Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Максимизация общественного благосостояния





 

нии данного количества благ между двумя членами общества (как в примере с «ящиком Эджворта») или общественными группами.

Выпуклыми по отношению к началу системы координат изображе­ны новые для нас графики - общественные кривые безразличия, или кривые равного благосостояния. Общественная кривая безразли­чия, по аналогии с индивидуальной кривой безразличия (см. гл. 5, § 9), показывает все комбинации полезностей различных социальных групп, соответствующих одному и тому же уровню общественного благосостояния, а поэтому одинаково приемлемых (одинаково безраз­личных) для общества. Существует множество общественных кривых безразличия (карта общественных кривых безразличия), которые обо­значают разные уровни благосостояния общества. Чем выше уровень благосостояния, тем дальше соответствующая ему общественная кри­вая безразличия расположена от начала координат. Однако самый вы­сокий уровень благосостояния, которого общество может реально до­стичь при заданных возможностях, отражает та общественная кривая безразличия, которая имеет только одну общую точку (или общую ка­сательную) с кривой достижимой полезности. Таким образом, распре­деление, максимизирующее общественное благосостояние, будет достигнуто в точке касания общественной кривой безразличия и кривой достижимой полезности.

Рассмотренный нами пример еще раз показывает универсальный характер аппарата известных нам кривых безразличия, используемый при анализе проблем выбора.

В связи с проблемой максимизации общественного благосостояния рассмотрим две теоремы экономики благосостояния. Первая теоре­ма экономики благосостояния заключается в том, что распределе­ние в условиях конкурентного равновесия эффективно по Парето. Зна­чит, если всем участникам сделки удается максимизировать свою по-

-------------------------------------- _____________._________________________

 


 

Преимущества и недостатки рыночного механизма

Труд для производства шоколада


Капитал для производства шоколада

Капитал для производства хлеба

Труд для производства хлеба


Рис. 15.7.


«Ящик Эджворта» для рассмотрения эффективности производства


как варианты выпуска в заштрихованной области дают лучшие резуль­таты. Точки В, С и D - пример эффективного распределения затрат, а значит, и производства. В этих точках изокванты производителей хле­ба и шоколада имеют одинаковый наклон и, следовательно, одинако­вую предельную норму технологического замещения капитала трудом (см. гл. 10, § 4). В равновесных точках производители данных продук­тов минимизируют свои издержки, комбинируя труд и капитал таким образом, что соотношение предельных продуктов этих факторов рав­но соотношению их цен (см. гл. 10, § 4, 5):



MPL/MPK = PJPK

(4)


Значит, факторы производства могут эффективно использоваться при условии равенства:

(5)

Кривая, на которой расположены все точки эффективного распре­деления и использования факторов производства (рис. 15.7), называ­ется кривой производственных контрактов. Она показывает все комбинации максимального (эффективного) выпуска хлеба и шокола­да при имеющемся количестве труда и капитала. Эта кривая и есть известная нам граница производственных возможностей.

Однако для эффективного выпуска необходимо, чтобы товары производились в таких количествах, которые соответствуют желанию потребителей заплатить за них. Поэтому необходимым условием эф­фективного выпуска является равенство предельной нормы замеще­ния - предельной норме технологического замещения факторов про­изводства:


Глава 15

MRS = MRTS (6)

Это и есть состояние оптимальности в экономике. Выполнение данного равенства для всех потребителей и производителей, т. е.

(7)

называется первым наилучшим распределением, идеально опти­мизирующим благосостояние всего общества. Однако оно труднодос­тижимо: современный рынок находится в условиях несовершенной конкуренции и претерпевает множество искажений.

Монополизм, асимметричность информации, нерациональность на­логообложения и другие проблемы несовершенной конкуренции меша­ют оптимальному распределению ресурсов. Поэтому экономисты рас­сматривают принцип «второго наилучшего» (second-best principle), т. е. предлагаются варианты такого распределения, которое было бы наилучшим среди неоптимальных. Такого рода распределение назы­вается квазиоптимумом, или «вторым наилучшим распределени­ем». Рассмотрим на примере выпуска двух товаров, хлеба и шокола­да, возможность достижения квазиоптимума посредством налогооб­ложения. Допустим, хлеб производится в чисто конкурентных усло­виях, а шоколад - в монопольных. Цены на шоколад завышены, по сравнению с конкурентными, за счет его недопроизводства. В ус­ловиях общего равновесия ресурсы шоколадной отрасли, не на­шедшие применения, поглощаются конкурентным рынком хлебных изделий. В результате конкурентное равновесие на этом рынке на­ступает, когда хлеб производится в большем объеме и при более низкой цене, по сравнению с теми, которые могли бы установиться, если бы шоколад также производился в условиях совершенной кон­куренции.

Как можно воспрепятствовать переливу ресурсов, нарушающему эффективный объем производства товаров? Допустим, государство вводит налог на хлеб, нарушая конкурентное равновесие на рынке хлебных изделий. Это вызовет сокращение производства хлеба и по­вышение его цены для потребителей. Стремление рынка к восстанов­лению общего равновесия с учетом налога будет стимулировать пе­релив части ресурсов производства хлеба в шоколадную отрасль. Несмотря на монополизм, производство шоколада сможет расширить­ся и несколько снизится его цена. В результате на обоих рынках уста­новится новое равновесное распределение, квазиоптимум, компенси­рующий монопольное недопроизводство шоколада искажением конку­рентного равновесия на рынке хлеба. Однако такое равновесие будет лучше, чем другие менее эффективные варианты. Главная идея тео­рии квазиоптимума состоит в том, что за счет отказа от конкурентного


Преимущества и недостатки рыночного механизма

равновесия на одном рынке устраняются искажения в распределении и производстве на других рынках, т. е. балансируется рыночная сис­тема в целом.

§ 3. Проблемы фиаско (провалов) рынка

Мы уже говорили о том, что рыночный механизм не всегда способен автоматически прийти к оптимальности. Существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда ры­нок неэффективно размещает ресурсы, называются провалами, или фиаско рынка. В связи с этим мы рассмотрим теорию внешних эф­фектов, проблему производства общественных благ, а также проблему асимметричности информации и цикличности развития рынков.

Работа рыночного механизма может порождать внешние эффекты, или экстерналии. Под внешним эффектом подразумевается воздей­ствие сделки на третьи лица1, не учтенное в договоре. Это воздей­ствие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в ры­ночной цене. Экстерналии, или внешние эффекты, делятся на положи­тельные, т. е. приносящие дополнительные выгоды третьим лицам, либо отрицательные, приносящие третьей стороне дополнительные издержки. Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и другим производителям, порождает отрицательные экстерна­лии. Услуги в области здравоохранения, образования, орошение, озе­ленение и др. порождают положительные внешние эффекты. Напри­мер, если вы на своем балконе выращиваете красивые цветы, то по­рождаете для всех, кто любуется ими совершенно бесплатно, поло­жительный внешний эффект.

Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного механиз­
ма. Отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают пе­
репроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом
продукции. При положительных экстерналиях, наоборот, возникают
случаи недопроизводства товаров и услуг. Почему это происходит?
Рассмотрим данные отклонения на рис. 15.8. Условием достижения
общественно эффективного объема выпуска является равенство пре­
дельной общественной полезности
(MSU) предельным общественным из-

держкам (MSC):, _

1 Под третьими лицами пони-

MSU = MSC (8) маются экономические субъек-

ты, не участвующие в данной В случае отрицательных экстерналии обменной сделке.

23 Курс экономической теории


Глава 15


Рис. 15.8.

Qe Q, Q а) отрицательный внешний эффект

Qi Qe Q

Б) положительный внешний

эффект Внешние эффекты (экстерналии)


(рис. 15.8а) предельные издержки отдельного производителя МС мень­ше предельных общественных издержек MSC. Например, производи­тель, отказавшись использовать дорогостоящие экологически чистые технологии, переносит1 тем самым на третьих лиц часть своих издер­жек, порождая предельные внешние издержки (МЕС). Вследствие это­го объем выпуска Q, превышает общественно эффективный объем QЈ, а цена Р1 оказывается заниженной по сравнению с РЕ.

В случае положительных экстерналии (рис. 15.86) предельная по­лезность товара или услуги MU ниже предельной общественной полез­ности MSU. Например, при озеленении улиц обогащенный воздух бес­платно приносит пользу всем людям, а не только тем, кто посадил де­ревья, порождая тем самым предельную внешнюю полезность (MEU). Поэтому цена РЕ выше, чем цена Р, и озеленители посадят деревья в количестве Q1 вместо общественно эффективного количества QE.

Как урегулировать проблему неэффективности, создаваемую вне­
шними эффектами? Что компенсирует обществу ущерб от отрицатель­
ных экстерналии, а создателю положи­
тельных эффектов недополученную вы-

1 Переносит в том смысле, что у третьих лиц по вине про­изводителя возникают издерж­ки, связанные с болезнями, по­купкой лекарств, потерей или ухудшением трудоспособности и т.п., которые не учитываются в цене продукции экологически вредного предприятия.

году? Решение этих проблем, как пред­полагалось до широкого признания идей Р. Коуза, берет на себя государство, ис­пользуя свои традиционные инструменты - налоги и субсидии. Если для устране­ния отрицательных экстерналии государ­ство введет сдерживающий налог (или заставит производителя покупать лицен-


Преимущества и недостатки рыночного механизма

зию либо установить очистительное оборудование) в размере предель­ных внешних издержек, то внутренние издержки производителя повы­сятся и приведут объем выпуска в соответствие с общественно опти­мальным. Этот прием называется интернализацией (or англ. internal -внутренний) внешних эффектов, который на графике (рис. 15.8а) вы­разится смещением кривой МС до уровня MSC и объем выпуска со­кратится до Qr

Для того, чтобы интернализировать положительный внешний эф­фект, государство использует стимулирующие субсидии, выплачивае­мые либо потребителю, либо производителю в размере предельной внешней полезности. В первом случае кривая спроса сдвигается впра­во, отражая предельную общественную полезность, а объем выпуска возрастет с Q, до QE (см. рис. 15.86). Во втором случае вследствие снижения предельных издержек производителя кривая предложения сместится вправо, и количество выпускаемой продукции также увели­чится и достигнет, как и в первом случае, общественно оптимальной величины, определяемой равенством предельных общественных из­держек и предельной общественной полезности.

Однако, если права собственности на ресурсы будут четко опре­делены (специфицированы) и соблюдены, включая возможность сво­бодного обмена этими правами, то рынок сможет урегулировать про­блему экстерналий самостоятельно, без участия государства, путем купли-продажи этих прав. Такую идею выдвинул Р. Коуз, который изу­чал связь между внешними эффектами, правами собственности и эф­фективностью, что привело к созданию теоремы (1960 г.), названной в честь ученого. Теорема Коуза гласит: внешние эффекты могут быть интернализированы при четкой спецификации прав соб­ственности на ресурсы и свободном обмене этими правами. Те­орема выполняется лишь при таком количестве участников обмена правами, при котором трансакционные издержки проведения перего­воров о передаче прав собственности не превысят выгод от результа­тов обмена. Проще говоря, количество участников переговоров не должно быть слишком велико. Представьте себе, что вы хотели бы договориться об обмене правами на чистый воздух со всеми владель­цами автомобилей, проезжающими по шоссе возле вашего дома. Трансакционные издержки по проведению таких переговоров окажут­ся запретительно высокими.

Теорема Коуза помогает понять смысл интернализации экстерна­лий. Например, два завода используют один и тот же ресурс, допус­тим, реку во взаимоисключаемых целях: один - для сброса отходов, другой - для разведения рыбы. Неважно, кто из них первым получил право на использование реки. Важно само достижение договора о компенсации: тот, кто получает выигрыш, платит за причиненный ущерб другому. Тогда объемы выпуска и размер прибыли обоих заво-


Глава 15

дов скорректируются: загрязняющий реку завод сократит чрезмерное производство, компенсируя потери прибыли пострадавшему рыбоза­воду. Последний же за счет компенсации сможет увеличить выпуск рыбной продукции по сравнению с преддоговорной ситуацией.

Главный вывод теоремы Коуза заключается в том, что внешние эф­фекты возникают только в случае размытости, неопределенности прав собственности на ресурсы. Если возможно четкое определение прав, проблема внешних эффектов решается путем добровольных перегово­ров о взаимовыгодной купле-продаже данных прав. В конце концов, права достанутся тому, кто сумеет эффективнее ими распорядиться. Роль государства сводится лишь к установлению «правил игры» при обмене правами собственности на ресурсы.

Обратим внимание на то, что отмеченное ранее условие выполне­ния теоремы Коуза (ограничение количества участников величиной трансакционных издержек проведения переговоров, которая не долж­на превышать выгод от результата обмена правами) является общим условием эффективной работы рыночного механизма. Оно дает воз­можность выявить объем спроса и определить рыночную цену продук­ции, что всегда осуществимо для частных товаров, когда продавец контактирует с каждым потребителем.

Однако существует такая категория товаров и услуг, на которые выявить спрос и определить оптимальную цену рыночным способом либо невозможно, либо невыгодно из-за чрезвычайно высоких издер­жек такого выявления (МС > MU). Речь идет об общественных товарах и услугах, или общественных благах. Общественными называются такие блага, главной характеристикой которых является неисключае-мость из потребления и неконкурентность в потреблении. Те об­щественные товары и услуги, которые полностью отвечают данным свойствам, называются чистыми общественными благами. Класси­ческим примером чистого общественного блага является нацио­нальная оборона, городское освещение, маяки, научные знания (при бесплатном образовании) и т. д. Подробнее речь об общественных благах пойдет в гл. 17.

Неисключаемость из потребления означает, что сам характер чис­того общественного блага таков, что невозможно отделить «платель­щиков» от «неплательщиков». И дело не только в том, что такие блага неделимы (национальная оборона, уличное освещение и т. п.). Неде­лимых благ в нашей жизни встречается достаточно много: театраль­ный спектакль, дискотека, общественный транспорт. Но во всех при­веденных примерах не возникает проблемы «безбилетника», т. е. ситуации, когда лицо пользуется благом, не заплатив за него. Вы не можете пройти на дискотеку, в метро или посетить театр, не купив билет. А вот свойство неисключаемости из потребления говорит


Преимущества и недостатки рыночного механизма

о том, что уже само создание общественных благ (а не их покупка, в отличие от частных товаров) порождает положительные экстерналии. Однако урегулировать рассматриваемую проблему путем перегово­ров, т. е. в частном порядке, невозможно, так как не выполняются условия теоремы Коуза. Из-за огромного количества участников слиш­ком велики трансакционные издержки выявления того, кто платит, а кто бесплатно пользуется общественными благами, что и порождает про­блему «безбилетника». Поэтому рыночное производство обществен­ных благ неэффективно.

Поясним наши рассуждения следующим примером. Допустим, что национальная оборона финансируется группой неких частных лиц, стремящихся обезопасить только себя от внешнего врага. Однако со­зданная, например, система ПВО не может защищать только лиц, фи­нансировавших это мероприятие. Она защищает всех граждан стра­ны, включая и тех, кто ничего не платил («безбилетников») для созда­ния оборонного потенциала. Проблема «безбилетника» не позволяет определить полный объем спроса и подрывает рыночные стимулы либо самого предоставления таких благ, либо их предоставления в об­щественно оптимальном объеме.

Чистые общественные блага неконкурентны в потреблении: увели­чение количества потребителей не уменьшает полезности этого блага для остальных, следовательно, и предельные издержки предоставле­ния таких благ равны нулю. Например, оттого, что светом маяка пользуется еще одно морское судно, не зависит уменьшение полез­ности освещения для других кораблей, и для каждого дополнительно проходящего судна не требуется возводить дополнительный маяк. Можно сказать, что несоперничество - крайний случай проявления по­ложительных внешних эффектов.

Итак, для производства общественных благ в оптимальном коли­честве нужно взимать плату со всех граждан страны, что под силу только государству, обладающему инструментами налогообложения и механизмом перераспределения в виде государственного бюджета.

Рыночный механизм распределения беспристрастен, так как в его основе лежит принцип равенства предельной производительности ре­сурса предельному доходу от его использования (см. гл. 10). Это ме­ханизм равноправного распределения: равное право получить доход в соответствии с производительностью ресурса имеет каждый его вла­делец. Однако рынок распределяет доход только между теми, кто уча­ствует в механизме рыночной конкуренции, не затрагивая тех, кто на­ходится за его пределами: проигравших в конкурентной борьбе и не­трудоспособное население.

Среди экономистов ведутся споры о том, справедливо ли эффек­тивное рыночное распределение? Ведь поляризация доходов в усло-


Глава 15

виях рынка может быть огромной по сравнению с уравнительным рас­пределением в командно-административной системе. Да, рыночное распределение равноправное, но неравное. Его участники имеют рав­ные права на получение дохода пропорционально своему вкладу, ко­торый объективно неравен, так как от рождения все имеют различные силы, способности, стремление к труду и т. д. Под равенством следу­ет понимать равенство возможностей (прав), а не равенство результа­тов. В командной же экономике под равенством в распределении по­нимается получение одинакового дохода, независимо от вклада сил, знаний, денежных средств и т. д. Какое распределение считать спра­ведливым? Этот вопрос будет подробно рассмотрен в гл. 24, § 1, по­священной социальной политике государства. Однако следует по­мнить, что рынок справляется с теми задачами, на решение которых он рассчитан. Нельзя говорить о фиаско рынка в случаях, которые на­ходятся за пределами действия рыночного механизма. Поэтому реше­ние социальных проблем, прежде всего, обеспечение нетрудоспособ­ной части населения правами на достойное существование, а именно получение определенного дохода без соответствующих факторных затрат, - сфера действия другого, нерыночного механизма, которым обладает государство как инструмент общественного регулирования. Еще одной проблемой, искажающей работу рыночного механизма, является асимметричная информация в условиях несовершенной кон­куренции. Под асимметричностью понимается неравномерное распре­деление рыночной информации среди участников рынка и порождает­ся эта проблема монополизацией рынков. Асимметричность информа­ции не только повышает трансакционные издержки, но и может приве­сти к перепроизводству одних товаров и к недопроизводству других. Если потребитель обладает лишь частичной информацией о товаре и его качестве, то, во-первых, это приведет к вытеснению качественных товаров с рынка (вспомните «рынок лимонов» из гл. 8), и, во-вторых, порождает интерналии. Термин интерналии означает выгоды или из­держки участников сделки, не отраженные в договоре. Например, мо­нополия производителя на информацию (производитель знает все о своем товаре, а потребитель - только частично) дает возможность снизить издержки производства за счет качества продукции и расши­рить выпуск экологически опасных товаров. Часть издержек произво­дителя переносится на потребителя и они становятся «внутренними» издержками потребителя, не предусмотренными условиями сделки, т. е. не отраженными в цене. Так, купив зараженный радиоактивными элементами продовольственный товар, вы будете страдать от плохого самочувствия, тратить деньги на покупку лекарств и т. п. На величину интерналии уменьшается предельная полезность товара для покупа­теля. Государство может способствовать решению этой проблемы, ак-


Преимущества и недостатки рыночного механизма

кумулируя и предоставляя рыночную информацию, например, созда­вая информационные центры, а также устанавливая и защищая по­средством законодательства права на получение полной и правдивой информации о товаре (см. гл. 17).

Серьезной проблемой рынка является цикличность его развития: чередование кризисов и экономических подъемов, т. е. движение от подъема к подъему через кризисы. В период кризиса сфера действия рыночного механизма сужается: сокращается занятость, падают до­ходы, растут убытки, увеличиваются риски, исчезают стимулы к про­изводству. Отдельные рынки могут попросту исчезнуть при глубоком и затяжном кризисе. Государство в критических условиях как раз и должно протянуть спасительную руку рынкам, помогая им выжить, стабилизироваться и модернизировать свою продукцию.

Рассмотрев преимущества и недостатки рынка, мы видим, что он эффективен в тех сферах, на которые распространено действие меха­низма свободных цен, но рынок не действует в «Зазеркалье», т. е. там, куда не может проникнуть. Поэтому совместно с «невидимой рукой» А. Смита оказывается необходимым и действие вполне видимой руки государства. Тем самым мы хотим подчеркнуть, что государственное регулирование дополняет рынок.

Но только здоровое рукопожатие помогает придать устойчивость экономическому развитию страны. Существуют не только провалы, или фиаско рынка, но и провалы государственного регулирования. Самое печальное для общества - некомпетентное вмешательство го­сударственных органов в ситуации, связанные с несостоятельностью рынка. Общество нуждается в государственном вмешательстве там и тогда, где и когда рынок не в состоянии эффективно распределить ре­сурсы. Об этом пойдет речь в гл. 17. Проблемы эффективного регули­рования экономики - это уже сфера экономической политики государ­ства, изучению которой всецело посвящен курс макроэкономики.

Выводы:

1. Сбалансированность рынка, т. е. равенство между спросом и предложением, называется рыночным равновесием.

2. Равновесие по Вальрасу устанавливается путем давления избы­точного спроса или избыточного предложения на цены. Рост или сни­жение цен вызывает количественную подстройку величин спроса и предложения друг под друга вплоть до достижения равенства между ними.

3. Равновесие по Маршаллу достигается при ценовом давлении на "еличину спроса и предложения. В процессе сближения цены покупа-


Глава 15

теля и цены продавца объем сделки будет изменяться и до тех пор, пока покупатель и продавец ни придут к единой взаимовыгодной цене, при которой и будет достигнуто равновесие.

4. Краевое равновесие возникает либо при нулевой цене, либо при нулевых спросе и предложении.

5. Паутинообразная модель рынка, предложенная классической школой, показывает, что конкурентный рынок может автоматически приходить к равновесию и способен к саморегулированию. Это про­исходит при затухающих ценовых колебаниях, когда спрос более чув­ствителен к изменению цены, чем предложение.

6. Частичное равновесие устанавливается на отдельном рынке конкретного товара. Общее равновесие отражает ситуацию одновре­менного достижения равновесия на всех рынках. Движение к общему равновесию основано на прямой и косвенной взаимосвязях рынков между собой через эффект обратной связи.

7. Важным преимуществом рынка является отсутствие у экономи­ческих агентов в долгосрочном плане стимулов к искажению инфор­мации. Бизнес ради минимизации убытков и максимизации прибыли стремится к полноте информации, к снижению трансакционных издер­жек на ее получение и обработку.

8. Конкурентное равновесие предполагает достижение эффективно­го по Парето распределения благ или ресурсов.

9. Теория экономики благосостояния занимается поиском ответа на вопрос, как оптимизировать благосостояние общества, балансируя между экономической эффективностью и справедливостью распреде­ления.

 

10. Кривая контрактов в модели «ящик Эджворта» служит графи­ческим изображением всех сделок, в которых достигается Парето-эффективное распределение, максимизирующее суммарную полез­ность распределения благ в обществе.

11. Общественное благосостояние максимизируется при таком рас­пределении благ, при котором общественная кривая контрактов имеет только одну общую точку с кривой достижимой полезности.

12. Кривая производственных контрактов показывает все случаи эффективного распределения факторов производства, при которых общество производит максимальный объем продукции.

13. Наилучшее распределение, идеально оптимизирующее благо­состояние всего общества, достигается при условии равенства пре­дельной нормы технологического замещения факторов производства, отражающей эффективное размещение ресурсов среди производите­лей, и предельной нормы замещения, соответствующей оптимальным сделкам среди потребителей.


Преимущества и недостатки рыночного механизма

14. Ситуации, когда рыночный механизм не распределяет ресурсы эффективно, называются фиаско рынка.

15. Внешние эффекты заключаются в перенесении результатов частной сделки (издержек или выигрыша) на третьих лиц. Теорема Коуза определяет условия, при которых в рамках частных сделок можно решить проблему внешних эффектов и восстановить эффектив­ность рыночного распределения ресурсов.

16. Если права собственности недостаточно четко определены или слишком велико число участников переговоров, то проблемой устра­нения (интернализации) внешних эффектов занимается государство.

17. Рынок не может производить общественные блага. Поэтому предоставлением общественных благ занимается государство.

18. При нарушении условий совершенной конкуренции, с развити­ем монополизма усиливается асимметричность рыночной информации, в связи с чем появляется проблема интерналий. Государство способ­ствует решению этой проблемы, аккумулируя и предоставляя рыноч­ную информацию через информационные центры, и законодательно защищает право на получение полной информации.

19. Рынок и государство - не антагонисты, они дополняют друг друга и решают те проблемы, на которые лучше рассчитаны их меха­низмы.

Основные понятия:


Равновесие по Вальрасу

Равновесие по Маршаллу

Краевое равновесие

Паутинообразная модель рынка

Частичное равновесие

Общее равновесие

Эффекты обратной связи

Оптимум по Парето

(Парето-оптимальное распределение)

Теория экономики благосостояния

«Ящик Эджворта»

Конкурентное равновесие

Кривая контрактов

Принцип второго наилучшего (принцип квазиоптимума)

Walrasian equilibrium Marshallian equilibrium boundary equilibrium cobweb theorem partial equilibrium general equilibrium feedback effects Pareto optimum

welfare economics Edgeworth box competitive equilibrium contract curve second-best principle


 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.