприятие). Кроме того, малые фирмы играют весьма заметную роль на рынке труда и помогают решать проблемы занятости населения.

Очевидно, что экономике объективно необходимо существование как крупных, так и малых фирм. Различие тех задач, которые реша-


Глава 9

ются ими в непрерывной конкурентной борьбе, не должно ни в коей мере приводить к недооценке того значения, которое каждые из них имеют для развития экономики.

Выводы:

1. Технологический (функциональный) подход к изучению фирмы основан на определении максимального объема выпуска при всех возможных комбинациях факторов производства с помощью произ­водственной функции. Недостатком данного подхода является отсут­ствие анализа процессов, происходящих внутри фирмы.

2. Институциональный подход дает объяснение феномена возник­новения фирмы и закономерностей ее дальнейшего развития, изучая внутренние процессы функционирования фирмы. Фирма, согласно данному подходу, - это структура деятельности, направленная на по­иск наиболее выгодного способа производства в условиях неопреде­ленности.

3. Проблема «принципал-агент» проявляется во взаимоотношени­ях владельца фирмы и ее управляющего (наемного менеджера). Принципал не может полностью контролировать действия агента, по­этому у последнего возникают стимулы к оппортунистическому пове­дению.

4. Актив - это объект собственности, имеющий денежную оценку. Исходя из сравнения фирмой ценности активов, которыми она облада­ет, можно выделить три типа активов: общие, специфические и интер­специфические.

5. Контракт - это соглашение по поводу обмена между экономи­ческими агентами, специфицирующее права и обязанности сторон. Существуют три типа контрактов: классический, неоклассический и отношенческий (имплицитный).

6. Фирма выступает как сеть долгосрочных отношенческих кон­трактов между собственниками специфических и интерспецифических активов с целью минимизации трансакционных издержек в условиях неопределенности и оппортунистического поведения агентов.

7. Организационными формами бизнеса являются индивидуальные владения, партнерства (как правило, представлены малым и средним бизнесом) и корпорации (крупные компании); каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.

8. В корпорации возникает проблема «двойного налогообложения». Вначале прибыль корпорации облагается соответствующим налогом, а затем акционеры компании, получающие дивиденды из оставшейся после налогообложения прибыли, в свою очередь, платят налог на данный вид дохода.


Теория фирмы и организационные формы бизнеса

9. В экономике объективно существуют малые, средние и крупные фирмы. Каждая из этих форм играет свою уникальную роль в функци­онировании экономического механизма общества.


Основные понятия:

Неоклассическая теория фирмы

Институциональная теория фирмы

Фирма

Проблема «принципал-агент»

Отлынивание

Общие активы

Специфические активы

Интерспецифические активы

Контракт

Классический контракт

Неоклассический контракт

Отношенческий контракт

Индивидуальное владение

Партнерство

Корпорация

Диверсификация

Акция

Дивиденд


neoclassical theory of the firm

institutional theory of the firm

firm

principal-agent problem

shirking

assets

common assets

specific assets

interspecific assets

contract

classical contract

neoclassical contract

relational contract

individual proprietorship

partnership

corporation

diversification

stock, share

dividend


 


 


Глава 10







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.