Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Возбуждается не отвлеченным наблюдением фактов, а глубоким переживанием их.





Если мы с самого начала ощущаем, что Гамлет возвышается над окружающими, то

Это не есть возвышение человека над обстоятельствами жизни. Наоборот, одно

Из высших личных достоинств Гамлета заключается в полноте ощущения жизни,

Своей связи с ней, в сознании того, что в_с_е происходящее вокруг

Значительно и требует от человека определения своего отношения к вещам,

Событиям, людям. Вот почему неправ был И. С. Тургенев, считая Гамлета

"эготистом", человеком, сосредоточенным на своих мыслях и чувствах и

Пренебрегающим внешним миром. Наоборот, Гамлета отличает обостренная,

Напряженная и даже болезненная реакция на окружающее, тогда как другие более

Спокойно относятся ко всему. Уже сама обстановка второй сцены первого акта

Подчеркивает это. Все веселы, довольны, стараются забыть покойного короля и

Заняты устройством своих дел; лишь один Гамлет продолжает горевать. В этом

Своем горе он как человек больше и выше всех остальных. Недаром он говорит о

Матери, которая вышла замуж, не успев износить башмаков, в которых шла за

гробом, что "зверь, лишенный разумения, скучал бы дольше!" Значение Гамлета

Как героя заключается именно в том, что он человечнее, чем все другие, в

Своем отношении к жизни.

Поведение матери, которая была идеалом женственности не только для

Своего покойного мужа, но и для сына, заставило Гамлета по-новому взглянуть

И на всех женщин. Если Гертруда, эта самая идеальная женщина, жена и мать,

Проявила такую низменность, то этим в глазах Гамлета она скомпрометировала

Весь свой пол. Со свойственной ему быстротой умозаключений Гамлет приходит к

выводу: "Слабость, твое имя - женщина!" Но только ли против женщин

Обратилось негодование Гамлета? Мы увидим далее, что для Гамлета вопрос стал

Еще шире - перед ним возникла проблема ценности и достоинства человека

Вообще. И первым, кто заставил его задуматься, усомниться в этом, была его

Мать. Ее женственность для Гамлета была высокой формой человечности вообще.

Между тем, как известно, возникло мнение, что поведение матери потрясло

Гамлета совсем в другом отношении - не как проявление слабости, ничтожности,

Бренности человеческого, а как факт, будто бы имевший для него специфически

Сексуальное значение. Мы имеем в виду то, что фрейдисты объявили Гамлета

героем, подверженным "эдипову комплексу". Его чувство к матери будто бы

Является подсознательно сексуальным и он ревнует ее к Клавдию.

Мы нисколько не хотим "обелить" Шекспира посредством такого толкования

Трагедии, которое исключало бы мотив отвращения, испытываемого Гамлетом к

Физической близости между его матерью и его дядей. Герой сам говорит об этом

Так откровенно и ясно, что сомнений в этом быть не может (III, 4), Тем не

Менее все вопиет против фрейдистского толкования трагедии Гамлета.

Шекспир, всегда стремившийся к полноте изображения душевного мира своих

Героев, никогда не уклонялся и от выявления естественных физических влечений

(или отвращений) человека. Но, будучи художником, обладавшим здоровым

Взглядом на природу человека, он никогда не абсолютизировал сексуальных

Мотивов поведения. Его герои - нормальные мужчины и женщины, в жизни которых

Половое влечение занимает подобающее ему место, но никогда не исчерпывает и

Не покрывает всего характера и мотивов поведения. В частности, осуждение

Гамлетом матери обусловлено именно тем, что чисто физическое влечение

Заставило Гертруду забыть о высоком чувстве любви, связывавшем ее с покойным

королем. Как в "Гамлете", так и в других произведениях трагическою периода,

где встают эти вопросы, Шекспир занимает неизменно одну позицию: он всегда с

Осуждением пишет о людях, которые под влиянием слепого полового инстинкта

Забывают о подлинной человечности. Сведение мотивов поведения Гамлета к

"эдипову комплексу" означает принижение героя и такое "ужение смысла

Трагедии, которое лишает ее социальной и философской наполненности. Это

никак не согласуется с действительным содержанием трагического шедевра

Шекспира.

Завязкой трагедии являются два мотива: физическая и нравственная гибель

Человека. Первое воплощено в смерти отца, второе в нравственном падении

Матери Гамлета. Так как они были самыми близкими и дорогими для Гамлета

Людьми, то с их гибелью и произошел тот душевный надлом, когда для Гамлета

Вся жизнь утратила смысл и ценность.

Вторым моментом завязки является встреча Гамлета с призраком. От него

Принц узнает, что смерть отца была делом рук Клавдия, Как говорит призрак,

"Убийство гнусно по себе; но это

Гнуснее всех и всех бесчеловечней" (I, 5).

Гнуснее всего - потому что брат убил брата и жена изменила мужу, иначе

Говоря, люди, наиболее, близкие друг другу по крови, оказались злейшими

Врагами, предавшими и погубившими того, кого они должны были бы любить и

Оберегать. Если уж дошло до этого, то, значит, гниль разъедает самые основы

Человеческой жизни.

Что больше всего почрясло Гамлета в речи призрака? То, что ни одному

Человеку, даже самому близкому, нельзя верить. Гнев Гамлета обращается и

против матери и против дяди: "О пагубная женщина! - Подлец, улыбчивый

подлец, подлец проклятый!" (I, 5) Пороки, разьедающие человеческие души.

Спрятаны так глубоко, что их и не различишь. Люди научились прикрывать их.

Клавдий не тот подлец, чья мерзость видна уже в самом его внешнем облике,

как, например, в Ричарде III. Он "улыбчивый подлец", прячущий под маской

Веселья и благодушия величайшую бессердечность и жестокость.

Как ни велико потрясение. Гамлета, дело для него и в данном случае не

Только в частном факте, касающемся лично его и близких ему людей. Они

Представительствуют за все человечество, и Гамлету есть от чего

Содрогнуться, когда он узнает, что зло не философская абстракция, а страшная

Реальность, находящаяся совсем рядом с ним, в людях, наиболее близких ему по

Крови.

Но призрак не только рассказал Гамлету о преступлении Клавдия и вине

Гертруды, он возложил на сына задачу мести. Гамлет принимает ее. Им

Руководит не одно сыновнее чувство. Мы уже достаточно знаем героя, чтобы

Понимать его побуждения. Для него это становится делом всей жизни. Он

искренен, когда клянется забыть все, кроме мести;

"Ах, я с таблицы памяти моей

Вес суетные записи сотру,

Все книжные слова, все отпечатки,

Что молодость и опыт сберегли;

И в книге мозга моего пребудет

Лишь твой завет, не смешанный ни с чем..." (I, 5).

Мы видели, что до этого у Гамлета было одно преобладающее жение - уйти

Из жизни, расстаться навсегда с ее злом и мерзостью. Теперь сознание того,

Что жизнь ужасна, в Гамлете возросло и укрепилось. Со свойственной ему

способностью обобщения он говорит (перевожу дословно): "Время вывихнуло

сустав" (I, 5). Не совсем точно переводить "время" словом "век", ибо это

Несколько сужает смысл того, что хочет выразить Гамлет. В поэтическом языке

Шекспира "Время" означает всю жизнь в ее бесконечном течении. И если Гамлет

говорит о том, что "время вывихнуло сустав", то это означает, что порушены

Вечные основы жизни. По мнению сторонников философии пессимизма, трагедия







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.