Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Что такое экологическая этика





По мере усложнения общественных отношений в человеческом обществе возникла необходимость конкретизации тех или иных нравственных норм, правил применительно к различным сферам повседневной жизни человека. Так стали формироваться различные направления прикладной этики — политическая этика, журналистская этика, медицинская этика, экологическая этика, основанная на экологии и классической этике.

Экологическая этика, которую еще иногда называют зеленой, природоохранной, энвайроментальной или экоэтикой, предлагает и защищает систематическую и всестороннюю концепцию нравственных взаимоотношений между людьми и природой. Экологическая этика предполагает, что человеческое поведение по отношению к природе может направляться и направляется моральными нормами. Теория экологической этики в этом случае должна: 1) объяснить, что это за нормы; 2) объяснить, по отношению к кому или к чему люди несут моральную ответственность; 3) показать, чем обоснована эта ответственность. Экологическая этика нацелена не только на суждение, но и на предписание действий.

Коренной вопрос экологической этики — каково наше отношение к природе: как к объекту (вещи), или субъекту (то есть равному себе, имеющему моральный статус и обладающему правами). Экологическая этика существует только тогда, когда мы относимся к природе как к субъекту. В этом случае вред, нанесенный природе, будет рассматриваться с точки зрения нанесения ущерба самой природе. В отличие от экологической этики антропоцентрическая этика рассматривает природу как объект, и поэтому любой вред, ей нанесенный, оценивается лишь с точки зрения ущерба другому человеку, государству и т.д., в чьей собственности находится природа. В этом плане очень показателен пример российского ученого, профессора, доктора психологических наук С.Д. Дерябо, который пишет, что «действия вполне допустимые и оправданные в отношении объектов, являются безнравственными и даже уголовно наказуемыми в отношении субъектов (точнее того, что считается в данном обществе субъектом). Массовые убийства людей рассматриваются как преступления против человечества и не имеют срока давности, а массовая вырубка леса — как хозяйственная деятельность, и за выполнение плана по ней раньше давали премии. Но с другой стороны — убийство раба, например, в Древнем Египте приравнивалось к порче вещи, а североамериканские индейцы спрашивали у дерева разрешения срубить его и просили прощение за то, что им приходилось это делать» (146).

Когда природа может признаваться человеком как субъект? С.Д. Дерябо полагает, что при соблюдении одного из трех следующих условий:

1. Если природный объект признается таковым согласно определенной философской концепции.

2. Если похож на человека.

3. Если признается человеком равным в своей самоценности и равноправности (147).



Возможно, существуют и другие условия, при которых человек может признавать в природе субъекта (причем порой не равного себе в самоценности). Исходя из вышесказанного, попробуем следующим образом сформулировать термин «экологическая этика»:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА — это учение об этических отношениях человека с природой, основанных на восприятии природы как члена морального сообщества, морального партнера (субъекта), равноправии и равноценности всего живого, а также ограничении прав и потребностей человека.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА — это этика осторожности, заботы, уважения к природе и экологического самоограничения.

Как писал отец экологической этики О. Леопольд — экологическая этика это ограничение свободы действий в борьбе за существование. Э. Эбби говорил, что экологическую этику можно рассматривать как притязание природы на свои права. Примерно то же заявлял и другой основатель экологической этики
А. Швейцер: «Самоотречение ради жизни из благоговения перед жизнью».

Основанием экологической этики является экобиоцентризм, нацеливающий людей на сохранение видов и особей живых существ и участков дикой природы в безотносительной пользе от этого человеку или даже ему во вред.

Экологическая этика мотивирует природоохранные действия в двух аспектах: 1) люди действуют или избегают действий из соображений и ради блага самой природы, охраняют природу ради нее самой; 2) эти действия совершаются из морального принципа без каких-либо корыстных интересов человека, а то и ему во вред.

Как правило, экологическую этику разделяют на две составные части: философскую экологическую этику и нормативную экологическую этику. Нормативная (предписывающая) этика касается практических вопросов, разрабатывая этические суждения, правила и принципы наших отношений с природой, а также этические оценки. Большинство этических суждений, включающих «плохо–хорошо», «следует», «должно» или «нужно» — это нормативные требования. Они предписывают поведение, например: «виды, находящиеся под угрозой уничтожения, следует охранять», «охотиться на животных ради развлечения — плохо». Нормативные суждения явно или неявно обращаются к определенным нормам или стандартам этичного поведения.

Большое значение нормативной экологической этики в разработке специальных этических правил и этических принципов поведения. Этические правила имеют более частный характер и иногда могут противоречить друг другу. В этом случае обращаются к этическим принципам, являющимися обобщениями более высокого порядка. Принципы намного более универсальные, чем правила, и в любой системе морали их не бывает много. Причем их бывает трудно применить к конкретной ситуации без таких промежуточных звеньев как правила.

Философская экологическая этика предполагает более высокий уровень обобщений и абстракций, на котором нормативные суждения и оценки, а также приводимые в их пользу доводы анализируются и оцениваются. Это уровень общих концепций, идей и теорий, на основе которых объясняются и защищаются нормативные суждения. Философская экологическая этика разрабатывает такие важные понятия как «ценности природы», «права природы», «человеческие обязанности перед природой», «благо природы» и т.п.

Экологическая этика пока не является строго научной дисциплиной. Это междисциплинарная комплексная область исследования, сформировавшаяся на стыке естественнонаучных и обществоведческих наук. Экологическая этика — этика прикладная, поэтому ее интересуют практические отношения, вследствие чего она есть этическая оценка конкретных действий. В связи с этим

ПРЕДМЕТОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ является обоснование и разработка этических принципов и правил, регулирующих моральные отношения человека к природе и ее представителям.

Экологическая этика использует разнообразные общенаучные и частнонаучные методы: теоретические и эмпирические. Это диалектический, системный, интервальный, эволюционный методы, экстраполяция, наблюдение, эксперимент и другие методы в зависимости от конкретных ситуаций.

Экологическая этика обладает двумя главными функциями: разрушительной и созидательной. Первая направлена на то, чтобы разрушить старые, потребительско-утилитарные стереотипы отношений человека с природой, многочисленные антропоцентрические мифы и ценности, отказаться от расточительных и негуманных видов природопользования. Антропоцентризм, эгоизм и прагматизм — это то, против чего выступает экологическая этика. Созидательная функция экологической этики направлена на выработку нового, экологического мировоззрения, позволяющего успешно сосуществовать и человеку, и природе.

Принципы и положения экологической этики в настоящее время при общем ресурсном, потребительском подходе к природе многим кажутся очень радикальными. Но радикальная, авангардная роль экологической этики как раз и состоит в том, чтобы огласить идеи, отвергаемые вначале большинством как абсурдные или смешные, но которые, в конце концов, становятся достоянием традиционных экологических организаций и, со временем, принимаются большинством населения. Кроме этого, еще одной важной задачей экологической этики является разработка теоретических основ охраны природы.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.