Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правило использования ресурсов





Как известно, спрос на конечные товары и услуги предъявляют домашние хозяйства, выступающие в роли покупателей. Предложение товаров и услуг создают фирмы, выступающие в роли продавцов.

Как формируется спрос на факторы производства, кто его предъяв­ляет и чем он определяется?

Отличительной чертой рынков факторов производства является тот факт, что в роли покупателей здесь выступают фирмы, а продавцами являются домашние хозяйства, или, другими словами, субъекты спро­са - фирмы, а субъекты предложения - домашние хозяйства.


Глава ii

В основе потребительского спроса, как нам известно из гл. 5, ле­жит функция полезности. В основе же спроса на факторы производ­ства лежит доход, который фирма стремится получить, производя с помощью этих факторов различные товары и услуги. Это означает, что фирма предъявляет спрос на ресурсы лишь постольку, поскольку по­требитель нуждается в товарах, произведенных с помощью этих ре­сурсов, а не наоборот. Например, обувные фабрики предъявляют спрос на кожу и услуги труда обувщиков потому, что потребители предъявляют спрос на кожаную обувь. Таким образом, в экономичес­кой теории спрос на факторы производства принято называть производным спросом. Это - первое и весьма существенное отли­чие спроса на рынках факторов производства от спроса на рынках ко­нечных товаров и услуг.

Выше говорилось о том, что производственный процесс пред­ставляет собой процесс взаимодействия различных факторов про­изводства. Невозможно организовать процесс производства, имея, например, капитал, но не имея рабочей силы и наоборот, т. е. ни один фактор в отдельности не может произвести продукт. Отсюда вытекает, что спрос на факторы производства является взаимоза­висимым. Это - второе существенное отличие спроса на рынках факторов от спроса на рынках конечных товаров и услуг. Фирма, предъявляя спрос на факторы, сталкивается с необходимостью ре­шения следующих задач:

- оптимального сочетания факторов производства;

- минимизации издержек при каждом заданном объеме производ­ства;

- определения объема производства, максимизирующего величи­ну прибыли.

Рассмотрим более подробно, каким образом решаются названные три задачи.

Что же лежит в основе спроса фирмы на факторы производства и чем определяются его границы? На первый взгляд, ответ кажется оче­видным - цены на ресурсы. Однако производный характер спроса на факторы со стороны фирмы предопределяет его зависимость также и от производительности факторов, и от уровня цен на продукцию, про­изводимую с помощью этих факторов.

Производительность переменного фактора может измеряться не только в физических, но и в денежных единицах. Стоимостным пока­зателем производительности фактора является предельный продукт фактора в денежном выражении, или предельный доход от про­дукта используемого фактора.

Предельный продукт фактора в денежном выражении (MRP,) " это произведение предельного физического продукта переменного


т поия производства и предельной производительности факторов

Фактора (L) и предельного дохода, полученного от продажи одной до­полнительной единицы продукции:

MRPL = MPL x MRQ, (5)

где MRPL - предельный продукт фактора L в денежном выражении;

MP - предельный продукт фактора L в физическом выражении;

MRQ - предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции.

Таким образом, предельный продукт фактора в денежном выраже­нии показывает прирост общего дохода в результате использования еще одной (дополнительной) единицы переменного фактора L при не­изменном количестве всех остальных факторов.

В условиях совершенной конкуренции, когда фирмы являют­ся «ценополучателями», предельный продукт фактора L в денеж­ном выражении - это произведение предельного продукта факто­ра L в физическом выражении и цены единицы выпускаемой про­дукции:

MRPL = MPLx P, (6)

где Р - цена единицы выпускаемой продукции. Напомним, что в условиях совершенной конкуренции Р = MR.

Как известно, в условиях несовершенной конкуренции предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет меньше, чем ее цена. Это означает, что, при прочих равных условиях, предель­ный продукт фактора в денежном выражении {MRPJ у фирмы-совер-шенного конкурента будет больше, чем у чистого монополиста.

Рассмотрим ситуацию на примере фирмы, производящей кожаную обувь и реализующей ее на конкурентном рынке. Допустим, что коли­чество единиц капитала, используемого фирмой, есть величина посто­янная, а количество нанимаемых рабочих - величина переменная. Предположим, что очередной нанятый рабочий производит за день три пары обуви, которые могут быть проданы по рыночной цене (Р), рав­ной 100 руб. за пару. В этом случае предельный продукт труда в де­нежной форме составит 300 руб.:

MRPL = MPL x MRQ = MPL x P = 3 x 100 руб. = 300 руб.

Данные о предельном продукте труда на обувной фабрике содер­жатся в таблице 10.3.

Для того, чтобы определить, какое количество рабочих следует на­мять фирме, необходимо знать цену этого ресурса и сравнить, на сколько увеличится доход и издержки фирмы от использования одной Дополнительной единицы ресурса. Затраты фирмы на приобрете­ние каждой дополнительной единицы фактора принято назы-


Глава 10

Таблица 10.3 Предельный продукт труда в денежной форме

 

Количество Общий продукт Предельный Предельный
рабочих труда в физ. ед. (Q) продукт труда продукт труда
    в физ. ед. {MPL) в ден. ед. (MPL х P)
       
       
       
       
       
       

вать предельными издержками ресурса (MRC). Если фирма поку­пает ресурсы на чисто конкурентных рынках, то предельные издержки на их приобретение будут равны их ценам. В нашем примере MRC равны дневной ставке заработной платы, т. е. MRC - w. Допустим, что дневная ставка заработной платы рабочего составляет 300 руб. Какое же количество рабочих следует нанять фирме? Вернемся к данным таблицы 10.3. Очевидно, что фирма наймет четырех рабочих. Нанимать пятого рабочего невыгодно: предельный продукт в денежной форме составляет 200 руб., а предельные издержки, связанные с наймом пятого рабочего - 300 руб. Это означает, что фирма в данном случае понесет убытки в размере 100 руб. (300-200). Если фирма наймет трех человек, то мы обнаружим, что предельный продукт в денежной фор­ме третьего рабочего равен 400 руб., а его заработная плата - 300 руб. Использование третьего рабочего даст фирме прирост объема прибы­ли, равный 100 руб. Следовательно, для увеличения прибыли ей сле­дует нанять четвертого рабочего: предельный продукт в денежной форме четвертого рабочего, равный 300 руб., в точности соответству­ет величине его заработной платы.

Теперь мы можем сформулировать правило максимизации при­были для фирмы, предъявляющей спрос на один переменный фактор. Заметим, что данное правило идентично правилу определе­ния объема производства фирмы, максимизирующей прибыль, при ко­тором MR = МО. фирма, максимизирующая прибыль, должна ис­пользовать такое количество переменного фактора, при кото­ром его предельный продукт в денежной форме будет равен его предельным издержкам. Это правило может быть записано в виде следующей формулы:

MRPL = MRCL (7)


Теория производства и предельной производительности факторов

Для условий совершенной конкуренции правило примет следую­щий вид:


MRPL - w, так как MRCL = w


(8)


Если предельный продукт фактора в денежной форме превышает предельные издержки на его приобретение, то фирме, с целью макси­мизации прибыли, следует увеличить количество используемого пере­менного фактора. И наоборот, если предельные издержки на приобре­тение фактора больше, чем его предельный продукт в денежной фор­ме, для максимизации прибыли фирме следует уменьшить количество данного фактора. И только тогда, когда достигается равенство пре­дельного продукта фактора в денежной форме и его предельных из­держек (цены фактора - для чисто конкурентного рынка), фирма нахо­дится в состоянии равновесия, т. е. получает максимальную прибыль.

Рассмотрим ситуацию равновесия фирмы, предъявляющей спрос на один переменный фактор, например, труд, при условии, что и то­варный рынок, и рынок труда являются чисто конкурентными, т. е. фирма и на том, и на другом рынках является «ценополучателем». Графически данная ситуация изображена на рис. 10.3.

Кривая спроса фирмы на один переменный фактор (D) совпадает с кривой его предельного продукта в денежной форме (MRPL), так как любая точка на данной кривой показывает число занятых, используе­мых фирмой при каждом заданном уровне ставки заработной платы (w). Отрицательный наклон кривой MRPL связан с действием закона убывающей предельной производительности фактора, а ее располо­жение определяется уровнем предельной производительности факто­ра (MPJ и ценой произведенного продукта (Р). Точка £ - это точка рав-


Рис, 10.3,


Ситуация равновесия фирмы на чисто конкурентном рынке переменного фактора (труда)



Глава 10

новесия фирмы на рынке фактора, так как именно здесь MRPL = wE. Это означает, что при заданном рынком уровне заработной платы (wE), фирме следует нанять число рабочих, равное LЈ. График показывает, что если MRPL > wE, то фирме следует увеличить число используемых рабочих, а если MRPL < wE - сократить их численность. И только, ког­да MRPL = wE, фирма, предъявляющая спрос на один переменный фактор, обеспечит оптимальный уровень занятости на своем предпри­ятии.

А теперь усложним нашу задачу и рассмотрим ситуацию, когда фирма предъявляет спрос на два переменных фактора.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.