Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Движение древнегреческого сознания от Мифа к Логосу как процесс формирования теоретического знания и « любви к мудрости»





На заре истории человечества господствующей формой мировоззрения была мифология. Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Этот процесс шел через персонифицирование, олицетворение в образах богов. Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Мифология ориентирована на осмысление фундаментальных противоречий человеческого бытия, на гармонизацию человека, общества и природы. Как начальная форма мировоззрения, мифология выражала не только наивные формы объяснения природных и социальных явлений, но и нравственное и эстетическое отношение к миру. Мифологическое мышление оперирует конкретным и персональным. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой или, вненаучной формой познания. На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил процесс перехода от мифа к Логосу. (Логос — корневая основа логики.) Однако Логос не вытесняет мифологии: она бессмертна. Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты: — эмоционально-образная форма; — очеловечивание природы; — отсутствие рефлексии.

 

Философия Древней Греции Проблема первоначала (архэ.)

Греческая античная философия сформировалась в VII – VI вв до нашей эры. Специфичность: в ней впервые в истории философской мысли делается попытка рационального построения мира.
Существует два понятия: Стойхейнон («Ядро», «Элемент», «Основа» в логическом смысле слова) и Архэ («Праматерия», «Первоматерия» - исходное состояние вещей). Отсюда два основных философских направления – Натурфилософия и стихийный материализм. В основе разделения материализма и идеализма лежит ответ на основной вопрос философии: «Что первично: материя или сознание, природа или дух?»
В Милетской школе. Фалес. Основа всего сущего - вода, при этом она и основополагающий принцип, и архэ.
В школе Гераклита. Гераклит – материалист, архэ – огонь. Огонь подобен праматерии с одной стороны (является архэ), с другой – он является стойхейноном.
Древнегреческие атомисты. Левкипп 500-540 гг. до н.э. Заложил основы атомистики. Принципы атомистики: Наличие бесчисленных постоянно движущихся элементов: «атомы». Атомы имеют бесконечное множество форм и являются основой постоянного возникновения и многообразия вещей. Демокрит 460-370 гг. до н.э. Начинает линию материализма Европейской философии. Разделяет мнения Левкиппа. К характеристикам атомов добавляет их величину и тяжесть.

 

Софисты и Сократ. Учение Сократа о человеке, познании, диалектике.

5 век- особая веха в развитии древнегр. Философии-расцвет рабовл демократии, история воздействует на чел.Основным достижением софистов было то, что они переместили глаыную проблему философии с физиса на человека. Софистика- сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов. Софисты впервые сделали философию своей профессией, они брали деньги за обучение, они сами искали себе учеников. Одним из самыз известныз представителей софистов был Протагор. «человекесть мера всех вещей, которая существ, тк они существуют и не сущ-щих, потому что они ен сущ-ют» Поэтому невозможна абсолютная истина, истина относительна. Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным раз и навсегда, в различное время, ибо тот же человек становится другим человеком. В этом смысле все относительно. Развил мысль Горчий. Для софиста главное- мир человеческой субъективности. Бытие парменида-что существует по истине, схватывается разумом, это бытие как покой.Б. соф.-сущ. По мнению, во мнении. Это Б как становление. СОКРАТ(469-399 ВС). Не оставил ни сторочки, но влияние-огр.В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта - человека.Познаяй себя! Его философия основана на том, что нравственное нужно познать и усвоить «если я знаю, что есть добро и хорошо, я не поступлю иначе». Нравственным явл.то действие, кот.дает истинную пользу, а вместе с тем и истинное блаженство. Поэтому предпосылкой практической приспособленности явл.самопознание Для Сократа знание являлось определяющим критерием для нормы поведения. Знание у него отождествлялось с добродетелью, а невежество- со злом. Осн.добродетелями. Сократ считает сдержанность, мужество и справедливость. Перед нами- нов фил-я- этический рационализм- учение о морали, этика Знание- всегда в понятийной форме. Для С всегда существует сначала понятие, а потом вещь, которая этим понятием обозн.-прямой путь к идеализму. Смерть С достойна философа. Изгнанию(перестал бы сущ-ть как индивид) предпоч смерть

Источником для изучения философских взглядов Сократа служат произведения Платона и Аристотеля, так как Сократ сам ничего не писал. Для понимания учения Сократа важны произведения Платона «Пир», «Федон», «Апология Сократа». Их можно найти в «Диалогах» Платона.

Главное место в сократовской философии принадлежало этике, причем Сократ уделял большое внимание знанию и полагал, что правильное знание следует определять с помощью двух методов:

1) метода выделения общего из ряда частных случаев;

2) метода выделения признаков, упущенных при общем анализе.

Метод Сократа был вполне научным в плане выявления знания. Он был впоследствии назван Аристотелем индукцией, или приемом выявления определений для общих понятий. Сократ обучал искусству обобщения, искусству находить правильные определения общих понятий. Обучение это велось в форме диалогов, в процессе которых ученики в действительности не приобретали новых знаний, а лишь проясняли с помощью учителя те, которые они знали. Сам Сократ называл свой метод преподавания маевтикой – «повивальным искусством», т. е. искусством рождения уже имеющегося у человека знания, присущего его душе до того, как она воплотилась в его теле. Сам же Сократ утверждал: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Индуктивный метод Сократа прежде всего ориентирован на обоснование его этических воззрений. В чем состояла этика Сократа?

Нравственные стремления присущи каждому человеку, и для их превращения в добродетель ему важно вспомнить, что есть добро. Знание же добра уже содержится в бессмертной душе каждого человека.

Человек должен стремиться к знаниям, что для Сократа было тождественным стремлению к добродетели.

Добродетели можно обучить при помощи умственного образования.

Так как добро присуще изначально душе человека, то каждый человек должен проявлять заботу о душе и ее совершенствовании.

Таким образом, учение Сократа явилось началом логики и этики. Оно не было систематическим, так как Сократ ничего не писал, а лишь ограничивался беседами с учениками на этические темы. Из всех учеников Сократа вполне понял и развил его учение Платон.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.