Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Билет 10 Композиция в живописи.





Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать

основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в

композиции - создание художественного образа.

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание

Различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В

Изобразительном искусстве композиция - это построение художественного

произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Слово "композиция" в качестве термина изобразительного искусства регулярно стало

употребляться, начиная с эпохи Возрождения. Порой словом "композиция" называют

Картину как таковую - как органическое целое с выраженным смысловым единством,

подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае

Неважно, к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют

термином "композиция" как законченное произведение искусства.

В другом случае термин "композиция" означает один из основных элементов

Изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение искусства.

Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Веками

Художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате

Мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения

Размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник,

Пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.). В этом можно убедиться,

рассмотрев картины: И. Вишнякова "Портрет Ксении Тиши-ниной", Н. Пуссена "Пейзаж с

Полифемом" и "Аркадские пастухи", П. Рубенса "Снятие с креста", К. Лоррена "Пейзаж с

мельницей", Леонардо да Винчи "Мадонна в гроте"

Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого

Подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные

Направления линий стягиваются к центру. Построение ее по

Форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает

Необходимое решение.

А. РУБЛЕВ. Троица Ветхозаветная.

Замкнутая композиция

Замкнутая композиция. Схема

Если вам необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор,

То не следует его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или

Зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции.

Основные направления линий из центра.

И. ШИШКИН. Рожь. Открытая

Композиция

Открытая композиция.

Схема

Когда в эпоху Возрождения изменилась концепция мира и на смену замкнутого мира

Пришел мир бесконечный, то и на смену замкнутым композициям пришли открытые. В

Дальнейшем зарубежные и русские художники разработали новые типы композиции и

Использовали традиционные в зависимости от замысла произведения.

Конечно, не стоит преувеличивать значение композиционных схем. Художник,

Воплощая замысел, опирается прежде всего на свое образно-зрительное представление о

Будущей картине. Но в период обучения основам композиции очень полезно использовать

такие схемы, так как они помогают найти соотношения различных частей картины \или

Рисунка, уяснить общую структуру композиции. Эти схемы имеют вспомогательное

Значение. Постепенно, приобретая опыт, можно научиться строить композиционные

Схемы только мысленно.

ВЕЛАСКЕС. Сдача Бреды

В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно

Веласкеса "Сдача Бреды". Это - одна из наиболее ясно читаемых композиций, благодаря

Четкому распределению масс, чередованию темных и светлых пятен. Сюжетно-

Композиционный центр совпадает с центром холста. Две фигуры, расположенные в

Центре, нарисованы на фоне дали. Голова человека, подающего ключи от крепости,

Подчеркивается большим белым воротником, выразительно передан силуэт правой руки с

Ключом. Его полусогнутая поза говорит о необходимости сдаться на милость победителя.

Фигура человека, принимающего ключи, написана на светлом фоне пейзажа. Его

Лицо выглядит светлым пятном на темном фоне, оно обрамлено темными волосами

И светлым воротником. Везде контрасты и противопоставления. Шарф, диагонально

Перевязывающий костюм, и силуэт лошади справа позволяют подчеркнуть одну из

Диагоналей картины.

Другую диагональ полотна образуют знамя, положение рук центральных фигур и оружие

В левом углу картины.

В истории искусства большую роль играли как процессы выполнения общепринятых

Канонов композиции (античность, Возрождение, барокко, классицизм и др.), так

И стремление избавиться от жестких канонических схем использовать свободные

Композиционные приемы (XIX-XX вв.). Композиция, отвечающая индивидуальным

Творческим поискам художников, способна вызвать разнообразные ассоциации, чувства и

Эмоции.

Композиционная схема

Плановость в композиции

Контрасты темного и светлого в композиции

Композиции подвластно многое. С помощью

Композиционных средств можно передать на картине

События, имеющие протяженность во времени, то есть

Происходящие не одновременно, а одно за другим.

Этими приемами хорошо владели древнерусские

Иконописцы. Например, мастера новгородской школы

XV века, чтобы рассказать о битве суздальцев с

Новгородцами, использовали трехъярусную фризовую

Композицию, то есть как бы три отдельные картины,

Показывающие каждая определенный эпизод, они расположены одна над другой, но

Вместе с тем составляют единое целое. Еще один распространенный прием

Построения композиции для передачи событий, происходящих в разное время и в разных

Местах,- объединение в одно целое нескольких сюжетов. Как правило, это крупное по

Размеру изображение в центре холста и небольшие

Рисунки вокруг него. Примеры такого построения

Композиции можно встретить в иконописи, народном

Искусстве, книжной графике и других видах искусства.

Композиционные приемы в полной мере зависят от

Видов искусства. Наряду с общими закономерностями

Композиции каждый вид искусства имеет свою

Специфику и даже одно и то же композиционное

Средство может использоваться по-разному. В

Живописном произведении композиция должна казаться естественной и органичной, не

Навязывать зрителю идею картины, а как бы незаметно подводить его к ней с тем, чтобы

он проникся ее содержанием и замыслом художника. Если в живописи композиция

Помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-

Прикладном искусстве художник композиционными приемами, наоборот, стремится

Подчеркнуть объем или плоскость украшаемого объекта. В декоративной композиции

Тема может быть выражена способами, принципиально отличающими ее от композиции

Картины. Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в таком

случае дальние планы помещают над ближними, как в древнерусской иконе. В

Иконописи и народном искусстве привлекают ясность образа, необыкновенная цельность,

Плавность и текучесть линий.

Следует обратить внимание на композиционные приемы народного орнамента в







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.