Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Изделиях исконно русских промыслов. Пластически-ритмический принцип является





Основой гармонии в изделиях Хохломы, Городца, Павловского Посада и других

Традиционных центров.

Тематическую декоративную композицию можно сравнить не только с орнаментом,

Где есть мотив, но и с узором, свободно заполняющим плоскость. При всем своеобразии

Декоративного изображения оно совершенно не исключает последовательности, не

Лишено возможности вести сюжетный занимательный рассказ, даже иллюстрации к книге

Могут быть выполнены декоративно.

Декоративная тематическая композиция - особый художественный мир со своим

Условным порядком, а иногда и конкретными, легко узнаваемыми персонажами, которые

Соотносятся друг с другом совсем не так, как в реальной действительности.

Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны

Между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на

Достижение выразительности и цельности художественного произведения.

Поиск оригинального композиционного решения, использование средств

Художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла

Художника, составляют основы выразительности композиции.

Итак, рассмотрим основные закономерности построения художественного

Произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции.

Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого,

Веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п.

Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное

произведение. Леонардо да Винчи в "Трактате о живописи" говорил о необходимости

Использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с

Тонким), фактур, материалов, объема, плоскости и др. Тональный и цветовой контрасты

Используются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра.

Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот,

Темный - на светлом.

На картине В. Серова "Девочка с персиками" (ил. 36)

Можно хорошо видеть, что смуглое лицо девочки

Выделяется темным пятном на фоне светлого окна. И хотя

Поза девочки спокойна, все в ее облике бесконечно живо,

Кажется, что она сейчас улыбнется, переведет взгляд,

Пошевелится. Когда человек изображен в типичный момент

Своего поведения, способным на движение, не застывшим,

Мы восхищаемся таким портретом.

Пример использования контрастов в многофигурной тематической

композиции - картина К. Брюллова "Последний день Помпеи" (ил. 37).

Она отображает трагический момент гибели людей во время извержения

Вулкана. Композиция этой картины построена на ритме светлых и

Темных пятен, разнообразных контрастах. Главные группы фигур

расположены на втором пространственном плане. Они выделены самым

Сильным светом от вспышки молнии и поэтому наиболее контрастны.

Фигуры этого плана особенно динамичны и выразительны, отличаются

Тонкой психологической характеристикой. Панический страх, ужас,

Отчаяние и безумие - все это отразилось на поведении людей, их позах,

Жестах, действиях, лицах.

Для достижения цельности композиции следует выделить центр

Внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей,

Приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно

Добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.

Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит

Действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания

Картины. Единства впечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти

Необходимые средства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный

Интерьер или пейзаж.

Итак, цельность композиции зависит от способности художника подчинить

Второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо,

Чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как

Самое важное оставалось незамеченным. Каждая деталь должна восприниматься как

Необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора.

Запомните:

• ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без

ущерба для целого;

• части не могут меняться местами без ущерба для целого;

• ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции

Без ущерба для целого.

Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои рисунки более

Выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее

Достигнуть успеха. Порой сознательное нарушение композиционных правил становится

Творческой удачей, если помогает художнику точнее воплотить свой замысел, то есть

Бывают исключения из правил. Например, можно считать обязательным то, что в

Портрете, если голова или фигура повернуты вправо, перед ними необходимо оставить

Свободное место, чтобы портретируемому, условно говоря, было куда смотреть. И,

Наоборот, если голова повернута влево, то ее сдвигают вправо от центра.

В. Серов в портрете Ермоловой нарушает это правило, чем добивается поразительного

Эффекта - создается впечатление, что великая актриса обращается к зрителям, которые

Находятся за рамой картины. Целостность композиции достигается тем, что силуэт

Фигуры уравновешивается шлейфом платья и зеркалом (ил. 38). Можно выделить

Следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики),

Золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии,

Равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр,

Равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику,

Симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом,

Средства композиции - это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы

И правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной

Выразительности композиции. Здесь названы не все, а только основные

Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной

Последовательности

Правило передачи движения:

• если на картине используются одна или несколько диагональных

Линий, то изображение будет казаться более динамичным

• эффект движения можно создать, если оставить свободное

Пространство перед движущимся объектом

• для передачи движения следует выбирать определенный его

Момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его

Кульминацией.

Кроме этого, изображение будет казаться движущимся, если его части воссоздают не

один какой-либо момент движения, а последовательные " его фазы. Обратите внимание

На руки и позы плакальщиков древнеегипетского рельефа. Каждая из фигур застыла

В определенном положении, но, рассматривая композицию по кругу, можно увидеть

Последовательное движение. Движение становится понятным только тогда, когда мы

Рассматриваем произведение в целом, а не отдельные моменты движения. Свободное







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.