Эволюционизм в культурологии
Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эволюционизм в культурологии





ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

1)Концепция Лесли Уайда
2)Понимание культуры в Античную эпоху
3) Место культурологии в системе социально-гуманитарного знания (с какими науками сотрудничает, чем отличается от других социально-гуманитарных наук)
4)Структура Культурологии
5)Предмет и объект культурологии
6)Основные понятия и категории
7)Сущность понятия культура
8)Подходы к изучению культуры
9)Функции культуры в обществе
10)Эволюционизм в культурологии
11)Концепция философии жизни
12)Теория локальных цивилизаций
13)Социологическая школа в культурологии
14)Натуралистическая школа (представители и теории)
15)Функцион. в культурологии
16)Символистская школа
17)Русская философия культурологии
18)Проблема культуры и цивилизаий
19)Дифузионизм
20)Возникновение культурологии
21)Циклические теории
22)Гермелефтический подход
23)Структуралистический подход

 

 

Концепция Лесли Уайда

Теоретическая концепция Лесли Уайта берет за основу не проявление культурных феноменов в отдельных группах или сообществах, а делает упор на развитии культуры человечества в целом.

Л. Уайт утверждает, что понятие культуры категориально и выражает в себе характеристику надсоматической (суперорганической) системы действительности, присущей лишь человеческому обществу и имеющей свои собственные закономерности функционирования и развития. Будучи интегративной системой, культура, по Уайту, не совпадая с обществом и социальной системой, имеет свои особенности, несущие специфику человеческого бытия.

Л. Уайт определял культуру следующим образом: “Культура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме”.



Уайт утверждал, что отличительной чертой человеческой жизни является ее символический характер, а понятие “культура” представляет собой наименование специфического класса феноменов, присущих только человеку, и которые могут быть названы “символическими”.

Эта концепция культуры привела к формированию принципиально иного, нежели дескриптивный, подхода к изучению культуры, а именно - символического подхода - geoglobus.ru. Впрочем, правильнее было бы сказать, что в своей работой Уайт скорее поставил проблему новой трактовки культуры.

Развитие на почве американской этнологии эта трактовка получила значительно позднее, в шестидесятые - семидесятые годы. Свой вклад в формирование символической культурологии как части этнологии внес французский структурализм, связанный с именами Ж. Лакана, М. Фуко, К. Леви-Стросса.

В работах Уайта с точки зрения исторической этнологии наиболее важным моментом является тезис о том, что культура имеет свои собственные закономерности функционирования и развития.

Сама же по себе дифференциация культурных и социальных систем имеет скорее операциональное значение, является удобной для изложения теории исторической этнологии, нежели важна с точки зрения исторической этнологии по существу.

Историческая этнологии не может принципиально противопоставлять друг другу культурные и социальные феномены. В основе и тех, и других феноменов лежат “культурные модели” связанные с категорией “действие”. Оба класса феноменов являются результатом кристаллизации вокруг этих “моделей” “переменных” содержательно-ценностных элементов.

2)Понимание культуры в Античную эпоху

В Древней Греции близким к термину культура являлась пайдейя, которая выражала понятие «внутренней культуры», или, иначе говоря, «культуры души».

В латинских источниках впервые слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234—149 до н.э) De Agri Cultura (ок. 160 г. до н.э.) — самом раннем памятнике латинской прозы.

Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т.е не будет культуры. [4]

В латинском языке слово имеет несколько значений:

  • возделывание, обрабатывание, уход (agri Lcr, C etc.); разведение (vitis C);
  • земледелие, сельское хозяйство Vr, Q, H;
  • воспитание, образование, развитие (animi C; culturae patientem commodare aurem H);
  • поклонение, почитание (potentis amici H)[5].

Римляне употребляли слово культура с каким-нибудь объектом в родительном падеже, то есть только в словосочетаниях, означающих совершенствование, улучшение того, с чем сочеталось: «culture juries» — выработка правил поведения, «culture lingual» — совершенствование языка и т.д[4].

Римский оратор и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) в своих «Тускуланских беседах» употребил слово культура в переносном значении, назвав философию «культурой души» («cultura animae»), иначе, он считал, что человек, занимающийся философией, обладает культурой духа и ума[4].

 

3) Место культурологии в системе социально-гуманитарного знания (с какими науками сотрудничает, чем отличается от других социально-гуманитарных наук)

Культурология, выделяясь из философии и опираясь на достижения конкретных наук, сохраняла потребность в обосновании собственных методов и областей познания, что и брала на себя философия культуры. Философия культуры является методологией культурологи как относительно самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможности различной трактовки природы культуры. Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого (всеобщее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное) с опорой на определенный материал. Таким образом, в культурологи как научной дисциплине по сравнению с философией культуры акценты перенесены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий основанных на антропологической и исторической фактологии, а философия выполняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.

Этот подход характерен и для истории культуры. Ее факты и ценности дают материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры, причем, являясь разделом культурологии, она призвана не просто фиксировать эти особенности, но и обеспечивать выявление архетипов современной культуры и понимание ее как итога исторического развития. Культурология изучает историческое поле фактов культуры, включая и прошлое, и настоящее.

Важнейшим элементом культурологи как системы знаний является культурантропология, изучающая конкретные ценности, формы связи, опредмеченные результаты культурной деятельности в их динамике, механизмы трансляции культурных навыков от человека к человеку.

Историческое развитие представлений о культуре само по себе не "подводит" к культурологии, это делает культурантропология.

Социология культуры - одно из важнейших направлений в современной гуманитарной науке, развивающейся на стыке культурологического и социологического знания. Возникновение социологии культуры в XX веке обусловлено теоретико-методологической потребностью осмысления социальной сущности культуры. Социология культуры исследует социальные закономерности развития культуры, формы их проявления в человеческой деятельности, а также влияние внутренних социальных связей и общества на культуру. Социология культуры утверждает, что вне общества как единого целого культура не могла бы развиваться, т.к. с его помощью закрепляются культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем.

Структура Культурологии

В XX веке культурология конституируется как самостоятельная наука, стоящая вне рамок философии, но все же связанная с ней через философию культуры. Связь эта имеет характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Сама проблематика теории культуры сформировалась как часть философского знания, а в отдельных культурологических дисциплинах - под сильным воздействием философии.

Философствование с конца XIX века осуществляется все чаще в форме философии культуры (в свою очередь генерирующей идеи), из которой возникает теория культуры (культурология). Суть этих изменений - в переходе от рефлексии к описанию, от символики культуры к ее систематике, от критики оснований культуры, к моделированию культурного процесса, его прогнозированию и проектированию. В отличие от существовавших ранее и продолжавших свое развитие философских теорий культуры появляются конкретные исследования культуры, опирающиеся на этнографический материал и данные так называемой полевой антропологии.

Таким образом, культурология сложилась как гуманитарная наука о наиболее общих законах развития и функционирования культуры. В ее структуре выделяют следующие составляющие:

    • Объект;
    • Предмет;
    • Содержание;
    • Категории;
    • Принципы;
    • Методы;
    • Законы;
    • Функции.

5)Предмет и объект культурологии

Объектом культурологического исследования являются: Культурные аспекты различных областей общественной жизни; особенности и достижения основных культурно-исторических типов; тенденции и процессы в современной социо-культурной среде

Предмет культурологии. Под предметом понимается совокупность понятий, при помощи которой культурология описывает изучаемую ею объективную реальность:

  • различные культурсодержащие процессы и явления, связанные отношениями в обществе;
  • специфика локальных региональных культур, их историческая типология, взаимосвязь и взаимозависимость культур различных эпох и народов;
  • сущность, структура, закономерности функционирования и развития культурного процесса человечества;
  • особенности и специфика современной цивилизации, основные тенденции ее развития.

6)Основные понятия и категории

Содержание культурологии как науки представлено следующими аспектами:

  • анализ культуры как системы культурных феноменов;
  • выявление типов связей между элементами культуры;
  • разрушение проблем социокультурной динамики;
  • исследование ментального содержания культуры;
  • исследование типологии культур и культурных единиц;
  • исследование культурных кодов и коммуникаций.

Категории культурологии. Категории это основные логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные связи и отношения предметов явлений действительности.

Среди категорий культурологи выделяют следующие:

  • категории социальных и гуманитарных наук;
  • категории наук, находящиеся на стыке с культурологией;
  • собственные категории (культура, цивилизация, культурная картина мира, менталитет, ментальность и т.д.)

Сущность понятия культура

Определение объекта и предмета культурологии концентрируется вокруг понятия культуры, имеющего многосмысловой характер и использующийся как в бытовом его значении, так и в научном контексте.

Существует множество определений культуры, которое объясняется многогранностью самого феномена культуры, так и в широком употреблении данного термина в конкретных дисциплинах. Самим словом "культура" (от лат.cultura - возделывание, выращивание, уход) первоначально обозначали земледельческую работу. В переносном смысле культура - это улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных способностей человека; термин культура использовался как синоним греческого термина "пайдейя" (воспитание в соответствии с традициями этоса). Культура в это время осознается как своего рода воспитанность, дающая возможность отличить цивилизованный (от лат.civilis - относящегося к гражданину) народ от варваров. Считалось, что "культурность" предусматривает гражданские добродетели и политическую зрелость, способность занимать любой государственный пост в сочетании с постоянным стремлением к космической гармонии и творческой утонченности.

Таким образом, культуру стали понимать как "человечность", т.е. то, что выделяет человека из природы, варварского состояния. Культура стала мерой, отличавшей римлянина от варвара, цивилизованного человека от дикаря, естественное от неестественного (искусственного).

Классический постулат о категорическом разделении культуры и цивилизации просуществовал до середины XX века, когда благодаря работам американских антропологов А.Крёбера и К.Клакхона, а также французкого ученого Ф.Броделя, цивилизация вновь стала определяться сквозь призму культуры как "собранию культурных характеристик и феноменов".

Таким образом, в современной культурологи в наиболее общем виде культура определяется как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также система исторически сложившихся знаний, идей и социальных норм, отражающих активную деятельность людей и направленных на урегулирование общественных отношений.

8)Подходы к изучению культуры
К принципам изучения культуры
относят два: это принцип культурно-исторического подхода, означающий что, все явления, события, факты культурного процесса должны рассматриваться в контексте соответствующего периода и тех условий (социальных, политических, нравственно-психологических и т.д.), в которых они происходили; и принцип целостности - изучение любого этапа, периода в развитии культуры должно непременно включать в себя все, без исключения, многообразие явлений, событий, фактов культурного процесса

К методам изучения культуры в культурологии относят:

  • историко-типологический (диахронический, синхронический), позволяет вычленить в развитии культуры устойчивые типы, проследить их субординацию, историческую динамику;
  • историко-генетический, связан с рассмотрением того или иного культурного феномена в контекстах его пространственно-временных изменений;
  • сравнительно-исторический, нацелен на сопоставление различных культур или отдельных феноменов, структур, явлений культуры;
  • структурно-функциональный, позволяет не только исследовать стабильные элементы, обеспечивающие специфику структурных систем культуры, но и те функции, которые выполняет культура в целом или ее отдельные элементы;
  • семантический, изучает культуру как знаковую систему;
  • феноменологический, это исследование априорных структур человеческого существования, культуры;
  • герменевтический, истолкование смыслов трудно интерпретируемых текстов. Особое значение имеет обращение к понятию "текст". (учение о принципах интерпретации, искусство понимания как постижение смысла и значения)

Функции культуры в обществе

Культура - социальный феномен и в своих основных подсистемах (материальной и духовной) выполняет следующие основные функции:

1)созидание и преобразование окружающей среды;

2)созидание и преобразование самого человека;

3)потребление: от элементарного жизнеобеспечения до
эстетического наслаждения;

4)коммуникативно-нормативная функция, благодаря которой
общество существует как слаженная иерархия коллективов.

В основе каждой культуры лежат определенные ценности -разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. Особое место в культуре занимает язык, который можно определить как систему коммуникаций, использующих звуки и символы, имеющих условное, но строго определенное структурное значение.

Духовная культура включает в себя следующие основные компоненты: искусство, литературу, науку, образование, религию, идеологию. Каждый из них представляет особый социальный институт и выполняет различные функции

Концепция философии жизни

В конце XIX — начале XX в. развивается иррационалистическое понимание культуры в границах «философии жизни». Понятие «жизнь», как интуитивно постигаемая целостная реальность, не тождественная ни духу, ни материи, является исходным. Представители «философии жизни» выступали против господства рационализма и методологизма идеалистической философии.
В. Дильтей (1833—1911) считал, что жизнь должна быть истолкована через нее же, ее нельзя свести к каким-то проявлениям. Жизнь — это способ бытия человека, и культура есть осуществление этого способа в истории. Жизнь культуры нельзя объяснить, как это делает наука по отношению к природе, ее можно лишь понять путем «вживания», «сопереживания», «вчувствования», что достигается при рассмотрении культуры сквозь призму целостности человеческой личности.
Ф. Ницше (1844—1900), оказавший значительное влияние на «философию жизни», считал, что великих людей делает не сила высоких чувствований, а их продолжительность. Так и культура, если подходить к ней в соответствии с пониманием «философии жизни»: ее величие создается продолжительностью чувствований созидающих ее людей. Крупным представителем «философии жизни» был А. Бергсон (1859—1941). Он выделял замкнутые, или закрытые, культуры, где жизнь определяется инстинктами, и открытые культуры, в которых ведущей является духовность, стремление к общению с другими культурами, что выводит такую культуру за границы национальности и государственности. В открытых культурах культивируется святость индивидуальной свободы и равенства всех людей. Ценности личной свободы, равенства провозглашаются гениями и имеют не принудительный характер, как в закрытых культурах, а характер призывов и личных примеров.

Функции культурологии

Анализ сущности культуры, ее места и роли в обществе позволяет выделить ее основные функции.

Прежде всего, следует выделить адаптационную функцию культуры, которая дает возможность каждому индивидууму приспосабливаться к существующим в обществе ценностям и формам поведения.
Следующей по значимости является познавательная функция культуры, сущность которой заключается в возможности получения человеком знаний. Необходимых для понимания социальных явлений.
Аксиологическая функция дает возможность выработать ценностные ориентации, скорректировать поведение и идентифицировать себя в обществе.

Большое значение имеют информационная и коммуникативная функции культуры, заключающиеся в выработке, сохранении и передаче информации, обмене культурными ценностями.

Содержание нормативной функции культуры составляет выработка и распространение определенных норм поведения, которые общество навязывает человеку, и, в соответствии с которыми, формируется образ жизни людей, их установки, и ценностные ориентации, модели поведения.

Следует отметить и гуманистическую функцию культуры. Именно ее имел в виду Мартин Хайдеггер, характеризуя культуру как реализацию высших ценностей путем культивирования человеческого достоинства.

Функция социализации заключается в приобщении человека к определенной системе знаний, норм, ценностей, существующих в обществе.

Особое место принадлежит воспитательной функции: культура не только приспосабливает человека к определенной природной и социальной среде. Она еще выступает универсальным фактором саморазвития человечества. Каждого конкретного индивида или социальную группу правомерно рассматривать как продукт собственного культурного творчества, сформированный в беспрерывном процессе развития и удовлетворения материальных и духовных потребностей, постановки перед собой и достижений определенных жизненных целей, программ.

Мировоззренческая функция культуры заключается в том, что она обеспечивает органическое единство элементов сознания через восприятие и понимание мира не в координатах физического пространства и времени, а в социокультурном измерении (с помощью целой системы факторов - познавательных, эмоционально-чувственных, оценочных и пр.)

Символистская школа

Это, пожалуй, самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ, сложившаяся в результате мощного развития средств массовой информации. Ведь недаром, по мнению некоторых философов и социологов, в современном мире на смену НТР грядет так называемая информационная революция. Символическая школа, нередко претендующая на монополизацию культурологии как своей «вотчины», объединяет, прежде всего, лингвистов, специалистов по семиотике, некоторых искусствоведов и специалистов по информатике. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются ими как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через нее — и к взаимной информации. Первый толчок такому пониманию культуры дал швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857—1913), выдвинувший идею о том, что наряду с лингвистикой изучающей лишь языковую систему знаков, можно представить себе более всеобъемлющую науку, которая охватила бы все знаковые системы в их совокупности и соотнесенности с окружающим миром. Постепенно культура в целом стала рассматриваться как сложнейший и строго иерархизированный «текст», несущей опорой которого является естественный язык, органически взаимодействующий с другими «языками» — системами знаков в науке, повседневной жизни и особенно в искусстве с его «языками» музыки, живописи, театра, архитектуры, кино, телевидения и т.д.

Действительно, если культуру выражать в языковых символах и других видах сигналов и передавать во времени и пространстве разного рода интеллектуальную (наука) и эмоциональную (искусство) информацию, то перед нами откроется картина неуклонного восхождения человека к своему нынешнему информационному, а следовательно, и культурному могуществу. Первобытный человек мог выразить в языке — системе символов — лишь самые примитивные мысли и передать их в пространстве не более, чем на дистанцию голоса, а во времени, до появления наскальных рисунков, он вообще был неспособен увековечить движения своей души. С развитием языка и возникновением изобразительного искусства и письменности возможности человека в этом отношении неизмеримо увеличились. С изобретением транспортных средств и печати они стали еще больше, а когда человек в XX веке начал широко использовать телеграф, телефон, радио, кино, телевидение, видеоаппаратуру, его способность передавать идеи и информацию стала практически безграничной, включая и выход в открытый космос. Радикально изменились и скорость передачи, и богатство форм передаваемого символического материала: от устно-языковой к печатной, визуальной, аудиовизуальной, черно-белой, цветной, стереофонической, стереоскопической вплоть до самой совершенной — цвето-стереофоноскопической. Недалеко то время, когда, усовершенствовав электронные средства воспроизводства образов мира во всем богатстве его движения, звуковой и цветовой гаммы, объемного восприятия, люди смогут создавать «вторую действительность», практически неотличимую от материального оригинала.

Таким образом, человека конца нашего столетия окружает не только, а часто и не столько реальный, естественный мир, сколько искусственная информационно-символическая вселенная, созданная развитием языка, других знаковых систем, печати и массовых аудиовизуальных средств воспроизведения действительности. Поэтому, например, и призрачный мир инвалида, прикованного к постели, запертого в четырех стенах, но окруженного соответствующей литературой и техникой, может оказаться гораздо шире и богаче, чем мир иного путешественника, не говоря уже о лишенном культуры обывателе.

Все это натолкнуло ученых на мысль, что у истоков человеческой культуры лежит свойственная лишь человеку способность создавать знаки, символы окружающей его реальности и передавать их во времени и пространстве. Такому взгляду способствовало и развитие уже упоминавшихся нами новейших наук: семиотики, информатики и кибернетики, изучающих общие законы оформления, получения, хранения, переработки и передачи информации. Через эти отрасли знания культурология, наука до последнего времени чисто гуманитарная, получила прямой выход в мир техники и практического применения в сфере создания ЭВМ и даже искусственного интеллекта. Из многочисленных представителей символической школы, работавших в самых различных отраслях науки и в сфере массовой коммуникации, следует выделить ее патриархов — Э. Кассирера и К. Леви- Строса.

Эрнст Кассирер (1874—1945) — немецкий философ, автор монументального труда «Философия символических форм» (1923—1929). Кассирер, выходец из буржуазной еврейской семьи, учился в Берлине, Лейпциге, Гейдельберге и Марбурге, после чего преподавал философию и занимался теорией языка, первобытными культурами, мифологией, религией и литературой в университетах Берлина, а затем Гамбурга, где стал профессором (1919), а позднее (1930) — ректором. С приходом к власти Гитлера был вынужден уйти в отставку и эмигрировал, сначала в Англию, Швецию, а потом — в США (1941), где до конца жизни преподавал сначала в Иельском, затем в Колумбийском университетах. В своей последней крупной работе «Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры» (1945) Кассирер подробно останавливается на практике немецкого нацизма, жертвой которого стал и он сам.

Дифузионизм

Диффузион́изм (от лат. diffusio — разливание, просачивание) — направление в социальной антропологии и этнографии (этнологии), культурологии, археологии, социологии, полагающее основой общественного развития процессы заимствования и распространения культуры из одних центров в другие.

Направление сложилось как реакция на эволюционизм. В отличие от последнего, в поле зрения диффузионистов попадали в первую очередь такие средства распространения культуры, как завоевание, торговля, колонизация, и лишь во вторую очередь — внутрисистемные факторы развития. Главный акцент диффузионизм сделал на изучение ранней истории человечества.

Наибольшее распространение идеи диффузионистов получили в таких странах как Австрия и Германия.

Возникновение культурологии

Исторический путь, пройденный человечеством от древности до настоящего времени, сложен и противоречив. На этом пути зачастую соединялись прогрессивные и регрессивные явления — стремление к новому и приверженность к привычным формам жизни, желание перемен и идеализация прошлого. Чем старше делалось человечество, тем сложнее и масштабнее становились проблемы его существования, и в поисках способов их разрешения главную роль всегда играла культура, которая адаптировала человека к постоянно меняющимся условиям жизни, помогала ему найти ее смысл и цель, сохранить человеческое в человеке.Различные аспекты развития культуры довольно давно привлекли внимание философов, историков, психологов, социологов, этнологов, археологов, лингвистиков. Однако только в XX в. ученые осознанали потребность в специальном межпредметном исследовании культуры. Это и послужило основой для возникновения самостоятельной научной дисциплины о культуре, получившей название культурология.Выделению культурологии в самостоятельную область знания предшествовали длительное развитие других наук о человеке и накопление многочисленных фактов о его духовной жизни. Таким образом, культурология как наука о культуре возникла в середине XX в. в ответ на потребность сконцентрировать и систематизировать огромную и разнообразную информацию об истории разных народов, отношениях социальных групп и личностей, стилей поведения, мышления и искусства.Начало недолгой истории попыток дать научное объяснение феномену культуры было положено в XVII в. английским философом Т. Гоббсом который высказал идею, что человек может пребывать в двух состояниях естественном (природном) и культурном. Природное состояние человека является низшей ступенью его развития, поскольку оно творчески пассивно, а культурное состояние рассматривалось как более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески продуктивно.Значительные успехи в развитии учения о культуре были достигнуты на рубеже XVIII—XIX вв. в трудах немецкого просветителя И.Г. Гердера. Он стал рассматривать культуру в историческом аспекте. Развитие культуры, по его мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса. Культура раскрывает сущностные силы человека, причем у разных народов они значительно различаются, и поэтому в реальной жизни мы можем наблюдать различные стадии и эпохи в развитии культуры. В это же время утвердилось мнение, что ядро культуры составляет духовная жизнь человека, его духовные способности.Происхождение термина «культурология» принято связывать с именем американского культурного антрополога Лесли Алвина Уайта, он обосновал необходимость выделения этой области знания в отдельную науку и заложил ее общетеоретические основы. Настаивая на необходимости науки о культуре, Уайт предпринял попытку вычленить предмет ее исследования, отграничив его от предметов смежных с нею наук, к которым он относил психологию и социологию. Если психология, как утверждал Уайт, изучает психологическую реакцию человеческого организма на внешние факторы, а социология — закономерности взаимоотношений индивида и общества, то предметом культурологии должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология. Он прочил культурологии большое будущее, считая, что она представляет собой новую, качественно более высокую ступень в постижении человека и мира.

21)Циклические концепции культурно исторического процесса.

Циклические модели отрицают эволюционную однолинейную или многолинейную

концепцию исторического развития. Человеческая история воспринимается ни как

процесс который направлен ко все большему усовершенствованию форм социальной и

культурной жизни. С точки зрения циклических концепций история представляет

собой движение происходящие в рамках локальных культур. Это движение не

является прогрессом но возвращением одних и тех же законов зарождения и упадка

которые имеют характер всеобщей неизбежности . Питирин Сорокин выделил этапы

развития культурно исторического процесса. В зависимости от смены этих этапов

изменяется господствующий тип культуры. Первым таким типом является-

идеациональный тип. Он характеризуется господством духовных принципов,

теоцентрическим видением мира, истинной веры. Второй тип – идеолистический

обуславливает интеграцию духовных и чувственных начал. Этот тип культуры

Сорокин определил как характерезующийся истинным разумом. Третий тип –

Чувственная культура характеризуется господством натурализма и эмпирического

знания. В чувственной культуре на первый план выходит утелитаризм ( принцип

практической пользы) духовные истины подвергаются забвению. Не смотря на то

что современная цивилизация проходит чувственный этап культуры, Сорокин

оптимистически трактовал будущие современной цивилизации. Он говорил о

наступлении эпохи нового средневековья которая будет являться возрождением

духовных начал и новых цивилизационных завоеваний. В наибольшей степени

завершенная циклическая концепция предстает в книге О. Шпендлера “Закат

Европы”. Шпендлер развивает идею о том что по аналогии с живыми организмами,

культуры проходят:

а) детство культуры- период накопления сил для последующего роста

б) юность-период развития

в) зрелость- период реализации потенциальных возможностей культуры

г) старость- период упадка и гибели культуры.

 

Структуралистический подход

Его представители: К. Леви-Стросс, М. Фуко. Согласно данному подходу главный вопрос культурологии – изучение перехода от природы к культуре и использование теории структурной лингвистики.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

1)Концепция Лесли Уайда
2)Понимание культуры в Античную эпоху
3) Место культурологии в системе социально-гуманитарного знания (с какими науками сотрудничает, чем отличается от других социально-гуманитарных наук)
4)Структура Культурологии
5)Предмет и объект культурологии
6)Основные понятия и категории
7)Сущность понятия культура
8)Подходы к изучению культуры
9)Функции культуры в обществе
10)Эволюционизм в культурологии
11)Концепция философии жизни
12)Теория локальных цивилизаций
13)Социологическая школа в культурологии
14)Натуралистическая школа (представители и теории)
15)Функцион. в культурологии
16)Символистская школа
17)Русская философия культурологии
18)Проблема культуры и цивилизаий
19)Дифузионизм
20)Возникновение культурологии
21)Циклические теории
22)Гермелефтический подход
23)Структуралистический подход

 

 

Концепция Лесли Уайда

Теоретическая концепция Лесли Уайта берет за основу не проявление культурных феноменов в отдельных группах или сообществах, а делает упор на развитии культуры человечества в целом.

Л. Уайт утверждает, что понятие культуры категориально и выражает в себе характеристику надсоматической (суперорганической) системы действительности, присущей лишь человеческому обществу и имеющей свои собственные закономерности функционирования и развития. Будучи интегративной системой, культура, по Уайту, не совпадая с обществом и социальной системой, имеет свои особенности, несущие специфику человеческого бытия.

Л. Уайт определял культуру следующим образом: “Культура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме”.

Уайт утверждал, что отличительной чертой человеческой жизни является ее символический характер, а понятие “культура” представляет собой наименование специфического класса феноменов, присущих только человеку, и которые могут быть названы “символическими”.

Эта концепция культуры привела к формированию принципиально иного, нежели дескриптивный, подхода к изучению культуры, а именно - символического подхода - geoglobus.ru. Впрочем, правильнее было бы сказать, что в своей работой Уайт скорее поставил проблему новой трактовки культуры.

Развитие на почве американской этнологии эта трактовка получила значительно позднее, в шестидесятые - семидесятые годы. Свой вклад в формирование символической культурологии как части этнологии внес французский структурализм, связанный с именами Ж. Лакана, М. Фуко, К. Леви-Стросса.

В работах Уайта с точки зрения исторической этнологии наиболее важным моментом является тезис о том, что культура имеет свои собственные закономерности функционирования и развития.

Сама же по себе дифференциация культурных и социальных систем имеет скорее операциональное значение, является удобной для изложения теории исторической этнологии, нежели важна с точки зрения исторической этнологии по существу.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.