|
Управление рисками государственных закупок на основе объектно-ориентированного моделирования ситуации ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Модель (фр. modele, от лат. modulus — «мера, аналог, образец») — некоторый материальный или прогнозируемый объект или явление, являющийся условной, схематичной версией моделируемого объекта или явления (прототипа) и в достаточной степени повторяющий свойства, существенные для целей конкретного моделирования (за исключением несущественных свойств, в которых он может отличаться от прототипа). В данном случае модель применяется для нужд анализа и синтеза имеющейся информации и дальнейшего моделирования развития ситуации. В качестве модели выступает карта рисков реализации системы государственных закупок. Моделью может быть серийный повторяемый проект, имеющий набор определенных, свойственных только данной модели параметров и характеристик. Например, основными параметрами карты рисков в данном случае будут выступать вероятность и уровень потерь в результате воздействия рисков. Это делается даже в одном ряду изделий (проектов). Модель решений может иметь несколько версий или вариантов, что является моделированием деятельности, проектирования, управления большими проектами и т. п. Разрабатываемые в рамках рассматриваемого подхода управления рисками государственных закупок модели носят информационный, логический и образный характер. В данном случае моделирование — исследование объектов (систем управления рисками государственных закупок) на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих отдельного субъекта. Процесс моделирования включает три элемента: · субъект (исследователь), · объект исследования, · модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта. В общем виде алгоритм моделирования ситуаций выглядит следующим образом. Первый этап построения модели предполагает наличие знаний об объекте исследования. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть моделью), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от исследования других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации. На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Конечным результатом этого этапа является множество (совокупность) знаний о модели. На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал — формирование множества знаний. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели. Четвертый этап — практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им. Моделирование — циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т. д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта или ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах. Построение количественной системы управления рисками государственных закупок на основе объектно-ориентированной модели предусматривает выполнение определенной процедуры, включающей в себя несколько основных этапов. (Структура количественной системы управления рисками в данном случае состоит из следующих основных элементов: 1. Выявление основной системы рисков: факторов, причин, соответствующих конкретному виду риска. 2. Построение карты рисков, присущих конкретному объекту. 3. Определение методов оценки, наиболее доступных для конкретных видов рисков. 4. Применение выбранных методов оценки рисков. 5. На основе результатов оценки рисков разработка системы мероприятий по снижению их негативного воздействия. 6. Оценка остаточной степени и уровня воздействия по каждому виду риска. 7. Построение карты остаточных рисков
[1] Это потребности в товарах и услугах, необходимых для обеспечения национальной безопасности, в том числе обороноспособности страны, формирования государственных резервных фондов, исполнения международных обязательств, для выполнения федеральных программ и присущих государству функций, жизнеобеспечения самих органов государственной власти. [2] ГК РФ ч.2 ст. 525. М. Проспект. 2005.С.105. [3] Гражданский кодекс РФ ч.1, М., Проспект, 2005, Ст. 420. С. 797. [4] ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от21.07.2005. ст.9. [5] Так как по своей социально-экономической сущности закупки на муниципальном уровне, наряду с федеральными и региональными закупками, решают общую задачу удовлетворения общественных потребности, они осуществляются на общих принципах в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ. [6] Афанасьев М.В., Афанасьева Н.В., Кныш В.А. «Гсударственные закупки в рыночной экономике». СПб. СПбГУЭФ. 2004.С.91. [7] Федорович В.А., Патрон А.П., Заварухин В.П. «США: Федеральная контрактная система и экономика».М. Наука. 2002. С. 863-864. [8] Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ, 2005г. Ст.9. [9] В том числе, нормы по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд (ст.525-534 ГК РФ), по выполнению подрядных работ для государственных нужд (ст.763-768 ГК РФ). [10] В российской практике с началом перестройки господствовало понятие государственного заказа как рудимента планово-распределительной системы. В известной программе «500 дней» размещение реализацию государственных заказов предполагалось осуществлять органами Государственной контрактной системы, по принципу «отклонений», когда не срабатывает рыночный механизм (раздел 1,гл.5). [11] Базовыми законами являлись: Закон Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992г., Федеральный закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994г. [12] Специфика деятельности государства на товарном рынке 1992-1994гг. заключалась в том, что оно мало кому вовремя платило и стало в конце концов основным задолжником. См. Нестерович Н. Методу проб и ошибок пора в архив. Риск. 1996..№1. [13] В первую очередь ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 6 мая 1999г. №97-ФЗ. [14] Закон разработан в соответствии с требованиями международно-правовых документов, актов Всемирной торговой организации (ВТО), Всемирного банка, Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли. [15] В этих целях 2 февраля 2006г. принят Федеральный закон №19 ФЗ, вносящий соответствующие необходимые изменения в целый ряд федеральных законов, в первую очередь в Гражданский и Бюджетный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях.
[16] данные Аудиторско-консалтинговой компании ФБК. [17] Следует отметить к концу 2006г. вышло ряд нормативных актов, устанавливающих правила определения начальной цены контракта для государственного оборонного заказа. [18] Реализация программы обучения и подготовки специалистов для сферы государственных закупок предполагается в рамках запускаемого проекта «Реформа государственных закупок 2», финансируемого ЕС, его бюджет составляет 3млн. евро. Проект осуществляется совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной антимонопольной службой России, рассчитан до 2008г. и имеет целью использование европейского опыта, передовых инструментов и технологий мониторинга для содействия организации эффективной и прозрачной системы заключения и реализации государственных и муниципальных контрактов.
[19] В правовой литературе по этому вопросы представлены различные точки зрения. Одни авторы считают его административным договором, другие склонны считать его особым типом гражданского договора, стоящим в одном ряду с предварительными и публичными договорами. Например, см. Правовая характеристика государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд в монографии «Госзаказ в системе государственного регулирования экономики». Кемеровский госуниверситет. 1999.С.85-97. [20] Доклад С. Иванова в Государственной Думе. Интернет-портал Правительства РФ. 07.02.2007. [21] Например, в США осталось менее пятидесяти государственных оборонных предприятий, остальные находятся в руках у частного капитала или представляют собой смешанную собственность. Однако государство посредством размещения и реализации государственных заказов полностью определяет и контролирует развитие этого сектора экономики. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|