Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







А) поведенческое направление – И.П. Павлов, И.М. Сеченов, В.М.Бехтерев.





Павлов

И. П. Павлов подразделял типы личности согласно изучаемой им нервной системы человека. Он долгое время исследовал деятельность коры головного мозга, его возбуждаемость, торможение, силу и сменяемость. В результате чего выделил такие типы личности:

· сильный, неуравновешенный тип личности. Согласно первому типу, человек имеет большую работоспособность, но очень агрессивный. Холерик.

· сильный, уравновешенный, подвижный тип личности. Ко второму относится человек с большой выносливостью, спокойный, быстро справляющийся со всеми поставленными задачами. Сангвиник.

· сильный, уравновешенный, инертный тип личности. Третий тип тоже выносливый, но не склонен менять свои привычки и легко приживаться в новых условиях. Флегматик.

· слабый тип личности. Четвертый тип очень эмоциональный, тяжело справляется с сильными нагрузками, быстро устает. Меланхолик.

Сеченов

Сеченов Иван Михайлович разработал естественнонаучную теорию психической регуляции поведения. Опираясь на свои открытия в области физиологии нервной системы (прежде всего на открытие 'центрального торможения'- тормозного влияния нервных центров), выдвинул положение о том, что все акты сознательной и бессознательной психической жизни по своей структуре и динамике рефлекторны. При этом рефлекс трактовался им не как механический ответ нервного центра на внешний стимул, а как согласование движения с выполняющим сигнальную роль чувствованием.Работа рецептора составляет лишь сигнальную половину целостного механизма (анализатора); другую половину образует работа мышц. Сигналы мышечного чувства служат источником информации о пространственно-временных свойствах среды, являются основой элементарных форм мышления, из которых в процессе онтогенеза возникают высшие формы познавательной активности. Возникая во внешней деятельности, умственные операции благодаря механизму торможения преобразуются во внутрипсихические. Этот тип объяснения Сеченов распространил на становление личности (человеческого Я). Ребенок, вырастая, интериоризирует образы людей, которые регулировали своими командами его действия в первую пору жизни. В соответствии с этими образами он строит представление о самом себе, как особом внутреннем центре активности. Подвергнув критике интроспекционизм, Сеченов выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики в реальных жизненных встречах организма со средой.

 

 

б) культурно-историческое направление Л.С.Выготский, А.Г.Асмолов,

 

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (Л.С.Выготский)

 

Выготскийговорит, чтосреда выступает в качестве источника психического развития. Информация о том, каким должен стать человек той или иной эпохи, каким будет его поведение, интеллект, личность содержится и хранится в социальной среде в виде продуктов культуры и людей – носителей этой культуры.

Особенности отношения ребенка со средой: ребенок не пассивно приспосабливается к среде, а активно присваивает себе все достижения человечества, овладевая ими; деятельность ребенка, его активность является опосредованным отношением ребенка и взрослого, который является посредником между ребенком и социальной средой.

Выготский говорит о том, что в психическом развитии велика роль обучения. Создавая определенную среду, взрослый помогает ребенку направить свою активность на те элементы действительности, которые в данный возрастной период ребенок способен усвоить, для которых имеются природные предпосылки.Обучение ведет за собой развитие

Основной закон развития ВПФ - любое психологическое новообразование возникает в начале в совместной деятельности со взрослым, как функция интерпсихическая, а затем интериоризуется, присваивается ребенком, как функция интрапсихическая. ВПФ возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка.

 

 

А.Г.Асмолов

Развиваясь в конкретно-исторических условиях «личность» в системе общественных отношений, преобразует некоторые константно задаваемые системой функциональные качества, например социальные роли, раздвигают границы тех систем, в которые она входит.

 

Выступая как «элемент» системы, личность вместе с тем является таким особым «элементом», который при определенных исторических обстоятельствах может вместить в себя систему и привести к ее изменению.

 

Можно предположить, что в процессе развития личности происходит как бы свертывание пространства общественных отношений в пространство личности.

Образ жизни, индивидные свойства человека, совместная деятельность — предпосылки и основание жизни личности в обществе.

Совместная деятельность в конкретной социальной системе по-прежнему детерминирует развитие личности, но личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют ее развитие. Иначе говоря, в ходе жизни обозначается переход от режима употребления, усвоения культуры к режиму овладения его ради созидания образа жизни.

 

В схеме системной детерминации развития личности выделяют три следующих момента:

· индивидные свойства человека как предпосылки развития личности,

· социально-исторический образ жизни как источник развития личности и

· совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений.

Индивидные свойства человека — предпосылки развития личности. Индивидные свойства подрасчленяются на два широких класса: класс возрастно-половых свойств и класс индивидуально-типических свойств. индивидно-типические свойства человека: морфологическая и биохимическая конституция, нейродинамические особенности нервной системы и функциональная асимметрия полушарий головного мозга, темперамент. Индивидные свойства в любом случае не сами по себе оказывают влияние на развитие личности, а опосредствуются через способы осуществления действий человека, т. е. через операциональный состав его деятельности

Ключом к пониманию механизма движения личности в системе общественных отношений является продуктивно разрабатываемая в обществознании категория «социально-исторический образ жизни». Субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания, надсознательные надындивидуальные явления.

Жизненный путь личности — это путь становления се индивидуальности - совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека.

Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение

Мировоззрение представляет собой образ мира, приобретший личностный смысл и составляющий ядро индивидуальности личности

 

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.