Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гораздо меньшее освещение. Между тем если бы драматургические достоинства





"Гамлета" были незначительны, трагедия не заняла бы места, принадлежащего ей

В мировой культуре и истории идей. Идейные проблемы трагедии волнуют с такой

Силой потому, что Шекспир воздействует прежде всего эстетически. Конечно,

художественный эффект "Гамлета" зависит от целостности воздействия пьесы, но

Производимое ею впечатление определяется мастерским применением всего

Арсенала средств драматического искусства. Мы нисколько не преувеличим,

сказав, что Шекспир использовал при создании "Гамлета" все или почти все

Наиболее эффективные приемы театра, драмы и поэзии. Стойкий и вместе с тем

Эластичный сплав, созданный им, имеет своей основой определенные идеи. Но

Если мы хотим понять, почему и как эти идеи доходят до нас и возбуждают

Сознание, то необходимо разобраться в художественных средствах, примененных

Для этой цели гениальным драматургом.

Фундамент произведения составляет его драматургическая основа. Как мы

Знаем, многое здесь было подготовлено для Шекспира его предшественниками,

Обрабатывавшими сюжет о Гамлете. Воспользовавшись плодами их труда, Шекспир

Обогатил драматургическую основу сюжета в свойственном ему духе.

Хотя для современного читателя и зрителя трагедия представляет интерес

Прежде всего с идейной и психологической точки зрения, тем не менее нельзя

Забывать о том, что этот интерес держится на совершенно великолепной

разработке действия. "Гамлет" - произведение с захватывающим по драматизму

Действием. Это в лучшем смысле слова занимательная пьеса. Сюжет развернут с.

Таким мастерством, что даже и можно было бы представить себе зрителя, не

заинтересованного идейным содержанием трагедии, то все равно его увлек бы

Уже самый сюжет.

Основу драматургической композиции составляет судьба датского принца.

Раскрытие ее построено таким образом, что каждый новый этап действия

Сопровождается каким-то изменением в положении или умонастроении Гамлета,

Причем напряжение все время возрастает вплоть до заключительного эпизода

Дуэли, заканчивающейся гибелью героя. Напряжение действия создается, с одной

Стороны, ожиданием того, каков будет следующий шаг героя, а с другой, - теми

Осложнениями, которые возникают в его судьбе и взаимоотношениях с другими

Персонажами. По мере развития действия драматический узел все время

Отягчается сильнее и сильнее.

Однако, хотя Гамлет занимает наше главное внимание, трагедия раскрывает

Не только его судьбу, но и судьбу большой группы окружающих его лиц. Если не

Считать Горацио, а также третьестепенных персонажей, вроде Марцелла,

Бернардо, Озрика, священника и могильщиков, то у каждого из них своя

История, полная драматизма. Они существуют в пьесе не только для того, чтобы

показывать отношение героя к ним. Каждый персонаж живет самостоятельной

Жизнью. Сколько этих героев, столько здесь и драм. Клавдий, Гертруда,

Полоний, Офелия, Лаэрт, Фортинбрас представляют собой не "служебные" фигуры,

А художественные образы людей, раскрытые во всей своей полноте. Если они

Занимают меньше места в трагедии, чем ее герой, то объясняется это тем, что

Отведенного им времени и внимания вполне досточно, чтобы раскрыть натуру

каждого из них. Они менее сложны и богаты человеческим содержанием, чем

Гамлет, но все, что есть в каждом из них, обнаруживается перед нами во всей

Драматической выразительности.

Таким образом, трагедия представляет собой сплетение многих

Разнообразных человеческих судеб и характеров. Это рождает ощущение

Жизненной полноты произведения. При этом не только Гамлет, но и каждый из

Второстепенных персонажей обнаруживает себя в действии. Они все что-то

Делают, стремясь к своим жизненным целям, и каждый действует соответственно

Своему характеру.

Сплетение столь многих судеб в единый драматургический узел составляло

Труднейшую художественную задачу. Она осуществлена с беспримерным до

Шекспира мастерством. Нигде во всей предшествующей Шекспиру драматургии и

даже в его собственном творчестве од "Гамлета" мы не найдем подобного

Органического единства судеб многих людей, как здесь. В большинстве

Предшествующих произведений оставались какие-то линии действия, которые не

скрещивались. В "Гамлете" судьбы всех персонажей тем или иным образом

Соединены и многообразие связей между ними тоже способствует ощущению

Жизненности всего происходящего, которое возникает у читателя и особенно у

Зрителя.

Драматическое напряжение трагедии возрастает по мере того, как все

Более скрещиваются судьбы персонажей и все они независимо от своего желания

Оказываются вовлеченными в борьбу. Притом, как мы это заметили, говоря о

Гамлете, в судьбе каждого происходят неожиданные изменения и перевороты.

Действие трагедии показывает не только отношение персонажей к

Центральному конфликту, но и развитие их характеров. С наибольшей полнотой и

Глубиной раскрыто перед нами развитие характера героя. До Гамлета у Шекспира

Не было ни одного героя, чей жизненный путь, характер, умонастроение,

Чувства были представлены в процессе столь сложного и противоречивого

Развития. Но не только образ Гамлета обрисован в движении. То же самое

Относится и к другим персонажам, в первую очередь к Офелии и Лаэрту, затем к

королю и королеве, наконец, даже к Полонию, Розенкранцу и Гильденстерну;

Степень эволюции этих характеров различна. После Гамлета наиболее полно

Показано внешнее и внутреннее развитие Офелии и Лаэрта. Меньше всего раскрыт

Внутренний мир третьей группы персонажей, где развитие отмечается главным

Образом с внешней стороны, посредством изображения поступков и действий,

Связанных с основной сюжетной линией.

Еще одним качеством, обусловливающим наше ощущение живости и

Жизненности действия, является богатство реакций персонажей на все, что

Происходит. При этом действующие лица реагируют не толко посступками или

Словами. Может быть, самое замечательное в драматургической композиции

"Гамлета" - это создание ситуаций, делающих с одной стороны, абсолютно

Необходимой реакцию персонажа, а с другой, то, что мы эту реакцию ощущаем в

Подтексте и даже тогда, когда она не получает никакого словесного выражения.

В качестве примера можно привести хотя бы сцену "мышеловки", где

Драматический эффект обусловлен прежде всего немыми реакциями персонажей на

представление "Убийства Гонзаго". Всякий, кто смотрел трагедию на сцене, не

Мог не заметить, что спектакль бродячих актеров не привлекает внимания. Мы

Следим за тем, как реагируют на представление король и королева, а также за

Гамлетом и Горацио, наблюдающими их реакцию. Эта сцена может служить

Классическим примером драматизма и театральности, выраженных очень тонкими и

Вместе с тем доходчивыми средствами. В действии трагедии много таких

Моментов. Ее финал еще сложнее: мы следим одновременно за внешним действием

(поединок между Гамлетом и Лаэртом) и реакцией всего двора, в первую очередь

Короля и королевы, а также Горацио, наблюдающих эту борьбу с разными







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.