Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Признаки и принципы демократии.





От критериев (признаков, показателей) демократии зависит не только оценка зрелости общества, но и определение направлений его дальнейшей демократизации. Каждая новая историческая эпоха вносила коррективы в критерии демократии. Как справедливо заметил Р. Дарендорф (ФРГ), демократия не может быть «правлением народа» в буквальном смысле. Народовластие и самоуправление предусматривают, прежде всего, свободу выбора народом компетентных руководителей, а также возможность народа влиять на них и в случае необходимости заменять их достойно и компетентными.

Основными признаками демократии являются:

- Среди главных критериев демократичности общества – наличие фундаментальных прав и свобод человека.

- свобода средств массовой информации

- равенство всех граждан перед законом.

- система сдержек и противовесов.

- наличие политического и идеологического плюрализма.

- возможность граждан открыто высказывать и выражать свой протест.

Принципы демократии является чрезвычайно важным вопросом для общественного прогресса.

Среди них - власть большинства, плюрализм, равенство, разделение властей, выборность, гласность, контроль.

- Принцип большинства. Этот принцип нельзя абсолютизировать и считать безупречно демократическим, если игнорируется право меньшинства на оппозицию.

- Принцип плюрализма. Демократическая организация общества невозможна без его соблюдения. Он дает возможность управлять на основе учета множественного характера общественного мнения и позиций разных субъектов политики.

- Принцип равенства. Этот принцип демократии провозглашен Великой французской революцией конца XVIII в. В XX в. был воплощен во Всеобщей декларации прав человека. Первая статья этого документа гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

- Принцип разделения властей. Согласно им законодательная, исполнительная и судебная ветви власти отделены и достаточно независимы друг от друга. Вместе они постоянно взаимодействуют в процессе формирования и осуществления государственной политики.

- Выборность основных органов государственной власти. Все граждане при таких условиях должны избирательные права и реальную возможность участвовать в выборах.

- Гласность. Она является одной из предпосылок свободы слова. Предусматривает свободный доступ прессы и общественности к информации о деятельности органов власти, хозяйственных, политических, общественных организаций.

- Независимый контроль. Отсутствие контроля за деятельностью государственных структур со стороны общественности порождает бюрократизм, коррупцию и т.д.

 

Для демократизации общества важным является выработка действенных средств борьбы с бюрократизмом: развитие реальной критики; радикальное укрепление законности и правопорядка, создание эффективного механизма своевременного самообновления политической системы.

Модели и теории демократии.

 

Вопрос очень запутанный. Я к полит-гу подходила, он сказал, что очень много теорий и моделей, они сливаются, практически одно и то же. Так что выделила основное, взято на половину из учебника и инета.

 

Проблема классификации моделей и теорий демократии сложна, зависит от критериев. Например, в зависимсоти отттого, кто имеет приоритет в осуществлении власти (личность, социальная группа или народ) концепции демократии делят на 3 модели:

1) ИНДВИДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ: основная идея – идея автономии личности, ее перчивности по отношению к народу. Данный подход выделяет личность из общества и государства. Главная задача такой демократии- создание институциональных и правовых гарантий для индивидуальной свободы. Личность признается главным источником власти, ее права всегда приоритетны перед правами государства. (гос-ву отводится роль «ночного сторожа») По мнению политолога Л.Даймонда, в этой модели обретают особое значение конституционные гарантии прав человека, независимость суда, наличие свободного доступа к информации, развитой системы защиты прав человека, возможность широкого выражения интересов. Реальная власть приналежит только избранным представителям.

К этой модели относится классическая модель либеральной демократии: (разработана: XIX-нач. XX)

Основопложники: Дж. Локк и Ш.Л. Монтескье сформулировали такие основополагающие принципы политического либерализма, как приоритет индивидуальной свободы, базирующийся на принципах естественного права, отделение государства от гражданского общества, разделение властей. На основе этих принципов идеи демократии (как народовластия) наполнялись либеральным содержанием. Стержневыми идеями в теориях либерализма были политическое равенство и представительное правление. Воля народа, по их мнению, выражается не прямо, а через представителей, избираемых народом. В такой интерпретации демократия представляет собой конкуренцию равноправных по отношению к власти политических сил с неопределенными заранее результатами. Массам как подчеркивал М.Вебер, предоставляется возможность выбирать между конкурирующими элитами, оказывать им поддержку. Что касается государства, то его деятельность; заключается в охране общественного порядка, обеспечении безопасности и юридической защите прав граждан. Еще одна главная идея этой концепции — разделение властей создание сдержек и противовесов как условие эффективного контроля граждан над государством, способ исключения злоупотреблений власти. Особое место в либеральной демократии отведено ограничению власти большинства над меньшинством, которое вправе иметь свое мнение и отвивать его в рамках закона.

 

К моделям либеральной демократии относятся: протективная («защищающая») и развивающаяся демократии. Первое направление представлено Дж. Локком, Ш.Л. Монтескье, И. Бентамом, Джеймсом Миллем и др., второе – А. де Токвилем, Дж. С. Миллем, Дж. Дьюи, Л.Т. Хобхаусом и т.д.

«Протективная» («защищающая») демократия: Создатели этой модели видели смысл и оправдание демократии в том, что она обеспечивает защиту граждан как от произвола вла стей, так и от беззаконных действий частных лиц, а также дает гарантии управления в общих интересах. Хотя суверенитет принадле жит народу, последний делегирует его своим выборным представи телям и, таким образом, отказывается от непосредственного участия в принятии решений. Институциональными чертами демократии являются регулярные выборы, конкуренция между организацион-ными политическими группами и разделение властей. Практика конституционализма гарантирует основные политические и граж данские свободы (слова, ассоциаций, голосования, совести и т. д.), а также равенство всех перед законом. Принципиально важной для этой модели демократии является идея об отделении государства от гражданского общества, что подразумевает невмешательство властей во многие сферы общественной жизни, и прежде всего в эко номику.
Условиями «протективной» демократии являются частная соб ственность на средства производства и рыночная экономика. Не трудно заметить, что, по существу, она представляет собой аполо гию реальной либеральной демократии, складывавшейся в XVII—XIX вв. в Западной Европе и в США.
«Развивающая» демократия: Жан-Жак Руссо
По мнению Руссо, главный недостаток всей предшествовавшей политической теории состоял в пренебрежении моральными аспек тами власти и ее использования. Демократия — не только государ-ственный механизм, но и способ совершенствования людей, разви тия их способностей, ибо только она может дать индивиду необходимую для него свободу. Подчиняясь не правителям (пусть даже выборным), а всему сообществу, человек, как писал Руссо, не подчиняет себя никому в отдельности, а значит — остается «таким же свободным, каким он был раньше». Поэтому народный сувере нитет неотчуждаем. Участие всех граждан в законодательной влас ти исключает принятие решений, которые нанесли бы ущерб отдель ным лицам. Отрицая представительное народовластие в пользу прямого, Руссо выступал и за использование других элементов клас сической демократии — единогласного принятия важнейших реше ний, замещения части должностей по жребию. В то же время он счи тал оправданным разделение законодательной и исполнительной властей. Руссо был сторонником мелкой собственности, равномерно рас пределенной между гражданами, и убежденным противником фаб ричного производства. Во многом его взгляды были утопическими; «развивающая» демократия так никогда и не нашла реального воп лощения. Однако она послужила (и до сих пор служит) важным ин-теллектуальным импульсом для поисков лучшего политического устройства.

 

В XX столетии более отчетливо проявилось размежевание между протективной и развивающейся моделями в рамках либеральных концепций демократии. Это обусловило пересмотр ряда идей и ценностей. Теоретическим ответвлением от концепций развивающейся демократии стали модели социального либерализма. В трудах Дж. М. Кейнса, Г. Дж. Ласки, Д. Дьюи, Д. Роулса, Л.Т. Хобхауса отчетливо зазвучали идеи о роли государства в обеспечении общественного блага, о необходимости расширения государственных функций не только в защите индивидуальных прав и свобод человека, но и в борьбе с бедностью, а также в обеспечении для большинства населения достойного уровня жизни. На вооружение были взяты социал-демократические идеи о справедливости и солидарности.

2). ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ: Реальным творцом политики является не личность, не народ, а заинтересованная группа, т.к. только в группе формируются мотивы, ценностные ориентации политической деятельности. С помощью группы личность может выразить и политически защитить свои интересы. Народ не может быть субъектом политики, так как представляет собой противоречивое образование с разнообразием конкурирующих в борьбе за власть групп. Существует несколько вариантов концепции плюралистической демократии, но все они при всей их специфичности обладают следующими общими чертами:

1) центральным элементом демократической политики системы признаются интересы группы, которая гарантирует их реализацию, а также права и свобода личности. Сама личность оттесняется на второй план, хотя и не отрицается ее статус как первичного субъекта власти;

2) социальной основой демократической власти, ее динамики является соперничество и баланс интересов различных групп;

3) значительное расширение сферы деятельности государства, рассмотрение его как арбитра, сохраняющего равновесие соперничающих интересов и обеспечивающего с регулирование всего общества;

4) забота о формировании демократической политики культуры, которая рассматривается как условие цивилизованного характера борьбы интересов и относительно безболезненного разрешения конфликтов;

5) поддержка государством социально ущемленных групп и индивидов с целью повышения их жизненных шансов и укрепления социальной справедливости. Плюралистическая демократия весьма популярна в мире, но и она имеет ряд недостатков, мешающих ей вплотную приблизиться к идеалу прямого народовластия. Скажем, в западных странах с плюралистической демократией политическое управление все больше зависит от лоббистских объединений и бюрократии и все меньше от парламентов и партий.

Теория появилась также в XX в. Ее представителями были Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Даль и др.

Одной из разновидностей модели плюралистической демократии является концепция полиархии, разработанная Р. Далем. Сам термин “полиархия” (дословно – “правление многих”) возник в Англии в 1609 г., однако в обществоведческой литературе он практически не использовался вплоть до начала 50-х гг. ХХ столетия. Впервые он был введен в научный оборот в качестве политологической категории в 1953 г. в книге Р. Даля и Г. Линдблома “Политика, экономика и благосостояние”. Первоначально Р. Даль и Г. Линдбом анализировали полиархию как процесс, посредством которого рядовые граждане могут осуществлять контроль за политическими лидерами. На основании обстоятельного анализа истории и теории демократии Р. Даль в итоге выделил семь признаков полиархии:

1) выборность органов власти, гарантированная конституцией; с помощью выборов осуществляется контроль над правительственными решениями;

2) регулярное и периодическое проведение свободных и справедливых выборов, при которых исключен механизм принуждения;

3) всеобщее избирательное право, когда практически все взрослое население наделено правом участия в выборах; [c.51]

4) право быть избранными в органы власти – практически все взрослое население наделается данным правом, хотя возрастной ценз для права быть избранным может быть выше, чем для права участвовать в выборах;

5) свобода самовыражения – граждане имеют право на свободу высказывать свое мнение без страха подвергнуться наказанию по широкому кругу политических проблем, включая сюда критику органов власти, правительства, режима, социально-экономического строя и господствующей идеологии;

6) альтернативная информация – граждане имеют права добиваться альтернативных источников информации, и, более того, эти альтернативные источники реально существуют и охраняются законами;

7) автономия ассоциаций – для реализации своих многообразных прав, включая и вышеперечисленные, граждане имеют также право создавать относительно независимые ассоциации и организации, включая независимые политические партии и группы по интересам. Концепция полиархии исходит из того обстоятельства, что в теории демократии никогда не будет достигнут окончательный консенсус по поводу высших ценностей и целей демократического развития, будь это свобода, социально-экономическое равенство, экономическая справедливость и т.д. Однако в ходе движения от абстрактного идеала к практической реальности, с точки зрения данной концепции, все вышеперечисленные субстанциональные проблемы в конечном итоге упираются в вопросы демократических процедур. Поэтому полиархия часто рассматривается как тип процедурно-процессуальной демократии.

К концепциям плюралистической демократии тесно примыкает модель сообщественной демократии, т.е. модель демократического развития в ряде государств, отличающихся многосоставным характером общественной структуры, где общество разделено на множество сегментов. Эта модель, разработанная американским политологом голландского происхождения А. Лейпхартом, отличается двумя главными особенностями: во-первых, вертикальной сегментацией их населения на различные языковые, этнические, расовые или идеологические общности; во-вторых, институционализацией процесса их взаимодействия, которая осуществляется на уровне элит этих общностей

3) КОЛЛЕКТИВИСТКАЯ МОДЕЛЬ.

Идеи: отрицание автономии личности, первичность народа в осуществлении власть, абсолютность власти большинства. Обычно эти идеи лежат в основе радикально-демократических взглядов. Демократия в данном случае – прямая.

Модель «отмирания государства»: Карл Маркс
Маркс связывал свободу с прекращением экономической эксплу атации, одним из главных агентов которой, по его мнению, служит государство. Поэтому уже в ранних работах он называл «подлинной демократией» безгосударственный строй, в котором управление ус тупает место саморегуляции. Этот строй может быть достигнут пу тем коммунистической революции, уничтожающей частную собствен ность. Однако сразу после такой революции в течение какого-то времени будет сохраняться «диктатура пролетариата», главная зада ча которой — создать условия для самоупразднения государства. В манифесте «Гражданская война во Франции» Маркс описывает ин ституциональные черты отмирающего государства. Это — пирами да выборных органов, в основе которой лежат народные собрания (т. е. прямая демократия). Все должностные лица — не только выбор ные, но и отзываемые в любое время. Разделение властей, профессио нальная бюрократия, армия и полиция отсутствуют.
Надо сказать, что даже марксисты не восприняли марксову мо дель «отмирания государства». Советская власть, проектировавша яся В.И. Лениным с оглядкой на «классика», в своем реальном фун кционировании приобрела заметно отклонявшиеся характеристики. Само по себе это, однако, никак не свидетельствует против Маркса как теоретика демократии.

Наиболее характерным выражением коллективсткой демократии явилась теория "социалистической демократии", реализация которой не увенчалась успехом действительности "социалистическое народовластие" его политическими институтами оказалось ширмой прикрытия тоталитарных структур общества, появление нового господствующего класса — номенклатуры. Абсолютизация общей воли народа и вытекающее отсюда давление индивидуальных воль — прямой путь к "тирании" большинства, к диктатуре политических с которые практически узурпируют общую волю и подменяют ее своей бюрократической. Все известные диктаторы ХХ в. выступали от имени народа и как бы по его поручению. И все же, несмотря на неудачность своих практических попыток, социалистическая концепция сделала шаг вперед, увязав политическую демократию с социальной. Речь идет о популярной в 90-е гг. идее демократического социального государства.

ЕЩЕ(УЖЕ ОТДЕЛЬНО):теории демократии различаются в зависимости от того, какая форма демократии преобладает, — прямая (плебисцитарная) или представительная (репрезентативная).

Прямая, или непосредственная, демократия — это такая форма организации и управления общественной жизнью, при которой народ непосредственно участвует в осуществлении государственно-властных функций (вече, референдумы, выборы на основе всеобщего избирательного права). Представительные же органы сводятся к минимуму и являются полностью подконтрольными гражданам. Такими были афинская демократия и народное самоуправления в древних Новгороде и Полоцке.

Достоинство непосредственной демократии заключается главным образом в том, что она обеспечивает наиболее полное участие членов данного сообщества в управлении своей общественной жизнью; сводит к минимуму отчуждение народа от институтов власти, упрочивает леность последних, наконец преграждает путь для бюрократизации управления. Однако, и существенные недостатки прямой демократии. Это ее невысокая эффективность и недостаточная компетентность, поскольку важнейшие решения принимаются широким кругом никем не контролируемых и не утих за это ответственности непрофессионалов; повышение опасности тоталитаризма или популистского авторитаризма вследствие подверженности масс идеологическому влиянию и их склонности к уравнительности, ущемлению свободы за счет равенства; невозможность лечь большинство граждан к систематическому участвуют управлении без принуждения, нарушения личной свободы, так как основная масса населения не желает добровольно заниматься политикой.

Представительная (репрезентативная) демократия предполагает компетентное и ответственное перед народом представительное управление и является самой распространенной формой. Представительство, полномочия, образование промежуточных властных структура, конституционность, политические партии, выборы — таковы элементы современной представительной дем-тии.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.